...Помню, когда я начинал свою профессиональную деятельность - еще в роли солиста оркестра - 1991 год еще не случился и на дворе было вполне советское время, хотя и его окончательный закат. Так вот, с тем коллективом, в котором я тогда работал, мы отправились на гастроли в Финляндию - на поезде, разумеется, благо близко совсем. Обратно тоже ехали поездом. Тем, кому довелось быть артистом оркестра в советское время, безусловно знакомы определения вроде "сто двадцатый", или же "пятый фагот", ну и тому подобные. Для тех, кому не довелось через это пройти - поясню: пятого фагота в оркестре не бывает. Несуществующую партию этого чудесного инструмента исполнял "человек в штатском", задачей которого было наблюдение за всеми остальными и политкорректностью их поведения во враждебных странах Запада, а также, конечно же, составление соответствующих отчетов. Помните, у Довлатова: "Оперу пишу"? В смысле, оперуполномоченному.... Так вот, был и с нами один такой человек. В обратном поезде он на какое-то мгновение остался вдруг один в купе. А через минуту вхожу я. И парень этот судорожно сворачивает все эти свои бумажки, хотя - что тут скроешь? Я его грозно спрашиваю: "Чего это ты тут пишешь такое, а?!" А он мне (в смущенном замешательстве): "Ой, знаешь, как трудно это - вывести алгоритм жизни!" Мы потом еще долго с друзьями смеялись над этим "алгоритмом жизни"...
Так вот, в нынешней заметке я, наверное, буду в чем-то этим человечком в штатском (который, кстати, был одним из музыкантов), с той лишь разницей, что "отчет о поездке" предназначен отнюдь не для мрачных кабинетов ГБ, а для вас, дорогие читатели одного из самых миролюбивых журналов - "Полного джаза"!
А рассказать я хотел бы о недавнем турне коллектива Russian Jazz Quartet по Великобритании. Вообще же, идея создания Russian Jazz Quartet не нова - еще в 1999 - 2000 годах Квартет (также с моим участием) выступал в разных городах России, хотя и в несколько ином составе. В недавнее же время мы вместе с замечательным петербургским пианистом и композитором
Андреем Кондаковым решили объединить усилия и создать некую, как мы надеемся, окончательную версию Russian Jazz Quartet, коллектива, ориентированного на исполнение и пропаганду современного авторского концертного джаза из России. В этот проект мы также были рады пригласить еще двух прекрасных музыкантов - петербургского же саксофониста Игоря Тимофеева и бывшего петербургского, а теперь - московского барабанщика Сергея Остроумова. И мы очень рады и признательны, что один из джазовых менеджеров в Великобритании (работающий, кстати, с такими мастерами, как Фред Хирш, Брэд Мелдау, Кенни Уилер, Норма Уинстоун...) поверил в нашу идею и пригласил нас на четыре концерта - в Ноттингем, Шеффилд, Уэйкфилд и Оксфорд.
Первый и последний концерты проходили в настоящих концертных залах (Djanogly Recital Hall в Ноттингеме и Magdalen Auditorium в Оксфорде), в то время как оставшиеся два - в клубах, причем - как было видно из сводных программ - наши концерты соседствовали с выступлениями Джо Ловано, Гая Баркера, Ивана Падуара и других, не менее заметных фигур. Конечно же, как и в Москве, публика, приходящая в клубы, отличается от той, которая посещает концертные залы, в которых, разумеется, проводятся в основном концерты академической музыки. И традиции различны. Так, например, на концерт в клубе в Уэйкфилде приезжали люди из городов в радиусе чуть ли не 200 - 300 километров! Были там и слушатели даже из Шеффилда, в котором мы играли накануне. Вот насколько сильны все-таки джазовые традиции в этой стране! (По прочтении этой заметки желающие могут также ознакомиться с отзывом одного из слушателей уэйкфилдского концерта, который он прислал промоутеру выступления. Этот человек тоже явно ехал откуда-то издалека...) Конечно же, клубная аудитория несколько более непосредственна в своих реакциях - как и везде, впрочем, но это - отнюдь не упрек внимательнейшей (и также аплодирующей после соло!) аудитории концертных залов! Общеизвестно, что Англия - страна с высокоразвитой джазовой культурой и хорошо подготовленной и искушенной аудиторией. Она дала джазу ряд серьезных имен - например, того же Кенни Уилера, Дэйва Холланда... Однако многие (и, в частности, "аборигены" - те, кто давно живут в Королевстве) неоднократно повторяли нам, что джаз в Англии - явление исключительно консервативное, и аудитория жаждет джазовых стандартов, и любая другая музыка может просто не пройти. Нам было приятно, что почти все концерты проходили при полном аншлаге, и это, конечно, налагало на нас определенную ответственность - ведь слушатели, придя на концерт, просто поверили нам "на слово" - не имея возможности ни слышать, ни видеть нас до этого. Мы же приехали со своими авторскими работами; если бы опасения о излишней консервативности англичан стали подтверждаться, нам, наверное, пришлось бы рассмотреть возможность включения в нашу программу каких-нибудь стандартов... Но - как показал опыт уже первого концерта - такой шаг оказался совершенно не нужен! Мы встретились с действительно опытным, но пытливым и заинтересованным слушателем, готовым вникать, принимать и сопереживать! По окончании некоторых концертов мы были приглашены на официальные "приемы" (то, что у них называется по-простому - reception) и, таким образом, у нас возникала возможность более непосредственного общения с частью нашей аудитории. Кстати говоря, на наш оксфордский концерт приехало достаточно много слушателей из Лондона, так как реклама была в лондонских газетах, и, в частности, в таком известном и уважаемом центральном издании, как The Guardian, где наш концерт был назван наиболее интересным и заслуживающим внимания выступлением вне Лондона (но в пределах досягаемости, конечно, ибо от Лондона до Оксфорда - часа полтора на машине). Среди наших слушателей в Оксфорде также оказался один их знаменитых английских телеведущих и продюсеров, который отметил, что музыка Russian Jazz Quartet, с одной стороны, не похожа на американский джаз, а с другой стороны, не выдержана в духе ЕСМовской стилистики, а, напротив, самостоятельна и интересна. Нам было, безусловно, очень приятно получить такую оценку. Кроме того, как и всегда делают джазовые музыканты, отправляясь в турне, мы захватили с собой весьма внушительное количество разных наших компакт-дисков для продажи на концертах - с определенными опасениями, что Аэрофлот мог нас заставить оплатить перевес! Что ж, можно судить о реакции публики хотя бы по тому, что диски ушли... абсолютно все!
В целом же, Англия - какой, впрочем, она мне всегда и представлялась - страна радушная и доброжелательная, что ощутимо уже с зала прилета аэропорта Хитроу: сотрудницы пограничного контроля вежливы, улыбчивы, не задают диких вопросов, повергающих прилетевшего в недоуменный ступор, как это бывает, скажем, в аэропорту какого-нибудь Вашингтона. Богатейшее историческое и культурное прошлое (и настоящее!) Великобритании ощущается везде - на улицах, в лицах, в манерах одеваться и разговаривать... Наверное, поэтому и музыка настолько востребована. Мне неоднократно приходилось бывать в Англии с классическими концертами, и заинтересованность в классической музыке у англичан не меньшая, чем в джазе, а перед аудиторией, по-настоящему слушающей, всегда выступать особенно приятно и интересно, какая бы музыка ни игралась.
В дальнейшие планы Russian Jazz Quartet входит запись альбома (в конце января 2003 г. - если позволят средства); и надеемся, что кроме следующей поездки в Великобританию появятся и другие приглашения!
Юрий Голубев
P.S. Слушатель - организатору концерта в Уэйкфилде, Англия:
The Russian Jazz Quartet... Ох, что за концерт! По моим ощущениям - фантастика, как и по ощущениям остальных. Когда есть правильная аудитория (как раз нужного размера) и ансамбль такого качества и оригинальности - что может быть лучше?
Как и вы, я был уверен, что лучше Стэна Трейси ничего не бывает, и его первый концерт меня только утвердил в этом мнении, но эта авторская музыка из-за рубежа на прошлой неделе... Что тут скажешь? Первый раз за много месяцев я приехал домой из Уэйкфилда и не чувствовал усталости! Войдя в дом, я первым делом поставил их CD, налил себе виски и снова насладился их музыкой. Классная музыка, спасибо вам за организацию такого вечера! Их CD играет у меня и сейчас...
|