12 сентября в одной из больниц Нью-Йорка в возрасте 66 лет скончался тенор-саксофонист Стэнли Таррентайн. Смерть последовала через два дня после перенесенного музыкантом инсульта.
Один из тех, кто оказал значительное влияние на становление джаз-рока и фьюжн, Таррентайн в последние годы жил в Форт-Вашингтоне, одном из пригородов столицы США. Однако родился (5 апреля 1934) и вырос он в Питтсбурге, городе, обладавшем значительными музыкальными традициями. Вся семья его была музыкальной: мать играла на фортепиано (и их дом частенько посещал живущий неподалеку Ахмад Джамал, чтобы позаниматься на их пианино - своего у него не было), отец - на тенор-саксофоне (в конце 30-х он даже был членом самого популярного в городе оркестра Savoy Sultans), брат Том - на трубе. В детстве Стэнли учился играть на виолончели, но с 11 лет взял в руки отцовский инструмент. Братья, кстати, начали свою профессиональную карьеру вместе, играя в питтсбургском баре Perry Bar, и часто выступали вместе и позже.
С 16 лет Стэнли уже гастролировал с разными группами, а чуть позже стал членом группы ритм-н-блюзового певца Лоуэлла Фулсона, где на фортепиано играл юный Рэй Чарлз (параллельно Таррентайн участвовал и в ранних сольных записях Чарлза). Затем была работа в бибоповом ансамбле Тэдда Дэмерона. В 1953 г. Стэнли сменил в популярном ритм-н-блюзовом бэнде Эрла Бостика ушедшего оттуда молодого и никому еще не известного саксофониста по имени Джон Колтрейн. После трехлетней службы в армии он в конце 50-х вместе с братом играл в ансамбле барабанщика Макса Роуча, с которым сделал первые свои значительные альбомные записи.
С 1959 г. он начал сольную карьеру. Его музицирование этого периода склоняется к формуле соул-джаза. Помимо сольных альбомов на Blue Note, он в этот период записал несколько значительных работ с органистом Джимми Смитом. В начале 60-х он женился на органистке Ширли Скотт, с которой на протяжении десятилетия много записывался - то под ее, то под своим именем. Хотя джазовых элементов в его игре тех времен количественно стало куда меньше, не будем забывать, что его мощный, богатый звук и изощренная ритмика все равно были образцом для множества последователей. Что до его записей, к примеру, с Джимми Смитом, они и теперь, сорок лет спустя, являют собой почти эталонные образцы раннего фанк-грува.
Поп-фьюжновые записи 70-х сменились в 80-е возвращением Таррентайна к более джазовому музицированию, что подтвердил ряд альбомов на Fantasy, Elektra и Blue Note. Одной из его лучших работ 90-х была запись 1992 г. "More Than A Mood", где вместе с ним играл трубач Фредди Хаббард, басист Рон Картер, пианист Сидар Уолтон и барабанщик Билли Хиггинс. Сам Стэнли весьма спокойно относился к критикам, которые то и дело упрекали его за дрейф от джаза к поп-музыке, ритм-н-блюзу и обратно. "Я как-то вместе со своим пасынком решил дома выстроить все свои альбомы по алфавиту", говорил он. "Когда мы их перебирали, я заметил, что на моих альбомах стоят очень разные жанровые определения: то меня называют рок-музыкантом, то бибопером, то поп-музыкантом, то исполнителем фьюжн. И я сказал: Бог мой, я же просто играю с разными ансамблями, но сама игра-то не меняется!".
На лейбле Jazz Magnet Records готовится к выходу двойной CD и прилагаемая к нему книга под общим названием "David X. Young's Jazz Loft 1954-1965", посвященные небезынтересному явлению в джазовой истории - джазовому лофту художника Дэвида Экс Янга. Лофт (жилой чердак или бывшее производственное помещение) Янга, располагавшийся в нью-йоркском Флауэр-дистрикте (6-я авеню, дом 821), на протяжении десятилетия был местом, где регулярно собирались на ночные джем-сешны десятки ведущих джазовых музыкантов - в том числе Майлс Дэвис, Билл Эванс, Телониус Монк, Стэн Гетц, Чарлз Мингус, Зут Симс... Янг предоставлял им свою мастерскую в лофте для репетиций, но не менее (а точнее, более) важным была роль лофта как неформального клуба "только для своих".
Книга, предисловие к которой написал президент Ассоциации джазовых журналистов Ховард Мэндел, написана самими Дэвидом Экс Янгом. Он изложил историю своей мастерской как центра нью-йоркской джазовой тусовки конца 50-х - середины 60-х и проиллюстрировал ее десятками черно-белых фотографий, сделанных во время джемов (многие кадры публикуются впервые), и полусотней собственных рисунков на джазовые темы, выполненных в самых разных техниках (пастель, масло, акрил, тушь/перо). Что до двойного компакта, то он содержит более 120 минут записей, выбранных из того, что Янг записывал на имевшийся у него катушечный магнитофон Webcor во время джем-сешнов. Он располагает архивом из нескольких сотен часов таких записей, и ни одна из этих записей никогда не издавалась. На тех фрагментах, что отобраны для CD, можно слышать игру таких музыкантов, как Боб Брукмейер, Дэйв Маккенна, Джим Холл, Джимми Рэйни, Зут Симс, Билл Кроу, Пеппер Адамс, Моуз Эллисон, Дон Эллис, Стив Суоллоу и др.
6 сентября в нью-йоркском джаз-клубе Birdland состоялась пресс-конференция, посвященная планам создания десятисерийного документального фильма об истории джаза. Поскольку его создателю, известному режиссеру Кену Бернсу удалось привлечь весьма серьезные спонсорские средства, премьера фильма будет сопровождаться выходом основанной на нем книги об истории джаза и коллекции компакт-дисков.
Бернс хорошо известен в Америке созданием монументальных многосерийных фильмов об истории бейсбола и об истории Гражданской войны в США. Он утверждает, что его новый проект гораздо более масштабен. "Это более крупный проект, потому что он должен быть таким", утверждает режиссер. "В наше время нужно произвести очень много шума для того, чтобы привлечь внимание даже к такому важному явлению, как джаз".
Премьера сериала "Джаз" состоится на телеканале PBS с 8 по 31 января. В сериал вошло 75 интервью, около 500 музыкальных фрагментов, 2400 фотографий и свыше двух тысяч фрагментов архивных киносъемок, часть которых никогда не демонстрировалась. Сериал сделан по сценарию Джоффри Варда и спродюсирован самим Бернсом и Линном Новиком, производство - вашингтонских компаний Florentine Films и WETA-TV в сотрудничестве с Би-Би-Си. Основным спонсором сериала (как и двух предыдущих работ Бернса, бейсбольной и исторической) выступила компания General Motors, а также лейблы Columbia/Legacy и Verve Music Group (которые выпустят сборники под общим названием "Ken Burns' Jazz"), кофейная компания Starbucks и т.п.
Помимо эпических сериалов, Бернс создал также значительные документальные фильмы "Бруклинский мост", "Томас Джефферсон", "Конгресс", "Империя воздуха" и др., многие из которых были номинованы на "Оскара" по категории "документальный фильм".
Оргкомитет одной из самых престижных в Европе джазовых премий - датской премии JAZZPAR - 6 сентября объявил, что лауреатом 2001 года впервые в истории премии стала женщина - датско-американская перкуссионистка Мэрилин Мазур. Как и в прошлые годы, денежное воплощение премии составляет 200 000 датских крон (около $24 000).
Мэрилин Мазур родилась в Нью-Йорке в 1955 г., но с шестилетнего возраста жила в Дании и имеет датское подданство. В 1985-89 гг. она была членом гастрольной группы Майлса Дэвиса, затем играла в оркестре Гила Эванса и у саксофониста Эйна Шортера. В 90-е годы она больше всего работала с норвежским саксофонистом Яном Гарбареком, в состав оркестра которого входит до сих пор. Кроме чистого исполнительства и экспериментов со звуками (она использует массу необычных перкуссивных инструментов и электронных искажений), Мэрилин пишут музыку. Так, недавно она выпустила очень удачный альбом "Jordsange" ("Песни Земли"). Начиная с конца 80-х, у нее есть собственный ансамбль Future Song, в составе которого - датские, норвежские, американские и югославские музыканты.
Как обычно, премия 2001 года будет вручена более чем полгода спустя после объявления лауреата. 22 апреля следующего года Мазур даст концерт в Копенгагене, где выступит с самыми разными своими проектами. Там ей и будет вручена премия.
|