"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 37 (139) - 21 ноября 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
А ведь растет библиография-то. Имеется в виду - библиография книг о джазе на русском языке. Еще несколько лет назад своего рода журналистским штампом была фраза "библиография книг о российском джазе за тридцать лет выросла на три названия" - и это было так: была первая в своем роде монография
А.Н.Баташева об истории советского джаза, был огромный черный кирпич "Советский джаз" под редакцией А.Медведева, и были многострадальные "Джазовые силуэты" А.Е.Петрова, издание которых переносилось трижды и осуществилось только в 96-м. А теперь уже не так: медленно, но количество книг увеличивается. Вот и первая печатная российская джазовая энциклопедия приспела - "Джаз. XX век"
Владимира Фейертага, где из 1000 словарных статей по крайней мере несколько десятков посвящены отечественным музыкантам. Солидный, черный кожаный том с золотым тиснением. Планируются и другие издания (ваш покорный
слуга тоже что-то там втихомолку строгает). В общем, лепота. Сравним количественный состав российского и американского джазовых сообществ (тысяча человек - и несколько десятков тысяч)... и сравним скорость увеличения джазовых библиографий: в США книг о джазе выходит несколько десятков в год. Да, все так и есть: одна, две в год - против нескольких десятков... Количественно все точно...
Кстати, едва ли не самой полезной джазовой книжкой на русском языке остается, при всей своей анекдотичности, "Джаз. Притворись его знатоком" в "Блеф-серии". Вот и В.Б.Фейертаг подтвердил: оказывается, он задает ее читать своим петербургским студентам и обещает при успешном прочтении поставить зачет. Браво. Знание - силой!
|
|
|
Как это
было
в Москве |
20 ноября в Концертном зале им. Чайковского прошел концерт биг-бэнда
Игоря Бутмана "40 лет. И без ностальгии", посвященный, как явствует из названия, 40-летию своего лидера, саксофониста Игоря Бутмана. Оркестр представил новую программу, почти исключительно состоящую из авторского материала Игоря Бутмана - как уже знакомого, так и относительного нового.
Визуальный впечатления с концерта -в фоторепортаже редактора "Полного джаза"...>>>>
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
Середина ноября ознаменовалась очередным наездом на историческую родину (в широком смысле: вырос-то он в Молдавии, а вот знаменит стал в России) норвежского пианиста Михаила Альперина. Одна из ключевых фигур для понимания грани европейской импровизационной музыки и джаза как такового, вечный водораздел мнений для джазовых пуристов и "открытых слушателей", профессор Королевской музыкальной академии Осло посетил Петербург и Казань, миновав столицу...>>>>
Как обычно, напряженная джазовая жизнь кипит в Нижнем Новгороде. 15 ноября в нижегородском джазовом клубе "Джем-Престиж" играл один из лучших российских мэйнстримовых пианистов - самарский музыкант
Григорий Файн...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
6-9 декабря в московском "Ле Клубе" вновь выступит выдающийся американский вибрафонист Джо Локк, один из лучших в мире исполнителей на этом сложном, редком и капризном инструменте. Джо сам сбился со счета, в какой именно раз приезжает в Россию: впервые саксофонист
Игорь Бутман пригласил его в турне по своей исторической родине еще в первой половине 90-х. Вместе с квартетом Игоря Бутмана Джо Локк в ноябре 2000 года совершил свой лучший, по его словам, тур по России, Белоруссии и Украине (см. репортаж с фестиваля в Минске, "Полный джаз"
#39-2000). В Москве он вновь будет играть с тем же составом: Игорь Бутман (тенор- и сопрано-саксофоны), Антон Баронин (фортепиано), Виталий Соломонов (контрабас) и Эдуард Зизак (барабаны). Эти концерты в Москве представляет коньяк Hennessy.
Джо Локк родился 18 марта 1959 г. в Пало-Альто (пригород Сан-Франциско), но вырос в Рочестере, штат Нью-Йорк. В восьмилетнем возрасте он начал играть на фортепиано и барабанах: знание фортепианной клавиатуры и ударной техники дало ему идеальную базу для переключения на вибрафон, что и было сделано, когда ему было 13 лет. Отец Джо преподавал классическую музыку, а сын первоначально увлекся роком, но чем дальше, тем больше стал интересоваться джазовым мэйнстримом. Он стал брать уроки у пианиста Фила Марковитца и басиста Стива Дэвиса, после чего в 1981 г. переехал в Нью-Йорк. Он сам говорит, что 80-е были для него самым голодным временем: первая половина того десятилетия вообще не была особенно благоприятной для джазменов, тем более - молодых и неизвестных. Однако как раз в течение этого десятилетия Джо набрал необходимый творческий "вес", выступая и записываясь с такими музыкантами, как Кенни Баррон, Фредди Коул, Марвин "Смиттти" Смит, Джерри Гонзалес и др. 90-е застали его уже во "втором эшелоне", из которого он на протяжении десятилетия медленно, но верно выдвигался в первый, играя с Эдди Хендерсоном, Дайан Ривз, Гровером Вашингтоном-мл., Барбарой Деннерляйн и Хайремом Баллоком. Его гастроли по России настолько многочисленны, что попали во все упоминающие о Джо энциклопедии. В 1995 г. он сделал важный шаг, перейдя с датского лейбла SteepleChase, продукция которого тогда не так часто попадала в поле зрения американских масс-медиа, на американскую фирму, объединяющую лейблы Fantasy и Milestone (альбомы Локка стали выходить на втором из этих двух). Особенно удачными оказались альбомы 1998 ("Slander (And Other Love Songs)") и 2000 ("Beauty Burning", вышедший на Sirocco Jazz). Альбом 2001 г. ("Storytelling") представлял много аранжированного Локком в джазовой манере вокального материала в исполнении певца Марка Ледфорда и оказался не слишком понят джазовыми критиками и совсем не принят любителями поп-музыки. Зато очень удачен был совместный с пианистом Дэвидом Хэзелтайном альбом 1999 г. "Mutual Admiration Society". Он продолжает записываться и как сайдмен - с гитаристом Полом Болленбэком, трубачом Рэнди Бреккером и даже с рок-группой Beastie Boys.
Джо не чуждается внеджазового музыкального материала, вслед за Херби Хэнкоком активно продолжая поиск "новых стандартов" извне шаблонного джазового набора тем: на своих альбомах он играет множество мелодий в диапазоне от киномузыки ("Mission Impossible" Лало Шифрина, "The English Patient") до поп- и рок-хитов (неожиданная "Blue" Джони Митчелл, которую Джо играет как джазовую балладу, песни Стиви Уондера, Берта Бакарака, Би Би Кинга и т.п.). При этом собственные пьесы Джо, с увлекательными мелодическими линиями и богатой гармонией, зачастую оказываются даже интереснее.
Кроме исполнительства, Джо Локк много преподает - сразу в двух ведущих джазовых учебных заведениях Нью-Йорка, Manhattan School of Music и университете Новой школы.
Редактор "Полного джаза" несколько раз интервьюировал Джо - для Российского телевидения, для журнала "Джаз-квадрат" и т.п. - однако так сложилось, что собственно в "Полном джазе" эти материалы не публиковались. Однако мы можем сослаться на один из этих материалов - "Джо Локк: у меня нет близорукости"
- и процитировать пару абзацев из этого портретного очерка:
"О вибрафоне:
- Вибрафон стоял на месте тридцать лет, - уверен он (Локк - ред.). Он, конечно, имеет в виду не вибрафон как таковой, а искусство игры на нем. - Никто не мог превзойти то, что в техническом плане разработал Гэри Бертон, и то, что в гармоническом плане сделал Бобби Хатчерсон. Странно, что здесь, в Нью-Йорке, где игра на всех инструментах так быстро идет вперед, игра на вибрафоне не развивалась. Пианисты, саксофонисты - все за тридцать лет шагнули на сто миль вперед. Нашему поколению вибрафонистов - мне, Стиву Нелсону, Стефону Харрису - приходится подтягивать вибрафон к уровню развития саксофона и фортепиано. Это не значит, что то, что в прошлые годы играли, скажем, Дейв Фидмен или Дейв Сэмюэлс, не имеет ценности. Просто их развитие шло в другом направлении, не туда, куда идет нью-йоркская традиция джазового мейнстрима. А нам теперь в новых условиях надо показать, что современный язык джаза может быть полностью использован вибрафонистом. Что вибрафон - это не внебрачный, понимаешь, ублюдок джаза, что в умелых руках это инструмент, способный воспроизводить любые выразительные средства джаза...
О музыкальном материале:
- Я не принадлежу к тем, кто считает, что настоящей джазовой теме должно быть по крайней мере пятьдесят лет. Когда стандарты становились стандартами, они были поп-музыкой, популярными песенками. Просто джазовым музыкантам нравилось на них импровизировать. Я... использую песенки, на которые мне нравится импровизировать: "Scarborough Fair" Саймона и Гарфанкела, "She's Leaving Home" - The Beatles, "Moby Dick" - Led Zeppelin, "Guinevere" - Crosby Stills And Nash... Мы просто ловим то, что сейчас есть в атмосфере, как это делал и Майлс Дэвис, и все... Это вовсе не значит, что новые темы обязательно сразу вытеснят старые. Я, например, люблю играть "Sweet And Lovely" или "Easy To
Love"..."
14-16 декабря в Москве пройдет очередной, седьмой по счету фестиваль вокального джаза "Джазовые голоса-2001". Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>
Еще один анонс - от нашего обозревателя Михаила Митропольского: в рамках академического, в целом, фестиваля "Московская осень" ожидаются попытки композиторов импровизировать - конечно же, с привлечением тех, кто это умеет делать, по счастью, лучше, чем большинство композиторов...>>>>
27 ноября в клубе "Форте" вместе с петербургским пианистом
Андреем Кондаковым выступит живущий в Вашингтоне контрабасист
Виктор Двоскин, в 80-е - один из ведущих джазовых басистов СССР. Двоскин живет в Вашингтоне, где преподает игру на контрабасе, с середины 90-х (впрочем, оставаясь гражданином России). В 1993 г .Двоскин и Кондаков записали вместе чрезвычайно удачный альбом "Deserted Park", который, впрочем, выпускался только на аудиокассетах.
|
|
|
Джазология |
Сегодня мы завершаем публикацию крупной работы одного из постоянных авторов этой рубрики, Владимира Коровкина - "Другой взгляд на джаз. Попытка сменить парадигму". Нельзя не признать, что попытка в значительной степени удалась: Владимир Коровкин дает весьма и весьма убедительные аргументы тому, почему джаз нельзя судить по канонам других видов музыки и находит весьма правдоподобные ответы на вопрос, в чем же, в конце концов, заключаются каноны, свойственные эстетической системе координат именно джаза...>>>>
|
|
|
Санитар
леса |
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем три очень разные работы. Одна пытается воплотить мечту радиоведущих о сборнике сравнительных
интерпретаций нескольких известных тем, другая овеществляет лучшие устремления европейских суперсовременных молодых околоджазовых кругов, а третья вообще происходит из смежного, но очень далекого мира world
music...>>>>
|
|
|
А
в это время
за бугром... |
16 ноября в Нью-Йорке скончался один из наиболее именитых пианистов послевоенного джаза - Томми
Флэнаган. Смерть последовала на 72 году жизни от аневризмы артерий. Наиболее широкую известность
Флэнаган получил как многолетний пианист и музыкальный директор сопровождающих составов певицы Эллы Фицджералд.
Томми Флэнаган родился в Детройте и в шестилетнем возрасте начал учиться игре на кларнете. В одиннадцать он сел за фортепиано, а в конце 40-х, не достигнув еще 20 лет, уже был заметным действующим лицом детройтской сцены - и в 1953, отслужив два года в армии, снова на эту сцену вернулся, впрочем - только для того, чтобы в 1956 г. переехать в Нью-Йорк. Он много записывался как лидер на разных лейблах, а также работал в ансамблях басиста Оскара Петтифорда, тромбониста Джей Джей Джонсона, трубача Гарри "Суитса" Эдисона и саксофониста Коулмена Хокинса. Попав на высокооплачиваемую работу у Эллы Фицджералд в 1963-65 и затем в 1968-78 гг.,
Флэнаган получил широкую известность, но несколько потерялся в ее тени как солист. Впрочем, начиная с 1975 г. он выпускал много блестящих альбомов в формате фортепианного трио, которые укрепили его пианистическую и импровизаторскую репутации. Уже в 80-е он сделал успешную сольную карьеру, отмеченную такими альбомами (с басистами Джорджем Мразом, Питером Вашингтоном, барабанщиками Кенни Вашингтоном, Луисом Нэшем и Албертом Хитом), как "Jazz Poet" (1989) и "Let's" (1993). В 1993 он получил престижную датскую джазовую премию Jazzpar.
Последними его альбомами были весьма сильные записи на лейбле Blue Note - "Sunset And Mockingbird" (1998) и "Samba For Felix" (1999).
14 ноября в Лондоне открылась выставка рисунков и картин великого трубача Майлса Дэвиса (1926-1991). Все эти произведения были созданы музыкантом в конце жизни, когда после перенесенной тяжелой болезни он не смог играть на трубе так интенсивно, как раньше.
Джонатан Пул, организатор выставки, проходящей в дизайн-центре Челси-Харбор, сказал на церемонии открытия: "Самое интересное - что можно проследить три разных периода в последнем десятилетии его [Майлса] жизни. Первый - период кричащих красок и острых силуэтов. Затем его манера становится зрелой, и он обращается к изощренной абстракции. В последние же два года жизни [в его творчестве] чувствуется сильное африканское влияние. Так он трансформировал мир своих звуков в линии и цвета".
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 13 ноября (США) |
- Adler, Larry: I Got Rhythm, Pearl 7843
- Anthony, Ray: When You're Smiling, Aerospace 1048
- Armstrong, Louis: 1935-1944, Vol. 2: The Alternative Takes, Neatwork 2029
- Bona Fide: Club Charles, N2K 4225
- Carter, Benny: 1936-1940, Vol. 1: The Alternative Takes, Neatwork 2019
- Connors, Norman: Best of Norman Connors & Friends - переиздание, Buddha 99809
- Ellington, Duke: 1930-1931, Vol. 2: The Alternative Takes, Neatwork 2018
- Geerken, Hartmut: Dedication to Mynona & Sun Ra, Leo 329/330
- Gillespie, Dizzy: Jazz Casual - переиздание, Koch International 8564
- Hall, Edmond: Profoundly Blue, ASV/Living Era 5410
- Haru: One Blood: All Nations, Orchard 801610
- Haynes, Roy: 1954 Paris Sessions, Vogue 62291
- Hines, Earl: 1929-1941, Vol. 1: The Alternative Takes, Neatwork 2024
- Ho, Christopher: Ho Ho Ho: Christmas Jam, Merrimack 10182
- Ibrahim, Abdullah: Ekapa Lodumo, Tiptoe 888840
- James, Bob: Restoration: The Best of Bob James - переиздание, Warner Brothers 48220
- Lagrene, Bireli: Gypsy Project, Dreyfus 36626
- Morris, Thomas: Thomas Morris (1925-1926) & Clarence Williams (1924-1929), Neatwork 2025
- Murphy, Turk: Jazz Casual: Jazz Tradition - переиздание, Koch International 8569
- Nabatov, Simon: Master and Margarita, Leo 322/323
- OFarrill, Chico: In Memoriam, Orfeon 16215
- Parker, Charlie: 1947-1948, Vol. 3: The Alternative Takes, Neatwork 2028
- Parlan, Horace: Horace Parlan, Cope 15
- Shew, Bobby: Music of John Harmon, Sea Breeze 2117
- Spanier, Muggsy: 1939-1944, Vol. 1: The Alternative Takes, Neatwork 2027
- Tarquin, Brian: High Life, Instinct 591
- Thornton, Clifford: Freedom and Unity: 1967, Atavistic 225
- Various Artists: All Music Guide: The American Jazz Singers, Medalist 541875
- Various Artists: Sincerely Yours, Klein 29
- Various Artists: All Music Guide: Classic Jazz Solos, Medalist 28171
- Various Artists: Bombay Jazz Palace, Outcaste 22
- Walter, J.D.: Clear Day, Flare UK 228
- Walter, J.D.: Clear Day, Double-Time 187
- Werner, Kenny: Form & Fantasy, Vol. 1, Dagored 186
- Williams, James [Piano]: Talkin' Trash - переиздание, DIW 887
- Williams, Clarence: 1929-1938, Vol. 2: The Alternative Takes, Neatwork 2026
|
|
Радио |
Дмитрий Ухов напоминает о новостной рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.
В ближайших выпусках программ Михаила
Митропольского:
"Бесконечное приближение" ("Радио
России", суббота, 23.10):
- 24 ноября - фрагмент музыкальной истории Джорджа Гершвина с уклоном в "серьезную" музыку.
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Дмитрий Ухов,
Владимир Коровкин,
Елена Насонова,
Мария
Пантелеева,
Дмитрий Лившиц,
Игорь Зисер,
Константин Волков,
Михаил
Митропольский,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
AMG
Associated Press
Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Алексей Лузик,
архив сервера "Джаз в России" Воплощение:
Павел Абраменков |
|