"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 9 (111) - 4
апреля 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Есть
в человеческой душе какой-то предохранительный механизм, есть. Да и не
один еще, наверное. Механизм этот благодатно смягчает остроту так
называемых культурных шоков. А нам, р-р-россиянам, с нашим общим
культурным шоком повезло капитально: шок у нас один, всеобщий, и
относится, скорее всего, не к культурным, а к цивилизационным. Давно ли
жизнь вне так называемого "железного занавеса" мерещилась обитателям
бывшей шестой, а ныне седьмой части обитаемой суши в искаженных,
искривленных и невыносимо далеких от реальности картинках? Давно ли
однократный приезд Чика Кориа (пусть даже и с Гэри Бертоном в комплекте)
превращался в событие столь легендарное, что пришедшие позже (к коим,
например, относится и автор сих строк) годами изучали его по письменным
источникам, как переход Суворова через Альпы или, точнее, красных через
Сиваш? Давно ли список гастролировавших в Си-Си-Си-Пи Настоящих (сейчас
скажу неполиткорректность) Негров пересчитывался по пальцам двух рук, и
у трех считавших результат никогда не сходился? Сколько времени с тех
пор прошло, в конце-то концов? Автор не успел еще перейти из категории
молодых журналистов в категорию не очень молодых журналистов, а уж эти
самые неудобно называемые африканские американцы едут гастролировать и
едут, и конца им нету, и Чик Кориа приезжает вот (см. ниже) опять, и
дрожь в коленках у всего сообщества по этому поводу как-то не
наблюдается, и Советскому Джазу, в соответствии с мифической датой его
начала, в будущем году уже стукнет (больно) 80 лет, а Олегу Лундстрему
уже стукнуло 85, и вообще... Ощущение такое, будто ко всем произошедшим
с нами, с обществом, со страной переменам (ой, каким переменам!) мы
отнеслись и относимся подозрительно легковесно, будто скользя по их
поверхности. Наверное, именно так и действует тот самый защитный
механизм: иначе массовое сознание (отдельные-то индивидуумы, конечно,
могли понимать все правильно) было бы не в силах вместить бытие Как Оно
Есть.
Впрочем, это опять дебри. "А может, бабка, и правда. Может, все и химия"
(Зощенко). Давайте перейдем к делу. |
|
|
Как это было
в Москве |
29,
30 и 31 марта в "Ле Клубе" играл Хайрем Буллок - один из лучших в мире
фанк-фьюжновых гитаристов. Вместе с очередной инкарнацией своего трио
The Hiram Bullock Group (в данном случае - басист Фрэнк Грэйвис и
барабанщик Джереми Гэдди) гитарист продемонстрировал московской публике,
что, собственно, это такое - играть фанк на электрогитаре.
Ни многочисленные заслуги Буллока в области записи и выступлений с
десятками ведущих музыкантов разных жанров, ни знакомство с его сольными
грамзаписями не дает полного представления о его сценическом шоу. Более
того, если анализировать собственно шоу, то впечатление будет довольно
унылым: ужимки и прыжки массивного, почти двухметрового темнокожего
гитариста с непропорционально торчащим круглым пузом, взятые в отрыве от
собственно музыки, напоминают по своей эстетической ценности шутки из
американских кинокомедий типа "Тупой и еще тупее". Но музыка! Тут все
становится на места.
Буллок
показал очень разнообразную программу - настолько разнообразную,
насколько это вообще возможно в трио гитара-бас-барабаны. Тут был и блюз
как таковой, и фанк как таковой, и оба они в соединении разных
пропорций, и баллады, и более или менее джазовые номера (например, "Blue
Monk"). Были номера чисто инструментальные, был и вокальные.
О вокале надо сказать особо. У самого Буллока - сырой, жесткий блюзовый
голос, которым он владеет ничуть не хуже, чем гитарой. Сознавая
природную ограниченность своих возможностей как вокалиста, он обращает
эту ограниченность в свою силу, активно используя именно те
выразительные средства, которые ему подвластны, и не стараясь объять
необъятное.
Но самые, надо признать, впечатляющие моменты - это когда поет все трио.
Втроем они выпевают классическое фанковое двух- и даже трехголосие,
заставляющее вспомнить всех - от Tower Of Power до Sam & Dave (кстати,
на недавнем сборнике в память Джако Пасториуса The Hiram Bullock Group
пели "Come On, Come Over", то есть номер, который в оригинале у Джако
пели именно Sam & Dave).
Но
когда сольно запел басист Фрэнк Грэйвис, зал "Ле Клуба" заревел - то ли
просто от восторга, то ли от изумления: этот толстый человечек с
внешностью постаревшего и потрепанного жизнью Карлсона оказался
настолько харАктерным, мощным и изобретательным вокалистом, что слегка
задвинул даже и самого лидера! Он разыгрывал свою песенку (какой-то
ковбойско-рок-н-рольный номер) как целый кинофильм, как мини-мюзикл - и
это при том, что его инструмент, бас-гитара, к выразительному пению
параллельно с игрой не очень располагает. Кстати, надо отметить, что
Грэйвис на протяжении концерта играл много интересных соло - не
специфически басовых, а скорее гитарных, но сыгранных характерным
светлым и острым звуком бас-гитары с активной электроникой (кстати,
играет он не на шести- и даже не на пятиструнке, а на обыкновенном,
только активном, четырехструнном ESP).
Барабанщик
Джереми Гэдди при авторе этих строк сольно не пел, но в подголосках был
точен и стилен, а игра его достойна всяких похвал - он не
супербарабанщик, но абсолютно на месте в этой группе: в его игре
наличествует и техника, и драйв, и необходимая для этой музыки точность.
Что же до пиковой точки концерта, то для автора этих строк она пришлась
не на джазовые номера, а на тот момент, когда Буллок запел "Little Wing"
Джими Хендрикса. Надо быть очень уверенным в себе гитаристом и очень
амбициозным вокалистом, чтобы пытаться не имитировать исполнение
Хендрикса (что все равно мало кому удается), а сказать в этой
фантастически красивой теме что-то свое.
Даже великий блюзовый гитарист Стиви Рэй Воэн в свое время не решился
спеть эту песню (хотя сыграл гениально). А вот Буллок спел, сыграл - и
абсолютно по-своему. Нет, он не превзошел пронзительно-лиричный оригинал
Хендрикса, он даже не приблизился к нему, он просто сделал все
по-своему. Его "Little Wing" начинается в сходном с оригиналом звучании,
но развитие темы - прежде всего гитарное соло - уходит в совсем
неожиданном направлении, а затем и вовсе переходит на перпендикулярный
путь, обретая ритм и интонации регги - пока не возвращается обратно в
монументальной поступи исходного блюза.
"Ле Клуб" сделал достойный уважения шаг, пригласив музыкантов, довольно
далеко отстоящих от того, что все привыкли называть собственно джазом;
широта кругозора, осознание подлинного места современного джаза во всем
многообразии смежных с ним жанров музыки рубежа веков - это то, что
московскому зрителю-слушателю предлагают нечасто.
В течение последней недели в Москве произошел еще ряд интересных
событий, на которые мы предлагаем вам взглянуть глазами фотографа Павла
Корбута. Среди этих событий - 85-летие Олега Лундстрема, презентация
книг из серии "Мастера российского джаза. Психологические портреты",
концерт Аркадия Шилклопера в "Доме"...>>>> |
|
|
Как это было
в Нью-Йорке |
Как, вероятно, помнят наши постоянные
читатели, несколько недель назад редактор "Полного джаза" вернулся из
очередной поездки по США и пообещал, кроме своего путевого дневника,
публикацию нескольких крупных материалов, посвященных важным и, так
сказать, объемистым темам - джазовое образование, джазовое радиовещание
и т.п.
Сегодня мы продолжаем говорить о радиовещании. Мы на прошлой неделе
начали с рассказа об одной из лучших в США
джазовых радиостанций -
WBGO, слушать которую в эфире можно во всем мегаполисе Большого
Нью-Йорка, а через Интернет - по всему миру. Нам представляется, что
материал этот интересен не только как рассказ об одной конкретной
джазовой радиостанции; излагаемые персонажами этого очерка принципы
безусловно важны для идеи джазового радио в целом...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
26
апреля в Новокузнецке пройдет концерт двух звезд американского джаза -
тенор-саксофониста Бенни Голсона и трубача
Валерия Пономарева. Оба они в свое
время (хотя и в разные десятилетия) играли в составе легендарных Jazz
Messengers барабанщика Арта Блэйки и, кстати, уже приезжали в Россию
вместе (декабрь 1996). В Новокузнецке они выступят со сборной сибирской
ритм-секцией, в которую войдут новокузнецкий пианист Анатолий Берестов
(арт-директор клуба "Геликон",
где пройдет концерт), новосибирский басист
Олег Петриков и иркутский барабанщик
Сергей Кушилкин. |
|
|
Что намечается:
московские анонсы |
Один
из величайших современных джазовых пианистов
Чик Кориа (США)
выступит в Москве 15 апреля. Он будет играть в составе новой формации -
The Chick Corea New Trio, созданной на основе ритм-секции его секстета
Origin: кроме него, в состав "Нового трио" входят
Авишаи Коэн
(контрабас) и Джефф Баллард (барабаны). В концерте примет участие
Симфонический оркестр БЗК (дирижер - Юрий Ботнарь), с которым Чик будет
играть свое сочинение крупной формы - Concerto. Концерт состоится в
рамках проходящего 1-20 апреля
фестиваля,
посвященного 100-летию Большого зала Московской государственной
консерватории, где и будет играть Кориа.
Кстати, концерт этот проходит в рамках мирового тура "Нового трио Чика
Кориа", и 10 апреля должен состояться релиз первого альбома этой группы.
Он будет называться "Past, Present & Futures" и выйдет на принадлежащем
Чику лейбле Stretch. В альбом вошло десять авторских тем Чика и один
стандарт, впрочем, довольно редкий - "Jitterbug Waltz" Фэтса Уоллера.
Вот
что сам пианист говорит о своем новом ансамбле: "Origin - это мой
маленький оркестр, а Новое Трио - мой маленький интимный ансамбль. В
каждом ансамбле, который я собирал, я всегда врастал в ритм-секцию
вместе со своей музыкой. Особенно заметно это, когда я играю с Авишаи и
Джеффом. Я впервые встретился с ними в ансамбле, который возглавлял
Авишаи, и сразу увидел, как классно они работают в связке. После того,
как мы три года проработали вместе, я думаю, у нас появилась своего рода
телепатия внутри трио. Когда каждый для каждого абсолютно предсказуем,
появляется новая свобода - свобода пробовать новые подходы друг к другу,
для разнообразия и чтобы удивлять друг друга".
По
словам Кориа, новый альбом объединяет множество элементов разных стилей
- от блюза до фламенко. "Музыкальная культура всегда формируется из идей
и изобретений отдельных музыкантов, которые затем развиваются,
расширяются, выворачиваются наизнанку и изменяются до неузнаваемости,
чтобы удовлетворять желаниям и потребностям других музыкантов", говорит
пианист. "В новом альбоме Нового Трио мы суммируем весь массив опыта
всех трех музыкантов".
Объявлено окончательное расписание концертов III
международного джазового фестиваля "Богема-Джазз", который состоится в
Москве 17-22 апреля. На настоящий момент определены все клубные концерты
и точное расписание концертов на основной площадке - в ЦДХ, а также
расписание показа джазовых фильмов на джемовой площадке фестиваля - в
клубе "Ролан".
17 апреля
18.30, ЦДХ - Торжественное открытие: А.Козлов, А.Шилклопер,
С,Старостин, М. Альперин, В.Пономарева, О.Пономарев, Э.Измайлов, Д.Перье,
А.Кондаков, Д.Крамер, А.Брюнэ, хор "Благовест" и др.
21.00, "Форте" - квинтет трубача Алена Брюнэ (Франция)
21.00, "Петрович" - Энвер Измайлов (гитара, Украина)
22.00, "Ритм-Блюз кафе" - Дениз Перье (вокал, США)
23.00, "Ролан" - джем (Валентина Пономарева, Олег Пономарев)
00.30, "Ролан" - джазовое кино: "Сладкий и гадкий"
18 апреля
18.30, ЦДХ - День мирового джаза: MOSCOW ART TRIO (Миша Альперин,
Новегия - фортепиано; Аркадий Шилклопер - валторна, альпийский рог;
Сергей Старостин - вокал); квинтет трубача Алена Брюнэ (Франция)
21.00, "Петрович" - Дениз Перье (вокал, США)
23.00, "Ролан" - джем-сейшн
00.30, "Ролан" - джазовое кино: "Джаз 34"
19 апреля
18.30, ЦДХ - День современного джаза: Рави Колтрейн (саксофон,
США), Джефф "Тэйн" Уоттс (барабаны, США), Пол Болленбэк (гитара, США),
Андрей Кондаков (фортепиано, Россия), Эрик Ревиз (бас, США)
21.00, "Дзен" - Олег Киреев (саксофон) и этно-джаз-группа "Орлан"
21.00, "Форте" - Дениз Перье (вокал, США)
23.00, "Ролан" - джем-сейшн
00.30, "Ролан" - джазовое кино: "Канзас-Сити"
20 апреля
18.30, ЦДХ - День традиционного джаза: Андрей Кондаков
(фортепиано, Россия), хор "Благовест" п/у Галины Кольцовой, Дениз Перье
(вокал, США)
21.00, "Форте" - Алексей Козлов (саксофоны) и джаз-рок-ансамбль
"Арсенал"
23.00, "Ролан" - джем-сейшн
00.30, "Ролан" - джазовое кино: "Легенда о пианисте"
21 апреля
12.00, Московский Дом композиторов - День детского джаза: "Новые
имена" играют джаз
18.00, ЦДХ - День джаз-рока: Алексей Козлов (саксофоны) и
джаз-рок-ансамбль "Арсенал"
23.00, "Ролан" - джем-сейшн
23.30, "Бункер" - Дениз Перье (вокал, США)
00.30, "Ролан" - джазовое кино: "Сладкий и гадкий"
22 апреля - Закрытие фестиваля (билеты не продаются)
Заказ билетов, артисты, дополнительная информация:...>>>>
В
России выступит один из самых радикальных составов польского джазового
авангарда - Boys Band Trio, в которое входят Анджей Издебски (безладовая
баритон-гитара), Михал Горчински (тенор-саксофон) и Михал Гос
(барабаны). Оба их запланированных на настоящий момент концерта пройдут
в рамках приближающегося V фестиваля Сергея Курехина (SKIF). 22 апреля
музыканты будут играть в петербургском "Балтийском Доме", 26 апреля - в
Ярославском городском джазовом центре, а 27 апреля - в московском
клубе "Дом". |
|
|
Мнение |
Мы любим дискуссии. В спорах, говорят,
рождается истина. Впрочем, джаз - достаточно сложный объект изучения:
без споров в это деле не обойтись, нет.
Две недели назад, в 7-м номере "Полного джаза", была опубликована
реплика шеф-редактора братского журнала "Джаз-квадрат" Евгения Долгих "Любовь
и музыка (рассуждения профессионального дилетанта)". Реплика была
явно рассчитана на некую дискуссию, и ответ на заставил себя долго
ждать: на заданный Евгением вопрос ответил
профессор Нижегородской консерватории Валерий Сыров. Сегодня пришла
очередь еще одного нашего автора, Владимира Коровкина (помните его
теоретическую работу "Корни блюза" в
#4-2001?). Он высказывает мысли очень спорные и от того - безусловно
заслуживающие внимания, как образец весьма интересной системы
ценностей...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
Пианист
и композитор Джон Льюис, создатель и лидер легендарного Modern Jazz
Quartet, скончался в своем доме на Манхэттене 29 марта от рака простаты.
Ему было 80 лет.
Карьера Льюиса как концертирующего музыканта продолжалась с конца Второй
мировой войны до января текущего года, когда он в последний раз появился
на сцене нью-йоркского Линкольн-центра. Помимо десятков записей,
сделанных им с Modern Jazz Quartet на протяжении всей истории
существования этого коллектива (1952-1974 и далее с 1981 г. до конца
90-х), он записывался со множеством разных артистов - от биг-бэнда Диззи
Гиллеспи, для которого он также писал аранжировки и в недрах которого
зародился MJQ, до Эллы Фитджералд, Лестера Янга, Чарли Паркера и Майлса
Дэвиса. В последние годы жизни он также записывался как сольный пианист.
Джон Льюис родился 3 мая 1920 г. в Ла Грандже, штат Иллинойс, но вырос в
штате Нью-Мексико, в городе Альбукерке, где в возрасте семи лет начал
учиться игре не фортепиано. Он закончил Университет Нью-Мексико по
специальности "антропология", затем служил в оркестре спецназа
вооруженных сил США во время вторжения союзников в Нормандию. Там он
познакомился с барабанщиком Кенни Кларком, вместе с которым он по
окончании войны переехал в Нью-Йорк и поступил на работу в биг-бэнд
Диззи Гиллеспи. В 52-м они вместе с вибрафонистом Милтом Джексоном и
басистом Перси Хитом сформировали Modern Jazz Quartet, задачей которого
они видели уход от коммерческих развлекательных стереотипов и
превращение джаза в серьезную концертную камерную музыку (два года
спустя Кларка в составе сменил Конни Кэй, и с тех пор состав MJQ не
изменялся до смерти барабанщика в 1995 г.). В эти же годы Льюис закончил
Манхэттенскую школу музыки, одно из лучших музыкальных учебных заведений
в США, по специальности "теория музыки", получив звание вначале
бакалавра, а в 1953 г. - магистра. Впоследствии, после распада MJQ в
1974 г., он много преподавал, никогда, впрочем, не прерывая
исполнительской карьеры. В начале 80-х Modern Jazz Quartet был воссоздан
в прежнем составе и работал (хотя и менее активно, чем прежде) до смерти
Конни Кэя в середине 90-х. Некоторое время после этого MJQ еще появлялся
изредка на концертных сценах (за барабанами находился Алберт "Тути" Хит,
брат басиста Перси Хита), но смерть второго ключевого члена коллектива,
вибрафониста Милта Джексона, в 1999 г. завершила его многолетнюю
историю.
Интересы Льюиса всегда были шире, чем джазовое исполнительство -
например, он записывал свое исполнение "Хорошо темперированного клавира"
и других произведений Баха. Некоторые его темы (прежде всего баллада "Django")
стали стандартами, однако он куда серьезнее относился к своей работе в
направлении так называемого "третьего течения" (сплава джаза и
академической музыки). |
|
|
|
|
Новые альбомы |
Новые альбомы
(в продаже с 3 апреля) |
- Abercrombie, John: Animato - переиздание, ECM 841779
- Armstrong, Louis: Disney Songs the Satchmo Way - переиздание,
Disney 860920
- Arnold, Bruce: Few Dozen, Orchard 800645
- Barrett, Dan: Melody in Swing, Arbors 19191
- Beau Hunks: Our Relations, Basta 3091022
- Benoit, David: Early Years: If I Could Reach Rainbows, Sindrome
8954
- Blackman, Cindy: Someday, High Note 7063
- Blurring the Edges: Blurring the Edges, Sbe Records 1
- Braxton, Anthony: 9 Standards (Quartet) 1995, Leo 237/238
- Braxton, Anthony: Composition No. 192 - переиздание, Leo 251
- Braxton, Anthony: Duo (Wesleyan) 1994 - переиздание, Leo 228/229
- Braxton, Anthony: 2 Compositions (Jarvenpaa) 1988, Ensemble
Braxtoni - переиздание, Leo 233
- Crispell, Marilyn: Piano Duets - переиздание, Leo 206/207
- Douglas, Dave: Mosaic Sextet, GM 3045
- Evans, Bill [Piano]: Paris Concert, Edition One - переиздание,
Blue Note 28672
- Evans, Bill [Piano]: Paris Concert, Edition Two - переиздание,
Blue Note 28673
- Getz, Stan: Poetry - переиздание, Blue Note 28671
- Happy Hour Jazz, Rhino 76758
- Henderson, Joe: Power to the People - переиздание, Universe (City
Hall) 12
- Hopkins, Greg: Okavongo, Summit 293
- Improta, Tomas: Certas Mulheres, Orchard 800601
- Johnston, Randy: Detour Ahead, High Note 7027
- Lande, Art: Red Lanta - переиздание, ECM 829383
- Les Hommes: Mood Is Modal, Schema 324
- Lindberg Hemmer Foundation: Brazilian Architecture, April 48
- Malta, Carlos: Carlos Malta E Pife Muderno, Orchard 800604
- Masso, George: At Long Last Love, Arbors 19249
- Mays, Bill: Summer Sketches, Palmetto 2070
- Miller, Glenn: All Time Greatest Hits - The Best of Glenn Miller,
Cleopatra 1009
- Morris, Joe [Guitar]: No Vertigo, Leo 226
- Newton, Lauren: Art Is... - переиздание, Leo 219
- Newton, Lauren: Timbre - переиздание, Leo 221
- Newton, Lauren: 18 Colors - переиздание, Leo 245
- Papadimitriou, Sakis: Plus and Minus - переиздание, Leo 246
- Parker, Charlie: Washington Concerts, Blue Note 22626
- Parker, Evan: 50th Birthday Concert - переиздание, Leo 212/213
- Passport: Infinity Machine - переиздание, Wounded Bird 132
- Perelman, Ivo: Geometry - переиздание, Leo 248
- Perelman, Ivo: Strings - переиздание, Leo 249
- Ponder, Jimmy: Thumbs Up, High Note 7080
- Potter, Chris [Saxophone]: Gratitude Uptown/Universal 549433
- Resende, Marcos: Late Passenger, Orchard 800622
- Rezitsky, Vladmir: Hot Sounds from the Arctic - переиздание, Leo
218
- Robert, J.: Blue Water Cruise, Orchard 800632
- Rose, Pamela: You Could Have It All, Orchard 800626
- Sorgen, Harvey: Novella - переиздание, Leo 253
- Stevens, Michael Jefry: Haiku - переиздание, Leo 225
- Stevens, Michael Jefry: Elements - переиздание, Leo 241
- Vaughan, Sarah: All Time Greats, Cleopatra 1026
- Vick, Ed: Set in Motion, Orchard 800652
- Watters, Ken: Southern Exposure, Summit 289
- Wellstood, Dick: Night in Dublin, Arbors 19241
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Михаила
Митропольского:
- "Джаз и не только", телеканал "АСТ", пятница, 24.00 (повторы:
суббота, 03.00; воскресенье, 21.30):
30 марта - Трио Нильса Педерсена в Москве
- "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10:
31 марта - Серьезное выражение лица: Чик Кориа в связи с присуждением
премии Грэмми за лучшую инструментальную аранжировку.
- Программа "Соло для джаза", "Говорит Москва", пятница, 23.00:
30 марта: Премия Грэмми и юбиляр дня: Фредди Грин и оркестр Каунта
Бейси
В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон"
("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz), четверг,
19:30 (формат теперь получасовой):
- 29 марта - Ключевое слово - "Запад" (Бадди Рич, Игорь Бриль, Ли
Ритенур).
|
|
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у
них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за
труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда
публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов,
принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против
перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн,
так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение
о перепечатке. |
|
|