Joe Lovano Nonet
-
"On This Day... At The Vanguard"
Blue Note, 2003
69:34
* * * *
|
|
Один из главных столпов Большой Боповой Традиции в поколении 50-летних саксофонистов, Джо Ловано известен работами в самых различных вариантах состава джазового ансамбля - каковые варианты, тем не менее, в большинстве случаев вращаются вокруг идеи акустического мэйстримового комбо. Даже когда комбо вырастает почти до размеров биг-бэнда, как в данном случае. Нонеты под руководством Ловано - не новость: еще в 2000 г. альбом, записанный почти таким же составом нонета - "52nd Street Themes" - получил "Грэмми" как лучшая запись большого джазового состава. И вот - еще одна запись этого большого ансамбля (или маленького биг-бэнда).
Четыре саксофона - два тенора (Ловано и - по очереди - Ральф Лалама и Джордж Гарзоне), альт (Стив Слэджл, написавший часть аранжировок для этого состава) и баритон (Скотт Робинсон), труба (Барри Рис), тромбон (Лэрри Фаррелл) и ритм-секция (пианист Джон Хикс, басист Деннис Ирвин и один из лучших афроамериканских барабанщиков своего поколения - 45-летний Луис Нэш) образуют не просто подобие биг-бэнда, а самый настоящий оркестр, звучание которого достаточно плотно для создания упругой, насыщенной звуковой ткани, и в то же время не перегружено унисонами и аккордовыми "пачками", что, увы, сплошь и рядом случается в современных биг-бэндах более широкого состава. Музыкальный материал альбома включает как специально написанные для этого состава (и, более того, для легшей в основу альбома концертной серии в легендарном клубе Village Vanguard) оригиналы Ловано, так и интересные обработки не самых шаблонных стандартов, среди которых выделяется энергичная версия "After The Rain" Джона Колтрейна. Несколько особняком стоит 15-минутная медитация "On This Day (Just Like Any Other)", которую Джо Ловано посвятил памяти легендарного барабанщика Билли Хиггинса: здесь можно отчетливо слышать, что Ловано вообще-то не всегда играет пусть и довольно креативный, но всецело традиционный необоп - ему и фри-джазовая свобода изложения совсем не чужда; а главное, с такой же свободой на вольные изыскания лидера откликается и весь ансамбль, переходя к весьма впечатляющей аранжировке, продолжающей на протяжении всей пьесы включать экспрессивные сольные эпизоды разных участников ансамбля.
Запись обладает тем неповторимым концертным звуком, за который музыканты так любят тесный, неправильной формы подвальчик Village Vanguard - выпуклым, насыщенным тонко и подробно прорисованными деталями. Мало есть в мире помещений, где настолько удачно получаются концертные записи акустических джазовых составов. Одно жаль: будучи интересным, насыщенным идеями образчиком современного мэйнстримового музыкантского мастерства высокого, если не высочайшего уровня, альбом этот вряд ли может быть рекомендован не очень искушенному слушателю, не имеющему отчетливого представления о том, что в ремесле акустического пост-бопа хорошо, а что - нет.
|
|
|
Renee Rosnes
-
"Renee Rosnes With the Danish Radio Big Band"
Blue Note, 2003
68:20
* * * *
|
|
27-миллионная Канада, хотя и находится в глубокой тени своего южного соседа, десятикратно превосходящего по населению Страну Кленового Листа, тем не менее породила немало собственных джазовых знаменитостей - начиная с великого Оскара Питерсона. Пианистка Рене Роснес - пожалуй, одна из самых известных представительниц этой страны в джазе. Еще 23-летней, в 1985 г., она переехала в Нью-Йорк, где переиграла со множеством значительных фигур в современном джазе.
Ее новый альбом - шестая ее номерная запись для Blue Note и первая - в качестве солистки, композитора и аранжировщика с одни из самых именитых биг-бэндов Европы, оркестром Датского радио. Вошедшие в альбом композиции (пять из восьми написаны самой Рене) представляют впечатляющий спектр композиторских техник, аранжировочных приемов и стилистических элементов, среди которых - при господствующей хардбоповой манере Рене-пианистки - можно вычленить и модализм, и плотность оркестровых групп (свойственную оркестрам 70-х гг., в первую очередь оркестру Тэда Джонса - Мэла Луиса), и сложные хроматические структуры из арсенала Стэна Кентона, и - в игре самой пианистки - диссонансные ходы и угловатые гармонические структуры, характеризующие ее манеру игры как в высшей степени мужскую. В партитурах Роснес нет ничего случайного, каждая деталь прописана смачно и выпукло, и первоклассные солисты датского оркестра не подводят, реализуя замыслы Рене если и не на все сто, то на верных девяносто процентов.
Все в целом - умный, насыщенный музыкальными идеями, интенсивный по замыслу и исполнению современный оркестровый джаз. Жаль только, для большинства слушателей, не имеющих опыта написания гармонических диктантов и слухового анализа партитур, основной массив чисто композиторских и музыкантских красот этого альбома наверняка останется не услышанным и неразгаданным. Впрочем, такова, к сожалению, природа значительной части современного джаза вообще: для широкой публики он давно превратился в некое абстрактное искусство в сочетании с высшей математикой, для полноценного восприятия какового требуется как немалый запас чисто музыкальных знаний, так и солидная общеэстетическая подготовка.
Константин Волков
для Stereo & Video
|
|
На
первую страницу номера |
|