502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #42
Алексей Некрасов: от гармошки к саксофону
Алексей НекрасовОн родился шестнадцать лет назад под знаком Водолея. Первое публичное выступление - суперхит "Ламбада" на гармошке. Но все началось с флейты, а в десять лет он играл на синтезаторе и пел песни Майкла Джексона. 
В Санкт-Петербурге ему присудили особый приз "за мастерство и совершенство", а на IV Всероссийском конкурсе молодых джазовых исполнителей звучание его альт-саксофона безоговорочно удостоено высшей награды - Гран-при.
Он может сыграть и "Полет шмеля" Римского-Корсакова, и блюз, но ни классическим, ни джазовым музыкантом себя не считает. Сейчас изобретает свой стиль, которому пока еще нет названия. 
Больше всего любит ходить пешком, хотя от компьютерного дизайна отрывается с большой неохотой. Вообще-то компьютер для него - вторая специальность, потому что здесь и "делается настоящая музыка". Самым большим своим недостатком считает лень. 
Кто же он - этот единственный ростовчанин, который вот-вот получит аттестат об окончании... второй музыкальной школы? 
Алексей Некрасов родился 3 февраля I984 года. Первый педагог - мама Ирина Юрьевна - с четырех лет начала учить его игре на фортепиано. А в шесть лет - как и положено - отвела сына в ДШИ. На свой первый экзамен Алеша пришел с гармошкой, которую ему подарили на шестилетие. Он довольно залихватски выдал тогдашний суперхит, "Ламбаду", и приемная комиссия тут же определила его в класс баяна. 

- Я был в шоке, потому что хотел на флейту. В конечном итоге так и случилось. Я проучился два года на блок-флейте, потом - два года горизонтальной флейты и затем саксофон. И все - у одного и того же преподавателя - Сергея Александровича Петухова. Сначала у меня получалось суперклево: все соседи были в шоке, и я - тоже. А потом что-то "поехало". 

Как-то в сентябре мама повела Алешу на очередной концерт цикла программ "Джаз в полдень", и там они впервые увидели ансамбль "Форум" (сегодняшний "New-Centropezn Quartet"). Это был как раз 95 год, и после программы руководитель ансамбля Андрей Мачнев объявил, что в этом году в Александровке открывается музыкальная джазовая школа. Алеша с мамой загорелись, но уж очень далеко было ездить. И все же к зиме Алеша уже брал уроки у Андрея Владимировича Мачнева. 

- Сначала это были частные уроки, потом меня кто-то увидел, и я поступил сюда на курсы - есть здесь и такое. И, в общем получилось, что я закончил Детскую школу искусств (причем, шесть лет вместо пяти - не хотели отпускать!) и перешел сразу в четвертый класс Детской джазовой школы им. Кима Назаретова. Сейчас я в седьмом. 

Когда ты понял, что саксофон - это навсегда?

- Сначала это поняла мама. А я... Наверное, когда пришел первый успех: где-то лет в одиннадцать. Тогда, как-то особенно удачно выступив на концерте, подумал: раз получается играть так, что людям нравится - значит, это и надо продолжать делать. После этого я объявил Андрею Владимировичу Мачневу, что решил стать саксофонистом. Правда, это я так поздно решил, а мама все решила намного раньше. Поэтому мы и на концерт попали: то есть все было не просто так. Потом мы переехали в этот район. И после этого у меня началась тяжелая жизнь: усложнилась программа, появилось масса дополнительных заданий, и я фактически просто стал жить в этой школе. Тем более, что для этого здесь созданы все условия: прекрасно оборудованные классы, вкусный и совсем недорогой буфет прямо в здании, есть даже теннисный стол, чтобы как-то разгрузиться. 

В I998 году Андрей Мачнев решается показать своего ученика на конкурсе классических саксофонистов в Германии. Была выбрана солидная программа: "Полет шмеля" Римского-Корсакова, соната Пола Крестона, "Концертное танго" Григория Калинковича и даже весь концерт Александра Глазунова для альт-саксофона с оркестром. Предварительно программа "обкатывалась" в Российской государственной консерватории им. Сергея Рахманинова. Неизменный концертмейстер - Ирина Юрьевна Некрасова, которая, как видим, не только мать, но и друг-единомышленник. Закончил свое выступление Алексей Некрасов все же джазовой композицией - "Прелюдией к поцелую" Дюка Эллингтона. 

Так кто ты: джазовый саксофонист или?..

- У меня не очень джазовый стиль. На сцене, представляя джазовую школу им. Кима Назаретова, конечно, играю джаз. Но сам по себе я даже не джазовый музыкант. Вроде я ближе направлению поп-музыки, но оно и не поп. Мне интересны современные стили rhythm & blues, soul - это какое-то ответвление джаза, которое является его производным, но за границей более популярно, чем джаз. Это у них, как у нас Пугачева. Вот я себе и выбрал такое направление, потому что в России его еще нет. И пытаюсь это как-то "протолкнуть", чтобы показать хотя бы у нас в Ростове-на-Дону подобные заграничные веяния. Я и пробую решить задачу: как перенести все принципа джаза в некий стиль, чтобы он приобрел другие черты. Главное здесь - побольше слушать, и тогда появляется что-то свое в таком же плане. 

То есть ты мечтаешь создать свой стиль?

- Я не мечтаю, а создаю. 

Ты пишешь уже года четыре?

- Вроде того. Но нормально, без баловства, - года два. Я все пишу с синтезатором и саксофоном. И все это есть в компьютере. Можно прямо сейчас послушать. 

Чтобы сделать что-то новое, надо от чего-то отказываться...

- Нет, я наоборот: все принимаю во внимание, но кое-что само отходит в процессе работы. А что-то еще прибавляется. 

А чем твои пьесы непохожи на западные? Что "ЭТО", чего нет нигде?

- Не знаю. Все музыканты обычно так работают: сначала слушают много музыки, потом "переваривают" какое-то время, а потом - бац - и оно само одно вылилось. Это как перевернутое дерево. Может быть кто-то мое послушает, "сольет" и сделает что-то свое: и получится совершенно новое. Пока у меня идет работа "конструктора", которая отталкивается и от эмоций, и знаний, и поиска... Мне кажется, когда руководствуешься чувствами, - тогда и получается то, что нравится не только тебе, но и другим. Я сейчас только "нащупываю" свой путь.

Ты любишь больше на компьютере сочинять или с "живыми" инструментами работать?

- Но ведь и здесь присутствуют живые элементы - клавиши! А вообще у меня два пути реализации задуманного: компьютер и фортепиано. Если я начинаю сочинять на компьютере, то конечный результат не совпадает с начальной задумкой. А на фортепиано это совпадает. Вообще на компьютере я как бы произведение "довожу до ума" - это уже идет аранжировка. 

Попробуй рассказать о какой-нибудь композиции.

- Мне легче ее прокрутить, чем рассказать.

А из чего состоит твоя жизнь?

- В основном - из учебы.

А компьютер - это хобби, вторая специальность или уже комплекс такой: ты, саксофон и компьютер?

- Это скорее вторая специальность. Потому что здесь я и музыку делаю. А как хобби - компьютерный дизайн.

Иначе говоря - у тебя сидячий образ жизни, но со спортом ты не дружишь.

- Обычно я совершаю большие прогулки. Например, я как-то гуляя, прошел из Александровки до главного железнодорожного вокзала и вернулся назад пешком: это почти четыре часа. А вообще в день стараюсь проходить 4-5 км. Обожаю читать книжки - фантастику. Сейчас читаю Сергея Лукьяненко.

А тема "иных миров" присутствует в твоих пьесах?

- Нет, это скорее психоделические стили: ambient, new-age.

Сколько у тебя готовых композиций?

- Полностью готовых - около двадцати пяти. Самая удачная - "High Way". По крайней мере - она уже "пошла". А просто материала - где-то сорок.

Ты часто возвращаешься к старым композициям, переделываешь их?

- Бывает, кто-нибудь прослушает и скажет: "что-то ты тут натворил непонятное"! Тогда я анализирую и переделываю. Но это бывает очень редко. Чаще я делаю просто новое. 

Ты самокритичный человек или больше прислушиваешься к чужому мнению?

- И то, и другое, честно говоря. В принципе - последнее мнение все же остается за мной (смеется). Но я стараюсь прислушиваться, особенно, когда это зависит от количества голосов. 

Последнее выступление, где ты просто покорил компетентное жюри - IV Всероссийский конкурс молодых джазовых исполнителей. И ты там был самый молодой. Для тебя это было нормальным явлением, ты на это и шел?

- Абсолютно нет. Для меня самого это было полнейшей неожиданностью.

Кто был самым главным соперником?

- Алексей Круглов из Москвы. Очень понравился и Андрей Румянцев. Здесь явно слышалась московская школа: техника классная. Но тенористов мне оценивать сложнее, так как я не играю на теноре. А вот альтистов легче - я их чувствую "изнутри". Круглов был просто "монстр". Мы с ним обменялись адресами, будем как-то поддерживать отношения.

В прошлом году ты неудачно заболел, и конкурс классического саксофона оказался для тебя недоступным. Хотя ты победил в отборочном туре и вез туда достаточно сложную программу. Что произошло?

- После питания на борту нашего самолета у меня случилось сильнейшее отравление, после которого я восстанавливался почти месяц. Это похуже любой ангины. С тех пор я в самолетах не ем: только булочку и чай. Так что я доехал, но принять участие в конкурсе не смог.

Ты готовишься к повторному заезду?

- Ой, это очень сложно сказать. По-моему, я просто сейчас не смогу: форма не для классики. Я больше готов в джазовом конкурсе поучаствовать.

Как ты относишься к неудаче: она тебя "подстегивает"?

- Не знаю, не задумывался. Мне кажется, сломать она меня не сможет, но и особо не подстегнет. Если какая-то неудача, то надо ее "взять на заметку" и забыть.

А вообще ты "везунчик" или "работяга"?

- Честно говоря, в последнее время с работоспособностью "лажа" какая-то. Я даже на саксофоне стал меньше заниматься. Вся жизнь "впритык". Ложусь почти в два часа ночи и все равно с трудом "втискиваюсь" в день.

У тебя такие странные помочи, которые ничего не держат, а просто опоясывают. Это что - имидж такой прикольный или что?

- Все называют это "парашютом", в инструкции - как-то очень сложно по-французски. А вообще это шлейка для саксофона. Обычно она в виде петли, и тогда вся нагрузка падает на шею. А тут - на спину. Сейчас это уже как талисман. Я его приобрел в Берлине за 40 марок два года назад, туда попал по приглашению. В городе Шахты Ростовской области есть такой фонд, который называется "Виват, талант". И в I997 году мы - стипендиаты этого фонда - поехали на две недели в Берлин с классической программой. Конечно, я там играл не только классику, но и джаз. 

А сколько раз ты был за рубежом и в связи с чем?

- Был три раза в Германии (1997, 99 и 2000 г. - с оркестром), Великобритании (2000г.), два раза в Шотландии, несколько раз на Украине (смеется).

Где больше нравится играть: в оркестре или ансамбле? 

- Мне нравится все, но это совершенно разные вещи.

В последнее время ты как-то больше уделяешь внимания ансамблю. Наверное, там есть больше возможности экспериментировать. Кто у вас лидер?

- У нас их два, но у каждого свои задачи. Ударник Роберт Галстян больше по административной части: все сборы, билеты, организация. А на сцене всех вдохновляю я: по крайней мере так говорят, потому что им так видится со стороны. Может быть, так оно и есть...

Вот такой коммуникабельный, с хорошим добрым чувством юмора и безукоризненным знанием английского один из самых перспективных ростовских музыкантов - компьютеризованный альт-саксофонист неполных семнадцати лет Алексей Некрасов.

Справка: Алексей Некрасов в настоящее время учится в седьмом классе Детской школы-центра джазовой музыки имени Кима Назаретова. Это талантливый, перспективный саксофонист, обладающий редким трудолюбием, необычайной заинтересованностью в работе, исключительной артистичностью на эстраде, о чем говорят его многочисленные награды, дипломы джазовых фестивалей и конкурсов, проводимых как в России, так и за рубежом:

  • 1992 - лауреат конкурса-фестиваля "Рожденные звезды" (г.Ростов-на-Дону).
  • 1994 - лауреат I Донского Детского Областного фестиваля эстрадной и джазовой музыки; лауреат IV Донского фестиваля джазовой музыки, посвященный 20-летию джазового образования в России.
  • 1996 - диплом стипендиата мэра Ростова-на-Дону; почетная грамота Международного джазового фестиваля посвященного 60-летию со дня рождения Кима Назаретова.
  • 1997 - стипендия фонда "Виват, талант!"; гран-при II Детского Областного фестиваля эстрадной и джазовой музыки; творческая концертная поездка в Берлин (Германия); диплом II Областного Детского фестиваля эстрадной и джазовой музыки, посвященного Международному дню защиты детей; сертификат о прохождении мастер-класса у доцента джазовой консерватории Кароллы Эльзнер (Берлин, Германия); диплом участника Всероссийского телевизионного конкурса исполнителей популярной музыки "Хрустальный башмачок" (г.Ростов-на-Дону).
  • 1998 - стипендия фонда "Виват, талант!"; - гран-при на Х Международном джаз-фестивале в составе джаз-оркестра п/у Андрея Мачнева и джаз-ансамбля п/у Тамары Ивановой (г.Кривой Рог).
  • 1999 - творческие встречи и участие в совместных концертах с ведущими музыкантами джазовой Академии Глена Бушмана (Дортмунд, Германия); на II Международном Детском конкурсе-фестивале "Джаз-Парнас" (Санкт-Петербург) - диплом I степени в номинации "саксофон", диплом I степени в номинации "оркестр" (солист А.Некрасов), диплом I степени в номинации "ансамбль" (солист А.Некрасов), грамота "За мастерство и совершенство" в номинации "ансамбль" (солист А.Некрасов), диплом "За мастерство и совершенство" лауреату I степени; два диплома лауреата III Областного фестиваля эстрадной и джазовой музыки: как солист джаз-оркестра п/у Андрея Мачнева и джаз-ансамбля п/у Тамары Ивановой. 
  • 2000 - Гран-при IV Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей (Ростов-на-Дону); творческие концертные поездки в Шляйц (Германия) и Глазго (Великобритания).

Персональная страница Алексея Некрасова

Ольга КоржоваОльга Коржова, Ростов-на-Дону

На первую страницу номера