Читатели помнят, что разговор о джазовом образовании в США был нами начат в апреле этого года, когда в двух номерах
(10-2001 и 12-2001) мы опубликовали рассказ о крупнейшем и наиболее известном в мире американском джазовом учебном заведении -
Berklee School of
Music, или музыкальном колледже Беркли, расположенном в Бостоне.
Беркли - это, так сказать, индустриальное производство крепких профессиональных музыкантов, которые при наличии определенного таланта могут пойти и дальше простого исполнительства; Беркли, помимо основополагающих профессиональных навыков, прививает четкие стилистические представления и отличное знание традиции, так что лучшие его выпускники в дальнейшем могут развивать и углублять эту традицию.
Противоположный полюс джазового образования, чтобы не ходить далеко, находится тут же, в Бостоне - это Консерватория Новой Англии (далее - КНА; английская аббревиатура -
NEC, New England Conservatory).
КНА была основана за восемь десятилетий до Беркли, в 1867 г., и на протяжении более чем ста лет предлагала только образование в области академической музыки. Более того, это была вообще первая консерватория в США, построенная по европейской классической модели благодаря ее основателю, французу Эбену Турже. В те времена создание подобного учебного заведения в Америке (пусть даже и в старинном чопорном Бостоне) казалось невозможным делом, и критики писали, что это "так же невозможно, как сделать свисток из свиного уха".
Нынешнее главное здание КНА на Хантингтон-авеню было построено в 1902 г. благодаря щедрости одного из "доверителей", или, говоря современным языком - спонсоров.
Консерватория быстро стала главной движущей силой в богатой музыкальной жизни Бостона, и везде, от Бостонской оперы до легендарного Бостонского симфонического оркестра, можно было найти ее выпускников или даже преподавателей (с 1882 г. в составе Бостонского оркестра играли преподаватели КНА, да и городское оперное общество едва ли не полностью действовало на базе и при поддержке консерватории).
Три десятилетия назад в составе консерватории по инициативе и при участии известного композитора "третьего течения" (стык джаза и академической музыки) Гюнтера Шуллера, который в 1967-1977 гг. был президентом Консерватории, появился сравнительно небольшой джазовый факультет (с 1976 - факультет импровизации), который, невзирая на малую численность студентов, поставлял и поставляет на американскую джазовую сцену весьма крупные фигуры, в массе своей связанные с экспериментальной, авангардной и вообще "новой" сценой.
Обучение в КНА гораздо дороже, нежели в Беркли (стоимость одного года обучения зашкаливает за 22 тысячи долларов). Считается, что уникальная система и высочайшее качество преподавания в Консерватории - залог успеха музыкантов и композиторов, обучающихся в ней. Десятки видных фигур в академической музыке, получивших образование в NEC, а также такие джазовые звезды, как учившиеся в этих стенах трубач Дейв Дуглас, пианист Сесил Тейлор или кларнетист Дон Байрон - тому вполне убедительное доказательство.
Сама атмосфера в КНА разительно отличается от Беркли, который расположен всего в нескольких кварталах от нее. В Беркли - модерновые здания, полы, застланные ковролином, везде огромное количество современной аппаратуры и бродящие по коридорам толпы причудливо одетых и сногсшибательно причесанных (или вовсе не причесанных) юнцов с электрогитарами. В Консерватории Новой Англии - просторные полупустые коридоры с каменными полами, высокие сумрачные аудитории и доносящиеся отовсюду звуки "Кармины Бураны" в исполнении студенческих хоров.
Правда, непреодолимой стены между NEC и Беркли нет - многие преподаватели Беркли закончили NEC и наоборот, более того - некоторые преподаватели работают и там, и там (правда, только если они - нештатники: если преподаватель работает в Беркли на полной ставке, ему не разрешается преподавать больше нигде).
Факультет импровизации Консерватории Новой Англии объединяет две учебных программы - джазового обучения (Jazz Studies) и современной импровизации (Contemporary Improvisation). Первый сфокусирован на афроамериканских корнях современной импровизационной музыки, второй - на синтезе различных импровизационных традиций джаза, современной академической музыки и современного музыкального фольклора (этнической музыки) разных народов. Для студентов 1-4 курсов возможно объединение предметов этих курсов; выпускники и аспиранты специализируются по одному из них.
Вот примеры некоторых учебных курсов, входящих в программу обучения современной импровизации:
- Развитие долговременной мелодической памяти;
- Слуховой тренинг и импровизация после Шенберга;
- Лидийская хроматическая концепция (курс читает его автор - Джордж Расселл);
- Индийская модальная импровизация.
В программу же джазового обучения, например, входит:
- Джазовый слуховой тренинг;
- Развитие джазовой теории;
- Джазовые стили импровизации;
- Джазовые стили композиции...
Среди преподавателей - легендарный композитор и теоретик Джордж Расселл, пианист и композитор Ран Блэйк (он - заместитель декана по современной импровизации), а также такие джазовые звезды, как гитарист Джон Аберкромби, тромбонист Боб Брукмейер, басисты Сисил МакБи и Рон Картер, пианисты Фред Херш, Пол Блэй, Данило Перес, трубач Джон МакНейл, вибрафонист Дейв Сэмюелс и др. Деканом факультета, объединяющего оба направления, является саксофонист Аллан Чейз.
Чейз начинал как академический и джазовый саксофонист, получив отличное образование в Университете штата Аризона и затем - в Университете Тафта в Бостоне. Он продолжил образование в Консерватории Новой Англии и в легендарной Студии современной музыки, где учился у Энтони Брэкстона, Роско Митчелла и других звезд джазового авангарда. Как исполнитель поначалу он работал по преимуществу с представителями "нового джаза" - от Эндрю Сирилла до Фреда Херша. В 1995 и 1999 г. он также выпустил два CD с собственным квартетом, первый из которых, "Dark Clouds With Silver Linings", вошел в десятку лучших альбомов 1995 г. по версии журнала Jazziz. Кроме того, с 1981 по 1995 г. он был членом записавшего шесть альбомов саксофонного квартета Your Neighborhood Saxophone Quartet, а с 1992 по конец 90-х входил также в состав фри-джазового квинтета Prima Materia, возглавляемого легендарным барабанщиком Рашидом Али, и записал с этим составом четыре альбома. Чейз не только авангардист - он много работал как студийный музыкант, записываясь с поп-музыкантами, а также в киномузыке и рекламе. Он также исполнял камерную музыку с Принстонским ансамблем композиторов, записывался с Джоном Зорном и Гюнтером Шуллером. Чейз преподавал в Университете Тафта и - с 1981 по 1990 - в колледже Беркли.
Мы беседуем с ним в аскетично
обставленном кабинете, где на стене -
весьма своеобразный портрет Сиднея
Беше (см. на фото).
Что собой представляет джазовый факультет КНА?
- Это два отделения - джазовое и современной импровизации. Джазовое - это около ста студентов. Девяносто из них специализируются по джазовому исполнительству, около десяти - по джазовой композиции. Из исполнителей примерно по десять специализируется на каждом из инструментов (ну, конечно, не обязательно ровно по десять - скажем, тромбонистов может быть меньше, чем саксофонистов, и т.п.) - саксофон, ударные, контрабас, вокал и т.д. У нас 35 преподавателей, большинство из них не работают здесь полный день - только девять человек здесь на полной ставке, остальные приезжают один раз в неделю или даже один раз в две недели, чтобы поработать целый день со своими студентами, а гитарист Джон Аберкромби и пианист Пол Блэй приезжают только восемь раз в год для того, чтобы прочитать двухчасовую лекцию. У нас 23 студенческих малых ансамбля (меньше семи участников) и два биг-бэнда: один исполняет только сочинения студентов, второй - стандарты или музыку наших "специальных гостей" (ну, например, свою музыку с этим оркестром исполняла знаменитая Мария Шнайдер - бэндлидер из Нью-Йорка).
Замечу, что КНА первой из американских консерваторий получила право присуждать по окончании курса ученую степень в области джаза - это случилось в 1969 году (за три года до этого аналогичное право получил также Беркли, но он был тогда всего лишь частной школой, и статус колледжа был получен им только в 1970-м. - ред.). В те времена ежегодно на джазовом отделении училось всего около тридцати студентов, и только семь лет назад число ежегодно принимаемых на наше отделение перевалило за 90. Кстати, у нас сейчас учится один студент и из России - Алексей Цыганов.
И какова программа обучения на этом отделении?
- Как и каждый студент КНА, студент джазового отделения прежде всего один год занимается сольфеджио, два года - классической гармонией, и по крайней мере три семестра - историей западной классической музыки. Кроме того, есть и специфически джазовые курсы: это история джаза и по пять семестров тренировки слуха и джазовой теории (эти два курса тесно связаны). Вообще, надо сказать, у нас особое внимание уделяется развитию слуха, тренировке слуха (ear training) - гораздо больше, чем в большинстве других музыкальных учебных заведений. Студенты пишут огромное количество диктантов - гармонических и мелодических; они очень много поют, причем это пение связано с развитием музыкальной памяти - они должны запоминать наизусть сложные мелодии и петь их. Эта система обучения была здесь введена задолго до того, как я пришел сюда работать, моим коллегой Раном Блэйком, который сейчас возглавляет тесно связанное с джазовым курсом отделение современной импровизации.
Ну и, конечно, особую роль в обучении занимают индивидуальные занятия студентов с преподавателем по своей исполнительской специальности. Я должен особенно подчеркнуть, что это занятия с преподавателем-джазменом, музыкантом, в своей собственной профессиональной деятельности занимающимся именно джазом. Это как раз то, что отличает нашу учебную программу от программ многих американских университетов: даже если у них есть программы обучения джазовому исполнительству, индивидуальные занятия по инструменту там проводит преподаватель-академист, а не действующий джазмен, который там в основном проводит общие занятия. Но это не означает, что наши студенты не могут заниматься с преподавателем-академистом, если они захотят - и если испытывают желание в дальнейшем играть и классику тоже. Некоторые трубачи, тромбонисты и пианисты (реже - саксофонисты) так и делают.
Когда я сам был студентом (это было в Аризонском университете), я четыре года занимался на саксофоне у преподавателя-академиста, который играл в симфоническом оркестре. Правда, я специализировался на композиции, но и те, кто у нас учился по специальности "джазовое исполнительство", занимались у него же.
В целом наша учебная программа балансирует между академической и джазовой. У нас гораздо больше академических элементов, чем в программах колледжа Беркли, университета Новой Школы или Манхэттенской музыкальной школы, но гораздо меньше, чем в большинстве программ университетских музыкальных факультетов в США.
В основном собственно джазовой теорией у нас начинают заниматься на третьем году обучения (если идут на степень бакалавра, а не магистра) - это джазовая гармония, гармонический анализ джазовых стандартов, наша фирменная "лидийская хроматическая концепция тональной организации" Джорджа Расселла (интервью Дмитрия Ухова с этим легендарным композитором и педагогом см. "Полный джаз"
#36-2000) и принципы аранжировки, в том числе и для биг-бэндов. Такова в целом наша программа для бакалавров. Те же, кто идет в магистратуру, проходят еще два курса джазовой теории, курс джазового музыковедения и ряд дополнительных курсов (electives), которые они сами выбирают (то есть у них есть определенное количество учебных часов, которое они должны набрать, а что именно это будет - "Авангард от Эрика Сати до Джона Зорна", или "Музыкальная журналистика: исследовательские методы для музыканта-практика и преподавателя", или что-то еще - это уже их выбор.
Каждый курс дает им определенное количество "кредитов", общая сумма которых в конце семестра должна быть не ниже предписываемой учебной частью. Например, у тех, кто идет на магистерский диплом (graduates preparing for Master's degree), должно в семестр набираться 36 "кредитов", из которых 14 могут быть набраны предметами по выбору (каждый из этих electives, как правило, дает два "кредита" - значит, таких курсов на семестр нужно набрать не менее семи; еще два дают обязательные занятия по музыковедению, четыре - обязательные углубленные занятия по джазовой теории и 16 "кредитов" - studio, то есть индивидуальные занятия с преподавателем по специальности - ред.). Есть и такие курсы по выбору, которые "кредитов" вовсе не дают, более того - за них еще нужно отдельно платить. Это, как правило, углубленные занятия по музыкальному анализу и развитию слуха для тех, у кого в ходе общего обучения с этим возникали проблемы.
Автор выражает особую благодарность за помощь в подготовке этого материала Зинаиде Карташевой (Бостон - Москва).
Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"
Продолжение следует
|