"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 40 (142) -
12 декабря 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Год близится к концу. Музыканты в разгоне. Все, у кого есть возможность или желание (что зачастую одно и то же), ездят по фестивалям. Да и то сказать, даже поблизости - в Минске, например (см. ниже) - идут фестивали. Идут зимние фестивали и по всей Европе. Вот, например, саксофонист
Олег Киреев сейчас (и в ближайшую пару недель) гастролирует по английскому Мидлэнду, играет сейчас в Бирмингеме. "Второе приближение" Андрея Разина едет в Польшу на новый фестиваль в Лодзи. Везде что-то происходит. Такое впечатление, что словосочетание "русский джаз" или "российский джаз" (что во всех языках, кроме нашего - одно и то же) вдруг, как-то толчком, перестало быть для понимающих людей нонсенсом. Что ж, это приятно. Даже в Стэнфордском университете (Калифорния), по слухам, снимается сейчас документальный фильм про джаз в СССР - интересно будет посмотреть!
Впрочем, главное, чтобы сочетание "российский джаз" у собственно российского слушателя, очень среднего, наконец-то начало исторгать в ответ больше двух (ну - трех) имен. Вот заживем-то тогда... Но нелегкая это работа, доложу я вам...
|
|
|
Как
это было
в Москве |
6-9 декабря в Москве в очередной раз (он и сам уже не помнит, в шестой или седьмой) выступал один из лучших вибрафонистов современного джаза - Джо Локк. Он играл в "Ле Клубе" вместе с квартетом саксофониста
Игоря Бутмана, с которым уже выступал год назад - тогда он совершил по России, Украине и Белоруссии большой тур с этим составом. Так что на сцене "Ле Клуба" музыканты встретились не для того, чтобы сыграть неподготовленный джем. Материал был всем уже знаком и прозвучал с блеском.
Джо Локк говорит, что минувший год не был для него самым легким. Он пережил серьезные потрясения в личной жизни, уехал из дома, где прожил много лет, так что его психологическое состояние не слишком блестящее, по его собственным словам. Перед началом концерта он даже жаловался, что никак не может преодолеть jet lag (неприятные ощущения, связанные со сменой часовых поясов) и найти в себе необходимую энергию. И тем не менее - нашел.
Музыканты начали со "Slander", хитовой авторской темы Джо, заглавной в одном из лучших его альбомов - "Slander (And Other Love Songs)". Со стороны казалось, что буквально с первых нот между всеми музыкантами, начавшись с Игоря Бутмана, проскочила мощная искра, буквально гальванизировавшая невеселого Джо. Локк внезапно задвигался, все активней и активней, и, отыграв тему, обрушил на зал длинное сверхэнергичное соло в той самой манере, которая принесла ему славу - длинные, хитроумно закрученные фразы, блюзовые в своей основе и невероятно эмоциональные, чтобы не сказать - страстные.
Локк на сцене - сама живость: он переживает каждую ноту, каждую фразу с такой непосредственностью и такой отдачей, как будто от каждой из этих фраз зависит сама его жизнь. Причем это касается не только его собственной игры: не успев отдышаться после своего соло, он начинает так эмоционально сопереживать соло своих партнеров, как будто они рассказывают ему всю историю его собственной жизни.
И, надо сказать, партнеры оказались на высоте. Давно замечено, что Игорь Бутман особенно сильно играет, когда рядом с ним на сцене - кто-то из его американских коллег высокого уровня. Это был как раз тот случай, да плюс еще его и Локка связывает давняя дружба, так что Бутман был бесподобен, продемонстрировав, как помимо высочайшей техники игры он способен одухотворять каждый издаваемый им звук.
Особенно приятно, что ни он, ни Локк никогда не позволяют себе до конца уйти в сплошную серьезность - после интенсивной и очень серьезной игры они могут устроить на сцене несколько секунд настоящего балагана, как и случилось на одном из концертов в Москве: после своего соло Локк удалился за сцену, пока солировал пианист Антон Баронин, и в этот момент Бутман взял его молоточки-маллеты и пристроился к вибрафону, извлекая из него довольно связные созвучия. Заслышав голос своего инструмента, из-за сцены появился Локк, с угрожающим видом направился к Игорю, из-за спины ухватил его за горло и сделал вид, что душит.
Публике очень понравилось, но ощущение было такое, что сами музыканты получили не меньше удовольствия.
Антон Баронин с его скульптурной, мощной игрой и изысканной аккордикой, рисуемой не мягкими штрихами, а в основном крупными, выпуклыми мазками, в очередной раз продемонстрировал, что быстро поднимается к верхним строкам табели о рангах молодых отечественных пианистов. Очень хорошо показала себя и ритм-секция: без моторного, остроритмичного барабанщика Эдуарда Зизака, в последние три годы решительно эволюционировавшего от жестковатой и хлесткой игры, которая была ему свойственна в оркестре Анатолия Кролла, к игре столь же насыщенной энергетически, но гораздо более изощренной и разнообразной динамически. Что же до надежного, упругого контрабаса Виталия Соломонова, то он по-прежнему не часто радует соло (хотя, когда случается - соло зачастую оказываются отличными), но в ансамблевой игре очень хорош.
Таким образом, мы еще раз убедились в том, что формула "приглашенная звезда плюс отечественный коллектив" далеко не всегда менее продуктивна, нежели "приглашенная звезда со своим ансамблем". Вопрос только в том, что отечественных коллективов уровня квартета Игоря Бутмана не так много.
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
21-23 декабря в Минске состоится джазовый фестиваль, который в этом году, по названию спонсора, называется "Мэджик Джаз" (в прошлом году он назывался
"RADO Jazz"). Каждый из дней фестиваля будет посвящен джазовой школе одного из трех городов - Санкт-Петербурга, Москвы и Минска. Все концерты фестиваля будет вести петербуржец
Владимир Фейертаг.
Расписание фестиваля:
- 21декабря, день Петербурга:
квинтет Давида Голощекина с участием Эльвиры Трафовой (вокал);
эйсид-джаз-группа Doo Bop Sound.
- 22 декабря, день Москвы:
квинтет Алекса Ростоцкого (электробас) с участием Юрия Парфенова (труба) и Кешаба Канти Чоудури (табла);
трио Владимира Данилина (аккордеон).
- 23 декабря, день Минска:
группа "Яблочный Чай";
ансамбль традиционного джаза "Ренессанс".
22 ноября в подмосковном Обнинске, где уже 22 года существует джаз-клуб, несколько раз в год устраивающий концерты первоклассных музыкантов, прошла презентация нового релиза лейбла Landy Star Jazz - альбома "Mike Ellis Live in Russia", записанного американским саксофонистом
Майком Эллисом как раз на концерте в Обнинске три года назад. О презентации рассказывают очевидцы...>>>>
С некоторым запозданием мы получили из Нижнего Новгорода фоторепортаж с концерта "Latino-Brazil Jazz Action", о котором уже писали в
#35. Фоторепортаж принадлежит одному из крупнейших мастеров джазовой фотографии в России -
Николаю Шабарову, которого мы рады приветствовать в числе авторов "Полного джаза"...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
14 декабря в концертном зале им. Чайковского
Алексей Баташев представляет концерт "Эдди Рознер. Возвращение оркестра", в котором примут участие "Горячая Девятка" Всеволода Данилочкина и Moscow Band Владимира Лебедева. Эти два коллектива с привлечением еще нескольких приглашенных музыкантов совместно будут играть исторические аранжировки легендарного оркестра Эдди Рознера 1940-50-х гг., восстановленные Владимиром Прохоровым. Подробнее о программе, участниках и идее концерта см.
специальную страницу, открытую на нашем сервере.
|
|
|
In
Memoriam |
В конце октября из жизни ушел один из ветеранов отечественного джаза, один из последних музыкантов, кто играл в советских джазовых оркестрах еще в 1930-е годы - трубач, саксофонист, аккордеонист, аранжировщик Николай Артамонов. Сорока дням со дня его смерти посвящен некролог Алексея Баташева...>>>>
|
|
|
Джазология |
Сегодня в нашей теоретической рубрике
продолжается начатая две недели назад
публикация еще одного текста, написанного и подготовленного к печати создателем рубрики - и, по всей вероятности, создателем и собственно джазологии в России -
Леонидом Переверзевым. Текст неожиданный, ибо проводит параллели между двумя с виду довольно далекими друг от друга явлениями - джазом и... менеджментом. И выясняется, что все очень даже сопоставимо...>>>>
|
|
|
А
в это время
за бугром... |
После того, как прошли широко разрекламированные в прессе концерты классической и рок-музыки в пользу организаций, поддерживающих семьи жертв 11 сентября, могло показаться, что джаз пренебрегает своим долгом. Но вот и он подхватил эту идею, показав лучшие силы в благотворительном концерте "Made in America", который прошел 5 декабря в нью-йоркском Таун-Холле.
Организатор концерта - Международный джазовый альянс, новый консорциум, представляющий джазовый бизнес. Президент альянса Чак Ивануса объявил, что шоу позволило собрать 260 тысяч долларов в пользу фонда "Робин Гуд" (который поддерживает семьи тех, кто погиб в результате терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября текущего года - ред.). Что касается музыки, то как стыдно, что концерт увидело так мало зрителей, не принадлежащих к работникам музыкального бизнеса! Второпях организованный вечер было спасен усилиями его художественного руководителя Майкла Кускуны, представившего перекрестия жанров и необычные сочетания музыкантов. Мы увидели отличные, зачастую неожиданные выступления; концерт был тем, чем должны быть джазовые концерты - и чем они почти никогда не становятся.
Концерт открыли Грег Осби и Джейсон Моран, но мимолетные радости их выступления были испорчены опоздавшими, пробиравшимися к своим местам. Дело пошло лучше, когда саксофонист Джо Ловано заиграл "Broadway Blues" Орнетта Коулмэна. Он играл вместе с Джесоном Мораном (фортепиано), басистом Крисченом Макбрайдом и барабанщиком Луисом Нэшем, составив одну из лучших импровизированных групп этого вечера. Тема уступила место свободному ритму, когда Ловано перестал играть, и Моран в замечательном соло, сочетавшем ноты разрушения и созидания, предложил совершенно новую мелодию.
Популярная молодая певица Джейн Монхейт предложила мощное прочтение классической темы "Over the Rainbow", тяготеющее к популярной музыке и мюзиклам в манере Линды Ронстадт (как бы ни хотелось некоторым видеть в ней новую Эллу Фицджералд).
Банджист Бэла Флек - не совсем джазовый артист, разве что в нереализованной потенции. Он исполнил на банджо соло фантазию на тему американского гимна, в которой переключающиеся гармонии, построенные на параллельных аккордах, уводили в сторону Баха. Затем он перешел к круто замешанному джазу: к нему подключились басист Рон Картер, трубач Теренс Бланшард и барабанщик Луис Нэш. Они играли немногословную, но насыщенную тему Чарли Паркера "Ah-Leu-Cha". Это был удавшийся эксперимент: банджо отлично прозвучало в контрапункте.
Во второй части концерта пианист Данило Перес и певец Рубен Блэйдс исполнили невероятно красивую версию старинного болеро "Solo Contigo Basta", поданную торжественно, как средневековое песнопение. После этого Перес остался на сцене, чтобы включиться в новый квартет саксофониста Уэйна Шортера. Это были самые захватывающие минуты вечера. Они играли "Masqalero" Шортера невероятно изобретательно и так мощно, что едва не взлетали над сценой. Шортер на сопрано-саксофоне играл с такой убежденностью, какую он, казалось, искал большую часть предыдущего десятилетия.
Певица Кассандра Уилсон вдохнула новую жизнь в "Waters of March" Антонио Карлуша Жобима, растягивая короткие строчки своим протяжным, глубоким контральто. Затем она спела "Эта страна - твоя страна" фолк-певца Вуди Гатри вместе со своим трио, к которому присоединились Бэла Флек и скрипачка Регина Картер.
Пианист Брэд Мелдау тоже занялся интерпретацией подобных вещей, заиграв вездесущую "New York State Of Mind" Билли Джоэла. У него многоликое, сложное звучание, и он заставил тему работать, используя переливающиеся мягкие аккорды в левой руке и яркие, перкуссивные звуки в правой; он выделил один фрагмент мелодии и превратил его в главный мотив.
После двух с половиной часов звучания концерт начал утомлять слушателей, но время от времени мы продолжали восхищаться. Саксофонист Джошуа Редмэн играл с огромной одушевленностью в союзе со своим прежним квартетом (Мелдау, Макбрайд и Блэйдс), хотя его энергетика иногда и казалась консервированной.
Пристроившаяся к джазменам канадская поп-певица Кей Ди Лэнг исполнила "Skylark" Хоуги Кармайкла, но ее манерность помешала ей понять, о чем же эта песня. А Кенни Гарретт представил великолепную трио-версию "Cherokee" (для умелого саксофониста - почти беспроигрышная идея).
А потом все кончилось. Кто знает, что еще может стать поводом для джазового концерта такой широты и уровня?
Бен Рэтлифф,
New York Times
21 ноября в Лос-Анджелесе умер от пневмонии и осложнений после инсульта 79-летний аранжировщик и композитор Ральф Бернс.
Бернс родился в Ньютоне (Массачусетс) 29 июня 1922 г. и начал свою карьеру джазового пианиста еще подростком. В 1943 г. он вошел в состав биг-бэнда Вуди Хермана в качестве пианиста и аранжировщика. С 1945 г. он сконцентрировался на самостоятельной работе аранжировщика для разных оркестров, и к началу 60-х уже писал оркестровки для бродвейских мюзиклов, включая "Смешную девчонку". Он часто сотрудничал с режиссером Бобом Фоссом и получил "Оскаров" за адаптацию партитур для его фильмов "Кабаре" и "Весь этот джаз". Он был также лауреатом высшей телевизионной премии "Эмми" за фильм "Барышников на Бродвее".
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 11 декабря (США) |
- Aichinger, Oskar: To Touch a Distant Soul, Between the Lines 14
- Altschul, Barry: Brahma - переиздание, Sackville 3023
- Basie, Count: Count Basie, Vol. 1, Platinum Disc 1819
- Basie, Count: Count Basie, Vol. 2, Platinum Disc 1820
- Blackwell, Allen: On the Highway, Orchard 801681
- Calloway, Cab: Incredible Cab Calloway, Varese 061169
- Carr, Richard: American Quixote - переиздание, Rec'd Music 1003
- Carr, Richard: When Soul and Heart Collide, Rec'd Music 1004
- Carr, Richard: Fogland - переиздание, Rec'd Music 1002
- Carr, Richard: American Reflection, Rec'd Music 1006
- Carter, Natalie: Mind Body and Soul I Surrender, Orchard 801672
- Coakley, Tom: Evening with Tom Coakley, Vintage Music Prod. 31
- Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol. 2, Platinum Disc 1966
- Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol. 3: Rare Recordings, Platinum Disc 1967
- Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol.1, Platinum Disc 1965
- Dorsey, Jimmy: Jimmy Dorsey, Platinum Disc 1858
- Dorsey, Tommy: Tommy Dorsey, Platinum Disc 1855
- Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 1, Platinum Disc 1822
- Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 2, Platinum Disc 1823
- Emery, James: Fourth World, Between the Lines 20
- Fitzgerald, Ella: Ella Fitzgerald, Platinum Disc 1851
- Hampton, Lionel: 1944-1945 Broadcasts, Soundcraft 5014
- Herman, Woody: In the East, Meteor 35
- Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 1: The Best, Platinum Disc 1607
- Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 2, Platinum Disc 1608
- Ivory, Jackie: Jackie Ivory Live at Jack's Bar, Orchard 801673
- James, Harry: 1942-1943 Broadcasts with Helen Forrest, Soundcraft 5015
- Larken, John: Listen to the Scatman, Stunt 106
- Leimgruber, Urs: Wing Vane, Victo 79
- Lunceford, Jimmy: 1943-1945 Broadcasts, Soundcraft 5016
- McShann, Jay: Earliest Bird, Arpeggio Jazz 15
- Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 3, Platinum Disc 2257
- Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 2, Platinum Disc 2245
- Parker, Charlie: At Birdland - переиздание, Ember 901
- Reinhardt, Django: Crazy Rhythm, Magnum Collectors 39
- Savitt, Jan: It's Time to Jump & Shout, Vintage Music Prod. 71
- Various Artists: Sincerely Yours, Klein 29
- Various Artists: Hammond Street, Acid Jazz 137
- Vaughan, Sarah: Sarah Vaughan, Platinum Disc 1874
- Walter, J.D.: Clear Day, Double-Time 187
- Webster, Ben: Ben & Teddy, Sackville 2056
|
|
Радио |
Дмитрий Ухов напоминает о новостной
рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.
В ближайших выпусках программ Михаила
Митропольского:
-
"Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10:
15 декабря "Русская песня II": Не Те, Владимир Галактионов, Татьяна Комова и Юрий Яремчук, Александр Градский, Владимир Резицкий - Кен Хайдер - Владимир Миллер, ансамбль "Камерата".
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Леонид
Переверзев,
Алексей Баташев,
Давид Гонюх,
Алексей Анохин,
Николай Шабаров,
Бен Рэтлифф,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
AMG
Associated Press
New York Times
Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Николай Шабаров,
Рон Фрем (AP Photo),
архив сервера "Джаз в России" Воплощение:
Павел Абраменков |
|