20 сентября совершавшие броуновское движение в пределах Культурного центра "Дом" два джазовых мэтра - Владимир Чекасин и Дмитрий Ухов - произнесли совершенно независимо друг от друга практически одинаковую фразу: "Ну вот, все-таки в этой Москве что-то происходит" (второй вариант отличался заменой "Москвы" на "болото"). Что имели в виду "столпы" - не знаю, но происходило это на концерте проекта действительно без всяких натяжек молодого саксофониста Алексея Круглова сотоварищи. Как ни странно, но явно джазовое творчество этого гнесинского "детского уголка" поддержано именно "Домом", который постоянно декларирует свою антиджазовую позицию.
Однако, событием происходящее можно считать уверенно. Эта самая молодежь взялась за музыку, которую можно считать одной из самых черных в истории джаза. Нет, пять саксофонов и ритм-секция не воспроизводили в точности никого, но дух Чарлза Мингуса середины 60-х годов витал в зале. Крупномасштабные композиции 22-летнего лидера (одна из них продолжалась ровно отделение) явно отсылали нас к туттийным волнам мингусовского бэнда, ладовые импровизации были навеяны музыкантами той же когорты. Эпатирующие эпизоды с резкой сменой фактуры и даже стиля не пахли эклектикой, а, наоборот, вызывали ассоциации с мингусовским фантасмагорическим мышлением. Откуда в молодых людях из нашей светлой действительности (с музыкальным фоном из сладкого нью-эйджа, неотягощенного проблемами виртуозного нью-йоркского мэйнстрима, легкого постмодернисткого стеба) такое стремление к внутреннему надрыву, да еще и в форме, так трудно воплощаемой вне родины джаза?
История самого Алексея Круглова показывает, что возникло это направление не случайно. Помнится, еще юношей он звонил ко мне в передачу с просьбами "завести" Джекки МакЛина и Роланда Керка. Затем - появление молодого, но уже весьма заметного музыканта (поступившего в Гнесинку учиться у Александра Осейчука) в составах Юрия Маркина, победы в многочисленных молодежных конкурсах, последние из которых проходили в Ростове-на-Дону и в Риге. В "Доме" наш герой уже в январе этого года прослыл адептом фри-джаза, представив программу "Джасс Без Прикрасс" с Михаилом Кудряшовым, Сергеем Шурановым, Антоном Григорьевым. Правда, для ветеранов фри оказался не очень естественным экспериментом, и в марте затея была продолжена новым, уже молодежным составом "Неквадратный Джаз" с Сергеем Васильевым (контрабас) и Петром Талалаем (барабаны) - это уже было ядро "Круглого бэнда". Теперь полный состав проекта "Альтиссимо" - саксофонисты Алексей Круглов, Антон Григорьев, Олег Грымов, Вячеслав Текучев, Анна Королева, пианист Алексей Беккер - показывает программу, которой у нас нет аналогов. И, несмотря на некоторую сырость, неопределенность формы, недостатки звука - это серьезная заявка. На концерты "круглеющего бэнда" хочется ходить, ловить их находки, отслеживать каждого из этих "ненормальных юнцов", в число которых входит Аня Королева, ярко заявившая о себе на фестивале в Эрмитаже". Но это уже совсем другой разговор для следующих "Полных джазов".
Михаил Митропольский
|