Выпуск # 2 |
|
Pharoah Sanders - "Save Our
Children"
(Verve, 1998) |
|
|
Саксофонист Фаро Сандерс приобрел
известность после того, как превратил квартет
Джона Колтрейна в квинтет. Именно в этом составе
были записаны его лучшие альбомы 60-х. После
смерти Колтрейна Сандерс полностью отдался во
власть авангарда, но в конце 70-х вернулся к
исполнению стандартов, лишь изредка выступая в
США. Единственным ярким моментом того времени
стал альбом Blues for Coltrane, названный в 89-ом году
лучшим джазовым альбомом. Казалось, что уже
невозможно вернуть потерянную популярность и
признание. Но в 94-ом году Фаро Сандерс отправился
в путешествие по Африке. Эта поездка произвела на
него огромное впечатление. Результатом стала
запись альбома Message From Home, спродюсированная
Биллом Ласвеллом (Bill Laswell) и вышедшая впервые за 12
лет на более или менее крупной фирме - Verve. И вот
спустя два года выходит новый альбом
саксофониста - Save Our Children. Как и в прошлый раз,
продюсер альбома - Билл Ласвелл. Здесь еще больше
чувствуется его влияние. Прежде всего это
отразилось на составе музыкантов, принимавших
участие в записи. Легко узнаваемый
"ласвелловский" звук, характерный для
большинства его "аксиомовских" записей,
представляет собой
джазово-афро-индийско-электронную субстанцию,
над которой парит звук саксофонов и флейт
Сандерса. Та легкость, с которой продюсеру
удается свести воедино, на первый взгляд,
совершенно несовместимые инструменты, поражает.
Саксофоны и флейты (Pharoah Sanders), электронные и
акустические клавишные (William Henderson, Bernie Worrell),
синтезаторы и сэмплеры (Tony Cedras, Jeff Bova) органично
сочетаются с контрабасом (Alex Blake) и целым набором
ударных и перкуссии (Zakir Hussain, Trilok Gurtu, Abdou Mboup). Для
полноты картины добавьте к этому еще речитативы
и пение (Abiodun Oyewole, Asante, Pharoah Sanders). Будем надеяться,
что это не последняя совместная работа
легендарного саксофониста и не менее
легендарного продюсера. |
|
|
|
Стивен Бернстайн (Steven Bernstein) -
достаточно известная фигура на нью-йоркской
джазовой сцене. Музыкальный директор группы Lounge
Lizards, автор музыкальных аранжировок к фильмам
"Get Shorty" и уже ставшему культовым "Kansas
City" Роберта Алтмана (Robert Altman), руководитель Kansas
City Band на этот раз записал и выпустил альбом со
своим собственным квартетом Sex Mob. Это первый опыт
совместного проекта независимого лейбла Knitting
Factory Records и фирмы-мейджора Columbia Jazz, взявшегося за
дистрибуцию альбома. Sex Mob - это Стивен Бернстайн -
слайд-труба, Бригган Краусс (Briggan Krauss) -
альт-саксофон, Тони Шерр (Tony Scherr) - контрабас (на
фотографии в альбоме он играет на бас-балалайке)
и Кенни Уоллесен (Kenny Wollesen) - ударные. В записи
также принимают участи гости: Джон Медески (John
Medeski) - Hammond B3, Адам Леви (Adam Levy) и Лондон МакДэниелс
(London McDaniels) - гитары. Название альбома Din Of Inequity,
которое можно перевести как "шум
насправедливости", на самом деле представляет
собой переиначенное Den Of Iniquity, что в переводе
означает "вертеп". И название группы, и
название альбома служат одной цели, четко
сформулированной Стивеном - "вернуть
инструментальной музыке утраченную
сексуальность". Отсюда и выбор композиций,
примерно половина из которых - авторские
произведения, а другая половина - кавер-версии
песен Принца, Пола МакКартни, Smashing Pumpkins и даже хит
97-го года "Макарена". Сложно сказать,
насколько удалось сделать музыку сексуальной, но
эта работа безусловно заслуживает внимания. И
пусть вас не пугают попсовые названия на обложке:
узнать композиции можно с очень большим трудом.
Один лишь набор инструментов чего стоит! Где еще
вы услышите слайд-трубу? |
|
|
|
Combustication - первый альбом MMW на
одном из самых известных и старых джазовых
лейблов - Blue Note. Кстати, в этом году Blue Note
справляет свое 60-летие, отмечание которого
проходит с типично американским размахом: тут и
специальные переиздания, и гастроли по городам и
весям страны, и "month-long birthday party celebrating" в
Нью-Йорке. Несмотря на смену лейбла, шестой
альбом трио получился еще более современным, чем
предыдущие. "На самом деле мы любим
импровизировать. Для нас важно, что мы растем и
эволюционируем." - говорит клавишник Джон
Медески (John Medeski). "Мы старались работать более
творчески, сохраняя ощущение живого исполнения,
а потом экспериментируя со студийными
эффектами," добавляет барабанщик Билли Мартин
(Billy Martin). Кроме непривычной для трио работы в
студии (до этого они писались в основном живьем),
стоит упомянуть большое количество отличных
ресторанов около студии Magic Shop, в которой
проходила запись. "Большинство вещей с этого
альбома были записаны после сытного обеда," -
говорит басист Крис Вуд (Chris Wood). - "Устройте нам
хороший ужин, и мы вам гарантируем отличный
концерт!" Музыкально альбом представляет
собой острую смесь фанка, хип-хопа, авангарда и
джаза, временами дополненную диджейскими
скрэтчами и сэмплами и местами разбавленную
текстами писателя-битника Керуака. Результат
оказался совершенно убойным. Западная критика
называет MMW не иначе как "ultimate groove band". Нельзя
не отметить и весьма нестандартный дизайн
альбома. Название альбома вырезано в верхней
части картонной упаковки DIGIPAK, сквозь полученные
отверстия просвечивает пламя (combustication). Ну а еще
этот альбом достиг 1-го места в джазовых чартах
журнала Billboard. |
|
Иван Шокин
|
|
|
|
История этой записи началась в
1997-м, когда Анатолий Герасимов, джазмен,
проведший в Америке почти четверть века и с
некоторых пор снова работающий в Москве, пришел
выступить на московскую радиостанцию
"Ракурс". Сейчас такого радио нет, не ищите, а
тогда оно было знаменито тем, что дважды в неделю
пускало в эфир "живые" концерты из своей
специальной концертной студии. Один из этих двух
разов был джазовый, и Анатолий пришел сыграть со
своей новой московской группой. Понравилось.
Радио через пару месяцев пригласило его
выступить еще раз. Потом -еще. Концерты
получились отменные: Герасимов утверждал, что
игра в прямом эфире обладает особой магией
(звук-то получается студийным, а настроение,
энергетика -концертной, даром что слушателей не
видно). И спустя некоторое время было решено
издать эти записи. Из трех часов музыки было
отобрано десять лучших треков, запись (в
оригинале делавшаяся живьем на DAT, без всяких
наложений и монтажа) прошла мастеринг, и вот
результат с жизнеутверждающим названием
"Yes". Вещи на альбоме в основном принадлежат
перу Герасимова, только две темы не его - Bloomdido
Чарли Паркера, сыгранная как развеселый
новоорлеанский марш, и тема Телониуса Монка,
превратившаяся у Герасимова в пространную
джаз-роковую медитацию. Собственные же вещи
Анатолия определить по стилю еще труднее - тут и
ритмы регги, и обильные спонтанные импровизации,
и джаз-рок, и Африка... Сам Анатолий
(сопрано-саксофон, европейская и японская флейты)
играет довольно скупо, при этом широко используя
политональность, ладовость, но не стремясь
задавить слушателя большим количеством нот. С
ним играет одна из лучших молодых московских
ритм-секций - барабанщик Дмитрий Севастьянов и
бас-гитарист Антон Ревнюк, музыканты моторные,
драйвовые и весьма современные по духу,
добавляющие фанкового колорита в общую картину.
В нескольких треках звучит перкуссионист, хорошо
известный любителям джаза по многолетней работе
в оркестре Анатолия Кролла - Юрий Генбачев (они с
Герасимовым знакомы с начала 60-х, с
самодеятельных ансамблей). В трех разных
концертах, легших в основу записи, участвовали
также гитарист из Питера Валерий Белинов (многие
наверняка помнят его участие в рижской
джаз-рок-группе "Радар" в 80-е гг.), и два очень
разных, но одинаково органично влившихся в
ансамбль московских клавишника - Одиссей
Богусевич и Юрий Погиба. В целом работа весьма
разнообразная, несколько, может быть, слишком
современная для ценителей чистой джазовой
традиции, но Герасимов и не ставит перед собой
задачи играть именно чистую джазовую традицию. |
|
|
|
Второй из запланированных пяти
альбомов проекта братьев Ивановых на лейбле
"Богема", "I Love You" представляет
международный состав. Из братьев Ивановых больше
всего играет контрабасист Андрей, пианист Михаил
записан только в одном треке; во всех остальных
вещах играет учитель Михаила, всемирно известный
русский пианист Леонид Винцкевич. Второй солист -
лучший джазмен Эстонии, тенор-саксофонист Лембит
Саарсалу. Его с Леонидом Винцкевичем связывает
долгая творческая дружба, их дуэт существует и
успешно выступает по всем миру уже полтора
десятилетия (это при том, что Лембит живет в
Таллинне, а Леонид - в Курске). Еще один участник
записи - барабанщик Дмитрий Севастьянов (для
довершения географической чересполосицы
родился он на Дальнем Востоке, а живет в Москве).
Да, раз уж зашла речь про географию, то братья
Ивановы родились в Курске, работали в Ростове,
потом - много лет - в Брюсселе, а теперь тоже
москвичи.
Вся эта пестрая компания записала на московской
студии "Гранд" у режиссера Ольги Мошковой
(которая в последний год стала ведущим в Москве
джазовым звукорежиссером) очень цельный,
красивый, почти медитативный альбом, в котором
сошлась и любовь Винцкевича-Саарсалу к
авангарду, и их же склонность к использованию
фольклорных элементов, и свинговая мощь
Ивановых. Состоящий почти из одних стандартов,
альбом тем не менее ни в коем случае не
производит впечатления "знакомости" - это
глубоко индивидуальная и весьма изысканная
работа. Что же до его звукового решения, то он
принадлежит, на мой взгляд, к лучшим российским
джазовым записям последних лет: плотный,
сумрачный и в то же время хорошо эшелонированный
звук этой работы не вызывает ассоциации с
какими-то известными продюсерскими манерами (и,
следовательно, ощущения копирования таковой
манеры, что всегда заведомо слабее оригинала).
Лично меня почему-то больше всего впечатлил звук
тарелок: не слышал я пока в российских джазовых
записях такого звука тарелок... |
|
|
|
Есть джаз американский - а есть
европейский. Это, как говорится, две очень
большие разницы. За американским джазом -
традиция развлекательной индустрии, клубов, где
джаз в большинстве случаев - лишь престижная
звуковая оболочка вокруг столика с пивом. За
европейским - традиция композиторская,
"головная", традиция концертных залов. Так
вот то, что лучший в мире импровизирующий
валторнист Аркадий Шилклопер записал с
"Акустик-квартетом"- безусловно
европейский, композиторский джаз, если можно так
выразиться - музыка лобных долей головного мозга.
При том, что трое остальных участников квартета
живут за Уралом, то есть не в Европе, а в Азии:
саксофонист Игорь Паращук и трубач Сергей Пронь -
в Екатеринбурге, а сопродюсер этой записи
барабанщик Сергей Беличенко - в Новосибирске.
Альбом состоит из нескольких
"подготовленных" композиций, столь сложных,
что в их авторстве впору заподозрить кого-нибудь
из композиторов европейского симфонического
авангарда. Кстати, и сам Шилклопер (бывший первый
валторнист оркестра Большого театра), и Пронь с
Паращуком имеют богатый академический опыт...
Композиции "подготовленные" проложены
коллективными спонтанными импровизациями,
звучащими, впрочем, едва ли не глаже и понятнее
"подготовленных". Крайне любопытная работа,
записанная в Новосибирске (тон-студия
Новосибирской филармонии, Александр Кириллов) в
весьма интересном звуковом решении. Цельный,
субъективно светлый, но весьма плотный
динамически, звук удачно выстроен по панораме,
так что следить за головоломными партиями разных
инструментов - одно удовольствие. Тот редкий
случай, когда авангардную в общем-то работу можно
рекомендовать и ценителям экспериментальной
музыки, и любителям традиции. |
|
Константин Волков
|
|
На первую
страницу номера |
|