Шестилетие портала "Джаз.ру": три взгляда из зала
Ну что ж, день рождения отпразднован и удался на славу, можно подводить итоги.
Портал "Джаз.ру" попотчевал всех пришедших более чем изысканными угощениями. "Меню" мероприятия было составлено так, чтобы зритель получил ну, может быть, и не исчерпывающую информацию о состоянии современной российской джазовой сцены, но, по крайней мере, имел некое представление о существующих на сегодняшний день в отечественном джазе жанрах и направлениях творческой мысли.
Празднование подразумевало проведение трех концертов, в которых, помимо довольно-таки молодых артистов (вокальный секстет A'Cappella ExpreSSS, "Фанки Лэнд"
Феликса Лахути, квартет
Алексея Круглова...), принимали участие такие "мастодонты" отечественного джаза, как, к примеру, вокалист-клавишник Сергей Манукян и его трио. Мастер тенор-саксофона
Игорь Бутман великолепно выступил вместе с молодым ансамблем
Ильи Ефимова из Нижнего Новгорода.
Новым этно-джазовым проектом порадовал саксофонист
Олег Киреев, превративший выступление своего "Фэн-Шуй Джаз-театра" в настоящее театральное действо. Вряд ли кого-то оставило равнодушным замечательное выступление пианиста из Новосибирска
Романа Столяра, поделенное на два концертных дня. Сильнейшее впечатление произвел эксцентричный проект пианиста Андрея Разина "Второе Приближение", музыку которого вообще сложно отнести к какому-либо из известных жанров. Нельзя также не отметить выступление гостей из Санкт-Петербурга - пианиста
Андрея Кондакова, контрабасиста Владимира Волкова и трубача Вячеслава Гайворонского, представивших весьма неординарную, неожиданную для многих зрителей программу. Особыми же гостями на этом мероприятии были американский вокалист Джей Ди Уолтер и русская звезда американского джаза - трубач
Валерий Пономарев, выступивший с трио замечательного московского пианиста
Льва Кушнира.
Джей Ди Уолтер, выступавший с молодыми российскими музыкантами, действительно показал класс вокального мастерства, буквально заворожив зал своим мягким голосом. А Валерий Пономарев, помимо великолепного джазового профессионализма, показал и свои недюжинные способности шоумена, постоянно общаясь с залом и ни на секунду не теряя контакт со зрителями, боявшимися упустить хоть одно движение мэтра.
Конечно, для составления полной картины следовало посетить все запланированные концерты, но вряд ли те, кто ограничился одним из трех дней праздничного джаз-марафона, пожалел о потраченном впустую времени. Лично мне каждый отдельно взятый день принес свою долю впечатлений и бурю эмоций, потому как дал возможность насладиться выступлением целого созвездия великолепных джазовых музыкантов.
Конечно, без ложки дегтя в этой бочке джаза не обошлось. И этих ложек было как минимум две.
Во-первых, удручающее впечатление как на зрителей, так и, полагаю, на музыкантов произвел заполненный менее чем наполовину зал. Большая часть кресел сиротливо пустовала, что как-то не вязалась с именитостью и мастерством выступающих артистов (не говоря уже о фантастически низкой цене на билеты). Причиной сего досадного недоразумения послужило весьма скудное количество рекламы концерта - информация о праздновании Дня рождения портала "Джаз.ру" была практически недоступна любителям джаза, не являющимся активными пользователями интернета.
Во-вторых, ни один из трех концертов не начался в 18-30, как было заявлено организаторами в афише. Конечно, в среднем получасовые задержки могли бы никак не отразиться на празднике, тем более что многие зрители по старой доброй московской традиции опаздывали к началу, а пришедшие вовремя вполне успешно развлекали себя созерцанием выставок в ЦДХ. Но в первый день подобная ситуация существенно сократила долгожданное выступление трио Сергея Манукяна, который, исполнив буквально три песни, покинул сцену по причине того, что уже в 20-00 у него должен был состояться еженедельный концерт в "М-баре".
Такой поворот событий вызвал легкое недоумение и определенную долю разочарования у поклонников Манукяна, явно ожидавших большего. Правда, великолепное исполнение всеми любимых хитов ("What A Wonderful World" и "Beautiful Love"), безусловно, сгладило негативное впечатление. Несмотря на крайнюю нервозность (перед началом выступления "самый солнечный человек российского джаза", как назвал Манукяна ведущий концертов - Кирилл Мошков, был мрачнее тучи и мерил шагами расстояние от артистической до входа в зал с крайне озабоченным выражением на лице), воссев за клавиши, Сергей Манукян сразу стал излучать в зал позитивную энергию, убеждая всех, что никакие форс-мажорные обстоятельства не могут помешать ему безукоризненно выступить и поделиться со зрителем своей любовью к джазу.
В общем и целом, вопреки известной пословице, бочка с медом испорчена не была - все музыканты отыграли программу просто великолепно, показав вершины импровизаторского мастерства и представив публике свои новые идеи и проекты, вряд ли оставившие кого-нибудь равнодушным. Самые впечатленные слушатели могли запросто приобрести диски с записями полюбившихся исполнителей, что называется, "не отходя от кассы" - прямо на выходе из концертного зала. Чем не забыла воспользоваться и я - теперь наслаждаюсь новинками российской джазовой сцены, не вставая с дивана. Хотя, безусловно, нет таких записей, как и нет таких слов, которые смогут передать все то джазовое волшебство, которым в течение трех незабываемых дней делились с нами творцы джазовой современности.
Лена Таращанская
Только-только отгремела "Джазовая провинция", а вот уже и новое событие - трехдневное действо в ЦДХ по случаю шестилетия, собственно, нашего портала "Джаз.Ру". Событие знаковое. Лучшие отечественные музыканты всех возможных джазовых направлений и стилей - фактически, живая энциклопедия современного российского джаза. Причем билеты в ценовом плане были доступны практически всем желающим. Тем обиднее, что многими это событие осталось незамеченным.
Из всего разнообразия выступавших коллективов и исполнителей мне чисто субъективно захотелось выделить три. Не потому, что они "самые-самые" в этой череде лучших, а потому, что они, на мой взгляд, доказывают наличие поступательного движения в джазе вопреки часто встречающимся утверждениям о кризисе жанра.
Весьма неплохо показала себя команда Funky Land во главе со своим идейным вдохновителем - молодым, но широко известным околоджазовой аудитории скрипачом Феликсом Лахути. Чего не отнять у Funky Land - так это зажигательности и позитивного напора. Подвижный и музыкально остроумный Феликс не дал расслабиться. Все пришлось ко двору - и впечатляющая техника владения инструментом, и вокальные вставки, и талант имитатора, и "вкусная" фактура танцевальных по своей сути аранжировок.
Что уж греха таить, вашей покорной слуге довелось слышать в зале весьма противоречивые оценки выступления этого коллектива: от восхищения до полного пренебрежения, граничащего со снобизмом. А мне на ум сразу пришла строчка Маяковского: "Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно..." Против фактов не пойдешь - многие слушатели, пришедшие на концерт, весьма бурно выражали свой энтузиазм по поводу творившегося на сцене. Значит, зацепило. Значит, срезонировало что-то в душе. А ведь в этом и состоит, по большому счету, основная эстетическая задача искусства.
Нужно отметить, что любители более "умной" музыки тоже не остались не у дел. В частности, не могу не остановиться на сольных выступлениях Романа Столяра, а также на акте совместного музицирования Вячеслава Гайворонского, Владимира Волкова и Андрея Кондакова.
Новосибирскому пианисту и композитору Роману Столяру в рамках празднования шестилетия "Джаз.Ру" довелось выйти на сцену дважды - он открывал концерт во второй и третий день. Первое выступление носило более академический характер, если можно так выразиться применительно к новой импровизационной музыке. Была исполнена "Сюита на случай" - образное, иллюстративное и одновременно очень отстраненное, созерцательное произведение.
На следующий же день г-н Столяр явил публике нечто более экспериментальное - правда, экспериментальность проявилась в большей степени в инструментальном многообразии, нежели в принципиально иной стилистической направленности, в чем в общем-то сохранились тенденции предыдущего дня. Была и сложная ритмическая организация, и нетрадиционная исполнительская техника, и своеобразный стилистический микс, который я бы, пожалуй, охарактеризовала как новый импровизационный фьюжн. Роман Столяр исполнил ряд коротких композиций на подготовленном рояле, мелодике и разнообразных деревянных духовых инструментах.
Выступление петербургского трио Вячеслава Гайворонского (труба), Владимира Волкова (контрабас) и Андрея Кондакова (фортепиано) органично продолжило тему нового джаза - собственно, как и тему музыкальной иллюстративности. Красиво до слез, да простят мне сентиментальность читатели. И столь же интересно. В частности, думаю, надолго запомнится соло Вячеслава Гайворонского с его экспрессией и разнообразными имитационными приемами игры на трубе - от горлового пения и до женского академического вокала. В целом же общность стилистических приемов была вполне традиционна для нового джаза: ритмическое разнообразие внутри отдельно взятой композиции, движение от консонанса к диссонансу как к высшей точки мотивного развития, кластеры, фактурные особенности... Все это наличествовало. Но, что гораздо важнее, все это звучало, дышало и жило.
После фестиваля хочется констатировать: "И все-таки вертится!" Движется отечественный джаз заповедными кривыми дорожками, не стоит на месте. А это значит, что у него есть будущее - величайшая драгоценность мироздания.
Анна Филипьева
Чего ждет от джазовых концертов рядовой среднестатистический слушатель? В большинстве своем он ждет встречи с хорошо ему известными - а потому и любимыми - мелодиями в исполнении опять-таки известных и по этой же причине любимых исполнителей. При этом чем более узнаваемы звучащие в концерте темы - джазовые и не только, и чем раскрученнее имена персон, доносящих эти темы до аудитории, тем громче и продолжительнее звучат аплодисменты в зале. По сути, публика аплодирует сама себе, радуясь тому, что в состоянии узнать тот или иной "вечнозеленый" стандарт и тем самым возвышая себя в собственных глазах до ранга знатоков джаза (тезис Михаила Митропольского). Такой наивности восприятия музыкант, тем паче джазовый, может только позавидовать - ему-то все эти мелодии уже давно натерли мозоли на ушах, и, присутствуя на концерте в качестве слушателя, он обычно придирчиво выискивает недостатки в игре своих коллег или просто откровенно скучает, не находя таковых. Взыскательного профессионала из этой хронической скуки может вывести, пожалуй, лишь нечто совершенно новое и свежее, способное повергнуть придирчивого джазмена в состояние, близкое к положительно заряженному шоку, - лишь тогда от него можно добиться подобия позитивной оценки происходящего, чего-то типа "да, в этом что-то есть".
Полагаю, что этой преамбулой я достаточно ясно определил настрой данного репортажа. Осталось лишь напомнить, что точка зрения автора не совпадает (наверняка) с мнением редакции "Джаз.Ру", приложившей свою мощную длань к празднованию собственного шестилетнего юбилея. О чем и пойдет речь ниже.
Памятуя удачный опыт прошлого года, организаторы концертной части некруглого юбилея расширили ее втрое, в результате чего празднования превратились в своеобразный фестиваль. Вниманию аудитории предстала более-менее полная картина тенденций и направлений российского джаза, от традиции до авангарда. Расширился и географический спектр участников - помимо москвичей, в концертах выступили представители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска и даже Нью-Йорка. Аудитория, впрочем, не баловала музыкантов своей многочисленностью - количество зрителей колебалось от 80 до 250 человек в
500-местном зале Дома Художников. То ли недостаток рекламы тому виной, то ли такая посещаемость джазовых концертов в Москве стала нормой - остается только гадать.
А теперь о том, о чем, если следовать известному высказыванию Шумана, лучше молчать. О музыке. О той, что звучала на последних двух концертах празднований (на первом автору, к сожалению, присутствовать не удалось). Ее четко можно разделить на консервативную и радикальную (хотя степень радикализма здесь условна - см. ниже), и, к чести организаторов акции, между этими подчас взаимоисключающими направлениями в концертной программе был соблюден абсолютный баланс - каждый из концертов явно должен был удовлетворить и поклонников мэйнстрима, и приверженцев авангарда.
Где-то между этими двумя стихиями оказался квартет молодого, но весьма одаренного саксофониста Алексея Круглова. Я был наслышан о его талантах еще до поездки, и так случилось, что перед концертом мне удалось послушать одну из его ранних записей, где явно прослеживалась склонность музыканта к свободной импровизации. Нечто подобное я ожидал услышать и в его выступлении, но Круглов выбрал для концерта более компромиссную в стилевом отношении программу - "Вальс для вас" и "Перевоплощение", пьесы, исполненные в духе модального джаза постколтрейновской эпохи с уклоном во фри-джаз в кульминациях и кодах. Форма композиций и импровизации партнеров Алексея по квартету - питерского пианиста Дмитрия Братухина и москвичей Романа Бубнова (контрабас) и Евгения Аноева (ударные) - оказались еще более консервативными, более того - ансамбль становился гораздо более слаженным в ритмическом отношении, когда в игре преобладали традиционные для джаза "школьные" рисунки (как, например, триольная пульсация в "Перевоплощении"). Попытки же квартета играть свободно или в квартольной пульсации не всегда были успешны в исполнении - хотя, безусловно, стремление молодых музыкантов к творческому росту и экспериментам очень даже похвально. Вот только экспериментов от них как-то ожидалось больше...
Трио нижегородского пианиста Ильи Ефимова в содружестве с вокалисткой Еленой Моисеевой - представители того самого основного русла джаза, в водах которого плещутся многие исполнители. Видимо, по этой причине ансамбль не показал ничего интересного в этой области, хотя и не разочаровал - все музыканты техничны, ритм-секция (Александр Машин - ударные, Алексей Нечушкин - бас) слаженна, вокалистка с несколько гладким тембром, но неплохо импровизирует... Все вроде хорошо, но почему-то вся программа прозвучала обыденно и неэмоционально, к тому же стойкая привычка молодых музыкантов поворачиваться спиной к залу обескураживала (или это теперь принято на джазовых концертах?). Вообще после фестиваля возникла не очень приятная мысль: а не ведет ли мэйнстримовая игра в ее современной форме к унификации исполнительской манеры, к нивелированию индивидуальности? Не этим ли объясняется, например, что три пианиста, игравшие в разных составах, - петербуржец Братухин, нижегородец Ефимов и москвич Владимир Нестеренко, аккомпанировавший американскому вокалисту Джей Ди Уолтеру - продемонстрировали практически идентичную манеру игры и некое усредненное ладово-необоповое мышление? Обидно, да...
Кстати, об американском госте. Голос гибок, держится на сцене независимо, раскованно, скэтовое пение - на высоте, мышление изобретательно, темперамент горяч - всем хорошо, чувствуется нью-йоркская школа. Программа выстроена очень грамотно: в тот момент, когда думаешь - вот, все, солист уже продемонстрировал весь свой арсенал - Уолтер подкидывает новый сюрприз. Особенно поразила композиция, в которой Джей Ди использовал гармонайзеры, повторители и другие электронные "примочки", в результате получилось как бы пение с самим собой, размноженным приборами. Кстати, именно эта пьеса запомнилась прежде всего вниманием к нюансам и тонким мелодизмом (надо заметить, что это была "Blackbird" Пола Маккартни с "Белого альбома" The Beatles - ред.).
А теперь о мэтрах российской джазовой сцены. К мэтрам - понятное дело - внимание и публики, и музыкантов особое, волей-неволей слушаешь их чуть более требовательно и с большими надеждами, чем остальных. Увы, в этом концерте надежды и ожидания не
всегда сбывались. И Игорь Бутман, исполнивший в полусессионном варианте "Антропологию" Паркера с нижегородским трио, и Валерий Пономарев, завершавший празднования часовой программой, скорее разочаровали. Бутман исполнил известный стандарт как бы на ходу,
к тому же ритм-секция показалась мне не очень готовой к совместной игре, и все приготовленные моменты прозвучали сыро и не вместе.
Пономарев, как всегда темпераментный, легко общающийся с залом, на этот раз удивил
определенным однообразием. Складывалось ощущение, что одни и те же виртуозные фразы кочевали в его исполнении из пьесы в пьесу. И тем не менее зал под конец джазового действа (а Пономарев действительно блестящий шоумен) просто взрывался овацией. Тому весьма способствовали и крайне темпераментная игра
Александра Машина (иногда по звуку напоминавшего громогласного Элвина Джонса), и крепкий свинг контрабасиста Игоря Кондура, и появление на сцене под занавес его виртуозного нью-йоркского коллеги Бориса Козлова (Mingus Big Band).
Особо следует отметить превосходную игру пианиста Льва Кушнира, чей стиль показался мне наиболее индивидуальным из всей четверки, а подход к развитию импровизации - предельно грамотным и логичным.
Как всегда, приятное оставляют напоследок. Жажда поисков и открытий, нетрадиционных решений и нестандартных ходов была утолена стараниями и умениями двух замечательных трио - питерского Кондаков - Волков - Гайворонский и московского "Второе приближение".
Подход к творчеству у этих коллективов различен. Москвичи более тяготеют к композиции (хотя и импровизации уделяется значительное внимание), а музыкальное мышление мелодично, жанрово и скорее классично, нежели джазово.
Жанровость ярчайшим образом проявилась в представленной "Вторым приближением" программе. Виртуозная и озорная "Колядка", строгое, стилистически выдержанное "Танго", зажигательный и драйвовый "Танец" - одни названия уже свидетельствуют о повороте трио к оригинальной транскрипции самого понятия "жанр", к жанровой импровизационности - а это необычное явление на современной джазовой сцене. Три музыканта дополняют и обогащают друг друга; запомнилась виртуозная дуэль пианиста и автора всех композиций Андрея Разина и контрабасиста Игоря Иванушкина в короткоv бурлеске "Иванушкин Буги", а медитативная пьеса "Собор святой Анны" потрясла совершенством формы и проникновенным вокалом Татьяны Комовой.
Санкт-петербургское трио представило музыку иного рода. В ней много трезвого расчета, она прохладна и философична в целом, хотя иногда и взрывается эмоциями - достаточно, впрочем, обузданными и скованными предельно логичными рамками формы. Замечательным музыкантам удалось достичь единства исполнения и блестящего ансамбля, не поступившись индивидуальностью. Как гармоничны они втроем - сосредоточенный трубач Вячеслав Гайворонский, темпераментный контрабасист Владимир Волков, неожиданный и гибкий пианист Андрей Кондаков. Наличие двух профессиональных композиторов в трио (Гайворонский и Кондаков) - немаловажный фактор удачи этого уникального коллектива на поприще современного джаза, сочетающего в себе совершенство композиций с оригинальностью импровизационного мышления.
Праздник есть праздник, и каждое празднование имеет свойство заканчиваться. Что дальше? Вопрос остается открытым. Джаз в России - на сегодняшний момент музыка не самая популярная, контингент исполнителей не так многочислен, процент творчества в этом направлении, на взгляд автора, уменьшается с каждым годом, уступая место удобному и гарантированно воспринимаемому публикой ремеслу. Что сулит нам год грядущий, какие открытия и находки? Доживем до семилетия "Джаз.Ру" - увидим... С днем рожденья тебя, наш любимый информационно-джазовый именинник! Многая лета - тебе и российскому джазу!
Роман Столяр,
Москва - Новосибирск
|