Грянул оркестр, и
попурри на темы бессмертной музыки Дюка
Эллингтона зазвучало в переполненном зале
томского драмтеатра.
В этом году музыкальный мир отмечает две даты,
связанные с великим маэстро: столетие со дня его
рождения и четверть столетия со дня смерти.
Пожалуй, теперь можно согласиться с таким
утверждением, что самыми оригинальными вкладами
Америки в мировую культуру являются музыка
Эллингтона и мультфильмы Диснея. Передать
словами джазовую музыку вообще и Эллингтона - в
частности чрезвычайно трудно. Ее нужно слушать и
ощущать каждой клеточкой своего организма.
Джаз - порождение XX века - несмотря на все
коллизии, можно услышать во всех уголках нашей
планеты. И в нашем городе тоже достаточно много
любителей этой яркой и жизнерадостной музыки,
что показали последние крупные джазовые
мероприятия, проходившие в драмтеатре и Большом
концертном зале.
Разумеется, наш город, "сибирские Афины", как
его называют, не мог не отметить знаменательную
дату, которую отмечают во всем мире: 100-летие со
дня рождения выдающегося джазового музыканта
Эдварда Кеннеди - "Дюка"- Эллингтона.
26 апреля в драмтеатре состоялся вечер под
названием "Без свинга нет музыки". Программа,
естественно, состояла из произведений, которые
созданы Эллингтоном и участниками его
знаменитого оркестра. Размах мероприятия,
конечно, был чуть меньше, чем в Москве, Питере или
Новосибирске. Но темперамент исполнителей и
слушателей, я уверен, был не меньшим!
Дух звучания былого оркестра Эллингтона
попробовал передать местный биг-бэнд Владимира
Писанко, исполнивший, кроме попурри, несколько
хитов Дюка. Этот оркестр был приписан к бывшему
военному училищу связи. Музыканты джазом
занимались в перерывах между разучиванием и
исполнением военных маршей. И это пока
чувствуется: медь звучит по-военному жестко, даже
при исполнении "В мягких тонах". Ярких
солистов в оркестре пока нет. Единственно
неплохо прозвучало соло альт-саксофониста Игоря
Новицкого в "Прелюдии к поцелую", отдаленно
напомнившее звук саксофона Вилли Смита, когда
тот работал у Дюка. Но, я надеюсь, у музыкантов
достаточно профессионализма и опыта, чтобы
сделать со временем звучание оркестра более
джазовым и выдвинуть достойных солистов.
Атмосфера в зале и на сцене резко изменилась,
когда к оркестру присоединились уже известные
томичам музыканты: выдающийся российский
вибрафонист Игорь Уваров, замечательный трубач
Андрей Лобанов, неутомимый барабанщик Владимир
Кирпичев (все из Новосибирска) и участники
любимого томичами ансамбля "Горячий сибирский
джаз" в составе лидера Асхата Сайфуллина(контрабас),
Виктора Королева(скрипка), Евгения Миронова(клавишные).
Красиво и нежно, с долей джазовой хрипотцы,
прозвучала скрипка заслуженного артиста России
Виктора Королева в "Искушенной леди".
Темпераментно сыграл свое соло Лобанов в
знаменитом поезде "А". Кстати, услышать и
оценить игру Андрея теперь могут и москвичи: он
стал солистом биг-бэнда, созданного недавно
Игорем Бутманом. Андрей прошел хорошую школу в
новосибирском оркестре Владимира Толкачева и
теперь, можно надеяться, у него, как музыканта
джаза, неплохое будущее.
Второе отделение концерта полностью заняли эти
шестеро музыкантов, доказав слушателям свою
любовь к джазу и насколько хороша музыка Дюка
Эллингтона. Игорь Уваров в очередной раз
подтвердил свое безупречное владение
инструментом и чувство свинга.Вся шестерка
отдавалась исполнению вещей, как будто играют в
последний раз и после концерта у них отберут
инструменты.
Не обошлось и без некоторого театрального
действа, когда в середине второго отделения
концерта на сцену взошел известный российский
политик, депутат Госдумы Степан Сулакшин.
Музыканты воспроизвели несколько тактов "C Jam
Blues", а он посидел полминуты у раскрытого рояля
с опущенными руками a-la Кейдж. Затем так же
величественно сошел в зал, предварительно
получив поздравления с недавним рождением
дочери. И все это не стоило бы упоминания, если бы
не совпадение: Степан Степанович родился тоже 29
апреля, но годами несколько позднее Эллингтона.
Под бурю оваций, восторженный рев и
одобрительный свист находящихся в зале секстет
закончил свое выступление легендарным "Караваном".
Вечер вполне удался и для многих останется
незабываемым. Продюсером проекта, как всегда, был
томский контрабасист Асхат Сайфуллин. Афиша,
буклет, оформление сцены с большим вкусом было
выполнено архитектором-дизайнером Николаем
Рыбаковым, не однажды оформлявшим фестивали
джаза в Томске и Новосибирске.
На минуточку представим: думал ли Дюк Эллингтон,
что в каком-то не вполне проснувшимся от зимы
городе, "в сибирской дальней стороне", будут
говорить о нем и восторженно слушать его музыку,
хотя и в местном исполнении? Вот она, сила и
неувядаемость музыки, не признающей границ,
идеологий и прочих придуманных преград!
Валерий Рыбаков, Томск
|