Вышла книжка нынешнего главного редактора журнала "Музыкальная жизнь" Якова Платека "Подводя итоги" (издательский дом "Композитор", Москва, 2000). Платек, которого современное поколение, наверное. уже не знает, весте с Львом Гинзбургом составлял творческий тандем, лет 30 определявший лицо советской музжурналистики - примерно как Элеонора Беляева со своим "Музыкальным киоском". "Гинзбург и Платек" стали нашими первыми акулами пера, насколько вообще можно было при большевиках несанкционированно показывать зубы. "Музыкальная жизнь", на которую обязаны были подписываться все филармонии и музыкальные школы (других, кроме "Советской музыки" - академичного ежемесячника - просто не было) выглядела не таким уж бездарным худосочно-официальным изданием. Когда разрешали, двухнедельник писал и о джазе, и о рок-музыке с умеренно культуртрегерских позиций. А в 1967 году интервью Гинзбурга-Платека с французским дирижером и композитором Пьером Булезом даже ходило в самиздате. Сейчас Платек стал много публиковать музыкально-исторической беллетристики. Джаза, в общем, не касался, но вот "при подведении итогов" решился. "Подводя итоги" - это перечисление музыкальных событий ХХ века в хронологическом порядке. Материал расположен по годами и -как будет ясно чуть позже - изложен не в виде сухих цифр или таблиц, а, так сказать, с чувством и с расстановкой.
Приятно, конечно, что автор о джазе не забыл.
И сказать, что Платек в джазе не разбирается, наверное, все-таки нельзя. Он, может, и разбирается - но только в том, что знает. Но знает он ровно столько, сколько знал советский культуртрегер. Ну, Дюк Эллингтон, ну "Караван". Белозубый Луи Армстронг: "Оутчи-черныйе фром Калифорния". Фактрографию для своих "итогов" Платек, отбирал, конечно, не сам, а явно руководствовался какими-то западными пособиями. Иначе откуда бы возник в его контексте эзотерический Флетчер Хендерсон? Правда, в отличие от академической музыки (фактов о ней приводится в его хронике вдвое больше, чем о мировом музыкальном процессе) отнесся к отечественному джазу на удивление непатриотично- всего лишь по разу упоминаются Лундстрем, Цфасман и Козлов. По большому счету, особо криминальных ошибок Платек не сделал.
Но, увы, несколько ложек дегтя сразу же выдают в нем журналиста из тех, что не в материале. Хорошо еще, что среди читателей Платека людей, сведущих в джазе, много не будет, а то у них наверняка зародится сомнение в его компетентности, когда они прочтут ,например, такое:
1927 год (с.80): "Важная веха в джазовой истории: тромбонист Джеймс Флетчер Хендерсон (1898-1952) и великий Дюк Эллингтон (1899-1974) вошли в состав оркестра "Коттон клаба".
В огороде бузина, а в Киеве дядька. Хендерсон - тромбонист, а Эллингтон -великий. Но Хендерсон, конечно, никогда на тромбоне не играл, и его оркестр выступал в Коттон-клабе по очереди с эллингтоновским.
1956, с 147: "В США добивается успеха "Модерн-джаз-квартет" под руководством пианиста, аранжировщика и композитора Дж. Льюиса". Не могу взять в толк, почему важен именно 1956, а не год выхода первого альбома - 1953-й. Ведь составитель хронологии явно это не сам придумал.
1960-й год (стр. 159 ) - это, правда, не джаз, но уровень осведомленности выдает: "образцы фолк-рока на фестивале в Нью-порте представляет певица Джоан Баэз". Фолк-рок появился лет на 5-6 позже, Джоан Баэз, как известно, вместе со всем ньюпортским движением "фолкников" электрику отрицала принципиально примерно до конца 70-х. Автор, видимо, имел в виду просто "фолк".
1964 год (с.167): "Лучшие песенные мелодии покоряют мир. Среди низ песня бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима (1927-1994) в стиле боссанова "Девушки из Ипанемы". Выходит пластинка тенор-саксофониста Джона Колтрейна (1926-1967) и его ансамбля с записью джазовой поэмы "Последняя любовь"".
Ну, во-первых, не Карлос, а Карлуш, и "Девушка" там одна - и в оригинале и в английском тексте. Это для песенной интонации принципиально!
Ну и перевод "A Love Supreme" как " последняя любовь" - это впрямь "поэма". Сразу становится ясно, что автор никогда даже не видел обложку пластинки...
Тоже не джаз, но показательно: "почти одновременно начинается карьера двух английских певцов - Тома Джонса и Дэйвида Боуи". Том Джонс, во-первых, валлиец, а не англичанин, хоть и гражданин Великобритании. Это - все равно, что назвать Кола Бельды русским певцом.
И потом - эти двое, поп-исполнитель и рок-лидер - рядом? Все равно что Лешетицкий и Рахманинов (думаю, автору это сравнение что-то скажет).
1968, с. 175:"Быстротечная мода рождает множество рок-ансамблей. Среди них Led Zeppelin и Deep Purple." Кто знает, тот знает. А кто не знает, наверняка решит, что вот были такие -блеснули и сгинули.
1966 ,с. 171: "Свою собственную группу организует английский рок-музыкант Джимми Хендрикс". Имя Хендрикса пишут с двумя "м" только у нас. Образованность свою хочут показать, что ли? И, кажется, только у нас Хендрикса почему-то считают европейцем.
1973, с 186: "В Москве создается джаз-рок-ансамбль под руководством Алексея Козлова".
"Создается" значит... Вот так сам по себе, берет и создается...Или по указанию свыше? Странно, что историограф Союза советских композиторов "Козла на саксе" не читал. Ну неужели нельзя сказать по-человечески "Алексей Козлов создает..." Да и название джаз-рок-ансамбля вспомнить - тоже не последнее дело. Он ведь до сих пор существует, и не формально, а даже в двух "модусах вивенди", как "джаз" и как "рок".
Это еще не все ложки дегтя из книжки "Подводя итоги", но те, после которых остается самый неприятный привкус. Жалко, книжка Якова Платека в общем даже ничего, не бесполезная.
Дмитрий Ухов
|