Наша "забугорная" рубрика сегодня открывается репортажем из Нью-Йорка, где свой новый квартет представил один из лучших электрогитаристов современной импровизационной музыки - Майк Стерн...>>>>
Следующий материал, хоть и повествует о событиях в Великобритании, посвящен самым что ни на есть нашим соотечественникам. В конце ноября из гастрольной поездке по Великобритании (точнее, по Англии) вернулся Russian Jazz Quartet - коллектив, объединяющий московскую и петербургскую джазовые школы, поскольку в его состав входит петербургский пианист
Андрей Кондаков, замечательный московский контрабасист
Юрий Голубев, петербургский саксофонист Игорь Тимофеев и барабанщик Сергей Остроумов, который, живя сейчас в Москве, делит свое время между московскими и петербургскими джазовыми проектами (ведь еще недавно он интенсивно работал на питерской сцене). Гастроли наших джазовых коллективов в Великобритании не так уж часты (приходят на память разве что частые поездки туда саксофониста Олега Киреева), поэтому ознакомиться с опытом такого рода крайне интересно - тем более, что одному из участников квартета, контрабасисту Юрию Голубеву (помимо джазовых проектов, он активно работает в академической музыке - у Юрия Башмета), по некоторым сведениям, указом президента России Владимира Путина от 27 ноября присуждено звание заслуженного артиста РФ!..>>>>
2 декабря в Брюсселе (Бельгия) на 77 году жизни умер пианист Мэл Уолдрон (Mal Waldron).
Мэл Уолдрон родился 16 августа 1926 г. в Нью-Йорке. Еще в детстве он обучался джазу (как альт-саксофонист) и классической музыке (как пианист), но, поступив в нью-йоркский Куинс-Колледж, навсегда переключился на джазовое фортепиано. Свою первую запись Уолдрон сделал в начале 50-х с саксофонистом Айком Квебеком (он вообще в те год много играл с ориентированными на ритм-н-блюз исполнителями). С 1954 г. Мэл часто работал с выдающимся контрабасистом Чарли Мингусом, а в последние два года жизни великой певицы Билли Холидей (1957-59) был ее постоянным аккомпаниатором. 60-е начались для него интенсивной работой с саксофонистом Эриком Долфи, что отражено в нескольких превосходных концертных альбомах, записанных в нью-йоркском клубе Five Spot; одновременно Уолдрон стал "домашним" музыкантом компании грамзаписи Prestige, которая регулярно делала его музыкальным руководителем при записи тех или иных солистов или коллективов, и Уолдрон не только предлагал для записи свои темы, часть из которых получила широкое распространение и стала стандартами (например, "Soul Eyes"), но и писал несложные, но эффектные аранжировки, которые предотвращали превращение музыкального материала в джемовую халтуру. Он также работал с певицей Эбби Линкольн и написал музыку для трех кинофильмов, однако в середине 60-х, как и многие другие американские музыканты (в первую очередь одного с ним цвета кожи), навсегда уехал в Европу, где поселился в Мюнхене.
Мэл Уолдрон стал заметным действующим лицом европейской джазовой сцены: достаточно сказать, что в каталогах двух ведущих германских лейблов, ECM и Enja, его альбомы стоят под номерами один ("Free At Last") и четыре ("Black Glory"), соответственно. Стиль игры Уолдрона, в немалой степени сформировавшийся под влиянием Телониуса Монка, позволял ему достигать равно убедительных результатов как в хардбоповой стилистике, так и в более свободной музыке. В 70-е он много записывался на Enja (достаточно назвать блестящие альбомы "Up Popped The Devil", 1973, и "Hard Talk", 1974, а также совместную запись с другим "европейским американцем" - саксофонистом Стивом Лэйси - "Moods", 1978), а в 80-е, продолжая выпускать множество записей на различных мелких европейских лейблах, создал ряд крупных работ для Soul Note ("Update", "Seagulls of Kristiansundi") и Timeless Records ("No More Tears (For Lady Day)"). Последняя номерная работа Уолдрона выходила в 2000 г. на итальянском лейбле Materiali ("Into The Light"), но, правда, содержала студийный материал 1989-1990 гг.
13 ноября в Хакенсэке, Нью-Джерси, умер пианист и композитор Сэр Роланд Ханна.
В джазе было много "аристократов" - Дюков (герцогов), Каунтов и Эрлов (графов). Сэр Роланд Ханна, как это ни странно для темнокожего музыканта, действительно носил рыцарский титул, присвоенный ему в 1970 г. правительством африканского государства Либерия в знак признания его заслуг по сбору средств для голодающих детей этой страны.
Сэр Роланд родился 10 февраля 1932 г. в Детройте под именем Роланд Пэмброук Ханна. С детства он играл на фортепиано: сначала уроки ему давал отец, с одиннадцатилетнего возраста Роланд начал обучаться классической музыке, а в старших классах брал уроки игры на альт-саксофоне. Однако, как и Мэл Уолдрон, о котором речь шла выше, Ханна остановился на джазовом фортепиано: в 50-е в Детройте было несколько первоклассных пианистов - Барри Харрис, Томми Флэнеген, Хэнк Джонс - которых, наряду с Тедди Уилсоном, Артом Тейтумом и... Артуром Рубинштейном Ханна называл в числе своих кумиров.
После армейской службы в 1952 г. Роланд Ханна играл в ансамбле трубача Тэда Джонса (брата его кумира, пианиста Хэнка, и будущего знаменитого бэндлидера) в легендарном клубе Bluebird Inn. В 1953 г. он перебрался в Нью-Йорк, чтобы закончить образование; два года он учился в Школе Истмена, а с 1955 - в Джульярдской консерватории, где в 1960 получил диплом магистра (в его учебе случались перерывы - он ездил в турне с оркестром Бенни Гудмена).
В конце 50-х Ханна работал с Коулменом Хокинсом и Чарли Мингусом, в начале 60-х - с певцом Алом Хибблером и вокалисткой Сарой Воун, а также возглавлял собственное трио. В 1966 г. он вошел в состав биг-бэнда Тэда Джонса - Мэла Луиса, в котором проработал до 1974 г. (и, кстати, посетил в его составе СССР). Параллельно он постоянно работал с собственными составами - сначала он назывался The New York Jazz Sextet, а с 1971-го - The New York Jazz Quartet. В составе последнего были флейтист Хьюберт Лоуз, басист Рон Картер и барабанщик Билли Кобэм; позже их сменили, соответственно, Фрэнк Уэсс, Джордж Мраз и Бен Райли.
Не оставляя сольной работы, в 1990-е Сэр Роланд гастролировал с оркестром Линкольн-Центра, преподавал в Куинс-Колледже и писал музыку, причем не только джаз, но и академические сочинения (например, его концерт для фортепиано с оркестром, "Oasis", был в 1993 г. исполнен Детройтским симфоническим оркестром).
|