502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 44 (188) - 4 декабря 2002 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковЕсли судить по текущим сообщениям, то история джаза состоит из одних некрологов.
Это естественно: просто история уже очень длинна, и музыканты уходят поколение за поколением.
Если судить по московскому метро, то вся молодежь состоит из хихикающих девочек в не по росту длинных стеганых синтетических одеялах. И это естественно: им нравится демонстрировать свои модные одеяла.
Однако, как сообщают наши корреспонденты, какая-то часть молодежи играет джаз, выступает на конкурсах и даже временами подает надежды.
В общем, жизнь идет своим чередом. Приближается и пятилетие портала "Джаз.Ру". Программа его уже в не в общих чертах, а практически полностью определена. Уже заказаны юбилейные футболки. Уже печатаются афиши. Наши иногородние авторы уже собирают чемоданы - ехать на празднование в Москву. Больше того, определилась даже цена билетов, и она не поражает воображение: 15 декабря в зал ЦДХ можно будет попасть по билетам стоимостью от 120 до 350 полновесных российских рэ, т.е. максимум - 11 зеленых долларов. Весьма демократично.
Ознакомиться с программой и даже уже заказать эти самые билеты можно на нашей специальной странице.
А мы переходим к хронике текущих событий.

Редактор

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем двух бывших участников израильской фьюжн-группы Platina - выходцев из бывшего СССР, пианиста Наума Переферковича и контрабасиста Льва Забежинского. В интервью должны были принять участие трое - по числу экс-советских участников "Платины", в далеком 1974 году выступавших (единственными из русскоязычных джазменов) на знаменитом Ньюпортском джазовом фестивале в Нью-Йорке. Однако случилось так, что разговор состоялся только с двоими: третий, бывший лидер "Платины" Роман Кунсман, скоропостижно скончался (см. очерки о нем в #41)...>>>>
Москва - это вам 
еще не все 
По сложившейся еще в начале 90-х традиции, почти каждый год, в то время, когда положено цыплят считать и урожай пожинать, сцена Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки, на некоторое время становится ареной для состязаний молодых исполнителей.
Название конкурса - "Осенний марафон".
Задача - выявление талантов в области классического джаза. 
Надо отметить, что со своей задачей конкурс справляется, причем весьма успешно. В разные годы лауреатами конкурса становились петербургские музыканты, теперь уже ставшие известными, - Максим Некрасов (губная гармоника), Сергей Григорьев, Максим Ляпин (фортепиано), Гасан Багиров (гитара), Владимир Кольцов, Филипп Мещеряков (контрабас), Александр Машин (ударные) и многие другие. 
Награда конкурса - возможность ежемесячно, в течение года, выступать на сцене Филармонии со своей программой.
Жюри - уважаемые и компетентные в джазовом мире люди. На этот раз ими были: Давид Семенович Голощекин, Геннадий Львович Гольштейн, Олег Григорьевич Кувайцев, Петр Казимирович Корнев, Станислав Рафаилович Стрельцов, Георгий Сергеевич Васюточкин. Арбитром всего происходящего был Владимир Борисович Фейертаг.
Конкурс проходит в два тура и завершается гала-концертом, который в этом году состоялся 27 ноября.
Музыканты проявляли себя по-разному - порой в той музыке, которую больше любят, лучше чувствуют: не всегда это был традиционный джаз.
Пример тому - ансамбль Дениса Чекмарева, обладатель диплома III степени в номинации "ансамбль". Денис Чекмарев (саксофон), Павел Илюшин (гитара), Михаил Скорняков (бас-гитара), Денис Василевский (ударные) - все выпускники Иркутского музыкального училища, в настоящее время студенты эстрадного отделения Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств (СПбГУКиИ). После довольно формального исполнения эллингтоновской "It Don't Mean A Thing" ребята здорово раскочегарились в "Люблю Эдди" Джона Скофилда.
Кстати, смещения в сторону джаз-рока и фанка наблюдались у большинства конкурсантов. 
Дипломами III степени в номинации "солист" были награждены: Эльмир Юлусов (тромбон), Алексей Станков (гитара), Надержа Овчарук (вокал), Нина Широкова (фортепиано).
Среди пианистов выделялся Андрей Рогозин - обладатель диплома II степени в номинациях "солист" и "ансамбль" - студент СПбГУКиИ, ранее учившийся в Архангельском музыкальном училище. И в отношении пианизма, и в отношении джаза он выглядел куда более "спелым" музыкантом рядом со своей конкуренткой Натальей Смирновой - тоже обладательницей диплома II степени в номинации "солист".
Дипломами II степени в этой номинации были также отмечены Алексей Петкевич (гитара), Эдгар Погосов (кларнет), Антон Вишняков (тромбон), Кирилл Бубякин (саксофон), Ольга Абдуллина (вокал). Вот здесь стоит остановиться.
Обычно мне доставляет удовольствие наблюдать за молодыми музыкантами - в них есть дерзость, задор; однако на этот раз большинство участников были "учащимися", словно сдающими технический зачет. Приятным исключением была Ольга Абдуллина. "Засурдиненное" сопрано, "скольжения", дерти-тоны, артикуляция и нюансировка - все это серьезное "оружие", которым Ольга владеет свободно.
Как и многие конкурсанты, Ольга - студентка СПбГУКиИ, до этого училась в Уфимском училище искусств у Ирины Остин-Шилкиной. В 2002-ом стала "Открытием года" на Международном фестивале этнической и джазовой музыки в Уфе, сотрудничала с Андреем Кондаковым.
Единственным дипломом I степени в номинации "солист" жюри удостоило Юрия Богатырева - студента Музыкального училища им. М. П. Мусоргского, воспитанника Г. Л. Гольштейна. Что тут скажешь? Школа!
Да, саксофонная школа в Петербурге сильна, а конкуренция огромна, потому недостаточно быть техничным музыкантом, необходимо быть яркой индивидуальностью. 
Итог конкурса очевиден: джаз волнует молодых исполнителей. Это радует. Наверняка имена героев "Осеннего марафона" мы еще не раз услышим.

Елена Насонова,
Санкт-Петербург

Что намечается:
московские анонсы
13-15 декабря в Москве уже в восьмой раз пройдет международный фестиваль вокального джаза "Джазовые голоса". В прошлые годы именно этот фестиваль открыл москвичам такие имена, как ManSound, Анна Бутурлина, Магни Венцель, Паскаль фон Вроблевски... Кто будет участвовать в фестивале на этот раз? Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>

Алекс Ростоцкий17 декабря в концертном зале им. Чайковского пройдет очередной концерт абонемента Владимира Фейертага "В мире джаза", на этот раз посвященный этно-джазу. В первом отделении выступит трио "Орнамент" электроскрипача Феликса Лахути, а во втором - "Джаз-бас театр" Алекса Ростоцкого, который представит программу нового альбома "Splashes" и выступит в составе: Юрий Парфенов - труба, Алекс Ростоцкий - электробас, Сергей Головня - тенор-саксофон, Иван Волков - бас-кларнет, Евгений Борец - фортепиано, Сергей Остроумов - барабаны.

Павел Корбут20 декабря в "Джаз-арт клубе" - презентация авторской выставки фотографа Павла Корбута "Радуга джаза", которая будет проходить в здании Болгарского культурного центра (Ленинградский проспект, 20), где находится и "Джаз-арт клуб", с 15 по 28 декабря.
Вот что Павел Корбут сам сообщает о себе:
"Фотографией увлекался, как многие из нас, со школьной скамьи, но джаз узнал раньше, чем приобрел фотокамеру. Профессионально фотографией занялся с 1997 г. Основная тема - джаз, исполнители этой захватывающей дух музыки, их эмоции и чувства.
Это моя третья выставка, предыдущие также проходили в "Джаз-арт клубе" (декабрь 1998 - январь 1999 и декабрь 2000). Кроме того, в 1999 г. в концертном зале им. Чайковского перед концертом "Дюк Эллингтон и его время" прошла моя фотоэкспозиция.
Я публиковался в следующих изданиях: "Известия", "Московские новости", "Вечерняя Москва", "Вечерний клуб", "Алфавит", "Новые Известия", "Версия", "Версты", "Животные страсти", "Moscow Times", "Russian Journal", "Jazz квадрат", "Огонек", "Антураж", "Лица", "Афиша", "Культ личностей", "Эксперт", "Итоги", "7 дней", "Музыкальный магазин", "VIP-премьер", "Дипломат", "Moscow Today and Tomorrow" и др., а также за рубежом: "Down Beat", "Washington Post", "New York Times".
С моими фотографиями вышло около десятка компакт-дисков отечественных джазовых исполнителей.
В 2000 г. "за большой вклад в пропаганду российского джазового искусства, преданность жанру, высокое профессиональное мастерство и создание огромной коллекции фотодокументов о джазе" я был награжден премией "Джаз-Богема". Журнал "Антураж" по этому поводу написал: "Веселый и добрый фотограф, многие годы с подробностями летописца отражает историю джаза. Его архивы кишат чарльзами и фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши - родная стихия. Но иногда он грешит и съемками страусиных яиц"."

А в это время
за бугром...
Наша "забугорная" рубрика сегодня открывается репортажем из Нью-Йорка, где свой новый квартет представил один из лучших электрогитаристов современной импровизационной музыки - Майк Стерн...>>>>

Следующий материал, хоть и повествует о событиях в Великобритании, посвящен самым что ни на есть нашим соотечественникам. В конце ноября из гастрольной поездке по Великобритании (точнее, по Англии) вернулся Russian Jazz Quartet - коллектив, объединяющий московскую и петербургскую джазовые школы, поскольку в его состав входит петербургский пианист Андрей Кондаков, замечательный московский контрабасист Юрий Голубев, петербургский саксофонист Игорь Тимофеев и барабанщик Сергей Остроумов, который, живя сейчас в Москве, делит свое время между московскими и петербургскими джазовыми проектами (ведь еще недавно он интенсивно работал на питерской сцене). Гастроли наших джазовых коллективов в Великобритании не так уж часты (приходят на память разве что частые поездки туда саксофониста Олега Киреева), поэтому ознакомиться с опытом такого рода крайне интересно - тем более, что одному из участников квартета, контрабасисту Юрию Голубеву (помимо джазовых проектов, он активно работает в академической музыке - у Юрия Башмета), по некоторым сведениям, указом президента России Владимира Путина от 27 ноября присуждено звание заслуженного артиста РФ!..>>>>

Мэл Уолдрон2 декабря в Брюсселе (Бельгия) на 77 году жизни умер пианист Мэл Уолдрон (Mal Waldron).
Мэл Уолдрон родился 16 августа 1926 г. в Нью-Йорке. Еще в детстве он обучался джазу (как альт-саксофонист) и классической музыке (как пианист), но, поступив в нью-йоркский Куинс-Колледж, навсегда переключился на джазовое фортепиано. Свою первую запись Уолдрон сделал в начале 50-х с саксофонистом Айком Квебеком (он вообще в те год много играл с ориентированными на ритм-н-блюз исполнителями). С 1954 г. Мэл часто работал с выдающимся контрабасистом Чарли Мингусом, а в последние два года жизни великой певицы Билли Холидей (1957-59) был ее постоянным аккомпаниатором. 60-е начались для него интенсивной работой с саксофонистом Эриком Долфи, что отражено в нескольких превосходных концертных альбомах, записанных в нью-йоркском клубе Five Spot; одновременно Уолдрон стал "домашним" музыкантом компании грамзаписи Prestige, которая регулярно делала его музыкальным руководителем при записи тех или иных солистов или коллективов, и Уолдрон не только предлагал для записи свои темы, часть из которых получила широкое распространение и стала стандартами (например, "Soul Eyes"), но и писал несложные, но эффектные аранжировки, которые предотвращали превращение музыкального материала в джемовую халтуру. Он также работал с певицей Эбби Линкольн и написал музыку для трех кинофильмов, однако в середине 60-х, как и многие другие американские музыканты (в первую очередь одного с ним цвета кожи), навсегда уехал в Европу, где поселился в Мюнхене. 
Мэл Уолдрон Мэл Уолдрон стал заметным действующим лицом европейской джазовой сцены: достаточно сказать, что в каталогах двух ведущих германских лейблов, ECM и Enja, его альбомы стоят под номерами один ("Free At Last") и четыре ("Black Glory"), соответственно. Стиль игры Уолдрона, в немалой степени сформировавшийся под влиянием Телониуса Монка, позволял ему достигать равно убедительных результатов как в хардбоповой стилистике, так и в более свободной музыке. В 70-е он много записывался на Enja (достаточно назвать блестящие альбомы "Up Popped The Devil", 1973, и "Hard Talk", 1974, а также совместную запись с другим "европейским американцем" - саксофонистом Стивом Лэйси - "Moods", 1978), а в 80-е, продолжая выпускать множество записей на различных мелких европейских лейблах, создал ряд крупных работ для Soul Note ("Update", "Seagulls of Kristiansundi") и Timeless Records ("No More Tears (For Lady Day)"). Последняя номерная работа Уолдрона выходила в 2000 г. на итальянском лейбле Materiali ("Into The Light"), но, правда, содержала студийный материал 1989-1990 гг.

Сэр Роланд Ханна13 ноября в Хакенсэке, Нью-Джерси, умер пианист и композитор Сэр Роланд Ханна.
В джазе было много "аристократов" - Дюков (герцогов), Каунтов и Эрлов (графов). Сэр Роланд Ханна, как это ни странно для темнокожего музыканта, действительно носил рыцарский титул, присвоенный ему в 1970 г. правительством африканского государства Либерия в знак признания его заслуг по сбору средств для голодающих детей этой страны.
Сэр Роланд родился 10 февраля 1932 г. в Детройте под именем Роланд Пэмброук Ханна. С детства он играл на фортепиано: сначала уроки ему давал отец, с одиннадцатилетнего возраста Роланд начал обучаться классической музыке, а в старших классах брал уроки игры на альт-саксофоне. Однако, как и Мэл Уолдрон, о котором речь шла выше, Ханна остановился на джазовом фортепиано: в 50-е в Детройте было несколько первоклассных пианистов - Барри Харрис, Томми Флэнеген, Хэнк Джонс - которых, наряду с Тедди Уилсоном, Артом Тейтумом и... Артуром Рубинштейном Ханна называл в числе своих кумиров.
После армейской службы в 1952 г. Роланд Ханна играл в ансамбле трубача Тэда Джонса (брата его кумира, пианиста Хэнка, и будущего знаменитого бэндлидера) в легендарном клубе Bluebird Inn. В 1953 г. он перебрался в Нью-Йорк, чтобы закончить образование; два года он учился в Школе Истмена, а с 1955 - в Джульярдской консерватории, где в 1960 получил диплом магистра (в его учебе случались перерывы - он ездил в турне с оркестром Бенни Гудмена).
В конце 50-х Ханна работал с Коулменом Хокинсом и Чарли Мингусом, в начале 60-х - с певцом Алом Хибблером и вокалисткой Сарой Воун, а также возглавлял собственное трио. В 1966 г. он вошел в состав биг-бэнда Тэда Джонса - Мэла Луиса, в котором проработал до 1974 г. (и, кстати, посетил в его составе СССР). Параллельно он постоянно работал с собственными составами - сначала он назывался The New York Jazz Sextet, а с 1971-го - The New York Jazz Quartet. В составе последнего были флейтист Хьюберт Лоуз, басист Рон Картер и барабанщик Билли Кобэм; позже их сменили, соответственно, Фрэнк Уэсс, Джордж Мраз и Бен Райли.
Не оставляя сольной работы, в 1990-е Сэр Роланд гастролировал с оркестром Линкольн-Центра, преподавал в Куинс-Колледже и писал музыку, причем не только джаз, но и академические сочинения (например, его концерт для фортепиано с оркестром, "Oasis", был в 1993 г. исполнен Детройтским симфоническим оркестром).

Новые альбомы
В продаже 
с 3 декабря (США)
  • Azzola, Marcel: Meilleurs, Disky 88362 
  • Brubeck, Dave: Heart and Soul, Jazz Hour 73616 
  • Green, Bennie [Trombone]: Go Ahead and Blow, Ocium 23 
  • Various Artists: Jazz Bistro: For Lovers, Madacy 4347 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Гдалий Левин,
Вадим Ярмолинец,
Георг Искендер,
Игорь Рыбак,
Елена Насонова,
Юрий Голубев,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
New York TImes,
JazzHouse,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Франк Шиндельбек,
Павел Корбут,
J@LC,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service