502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
|
|
|
Леонид
Винцкевич
(Курск) |
Пианист
Леонид Винцкевич (р. 01.04.1949, Курск) - заслуженный
артист Российской Федерации, арт-директор
ежегодного фестиваля Российского фонда культуры
"Джазовая провинция".
Отец Леонида Винцкевича был профессиональным
музыкантом, играл на скрипке. Мать работала
врачом-хирургом, но также увлекалась музыкой,
пела. Сам Леонид начал играть на фортепиано с
семи лет.
Леонид Винцкевич закончил Курское музыкальное
училище (в выпускной программе играл с оркестром
училища Второй фортепианный концерт Сергея
Рахманинова), в 1968 г. поступил в Казанскую
консерваторию. Его любимые композиторы -
Мусоргский, Скрябин, Прокофьев, Берг, Мессиан. В
годы учебы в консерватории Леонид
совершенствовался не только в мастерстве
пианиста: в качестве вольного слушателя он
посещал занятия по композиции, дружил со
студентами композиторского факультета и был
первым исполнителем их новых сочинений (особенно
тесные творческие отношения связывали его с
казанским композитором Алексеем Руденко).
Параллельно с серьезными занятиями
академической музыкой он интересовался джазом. В
конце 60-х он был среди самых постоянных
слушателей передачи Аркадия Петрова
"Радиоклуб Метроном", выходившей тогда по
пятницам на радиостанции "Юность". В Курске,
а затем в Казани Леонид записывал на магнитофон
каждый выпуск программы и внимательнейшим
образом переслушивал все, что там передавалось.
Благодаря радио он узнал о бурной джазовой жизни
в СССР, услышал игру тогдашних лидеров
советского джаза - Георгия Гараняна, Константина
Носова, Геннадия Гольштейна, Германа
Лукьянова, Романа Кунсмана... Больше всего ему
нравился Игорь Бриль, особенно
его произведения с использованием русской
мелодики.
После окончания консерватории Леонид Винцкевич
вернулся в Курск, стал солистом Курской
филармонии (в этом качестве он остается и сейчас).
В 1974 г. в СССР началось создание первых
государственных джазовых учебных заведений -
эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ.
В числе первых 20 городов, где создавалось такое
отделение, был и Курск, и Леонид принял в его
организации активное участие. Поскольку опыт
организации (учебные программы, организация
учебного процесса, методика преподавания)
отсутствовали, создателям джазовых отделений со
всей страны помогали москвичи, у которых такой
опыт был - ведь еще в 1967 г. начала работать
джазовая студия при ДК "Москворечье" (ныне -
Московский колледж импровизационной музыки).
Двое из преподавателей студии, Герман Лукьянов и
Игорь Бриль, а также теоретик Юрий Чугунов и др.,
консультировали и Винцкевича. Помимо чисто
педагогического опыта, Лукьянов и Бриль оказали
влияние на Леонида и своим вниманием к русской
музыке (у обоих, особенно у Лукьянова, в тот
период было много произведений с использованием
музыкального языка русского фольклора). Примерно
в это же время Винцкевич случайно (на гибкой
пластинке звукового журнала "Кругозор")
услышал записи фольклорного хора села
Фощеватово Белгородской области. Музыканта
поразил гармонический и ритмический строй этих
песен, он перенес их фрагменты на нотную бумагу,
стараясь постичь природу ритмической
организации фольклорного пения, сходной по
восприятию с джазовым драйвом. Результатом
обобщения всех этих влияний стали первые
авторские композиции Леонида Винцкевича
("Леший", "Осенняя песнь",
"Бурлацкая", "Полынь-трава"), которые он
показал на джазовых фестивалях в Фергане
(Узбекистан) и Куйбышеве (ныне Самара) в 1978 г. В 1979
выступил на фестивале в Таллинне в составе трио
(Сергей Винцкевич - бас-гитара, Николай Адамов -
барабаны). С этим же трио в том же году играл на
"Московской джазовой неделе". Газета
"Комсомольская правда" об этом выступлении
писала: "Группа играет с нервом, хорошим
задором. Острые, колкие гармонии, энергичное
развитие мелодического материала, легко
распознаваемые черты русской песенности,
подголосочной полифонии..." Воссоединение трио
произошло в 1998 г. на курской части фестиваля
"Джазовая провинция-98" - братья Винцкевичи
(Леонид - фортепиано и Сергей - бас-гитара) и
барабанщик Николай Адамов играли часть своей
программы конца 70-х, а затем к ним присоединился
сын Леонида - Николай (сопрано- и альт-саксофоны),
в последние годы ставший заметной фигурой среди
молодых московских джазменов (он учится в
Российской академиии музыки им. Гнесиных).
С 1981 г. Винцкевич отказался от ритм-секции и стал
выступать соло либо же в дуэте с московским
саксофонистом Владимиром Коновальцевым. В этом
дуэте Винцкевич проработал до 1984 г., пока
Коновальцев не организовал в Москве собственный
квинтет, не оставлявший ему времени на другие
проекты.
Тогда же, в 1984 г., Леонид встретился на джазовом
фестивале в Свердловске (ныне - Екатеринбург) с
эстонским тенор-саксофонистом Лембитом
Саарсалу. Сыграв однажды вместе, музыканты
создали дуэт, существующий до сих пор.
Лембит Саарсалу (р. 08.06.1948) - один из
ведущих джазовых музыкантов Эстонии,
заслуженный артист Эстонской республики. Леонид
Винцкевич говорит о нем: "Саарсалу -
любопытнейшая индивидуальность. Это прежде
всего не "болтливый" музыкант. Нот играет
мало, но каждая на месте. У него абсолютно
отсутствует джазовая риторика, вся эта любовь к
показной технике, пустой пассажистике. Он может
сыграть два-три звука и так заинтриговать
слушателя, что тот будет сидеть затаив дыхание...
Это преимущественно спонтанный музыкант, лучшие
идеи которого приходят на сцене, во время
выступления. Поэтому с ним лучше не репетировать,
а ограничиться какими-то общими схемами. Тут мы с
ним расходимся: я люблю обдумывать вещь,
покопаться в ней, повертеть туда и обратно
мелодию, чтобы понять, что с ней делать дальше...
Он интересный композитор, хотя опять же
органически неспособен долго потеть, выдумывая
музыку. Она у него рождается как-то на одном
дыхании. Мы играем несколько нравящихся мне
вещей Саарсалу. Мне чрезвычайно дорого
стремление Лембита использовать в музыке
элементы эстонского фольклора..." (Цитируется
по: Арк. Петров. Джазовые силуэты. Москва,
"Музыка", 1996).
Осенью 1984 г. дуэт Винцкевич-Саарсалу выступал на
джазовом фестивале в Праге. В 1985 - на двух
фестивалях в Восточной Германии (Jazzbuehne в Берлине
и Jazztage в Лейпциге). В 1986 - на North Sea Jazz Festival (Гаага,
Нидерланды), где вместо положенных тридцати
минут благодаря теплому приему слушателей
отыграли сто двадцать.
В 90-е гг. Леонид Винцкевич регулярно выступал с
Лембитом Саарсалу в Германии, где в разных
составах ими было записано три CD. Четвертый,
также выпущенный в Германии, был записан в Москве
в трио с американским гитаристом Джоном
Стоуэллом, с которым Леонид и Лембит
познакомились на Хэмптоновском фестивале.
Среди музыкальных проектов Леонида Винцкевича
второй половины 90-х - работа с фольклорным хором
"Росстань" (Курск), участие в записях "Джазового проекта братьев
Ивановых" (альбомы "Black In Jazz", где Леонид
участвовал в одном треке, и "I Love You", где дуэт
Винцкевич-Саарсалу поддерживает контрабасист
Андрей Иванов и барабанщик Дмитрий
Севастьянов, а в одном треке на фортепиано
играет ученик Леонида - пианист Михаил Иванов). В
1997 г., после первой "Джазовой провинции", на
ныне не действующей московской радиостанции "Ракурс" в прямом эфире
программы "Московский свинг" Леонид
Винцкевич и Лембит Саарсалу показали авторскую
программу под названием "Эстонский ветер", в
исполнении которой приняли участие Андрей
Иванов (контрабас) и Олег Юданов (барабаны),
бывший участник легендарной новоджазовой группы
"Архангельск".
Несколько
раз дуэт Винцкевич-Саарсалу принимал участие
в фестивале Лайонела Хэмптона (The Lionel Hampton Jazz Festival). Первое выступление дуэта на фестивале
(1989) сопровождалось неожиданностью - на сцену
внезапно вышел сам Лайонел Хэмптон, которому
тогда был 81 год, и присоединился к дуэту со своим
вибрафоном (он делает это в очень редких случаях,
когда музыка гостей фестиваля ему особенно
нравится). И это при том, что фестиваль
исключительно традиционный, свинговый, а в игре
Винцкевича и Саарсалу все-таки проглядывали
более современные ноты... Позднее журнал "Down
beat" писал об этом выступлении: "Два
музыканта из Советского Союза показали, что
стиль Эрролла Гарнера (традиция!) и стиль Сесила
Тейлора (авангард!) нисколько не противоречат друг
другу". Музыканты ежегодно играли на
этом фестивале до 1993 г. В феврале 1999 г. состоялось шестое
выступление Винцкевича и Саарсалу в Москве, штат
Айдахо, где проходит этот ежегодный фестиваль;
вместе с ними присутствовал и весьма
успешно выступал сын Леонида,
саксофонист Николай Винцкевич. В 2001-м
Леонид и Лембит вновь посетили
фестиваль (где не только выступали на
основной сцене, но и дали несколько
мастер-классов вместе с валторнистом Аркадием
Шилклопером; кроме того, Леонид
выступил в качестве партнера
знаменитого певца Кевина Махагани на
его мастер-классе. Леонид и Лембит в
этот приезд в США сделали запись
музыки директора фестиваля Лайонела
Хэмптона, д-ра Линна Скиннера; в
настоящее время идут переговоры об
издании этой записи в России.
В настоящее время основной проект
Леонида Винцкевича - его дуэт с сыном,
саксофонистом Николаем Винцкевичем.
Дуэт записал и выпустил на лейбле Landy
Star Jazz альбом под названием "Фive Song"
(2001).
ЛЕОНИД ВИНЦКЕВИЧ И НИКОЛАЙ
ВИНЦКЕВИЧ - "Фive Songs"
Landy Star Jazz, 2001
" target="_blank">"Эту программу отец и сын Винцкевичи,
пианист и саксофонист, обкатывали год.
Винцкевич-старший
предстает в этой записи не просто
зрелым мастером (не только как пианист,
мастер полистилистической, по-монковски
угловатой, по-рахманиновски
гармонически богатой импровизации, но
в первую очередь как композитор), а
одним из самых интересных джазовых
мыслителей в России, у которого и
фортепианное мастерство, и редкое
чувство формы, и поразительная
эмоциональная динамика работают на
просто-таки симфоническом уровне.
Винцкевич же младший (Николай) впервые,
пожалуй, проявляет себя не просто
сильным саксофонистом, но мыслящим,
чутким музыкантом, прекрасным
партнером - мыслящим даже не вслед
автору, а навстречу ему."
Константин Волков,
"Полный джаз"
NEW ЛЕОНИД ВИНЦКЕВИЧ
И ЛЕМБИТ СААРСАЛУ
Peak Performance
LS-035-01 (1CD)" target="_blank">
" target="_blank">
Уникальный
альбом представляет музыку
американского композитора Линна
Скиннера, который в последние 25 лет
возглавляет авторитетный Джазовый
фестиваль Лайонела Хэмптона. На этом
фестивале несколько раз выступал
российско-эстонский дуэт пианиста
Леонида Винцкевича и саксофониста
Лембита Саарсалу, у которых возникла
тесная дружба с доктором Скиннером. В
2001 г. Леонид и Лембит в Москве сделали
запись семи авторских пьес Скиннера,
которая и легла в основу этого альбома.
Фестиваль "Джазовая
провинция"
В 1997 г. Леонид Винцкевич
впервые провел Курский джазовый фестиваль под
названием "Джазовая провинция" - к
проведению фестиваля подключился Российский
фонд культуры. В 1998 г. "Джазовая провинция-98"
превратилась в первый в европейской части России
передвижной фестиваль, за конец мая - начало июня
посетивший 8 городов: Курск, Орел, Тула, Тамбов,
Воронеж, Липецк, Белгород, Москва.
В 1999 г. II фестиваль "Джазовая провинция-99"
несколько изменил и расширил географию: две
фестивальные бригады, встречаясь в Курске и
Москве, двигались, с одной стороны, по маршруту
Калуга-Брянск-Орел-Липецк-Тамбов, с другой -
Белгород-Волгоград-Саратов-Пенза. Одиннадцать
городов, восемнадцать концертов, свыше
полутысячи участников - такой была "Джазовая
провинция-99", проходившая при поддержке
Российского фонда культуры, фирмы
"Содружество" и компании Boheme Music.
Фестиваль "Джазовая
провинция - 2000": пресс-релиз;
отчет
Фестиваль "Джазовая провинция-2001":
часть 1, часть
2, часть 3
|
Пресса о фестивале "Джазовая
провинция-99"
Пресса о фестивале "Джазовая
провинция-98"
Репортаж с фестиваля
"Джазовая провинция-98"
"Более 450 участников дали 16
концертов в 10 городах России. К джазовой музыке в
дни фестиваля было приковано внимание почти 14
тысяч слушателей. По местным радио- и телеканалам
шли трансляции концертов. Только в Воронеже
вышло в эфир восемь сорокаминутных телепередач,
посвященных этому грандиозному джазовому
марафону. Каналы РТР, "Культура",
центральная пресса тоже не обошли вниманием
основные события фестиваля.
Поражает тот факт, что "Джазовая
провинция-98" вызвала к жизни местные
минифестивали, проходившие в ее рамках. Так, в
Пензе прошел двухдневный фестиваль и
мастер-классы. В Орле состоялся детский конкурс
юных джазовых музыкантов "Маленький
цветок", который был приурочен к проведению
концертов "Джазовой провинции". В конкурсе
приняли участие девять биг-бэндов, вокальные
ансамбли, десятки инструментальных ансамблей...
Все это превратило уникальный по замыслу и
грандиозный по воплощению фестиваль в
выдающееся событие культурной жизни России"
Ежегодник Российского фонда культуры,
1998
|
Дискография
Леонида Винцкевича
LP
- "Двое играют джаз" (Two Playing Jazz),
"Мелодия", 1986
- "Ночной блюз" (Blues for the Night),
"Мелодия", 1991
CD
дискография любезно предоставлена Владимиром
Корнеевым и является частью составленной
им грандиозной "Дискографии российского джаза
на CD"
CD, выпущенные за рубежом
- Trinity - Unity/The Moscow Session, SCB-Music (Germany)
Leonid Vintskevich-p; Lembit Saarsalu-ts; John Stowell-g.
- Lembit Saarsalu & Leonid Vintskevich - Not So Bad, Mat Records FCD 97794
(Germany)
L.Saarsalu-ts; L.Vintskevich-keyb.
- Targa Novoje Mond Trio - Land Zemlja Maa, Markant Music 000105 (Germany)
Jutta Glaser-voc; L.Vintskevich-p; L.Saarsalu-ts,ss; Thomas Hammer-perc.
- Talliner Jazz Qiuntett und Silvi Vrait, Alte Scheune Publishing ASP 31195
(Germany)
L.Saarsalu-ts; L.Vintskevich-p; Tiit Paulus-g; Taivo Sillar-b; Ivo Varts-dr; Silvi
Vrait-voc.
|
CD, выпущенные в России
- Ivanov Brothers Project - "Black" In Jazz, RDM CDRDM 804208, 1998
(Леонид Винцкевич играет на одном треке)
"I'm getting sentimental over you"
Леонид Винцкевич - фортепиано; Лембит Саарсалу -
тенор-саксофон; Андрей Иванов - контрабас;
Дмитрий Севастьянов - ударные
- Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, Андрей
Иванов, Дмитрий Севастьянов - "I Love You", Boheme Music BMR 809023, 1998
"Love For Sale"
"I Love You"
"You Don't Know What Love Is"
Леонид Винцкевич - фортепиано; Лембит Саарсалу -
тенор-саксофон; Андрей Иванов - контрабас;
Дмитрий Севастьянов - ударные
- Леонид
Винцкевич, Николай Винцкевич - "Фive
Songs", Landy Star Jazz, 2001
Леонид Винцкевич - фортепиано,
металлофон, мелодика
Николай Винцкевич - альт- и сопрано-саксофоны
Николай Емельянов - перкуссия
- NEW Леонид
Винцкевич, Лембит Саарсалу - "Peak
Performance", Landy Star Jazz, 2002
Леонид Винцкевич - фортепиано
Лембит Саарсалу - тенор-саксофон
|
|
|
Контакт:
тел. +7 (4712) 51-18-38; тел. +7
(910)313-56 67
e-mail: leonid@vintskevich.ru |
|