Выпуск
# 37 |
Рецензии
|
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.
|
|
Booster
-
"Loop In Release"
Blue Note France, 2001
58:53
* * * *
|
|
Во Франции вокруг парижского радио Nova и местного отделения джазового лейбла Blue Note выросло целое поколение музыкантов, специализирующихся на смежных с джазом ультрасовременных жанрах - от эйсид-джаза до современного креативного ритм-н-блюза. Часть этих музыкантов делает сугубо коммерческую музыку и поэтому имеет коммерческий успех (как небезызвестный проект St.Germain), часть идет дальше, не особенно заботясь о коммерции, но извлекая из новомодных направлений наиболее творческие элементы и сплавляя их в некую новую сущность. К числу этих последних принадлежит уроженец парижского предместья Сен-Жермен Оливье Армбюстер по прозвищу Бустер, которому всего 25, и это - его дебютный альбом. Дебют, надо признать, впечатляет. Клавишник, композитор, компьютерщик и Бог знает кто еще, Бустер собрал воедино множество разных элементов - рэп, фанк, соул, эйсид, ритм-н-блюз - густо замешал это все на современном джазовом языке (куда ближе к нынешнему креативному джазу, чем к коммерческому contemporary) и записал. Запись заслуживает отдельного разговора: хотя бас, допустим, в большинстве треков сэмплированный (кстати, весьма интересно слушать, какие своеобразные ритмические паттерны Бустер выстраивает из нарочито "наструганных" звуков сэмплированного контрабаса), но барабаны в основном - живые (аргентинец Минино Гарай) и при этом прихотливо-фанковые, вплоть до использования некоторых ритмических фигур танцевального брейк-бита и трип-хопа. Многослойные клавишные аранжировки по нешаблонности тембров и тонкости темброво-тональной организации заслуживают много добрых слов, как и недлинные, но качественные соло живых импровизаторов - флейтиста Мажик Малика, саксофониста Жюльена Лоро. Шесть инструментальных тем записаны в студии в режиме реального времени, поверх предустановленных партий сэмплеров (которые Бустер подготовил дома), то есть практически живьем. Более сложна была студийная работа в четырех остальных пьесах, где есть вокальные партии (лондонская вокалистка Малия, парижско-нью-йоркский рэпер Динамакс и парижанин Хуан Розофф), которые стилистически отстоят от собственно джаза гораздо дальше, уходя в области рэпа и ритм-н-блюза. В общем, работа получилась весьма серьезная и интересная - заявка на творческую жизнеспособность смежного с джазом жанра, пока что не очень баловавшего высокими достижениями.
|
|
|
Разные исполнители
-
"Джордж Гершвин, "Порги и Бесс". Сравнительные интерпретации."
Росмэн-Аудио/РОФФ Текнолоджис, 2001
68:45
* * *
|
|
Идея крайне интересная, много раз осуществлявшаяся в радиоэфире, но трудноосуществимая в грамзаписи: собрать разные интерпретации одних и тех же тем (в данном случае - Джорджа Гершвина из "народной" оперы "Порги и Бесс", 1935). Причем интерпретации из разных музыкальных миров: не будем забывать, что композитор Гершвин, вопреки стереотипам массового сознания, никакого джаза никогда не писал - он, в данном случае, написал оперу, серьезное музыкальное произведение, на народном (в данном случае, афроамериканском, как он его понимал) материале. Из всей оперы выбраны четыре самых популярных отрывка - колыбельная Клары (всем известная как "Summertime"), песня Порги ("I Got Plenty O'Nuttin'"), дуэт Порги и Бесс, их же сцена "I Loves You Porgy" и песенка Спортин-Лайфа. Первой интерпретацией всегда идет "классическая", близкая по изложению к оригинальной партитуре Гершвина (если не вообще оригинал, как песня Порги и дуэт "Bess, You Is My Woman Now" из первой грамзаписи оперы 1936 г. с великим белым оперным певцом Лоренсом Тиббеттом в роли Порги и в сопровождении оркестра того самого Александера Смолленса, что дирижировал на бостонской премьере 1935 г.). Затем - интерпретация вокальная, но уже из джазового мира (два трека из спродюсированной Норманом Грэнцем альбомной версии Луи Армстронга - Эллы Фицджералд 1957 г., здесь почему-то датированной следующим годом, и по одному - Махелии Джексон, Билли Холидей и дуэта Рэй Чарлз - Клео Лэйн). И, наконец, инструментальные джазовые версии, причем действительно великие - включая Modern Jazz Quartet и отрывок из одного из величайших джазовых альбомов минувшего века, "Porgy And Bess" трубача Майлса Дэвиса и оркестра Гила Эванса, 1958.
На этом достоинства альбома заканчиваются: в таком виде он хорош только для знатоков, профессионалов, способных свободно разобраться в этих версиях. Я не буду затрагивать вопрос авторских прав: все использованные версии имеют правообладателей, ни одной ссылки на которых я нигде на альбоме не обнаружил. Но подобной подборке обязательно должен был бы быть придан солидный текстовый аппарат, хотя бы в виде буклета, объясняющего, что здесь к чему, что за артисты исполняют эти версии, почему они делают это именно так - что обязательно для целевой аудитории этого альбома, которая знатоков-специалистов отнюдь не включает: ведь они прекрасно знают, и знают целиком, все исторические джазовые версии оперы - и Армстронга/Фицджералд, и Дэвиса/Эванса, и т.д. Однако буклета здесь нет, есть двухсторонний квадратный вкладыш, в котором творчески пересказано несколько фраз из книги Дэвида Юэна (одной
из немногих книг о Гершвине,
издававшихся на русском языке). Маловато будет.
|
|
|
Nusrat Fateh Ali Khan and Party
-
"Body and Soul"
Real World, 2001
67:56
* * * * *
|
|
Пакистанец Нусрат Фатэ Али Хан, величайшая звезда из числа каввали, исполнителей культовой музыки суфизма (мистического направления в исламе), вероятно, принадлежал к числу наиболее записываемых артистов в мире. Начиная с 1973 г., под именем устада (мастера) Нусрат Фатэ (а также его дуэта с собственным дядей Мубарак Али Ханом) вышли сотни альбомов, в основном кассетных, публиковавшихся на бесчисленных пакистанских и индийских лейблах. Однако записанное, но пока не изданное наследие ушедшего из жизни четыре года назад исполина суфийской музыки все еще велико, о чем свидетельствует этот альбом, только что выпущенный лейблом Питера Гэбриела, в свое время открывшим искусство Али Хана западному миру. По счастью, в этой записи нет синтезаторов и бас-гитар, накладывавшихся на иные работы устада Нусрат Фатэ для вящего успеха у западных любителей world music. Это каввали в чистом виде - традиционный ансамбль, состоящий из инструментов, свойственных как пакистанской, так и североиндийской музыке, хор, состоящий из бесчисленных племянников, братьев, кузинов и шуринов Али Хана, и среди всего этого - его голос, равному которому в мире нет. Весь альбом - это четыре чрезвычайно протяженных гипнотических песнопения с метафоричными названиями.
Каввали - искусство, уходящее корнями в XII век, когда великий суфийский святой Моинуддин Чишти , дойдя с проповедями до Индии, обнаружил, что его новая паства особенно хорошо воспринимает проповедь в виде пения, изложенного на привычном для нее языке североиндийской классической музыки. Страстность суфийских певцов многие западные слушатели принимают за реальную физическую страсть, хотя эмоции суфизма сугубо духовны, и используемые в текстах любовные метафоры повествуют исключительно о любви к Господу. В этом смысле Али Хан несравненен: заключенная в его летящем голосе страсть настолько чиста и одухотворена, что заключающийся в ней духовный призыв смутно трогает даже европейского слушателя. Надо отметить, что полуанонимные вторые голоса, уступая мастеру по части высокого полета, вполне гармонируют с ним по части эмоциональной напряженности, а совсем уж анонимные инструменталисты, ни в коем случае не вылезая вперед (каввали - не рага, здесь главное не инструменты, а голоса), создают изысканно разнообразную базу для певцов. Получающийся результат далеко выходит за рамки собственно суфийской духовной практики, становясь благодаря высочайшему искусству своих создателей лучшей иллюстрацией для понятия "общечеловеческие ценности".
Константин Волков
|
|
На
первую страницу номера |
|