Слово
к читателям |
Все-таки надо временами
устраивать себе напоминания - в какой стране
живешь и за что в этой самой стране не любят
москвичей. Даже после кризиса Москва по
сравнению со всей остальной Россией если и не
напоминает Нью-Йорк в миниатюре, как иногда
утверждается, то, во всяком случае, сильно
отличается от всей остальной страны и по уровню
жизни, и по ее темпу, насыщенности событиями,
контактами и неожиданностями. В публикуемых ныне
в дружественном нам "Jazz-квадрате" мемуарах
вильнюсского барабанщика Владимира Тарасова
впечатлил пассаж - мол, один день в Нью-Йорке
вмещает столько всего, что в Европе на то же самое
понадобилась бы неделя, а в СССР - год. Это г-н
Тарасов пишет о середине 80-х. Так вот если для
Москвы сие уже давно не верно (субъективно Москва
приближается к европейским показателям), то для
России-матушки - суровая истина. Понятное дело,
телевидение, Интернет и прочие буржуазные штучки
несколько разбавили чистоту этого событийного
вакуума. И все равно - пустыня. Вот на нашем
редакционном столе лежит буклет новокузнецкого
джазового фестиваля (репортаж с которого см.
ниже). Часть буклета занимает полный список
мероприятий (кроме регулярных выступлений
местных музыкантов), проведенных новокузнецким
джаз-клубом за весь минувший год. Их, мероприятий,
за год было восемь. То есть одно в сорок пять дней.
И это не потому, что джаз-клуб такой ленивый: как
раз новокузнецкий джаз-клуб - один из самых
активных в стране, а его руководитель Анатолий
Берестов заслуживает памятника за свое
подвижничество. Просто таков ритм жизни вне
Москвы. Это еще хороший вариант! Новокузнецк ведь
- даже не областной город. Областной город в тех
краях - Кемерово, город крупный, что называется -
развитой промышленный центр. Там - тишина. Не
нашлось своего Берестова, энтузиаста, который
стал бы катализатором и электродом местной
джазовой жизни - ее, джазовой жизни, и нет. Нет, и
все. Музыканты, какие в Кемерово есть, либо
спиваются, либо уезжают (как, например, басист
Сергей Шуранов, перебравшийся в Москву; более
давний пример - трубач Вячеслав Гайворонский,
сбежавший из Кемерово в конце 70-х в Ленинград). А
жизни джазовой нет, при том, что население
Новокузнецка вряд ли по своим эстетическим
запросам сильно отличается от Кемерово (два
промышленных города, между ними - всего 270 км,
климат одинаковый... и т.п.). Будь в Кемерово
энтузиасты - через несколько лет была бы такая же
отзывчивая и чуткая джазовая аудитория, как в
Новокузнецке или в Новосибирске. Но их нет... Да
разве одно Кемерово такое? Возьмем физическую
карту страны и сравним ее с, так сказать, джазовой
картой. Где на джазовой карте такие города -
немаленькие, заметим, города - как, скажем, Псков,
Калуга, Смоленск, Астрахань, Волгоград, Омск...
продолжить по вкусу? Нет таких. Зато на этой карте
есть крохотный Обнинск, потому что там есть
энтузиаст Давид Гонюх; есть Тверь, небогатая
своими музыкантами, но исправно принимающая
приезжих; есть Архангельск, Ярославль, Курск,
Новосибирск... Ну, и Москва с Петербургом,
естественно, но это все-таки - другая страна.
Другая страна! Это, пожалуй, ключевое понятие.
Говорим на одном языке, смотрим одно телевидение
и носим одни и те же турецкие тряпки - вот,
наверное, и все общее. Остальное - пропасть.
Конечно, часть "остальной России" живет
лучше, часть - хуже, в одной области местная
власть ворует внаглую, в другой - по-Божески, в
одном городе стало по сравнению с советскими
временами куда хуже (да и было отвратительно), в
другом - стало лучше (да и было неплохо)... Все это -
местные различия, неизбежные в такой нелепо
большой стране, как Россия. Но факт есть факт:
темп и интенсивность жизни, в том числе (коль
скоро наш журнал посвящен джазу) - и джазовой
жизни, в Москве и в Остальной России
принципиально различаются. Это первое. Второе -
на просторах Остальной России джазовая жизнь
пока не может бурлить, пусть и слабо, но сама по
себе, как это в силу чисто экономических причин
происходит в Москве. Она может происходить
только тогда, когда есть энтузиасты, которые ее
будут устраивать. Это - необходимое условие.
Спонсоры, залы, реклама - все это приложится. И уж
в любом случае приложится аудитория.
Ведь если, за отсутствием энтузиастов, в большом
городе нет джазовой жизни - это не значит, что
совсем нет джазовой аудитории. Ну скажите, кто в
последние годы мог всерьез говорить как о
джазовых городах об Орле, Туле, Тамбове? А в
прошлом году, когда через эти города пролег
маршрут передвижного фестиваля "Джазовая
провинция", перед сценами стояли сотни
слушателей, абсолютно открытых, понимающих,
может быть - не "профессионально
искушенных", но, во всяком случае, совершенно
готовых к восприятию джаза и желающих этого.
Следовательно, спроса может не быть за
отсутствием предложения. И естественно. Было бы
странно предположить, что в одних городах люди
биологически расположены слушать горячую, живую
и интересную музыку, а в других городах -
биологически нет. Чушь. Большой процент людей, с
удовольствием воспринимающих такую музыку,
уставших от бесконечно тянущихся липких потоков
унылой синтетической попсни - не миф, они, эти
люди, есть везде. И, если создать предложение,
спрос проявится сразу же и начнет развиваться.
Какой же из всего этого следует вывод? Страна у
нас какая-то очень большая. Развита она как-то
совсем неравномерно. Запас развития у нее, хоть и
кажется несуществующим, на самом деле есть, и
даже немаленький. Хотите слышать джаз в своем
городе? Помогите энтузиастам, которые это
устраивают. Нет энтузиастов? Станьте ими, и все
будет отлично! |
|
|