Более трех недель прошло с момента
публикации последнего нью-йоркского обзора. Не
вдаваясь в детальный рассказ о причинах столь
долгой паузы, замечу, что в этом обзоре я расскажу
подробно не обо всех концертах, на которых мне
довелось побывать. Если кому-нибудь из читателей
будет интересно узнать все остальное, то я с
удовольствием отвечу на их вопросы по почте или в
форуме на сервере. Кстати, мне теперь можно
писать на новый почтовый адрес shokin@bellatlantic.net.
И еще одно лирическое отступление, связанное с
введением к предыдущему обзору. Я стал получать
письма, в которых читатели упрекают меня в
недобросовестном отношении к джазовому
мейнстриму, качественные образцы которого, по
моим утверждениям, в Нью-Йорке найти крайне
сложно. Чтобы не возвращаться к этой теме снова и
снова, я попробую еще раз изложить свою точку
зрения. Во-первых, совершенно очевидно
соображение о том, что я хожу слушать тех
музыкантов, которые мне нравятся, а названия
стилей, в которых они играют, меня интересуют
мало. Если все-таки попытаться дать определение,
то это стиль, находящийся на стыке джаза,
авангарда, классической и народной музыки
(название ему придумайте сами). Во-вторых, как в
любом другом жанре, в джазе много музыкантов,
прекрасно исполняющих давно известные
произведения или повторяющих манеру игры
великих джазменов, но джаз, как известно,
искусство, основанное в большой степени на
человеческой индивидуальности, которое не
терпит пусть даже замечательных имитаций. Но, к
сожалению, многое из того, что звучит в клубах,
другим словом не назовешь. И последний,
немаловажный для меня аргумент заключается в
том, что многие клубы давно превратились в места,
где можно встретиться, поговорить, выпить,
закусить и заодно послушать высочайшего класса
музыку. Явление это нормальное и связано с тем,
что джаз (особенно классический) стал
развлечением для респектабельных
интеллигентных людей. Однако атмосфера в таких
местах оставляет желать лучшего, а это неизменно
отражается и на том, как играют музыканты. Из
всего вышесказанного не следует, что слушать
нечего - единственный вывод в том, что мне
интересней другие места и имена.
Ну а теперь вернемся к музыке. В
середине февраля в "Тонике" прошел
сдвоенный концерт гитариста Марка Рибо.
"Сдвоенный" в том смысле, что в первом
отделении был представлен один проект, а во
втором - другой. В более серьезной и сложной
первой части прозвучала сюита, написанная для
балетной труппы в рамках гранта "Встреча с
композитором" ("Meet the Composer"). (Впрочем, Рибо
предложил изменить название на более длинное -
"Встретишь композитора - ударь его!" ("Meet the
Composer - Beat the Composer!"). Кроме Марка Рибо - гитара со
всевозможными устройствами для искажения звука -
в этом проекте принимали участие: Энтони Колмэн -
синтезатор, фортепиано, тромбон и губная
гармоника; Кристин Бард - перкуссия и Роб Томас -
контрабас и скрипка. Конечно, ничего похожего на
балет в его классическом понимании в этой музыке
нет, зато возникает устойчивая ассоциация с
балетом современном в духе хореографа Морриса
Бежара. Сюита настолько иллюстративна, что и без
пластического воплощения создается не только
музыкальный, но и визуальный образ. Похоже, на
сегодняшний день это самое значительное и
неординарное сочинение Рибо, приоткрывающее
завесу над его, на мой взгляд, еще не до конца
реализованным композиторским талантом.
Во втором отделении на смену Колмэну и Томасу
пришли аккордеонист Тед Райхман и французская
певица Кетрин Жано, в течение недели дававшая
концерты с разными музыкантами и в разных клубах.
Прочитав краткую музыкальную биографию певицы, я
примерно представлял, что меня ждет - коктейль
стилей с упором на нестандартные вокальные
приемы и неджазовые импровизации, горячо любимые
Фредом Фритом и покойным Томом Корой. Так оно и
оказалось - ничего принципиально нового, но
слушать интересно.
Неделю спустя в том же "Тонике"
трубач Стивен Бернстин, известный, прежде всего,
своим квартетом Sex Mob, представлял свой новый
проект - Steven Bernstein's Millenial Territory Orchestra. Оркестр играл
в последнем полуночном сете клуба, а два вечерних
были отданы женскому квинтету аккордеонистки
Паулины Оливерос, которая большую часть времени,
выражаясь молодежным языком, гнала
феминистические телеги. А с музыкальной частью
ее программы дела обстояли не лучшим образом.
Единственным украшением довольно банальных пьес
с псевдоклассическим вокалом в околофриджазовой
манере была изумительная игра барабанщицы Сьюзи
Ибарры. Однако вернемся к Бернстину. Это и в самом
деле оркестр, но оркестр не совсем джазовый, так
как кроме духовых и ритм-секции в него входят
скрипки и аккордеон, на котором играет все тот же
Тед Райхман. Сам Стивен играет не только на
обычной, но и на редкой слайд-трубе. Тем, кому
нравится музыка культовой группы Squirrel Nut Zippers,
должен понравится и оркестр Бернстина. Концерт,
больше похожий на репетицию, представлял собой
отличный веселый и громкий свинг, постоянно
прерываемый Стивеном, заставлявшим музыкантов
играть не понравившиеся ему куски заново и
развлекавшим и без того вовлеченных в игру
слушателей шутками и комментариями по поводу
музыки и мэра города Нью-Йорка. Описывать
исполнительское мастерство лидера оркестра я не
буду, так как словами описать его сильную атаку,
скользящий звук и неизменно отточенную
фразировку невозможно. На мой взгляд, на
сегодняшний день Стивен Бернстин - один из самых
интересных трубачей, а его сольный альбом Diaspora
Soul, вышедший в прошлом году на фирме Tzadik - один из лучших
альбомов года. Музыкальная судьба его оркестра
только начинается и, принимая во внимание
энергию его руководителя, в скором будущем его
можно будет услышать не только в последнем
ночном сете.
Как обычно в понедельник в главном зале клуба Knitting Factory
проходил концерт из нескольких отделений. На
этот раз их было всего два: в первом играл
сопрано-саксофонист Филлип Джонстон со своим
"прозрачным квартетом" (Phillip Johnston's Transparent
Quartet), а вот втором - Ури Кэйн со своим трио.
Филлип
Джонстон - музыкант довольно загадочный, недаром
один из его ансамблей был назван "самым
знаменитым из неизвестных ансамблей
Нью-Йорка". А еще его упрекали во вторичности и
подражании Стиву Лэйси за то, как он играет на
сопрано-саксофоне. Как мне кажется, эти упреки не
обоснованы, ведь кроме, возможно, не вполне
уникального исполнительского мастерства,
Джонстон обладает уникальной способностью
объединять авангардные мелодии и аранжировки с
теплой легко воспринимаемой "прозрачной"
музыкальной аурой. Отчасти поэтому в последние
годы его все чаще и чаще приглашают работать как
кинокомпозитора. Его красивые и яркие мелодии
для фильмов немного похожи на записи для
музыкальных шкатулок, вызывая в памяти
ассоциации с курехинской музыкой к "Господину
оформителю". Некоторой кукольности звучания
его ансамбля способствуют аранжировки, в которых
вместо ударных - вибрафон. Полный состав квартета
такой: Филлип Джонстон - сопрано-саксофон; Джо
Руддик - фортепиано, баритон-саксофон; Марк
Джозефсберг - вибрафон и Дэвид Хофстра -
контрабас. К сожалению, по техническим причинам
на концерте не были показаны отрывки из фильмов,
которые должны были озвучивать музыканты. Тем не
менее, приятно, что неполадки с техникой никак не
отразились на качестве исполненной музыки.
В противоположность спокойному
размеренному музицированию Джонстона
выступление Ури Кэйна показалось напористым и
стремительным. Фортепианное трио, в котором
барабанщик Ральф Петерсон вместо палочек иногда
берет в руки трубу, показало ураганную технику и
потрясающий драйв. Ури Кэйн - не только
выдающийся и разносторонний пианист, но и
великолепный аранжировщик и интерпретатор. Один
из двух его альбомов с переработанными
симфониями Густава Малера не только получил
отличные отзывы со стороны джазовых и
академических музыкальных критиков, но и был
назван лучшим малеровским альбомом года. Другая
его работа, посвященная американской популярной
музыке 20-х, также зарекомендовала себя, как
выдающаяся. Программа этого концерта была в
прямом смысле стандартной, то есть ничего, кроме
джазовых стандартов, сыграно не было. Однако сами
мелодии занимали весьма небольшую часть
программы - ее большая часть была отдана
вариациям и импровизациям, исполненным очень
искусно. Единственным неутешительным фактом
было то, что по традиции оба отделения концерта
были короткими.
Перед уходом из клуба мне удалось послушать еще
один ансамбль. В пивном баре, находящимся на
промежуточном этаже между главным залом и старым
залом, играло трио молодого альт-саксофониста
Дэнни Замира (см. "Полный джаз" #3), недавно получившее название
Satlah. То, что играет Замир, можно с некоторой
натяжкой отнести к клезмер-джазу, хотя это
определение будет неточным. Используя
ближневосточные мелодии и даже подкладывая под
свои композиции пение и разговоры на иврите, трио
на самом деле играет довольно жесткий фри-джаз в
духе "Масады" Джона Зорна, но с большим
упором на контрабас и ударные и с яркими
орнаментальными саксофонными соло. При этом
энергии и задора музыкантам не занимать.
Осталось дождаться конца месяца, когда выйдет
дебютный альбом группы, чтобы выяснить насколько
это интересно в записи.
Следующее событие должно было стать
центральным в обзоре, но по некоторым причинам им
не стало. Речь идет о серии концертов секстета
трубача Дейва Дугласа в старейшем клубе Village
Vanguard. Эта серия была приурочена к выходу первого
альбома Дугласа на крупном лейбле RCA (см.
"Полный джаз" #5). Этот
альбом посвящен пианистке Мэри Лу Уильямс. Не
буду еще раз подробно рассказывать, что собой
представляет эта программа, а перечислю лишь
музыкантов, принимавших участие в концерте. Это:
саксофонист Грег Тарди, тромбонист Джошуа
Роузман, пианист Ури Кэйн, контрабасист Джеймс
Джинус и барабанщик Джои Барон. Казалось бы,
отличный состав, его год от года все более
популярный лидер, знаменитый клуб и небанальная
музыка должны были гарантировать что-то
экстраординарное. Но чуда не произошло. Концерт
был очень хорошим, но не более того. Попытки
Дугласа войти в образ и создать композиции
стилистически близкие творчеству Мэри Лу
Уильямс, на мой взгляд, успеха не имели. Слишком
все оказалось тяжеловесно и сложно. В результате
программа явным образом распадалась на две
части: авторские композиции и аранжировки пьес
Уильямс. Возможно, отрицательно сказалось и то,
что я был на первом из 14 сетов секстета, и
музыканты нервничали - Village Vanguard все-таки один из
самых известных джазовых клубов не только в
городе, но и во всем мире. Аккуратные, чуть ли не
выученные соло, честно отыгранные друг за другом
квадраты вызывали если не скуку, то недоумение.
То, с какой энергией могут играть по крайней мере
некоторые участники группы, я убеждался
несколько раз. Тут же все было иначе. В итоге
аплодисменты звучали настолько недолго, что
музыканты не успели вернуться обратно на сцену
до того, как они стихли. Ошарашенному Дугласу
пришлось пошутить: "Хм, а мы-то собирались
сыграть на бис... Ну, раз все равно все дошли до
сцены, то мы так и сделаем". И все-таки, несмотря
на не совсем удачное выступление, выход этого
альбома и серию концертов в Village Vanguard можно
назвать вехой не только в творчестве Дугласа, но
и в истории всего даунтаун-джаза в целом.
Небольшой, но уверенный шаг к массовому
слушателю и широкой аудитории.
Еще одно имя в обзоре и еще
одно место, где происходят прелюбопытнейшие
события. Второго марта в еврейском культурном
центре Makor состоялся концерт, посвященный
100-летию со дня рождения композитора Курта Вайля.
Его программа была подготовлена и проведена
пианистом и органистом Энтони Колменом. В
концерте принимали участие уже известные нам
гитарист Марк Рибо, саксофонист Бригган Краусс,
контрабасист Брэд Джонс, барабанщик Роберто
Родригес, аккордеонист Тед Райхман, тромбонист
Кертис Хассельбринг, а также вокалисты Гордон
Гано, Эстер Балинт, Шилли Хирш, Орен Блодоу,
Дженифер Чарльз и Санда Вийгель. Интерес к
творческому наследию Вайля последние годы
растет. В немалой степени этому способствуют не
только бродвейские постановки, но и вышедшие с
разницей в 10 лет два альбома с его музыкой в
исполнении таких разных музыкантов как Карла
Блей, Лу Рид, Фил Вудс, Том Уэйтс, Мэриэнн Фэйтфул,
Ник Кейв, Стинг, Джон Зорн и многих и многих
других. На этот раз программа не была похожа на
сборник разрозненных по стилю аранжировок и
композиций. Это и понятно - все было подготовлено
и отобрано Энтони Колмэном и даже был тщательно
выстроен порядок вещей в концерте, на котором
слушателям были розданы программки. (Случай для
клубных выступлений небывалый!) Я думаю, в
программу сознательно не были включены такие
хиты, как "Мэкки-нож" или "Alabama Song".
Благодаря этому Колмэну удалось создать
настроение не концерта, а какого-нибудь кафе
начала 30-х, когда и были написаны эти песни. Часть
из них к тому же была спета на немецком, то есть
именно так, как они звучали в те годы. При этом в
общую канву концерта хорошо вписывались и
нестандартное пение Шилли Хирш, и безумные звуки
гитары Рибо, и, напоминающий позднего Уэйтса
аккомпанемент на помповом органе Колмэна, и даже
чуть ли не гранжевый вокал Дженифер Чарльз. Почти
каждая песня сопровождалась небольшой историей
о ней или о том, какую роль она сыграла в жизни
исполнителя. Так, например, Санда Вийгель
рассказала, что именно слушая песни Курта Вайля,
она решила стать певицей. А Гордон Гано сказал,
что "Трехгрошовая опера", песню "Denn Woven Lebt
Ein Mensch?" ("What Keeps Mankind Alive?") из которой он
спел, имеет к нему непосредственное отношение,
так как его отец участвовал в ее первой
постановке на Бродвее. Я же со своей стороны
нашел еще одну странную связь: именно эту песню
поет на первом альбоме-посвящении Вайлю Том
Уэйтс, отказавшийся позже продюсировать альбом
группы Violent Femmes, которая, по утверждению
вокалиста группы, изуродовала в отместку за это
одну из песен Уэйтса на альбоме, посвященном уже
самому Уэйтсу, ну а вокалист Violent Femmes и есть
Гордон Гано. Возвращаясь домой после концерта, я
в который раз задавался вопросом, останется ли
этот концерт только в памяти слушателей или
все-таки найдется кто-нибудь, кто сумеет
выпустить ее на компакт-диске.
Еще одна серия концертов, пропустить
которую я не мог. В старом офисе Knitting Factory четыре
вечера подряд свои четыре ансамбля представлял
Мэтт Дарриу. Мне удалось побывать на двух из них.
Об оркестре Matt Darriau's Ballin' the Jack я уже однажды писал
(см. "Полный джаз" #2), но он
выступал в первый день, а два следующих вечера
были отданы более новым и необычным проектам.
Recycled Waltz Orchestra ("переработанный оркестр
вальса" или "оркестр переработанных
вальсов") - еще одно загадочное название,
придуманное Мэттом, который любит играть
словами. (Напомню, что его самый известный
ансамбль - квартет Paradox Trio). На самом деле в
оркестре всего шесть человек, из которых стоит
выделить гитариста Брэда Шепика, виолончелистку
Марту Колби и потрясающего аккордеониста из
Одессы Юрия Лемешева. Ансамбль был создан для
исполнения музыки кинокомпозитора Бернарда
Херрмана, известного, прежде всего, как автора
музыки к фильмам Хичкока. На самом деле ансамбль
играет не только его музыку, но все композиции,
так или иначе, представляют собой удачные
стилизации под киномузыку. Слушать их легко и
приятно, особенно когда с проворством фокусника
какая-нибудь народная бразильская мелодия
превращается в типичную одесскую плясовую песню.
Конечно, не обошлось без столь любимых Мэттом
Дарриу балканских, ближневосточных и славянских
мелодий, но если в Paradox Trio можно услышать народные
корни, то здесь это скорее городской фольклор и
популярные песни. Да и состав инструментов
другой: Брэд Шепик играет на гитаре, а не на сазе,
сам Дарриу чаще берет в руки саксофон и флейту, а
не народные дудки, плюс виолончель, аккордеон,
контрабас и ударные вместо думбека и перкуссии.
Единственное, что для меня осталось загадкой,
когда Мэтту удается писать все аранжировки и
репетировать, ведь репертуар этот ансамбля никак
не пересекается с репертуаром его остальных
проектов.
На другой день еще один новый проект - Matt Darriau's Celtic
Eclectic. Опять новый состав: Мэтт Дарриу -
разнообразные духовые (я их насчитал 10 штук); Лиза
Гуткин - скрипка; Грэг Андерсон - бузуки; Херн
Габоис - думбек, зарб и перкуссия; а также
специальный гость из Бостона Ноэль Скотт -
кнопочный аккордеон, по виду напоминающий
маленькую гармошку. Мэтт и Лиза играют в куда
более известной кельтской группе Whirligig, но им,
судя по всему, не хватает там свободы
самовыражения. Рилы и джиги собственного
ансамбля Дарриу в меньшей степени связаны
непосредственно с кельтской музыкой и вобрали в
себя все те же излюбленные восточноевропейские
традиции и джазовые импровизации. Недаром Мэтт
кроме волынки использует болгарскую народную
флейту, саксофоны, кларнеты и даже странного вида
металлическую дудку, сделанную, скорее всего, из
водопроводной трубы. Глядя на этот инструмент, я
почему-то вспомнил чешского виртуоза Иржи
Стивин, который тоже любит играть на диковинных
духовых, в том числе на свирели, собственноручно
сделанной им из пластиковой трубки для туалета.
Если когда-нибудь Celtic Eclectic все-таки доберутся до
России или выпустят альбом, то я настоятельно
рекомендую всем любителям кельтской музыки их
послушать. Как мне кажется, их подход к традициям
во многом интересней чересчур аутентичного
понимания других исполнителей народной музыки.
Прошло довольно много времени с того момента,
как я начал писать это обзор. И время это внесло
некоторые коррективы. Неделю спустя с того
момента, как трио Satlah играло последний раз в баре,
музыканты представляли свой одноименный альбом
в старом офисе клуба Knitting Factory. Несмотря на то, что
слушателей было немногим больше, чем музыкантов,
это был отличный концерт. Авторские композиции
лидера трио саксофониста Дэнни Замира основаны
на восточных мелодиях с ярким ритмическим
рисунком и фри-джазовым гармоническим развитием.
В отличие от Джона Зорна, саксофон Замира звучит
менее остро, с большим количеством нюансов и
более мягкой атакой, придавая его пьесам отчасти
романтическое звучание. Барабанщик Кевин Зубек и
контрабасист Шанир Эзра Блуменкранц не только
поддерживают ритм в группе, но и довольно много
играют дуэтом без лидера, но их игра не
напоминает стандартные джазовые соло, это скорее
модный драмз-энд-бейс, сыгранный в акустике.
Названий у композиций, или как их называет Замир
стихов, нет, а есть лишь номера, и, если судить по
ним, то в запасе у трио материала еще, по крайней
мере, на два альбома. Это не может не радовать, так
как их дебютный компакт-диск, который поступит в
открытую продажу в конце месяца, содержит лишь
часть того, что прозвучало на концерте. Кстати, в
записи этого альбома принимал участие сам Джон
Зорн.
Уф, кажется, наконец, я добрался до конца.
Торжественную встречу с главным редактором
журнала, прошедшую все в том же Knitting Factory, я
оставлю на следующий раз. Надеюсь, что с его
возвращением домой все войдет в привычное русло
и мне больше не придется обозревать концерты аж
за три недели.
Иван Шокин,
собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
|