Трубач Вячеслав
Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г.,
закончил Ленинградскую консерваторию по классу
трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по
распределению (джазом там занимался как
любитель; больше того, временно оставив
профессиональное музицирование, закончил в
Кемерово медицинский институт и работал там
врачом). В конце 70-х Гайворонский вернулся в
Ленинград, включился в джазовую жизнь города и в
1979 г. создал дуэт с 17-летним контрабасистом
Владимиром Волковым, просуществовавший свыше 15
лет. Оцененный критиками как один из лучших
камерных составов российского нового джаза, дуэт
выпустил 2 LP на ВФГ "Мелодия" ("Аванс
прошлому" и "Русские песни"), CD на лейбле
SoLyd Records ("Путешествие Янки Дудля", 1994), ряд
альбомов за рубежом. В начале 90-х оба участника
дуэта неоднократно признавались критиками
лучшими в СССР по своим инструментам. Дуэт
распался в 1997 году, и Вячеслав Гайворонский
создал новый дуэт - с аккордеонисткой Эвелиной
Петровой, дуэт, еще дальше отстоящий от
традиционного джаза и признанный многими
специалистами одним из наиболее интересных
проектов новой импровизационной музыки в России. Давайте
начнем с истории возникновения вашего нынешнего
проекта - дуэта с аккордеонисткой Эвелиной
Петровой.
- Он появился довольно спонтанно, как многое в
этой жизни. Это - осколок довольно большого
состава, который - к сожалению, уже задним числом -
можно было бы назвать уникальным: это был септет
со струнными, флейтой, аккордеоном, трубой,
тубой... Была очень интересная программа, потом
лодка стала раскачиваться, люди разошлись... Так
получилось, я тогда взял экспериментальный
музыкальный курс у нас в Академии театра (бывший
ЛГИТМИК - ред.), кстати, параллельно курс взял Митя
Покровский. Мы с ним имели в виду, что через
некоторое время объединим наши эксперименты -
его со стороны фольклора, мой - со стороны, так
сказать, чистой музыки. Вот тогда я и создал этот
состав, часть его составляли студенты, часть -
преподаватели. Потом состав стал уменьшаться,
двое музыкантов ушли, один погиб... И я понял, что
пора подбирать себе партнера. Так часто бывает -
создается тандем, сыгрывается, и если он хорошо
сыгран - легче найти третьего. Собственно, так оно
и происходит сейчас, я не думаю, что дуэт - это
такая замкнутая форма, как банка консервов.
Просто идет создание программы, она всегда
сначала получается какая-то болезненная и
эклектичная, а потом она шлифуется, лишнее -
отбрасывается. Вот мы как раз сейчас в таком
программном раздрае существуем. Нет пока
необходимой программной плотности, а я считаю,
что программа должна быть композиторски очень
плотной, что не нужно разбрасываться в
полистилистике... Хотя, может быть, можно и
показать эдакую пестроту, как на ярмарке - всего
понемножку. Дуэт до сих пор в стадии поиска и
утверждения своего письма, своего почерка. Хотя
мы вместе уже почти два года.
В октябре я слушал вас в Москве, в ЦДХ, с музыкой
к немому фильму Эйзенштейна "Вива Мексика".
Там в исполнении участвовал третий музыкант - ваш
прежний партнер Владимир Волков. Как получилось,
что вы играли одновременно с участниками обоих
своих дуэтов - прежнего, прославившего ваше имя, и
нынешнего?
- Начнем с того, что я к перемонтированной версии
этого фильма писал в свое время музыку. Нас
попросили свободно помузицировать при показе
фрагментов этого перемонтажа. Должен был
подъехать Алексей Айги и еще ряд москвичей,
которых в результате под рукой не оказалось из-за
каких-то организационных неурядиц. Володя Волков
знал, что у нас должно быть такое мероприятие. А
мы ведь с ним дружим, у нас все нормально, просто в
творческом плане у нас с ним разные призвания,
разные пути, что ли. Потом, он же тоже хочет пройти
через какие-то тернии, а чтобы через них пройти,
нужно попробовать многое. Пусть он в людях
покопошится, в разных стилях музыки поиграет и
потом, может быть, поймет, что нужно выбрать
что-то одно - как стиль, как свое мировоззрение. И
поэтому такие, в общем-то, случайные акции вполне
возможны. Я сам, правда, стараюсь уходить от
тусовок, но в возрасте поиска это очень важно.
Единственное что - невозможно больше содержать
наш дуэт, потому что это, в общем-то, собачья
работа. Нельзя к этому подойти халатно, любой
кикс, любая неточность моментально слышна, бьет
по ушам, и в этом плане работа, с одной стороны,
благодарная - с точки зрения слушателя - а с
другой, очень трудная. И потом, в дуэте, если не
идет игра - все рушится, потому что не за кого
спрятаться.
Как так получилось, что за долгие, в общем-то,
годы работы - больше двадцати лет - дискография с
вашим участием тем не менее довольно скромная?
- Это по судьбе так получилось. Не было
человека, который бы поверил в меня и сказал -
знаешь, я возьмусь, давай все это реализуем.
Собственно, только в этом была проблема - не было
продюсера. Вышло что-то на "Мелодии", и один CD
- у Андрея Гаврилова на SoLyd Records. Вообще вместе с
ним мы планировали записывать все наши с
Волковым программы, и хорошие, и болезненные
-весь феномен дуэта, сработавшего двадцать
программ. А реализовал три. И то я не считаю это
полноценной реализацией, потому что две первые
пластинки писались на фирме "Мелодия", а там
был лимит времени. Все сделано наскоро, а нам
говорят - все нормально, мы так и выпустим. Тогда
нужно было встать в позу, добиться своего, но
этого не произошло. Я не считаю, что это - работа в
радость для меня и для Володи, но раз уж она
произошла - значит, произошла. Хотя возможности
посидеть в студии как следует не было. Да что там
как следует - даже очень скромно. Представьте
себе, оба диска были сделаны за две смены по
четыре часа... Так что судьба к нам не благоволила.
Мы сидели с Володей и говорили: давай все запишем.
Но ведь во что все упирается? Студия - это деньги.
И с каждым годом все большие. Мы, может быть, даже
готовы были бы сейчас сесть и записать все
двадцать программ. Но с каждым годом все это
утяжеляется, с каждым годом я становлюсь другой и
Володя становится другой. И как все вспоминать,
когда внутри уже все другое? Хотя все-таки есть
такой вариант, но ведь это Володе надо бросить
все, закрыться от любых контактов... если уж
делать как следует. Ну, пока вот так все и
обстоит...
А с Эвелиной вы уже записывались?
- Да, мы только что выпустили пластинку на Leo Records,
в Лондоне. У нас пока еще только два пробных
экземпляра. Это профессиональная студийная
работа. Есть еще идеи, проекты, но пока запись
одна. И потом, неизвестно, когда она доберется до
России. Лео Фейгин-то гораздо больше
заинтересован в том, чтобы это продавалось на
Западе, это же его хлеб.
Как в Питере выживают музыканты, которые
занимаются новой импровизационной музыкой?
- Как правило, музыкант не находит выхода
зарабатывать своей собственной музыкой, как это
бывает за границей. Некоторые пытаются как раз за
границей и зарабатывать. Кому не удается...
Помогает вторая работа, иногда совершенно не
связанная и даже не совместимая с музыкой. А у
меня, например, до недавнего времени совсем не
было работы. Положение было просто никакое. Потом
я нашел работу - она связана с радио. Я создаю
джазовые музыкальные программы на радио
"Гардарика". Преподавательская работа может
помочь, но я не считаю себя хорошим
преподавателем. Уж если идешь заниматься этой
работой, за которую платят такие гроши, что их
может хватить разве что на неделю скромной жизни
- надо чувствовать к ней склонность. Еще в Питере
существует две-три точки, на которых можно
поиграть, но это тоже не заработок... Причем для
меня, по моей стилистике, это только JFC, а я там
играю примерно раз в четыре месяца.
Не зовут или не хочется?
- Не зовут. Политика JFC стала такая... немножечко на
потребу. Туда все больше вторгается джаз для
"релакса", иногда - просто для пива. Я не
против - пусть будет такое, просто работы от этого
не прибавляется.
Часто вам удается играть на Западе?
- Пока мы работали с Володей - очень часто играли,
весь мир объездили. Ну, а с Линой... Я очень надеюсь
на новую пластинку, вышедшую на Leo, надеюсь, что с
ее выходом появятся предложения. Пока мы
выступили в Вене на фестивале "Хорошие новости
из России", в Будапеште и съездили на
международный фестиваль аккордеонистов имени
Астора Пьяццолы в Италию, где Лина получила
специальный приз "за оригинальную
композицию", мы мыграли пьесу, посвященную
памяти Пьяццолы...
Вообще говоря, я считаю, что всем музыкантам надо
дергаться. Надо просто меньше бояться неудач, и
тогда будет какой-то процесс. Просто так никто не
придет и никуда не позовет!
Беседовал Кирилл Мошков
Полностью интервью будет опубликовано в журнале
"Jazz-Квадрат".
|