"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 31 (89) -
27 сентября
2000 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Минувшие семь дней оказались достаточно богаты на события. И это не может не радовать. Хотя повод для недовольства всегда остается. Случилось автору этих строк как-то (совсем недавно) стоять на ступенях одного большого московского зала после выступления там одной большой джазовой звезды. Кругом изобильно располагались обсуждавшие миновавший концерт московские джаз-фэны, и автор, старательно насторожив уши, вслушивался в их мнения.
Два-три человека робко говорили, что им... это... ну... понравилось. Остальные, не слушая их, уверенно провозглашали: барахло! Вот, помнится, у одна тысяча девятьсот семьдесят пятом годе! Это было да! А теперь - барахло. И то было барахло, и это было барахло. А уж вон то-то и вовсе было барахло... Вот, помнится, Дюк Эллингтон в Театре, кажись, эстрады - и то одни стандарты играл, одно барахло, а ожидали-то, ты помнишь, Вась?
Послушал автор эти мнения да и пошел себе потихоньку. Ступени, на которых клубились джаз-фэны, остались далеко позади. Мимо по ночному проспекту ездили различные троллейбусы и автомобили. А одним хорошим концертом в мире все равно стало больше.
Так что давайте перейдем к делу. |
|
|
Как
это было
в Москве |
Безусловно, центральное событие минувших семи дней - два российских концерта (в Москве и Петербурге) скрипача Жан-Люка Понти. В последние два-три года приезды американских и европейских джазовых музыкантов, слава Богу, перестали быть редким чудом и совершаются регулярно. Но - посмотрим правде в глаза - среди этих музыкантов, каждый из которых может быть супервиртуозом и большим именем для джаз-фэнов, все еще мало международных Больших Звезд, тех, кто отличается от прочих гастролеров - пусть даже распролегендарных, но малокоммерческих - не только объемом славы (объемом славы-то они часто и не отличаются), но и размером гонораров.
Это естественно: любой российской концертной организации все еще трудно заплатить таким музыкантам гонорар, исчисляемый не тысячами долларов (с таким уровнем затрат некоторые организаторы, которым честь и хвала, уже научились справляться, и не только в Москве), а десятками тысяч. Для этого музыканты должны обладать таким именем, чтобы можно было продать на их концерт несколько сотен (лучше - больше тысячи) билетов не по сто, не по двести рублей, а в среднем долларов по тридцать-сорок. Таких музыкантов не так много, и не секрет, что джазовых музыкантов среди них крайне мало. Потому и не включают пока российские города в программы своих больших коммерческих туров такие "звезды", которых по уровню известности можно сравнить с поп-музыкантами. Концерт "Роллинг Стоунз" или Майкла Джексона Москва уже может потянуть (проверено), а вот концерт знаменитого джазового (фьюжнового, джаз-рокового и т.п.) солиста не с местной ритм-секцией, а с его собственной группой да на маршруте его мирового турне - пока с трудом. Тем отраднее, что практика эта начинает изменяться. И слава тем организаторам, кто решился на это - питерскому рекламно-концертному агентству CITY и московской компании "Московит-концерт"...>>>>
Концерты живущего в Австрии бразильского гитариста Аллегре Корриа в России начались 20 сентября. Аллегре приехал в Россию по приглашению петербургского пианиста
Андрея Кондакова для того, чтобы заменить нью-йоркского гитариста Пола Болленбэка в начинающемся 27 сентября российском
турне ансамбля Brazil All Stars. Пока Аллегре и Андрей выступают вдвоем. 20 сентября они играли в Казани дуэтом при аншлаге в зале республиканской филармонии (700-местный зал был переполнен). А 21 сентября состоялось их выступление в московском "Ле Клубе", в котором их поддерживали барабанщик Сергей Остроумов и контрабасист Андрей Иванов.
Опираясь на деликатную в отношении слушательского внимания, но ровную и мощную ритм-секцию, солисты представили обширную программу из авторских произведений пианиста и гитариста. Романтические, яркие темы Андрея Кондакова и его гармонически богатые и фразеологически изысканные соло приятно контрастировали с материалом Аллегре Корриа - темами, выдержанными в лучших традициях бразильской популярной музыки, и остроритмичной, живой манерой игры. Аллегре солировал на электрогитаре то в почти акустической манере а-ля Чарли Берд, то в более блюзовом варианте; время от времени он принимался петь то в унисон, то в различный интервал со своей гитарной импровизацией. Вокал его трудно назвать выдающимся (что особенно подтвердило его сольное исполнение собственной песенки по-португальски), но как дополнительная инструментальная краска это пение звучало весьма убедительно (временами даже вызывая в памяти звучание голоса Наны Васконселуша на альбомах группы Пэта Мэтини). Внешне похожий то ли на цыганского кузнеца (благодаря своим антропологическим особенностям и серебряной серьге в ухе), то ли на уменьшенную копию Константина Райкина, Аллегре достаточно экзотичен и привлекателен для российской публики. И, хотя его трудно назвать выдающимся солистом, он, тем не менее, сильный и искушенный в своем стиле музыкант, пусть и не блещущий яркой индивидуальностью, но отлично владеющий всеми приемами и элементами как джазового, так и сугубо бразильского музицирования. Для грядущих концертов с Brazil All Stars этот последний момент особенно важен, так как, по словам Андрея Кондакова, участвовавший ранее в проекте гитарист Пол Болленбэк (музыкант куда более известный и оригинальный, чем Корриа) бразильской спецификой владел не в полном объеме. Что и не удивительно - для полномасштабного владения ею надо родиться в Бразилии.
26 сентября Кондаков и Корриа играли в Новокузнецке, в джаз-клубе "Геликон" у Анатолия Берестова.
20 сентября московский "Джаз-Арт Клуб", старейшая на настоящий момент джазовая точка в городе, открыл свой седьмой концертный сезон. Теперь клуб работает на новой площадке - в кафе "Мажор", расположенном на Звенигородском шоссе (у метро "Улица 1905 г.", сразу за зданием издательства "Московская правда"). Открывая вечер, президент клуба Александр Эйдельман сказал, что смена площадки - вынужденная и связана с неприязненным отношением к "Джаз-арт клубу" со стороны руководства прежней точки (театрального центра "Вернисаж"). Тем не менее Эйдельман уверен, что все произошедшее - к лучшему, так как и новый зал, и звук в нем значительно лучше прежнего. К тому же расположен он не в жилом доме, как прежняя точка, и поэтому не будет ограничения по времени работы (раньше клуб должен был заканчивать мероприятия в 23.00). "Зал наилучшим образом подходит для того, чтобы перенести туда творческую атмосферу и демократический дух клуба", - заявил президент.
Открытие клуба собрало свыше 130 человек, что и в новом помещении клуба является пределом вместимости. Как и прежде, клуб сохранил весьма невысокие цены (даже ниже, чем в прошлом сезоне).
По традиции, которая выдерживается уже семь лет подряд, вечер открыл народный артист России пианист Игорь Бриль, который исполнил блюз вместе с сыновьями Александром (тенор-саксофон) и Дмитрием (сопрано-саксофон), а также Сергеем Хутасом (контрабас) и Дмитрием Севастьяновым (барабаны). Затем мэтра сменил за роялем его ученик Алексей Беккер. Концертная программа в двух отделениях завершилась традиционным для клуба джем-сешном.
В течение сентября и октября клуб будет работать только по средам, в дальнейшем возможно появление и дополнительных дней.
Рафаэль Аваков
Еще одно событие: в "Доме" самая что ни на есть молодежная московская джазовая молодежь, ученики профессора Александра Осейчука, показали новый проект под названием "Альтиссимо". Об увиденном рассуждает наш обозреватель Михаил Митропольский...>>>>
Следующее событие нашей хроники
вряд ли имеет отношение к джазу в
общепринятом смысле этого слова,
однако те люди, которые слушают что-то
помимо Луи Армстронга - всякого рода
"пограничные и смежные жанры" -
зачастую включают в круг своего
слушания и американскую певицу "авангардного
кабаре" Диаманду Галас. О ее
московском концерте рассказывает
председатель Московской ассоциации
джазовых журналистов Дмитрий Ухов...>>>>
Холодные сентябрьские вечера располагают к тому, чтобы проводить вечера в небольших уютных кафе-клубах за чашечкой кофе или бутылкой хорошего пива, слушая хорошую музыку... Осень - джазмены перебираются под почти всегда гостеприимные клубные крыши.
...Когда я пришла в "Алабаму", я была - честно сказать - удивлена. Мне представлялись многообщающие охранники на входе, как минимум 50 рублей первоначального "взноса" недовольной кассирше (памятуя о "джазе по четвергам" в "Запаснике") и прочие радости. Но все оказалось совсем наоборот.
Арт-клуб "Алабама" работает уже четвертый месяц и как джазовый задумывался изначально. Небольшое помещение, милые столики, фотографии джазменов на стенах. Импровизированная сцена в углу, оформленная под "огни большого города". Контрабас у стены, на контрабас надета шляпа. Саксофон, декорированный сухими стеблями и лианами. Стильные светильники на стенах. Приличная публика. Предупредительные официантки... Атмосфера, откровенно располагающая к джазу - хотя не только к нему. Выступавший там 23 сентября Темур Квителашвили играл и "Аве Марию", и порядком вроде бы поднадоевшую, но под пальцами Темура получившую новую жизнь песню канадки Селин Дион из "Титаника", и обработку грузинского народного танца (имитируя при этом на своей гитаре национальный ударный инструмент), и... всего не упомнишь.
Одним словом, клуб сделан, что называется, для души. Лично я влюбилась в него сразу, и позволю себе рекомендовать его и вам. 7 октября вы можете услышать там Анатолия Герасимова с Йоэлем Гонзалесом (Куба), 14-го - Сергея Манукяна, 21-го - старого знакомца московской публики, нью-йоркского саксофониста Майка Эллиса... а дальше видно будет.
Екатерина Миронова
|
|
|
Как
это было
в Нью - Йорке |
Наш собственный корреспондент в Нью-Йорке
Иван Шокин, продолжая свои исследования переднего края развития разных музык, все чаще от посещения известных и даже культовых фигур собственно нью-йоркского авангарда переходит к исследованию доступных в Большом Яблоке музыкальных явлений извне города. В прошлых его обзорах фигурировали уже всякие голландцы и прочие заграничные музыканты; сегодня же Иван рассказывает о гастролях на нью-йоркщине натуральной чикагской банды...>>>> |
|
|
Москва - это вам
еще не все |
Сегодня - новости из Новосибирска: Александр Мездриков рассказывает о выступлении на исторической родине живущего ныне в Финляндии пианиста Жени Гимера...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
В составе ансамбля Brazil All Stars, который будет выступать в России 27-30 сентября, произошло изменение: за неделю до вылета коллектива из Нью-Йорка в Москву стало ясно, что в туре не сможет участвовать выдающийся барабанщик Паулу Брага. По словам продюсера тура, петербургского пианиста
Андрея Кондакова, Паулу не успевает продлить "рабочую визу США", которая позволяет ему профессионально работать в Америке, оставаясь бразильским гражданином. Ранее предполагалось, что Служба иммиграции и натурализации США успеет продлить визу сеньора Браги, но затем срок предоставления этой визы был значительно отодвинут. А без этого документа Паулу Брага хотя и сможет приехать в Россию, но затем не сможет вернуться в США, где его ждут уже назначенные записи и концерты.
Впрочем, адекватная замена Браге нашлась буквально в тот же день: его место за ударной установкой "Всех Звезд" займет слепой бразильский барабанщик Вандерли Перейра, кандидатуру которого предложил участвующий в туре перкуссионист Эдсон "Кафе" Да Силва. По словам Андрея Кондакова, он слышал Перейру в Нью-Йорке и играл с ним джем, так что совершенно уверен в том, что ритмическая сторона проекта даже несколько выиграет. Андрей рассказал нашему корреспонденту, что Вандерли Перейра удивительно похож - и внешне, и по характеру - на российского джазового певца Сергея Манукяна, и Андрей теперь мечтает познакомить их и свести на одной сцене. Огорчает только, что сами "двойники" не смогут оценить своей похожести: Перейра совершенно слеп, а Манукян страдает сильнейшей близорукостью.
Релиз альбома "Brazil All Stars - Old And New Brazilian Tales" состоится на новом московском джазовом лейбле "Jazzland - Русская Серия" 27 сентября. Альбом спродюсирован организатором проекта "Brazil All Stars", петербургским пианистом
Андреем Кондаковым и был записан 22-23 апреля текущего года (во время первого приезда Brazil All Stars в Россию) в Санкт-Петербурге. Кроме самих "Всех Звезд" - басиста Серджиу Брандау, перкуссиониста Эдсона "Кафе" Да Силвы и барабанщика Паулу Браги - в записи участвовали нью-йоркский гитарист Пол Болленбэк, сам Андрей Кондаков, а также московский альт-саксофонист Борис Курганов.
В альбом вошли только авторские композиции Андрея Кондакова, в той или иной степени выдержанные в бразильской стилистике. Запись и сведение были осуществлены на петербургских студиях "Мелодия" и "Петромикс" звукорежиссерами Виктором Диновым, Сергеем Елистратовым и Андреем Лобановым.
По словам исполнительного продюсера лейбла "Jazzland - Русская Серия" Михаила Митропольского, альбом делается в крайне сжатые сроки, однако он уверен, что к трансляции по НТВ концерта проекта в ночь с 27 по 28 сентября тираж уже будет готов. Таким образом, видимо, будет поставлен российский рекорд по скорости подготовки джазового альбомного проекта: Андрей Кондаков представил на лейбл мастер-диск нового альбома 20 сентября!
12-14 октября в Москве вновь пройдет Efes Pilsener Blues Festival, в котором примут участие известные американские представители жанра. В течение трех дней в Московском Дворце молодежи выступит несколько коллективов и исполнителей, список которых возглавляет живой классик техасского блюза - чернокожий гитарист и певец Лонг Джон Хантер. Подробности - на дружественном нам сервере "Блюз в России".
3 октября в рамках Oktoberfest трио пианиста Одиссея Богусевича будет играть в Немецком культурном центре (Малая Пироговская, 5). Начало в 19.00, вход по пригласительным, которые, по словам Одиссея, можно будет получить и прямо на входе. |
|
|
Чтение |
Сегодня мы завершаем публикацию второй части большой теоретико-философской работы Леонида Переверзева, выдающегося культуролога и искусствоведа, в чью сферу интересов входит и джаз - и которого можно считать основоположником серьезного джазоведения в нашей стране. Вся работа в целом называется "Приношение Дюку" и, как явствует из названия, посвящена одному из важнейших явлений в истории джаза - творчеству Дюка Эллингтона. Однако было бы излишним упрощением читать, что посвящена она ТОЛЬКО Эллингтону.
Первая часть ("Гряди, Воскресенье: христианские мотивы в творчестве Дюка Эллингтона") публиковалась нами в течение первой половины минувшего лета. Полностью эту первую часть теперь можно прочитать в
книжной коллекции нашего сервера.Мы заканчиваем публикацию второй части: "What Am I Here For: для чего я здесь?"...>>>> |
|
|
А в
это время
за бугром... |
26 сентября в Рио-де-Жанейро на 64-м году жизни умер один из пионеров стиля босса-нова, гитарист и композитор Баден Пауэлл. Причиной смерти врачи клиники Сорокаба, где музыкант провел весь сентябрь в отделении интенсивной терапии с диагнозом "пневмония" и "осложнения диабета", назвали множественный отказ внутренних органов, вызванный осложнениями пневмонии.
Роберту Баден Пауэлл де Акину родился 6 августа 1937 г. в маленьком городке Варре-э-Саи в штате Рио-де-Жанейро и только в подростковом возрасте переехал в музыкальную Мекку Бразилии. Столь необычное для бразильца имя он получил благодаря деду, который руководил бойскаутским движением в Бразилии и преклонялся перед создателем скаутизма, британцем Робертом Томпсоном Баденом Пауэллом. Отец Роберту
- скрипач Лину де Акину - был
профессиональным музыкантом.
Баден Пауэлл принадлежал к тому же поколению бразильских музыкантов, что и главный творец ранней босса-новы, композитор Антониу Карлуш Жобим (1927-1994), и в начале 60-х в Рио много сотрудничал с ним и с автором текстов многих классических песен босса-новы, поэтом Винисьюшем де Мораешем.
На международную сцену Пауэлл вышел позже, чем Жобим и его партнеры Жоан и Аструд Жильберту, а именно в 1966-67 гг., когда он в Нью-Йорке играл со Стэном Гетцем, а французский режиссер Клод Лелюш вставил его композицию "Samba da Bencao" в свой фильм "Мужчина и женщина" (под названием "Samba Saravah").
Он написал множество песен, которые в Бразилии были популярны в исполнении местных звезд - например, Милтона Нашименту. Как и у других авторов и исполнителей самбы (а с бразильской точки зрения босса-нова - не что иное, как "городская" разновидность самбы), раннее творчество Пауэлла подверглось сильному влиянию афро-бразильских неоязыческих культов северо-восточного штата Байя. Однако в последние годы жизни Баден Пауэлл присоединился к пресвитерианской церкви и по религиозным соображениям перестал исполнять ряд своих ранних "греховных" песен. По сообщениям бразильской прессы, его новая церковь помогла ему избавиться от алкоголизма.
Похороны музыканта должны состояться 27 сентября на самом известном кладбище Рио - Св. Иоанна Крестителя, где покоятся многие знаменитые музыканты.
В США 23 сентября было объявлено, что после 62 лет бесплодных поисков обнаружено место захоронения легендарного блюзмена Роберта Джонсона. Причем, в противоположность прежним теориям местонахождения его могилы, за новую версию говорит не только теория и логика, но и свидетельство очевидца. 85-летняя Рози Эскридж засвидетельствовала, что видела, как в 1938 г. тело неизвестного (лица которого она не видела) было захоронено под корнями пеканового дерева на окраине городка Гринвуд, штат Миссисипи. Покойный муж Рози, Том Эскридж, был одним из тех, кто копал могилу. Время и обстоятельства этого события совпадают со временем смерти Джонсона. Блюзмен Ханибой Эдуардс, который был с Джонсоном в ту ночь, когда его отравил ревнивый муж его приятельницы, говорил, что тело зарыли примерно в миле (1600 м.) от клуба "3 Forks Juke Joint", где они играли тем вечером; более того, и предыдущая версия указывала, что Джонсона похоронили близ церкви Нового Сиона и Гринвуде, а большое пекановое дерево стоит недалеко от этой церкви.
Опираясь на все эти факты, власти города и штата готовы объявить это место, так сказать, официальной могилой Роберта Джонсона. Впрочем, эксгумации тела не будет, зато близ пеканового дерева будет воздвигнут памятный знак с именем Джонсона. Правда, нигде не будет написано, что покойный играл и пел блюз: на Юге еще слишком многие считают блюз музыкой дьявола, а покойный гитарист, по преданию, получил свой фантастический дар прямо от сатаны в обмен на свою душу (естественно, ночью, в новолуние, на перекрестке).
24 сентября открылся джазовый сезон в нью-йоркском
Линкольн-центре. Джаз-оркестр Линкольн-центра п/у трубача Уинтона Марсалиса исполнял написанную участником бэнда Уайклиффом Гордоном сюиту к немому фильму 1925 года "Тело и душа". В связи с "кинематографичностью" повода первое исполнение сюиты также входит в программу идущего сейчас XXXVIII Нью-йоркского кинофестиваля.
29 октября один из ведущих джазовых контрабасистов
Крисчен Макбрайд отправляется с собственным ансамблем в турне по США и Японии в поддержку своего нового альбома "Sci-fi"
(Verve). Хотя Макбрайд сделал себе репутацию как блестящий исполнитель джазового мэйнстрима с ведущими солистами страны, в своей собственной группе он занимается совершенно другой музыкой - гремучей смесью фанка, ритм-н-блюза и джаз-рока, которую сам Крисчен именует acoustic fusion. На новом альбоме он играет эту музыку в основном на своем профильном инструменте - акустическом контрабасе, однако и безладовая бас-гитара, которую он использовал в прежних своих сольных проектах, также присутствует. Вместе с Макбрайдом в турне едут тенор-саксофонист Рон Блэйк, барабанщик Террион Галли и два пианиста - Питер Мартин и недавно покинувший трио Рэя Брауна виртуоз Джефф Кизер.
Расписание тура:
- 29.09 - Атланта, Variety Playhouse
- 02.10 - Окленд (Калифорния), клуб Yoshi's
- 03-04.10 - Сиэтл, клуб Jazz Alley
- 05.10 - Санта-Крус (Калифорния), Kuumbwa
- 05.10 - Лонг-Бич (Калифорния) Carpenter PAC (специальный гость - Кенни Гарретт, альт-саксофон)
- 11.10 - Блумингтон (Индиана), Buskirk-Chumley Theatre
- 13-14.10 - Анн-Арбор (Мичиган), Bird of Paradise
- 17-22.10 - Чикаго, Jazz Showcase
- 30.10 - 04.11 - Япония, Токио, Blue Note
- 06.11 - Япония, Осака, Blue Note
- 07.11 - Япония, Окияма, Blue Note
- 11.11 - Хартфорд (Коннектикут), Asylum Hill Congressional Church
21 сентября живущий в США британский контрабасист Дэйв Холланд, лауреат многочисленных джазовых премий и званий последних лет, потерял сына: 27-летний Джейкоб умер от энцефалита, оставив 22-летнюю жену и дочь - внучку Дейва - по имени Сара Джин, которой всего семь недель. Семья Дейва Холланда учредила благотворительный фонд Сары Джин, и всех, кто хотел бы прислать цветы в знак соболезнования, просят вместо этого делать пожертвования в этот фонд. Для этого нужно выслать чек для Sarah Jean Holland Fund по адресу: Louise Holland, 21 Clint Finger Road, Saugerties, NY 12477, USA.
|
|
|
Рецензии |
Нечасто встречаются рецензии на российские джазовые альбомы, написанные зарубежными авторами. Сегодня мы имеем дело как раз с таким случаем: автор с международного конгломерата
Jazzreview.Com пишет об альбоме российского саксофониста Олега Киреева...>>>>
|
|
|
Новые
альбомы |
Новые
альбомы
(в продаже с 3 октября) |
- "Re-Animation Live" - Tim Hagans and Bob Belden, Blue Note
- "The Heart of Things Live and The Believer" - John McLaughlin, Verve (два отдельных альбома)
|
Октябрьские релизы российского отделения компании Sony Music |
- Dave Brubeck - "Best of", 499694 2
- Al Dimeola - "Anthology" (2 CD), C2K63556
|
Новые альбомы (Россия) |
- "Old And New Brazilian Tales" - Brazil All Stars feat. Andrey Kondakov and Paul Bollenback, "Jazzland-Русская серия"
|
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
Авторы:
Леонид Переверзев
Иван Шокин,
Дмитрий Ухов,
Михаил Митропольский,
Александр Мездриков,
Екатерина Миронова,
Ли Проссер, Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
Billboard Online,
Reuters,
JazzE.Com
Down Beat,
Jazzhouse.Org
Фото:
Иван Шокин,
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Чак Уайнэнс,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков |
|