|
Выпуск # 3 (61) - 2 февраля
2000 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Странно все-таки - всегда
кажется, что уж такая эфемерная вещь, как
джазовая жизнь, должна при всяческих
общественно-экономических катаклизмах
загибаться первой. Как это, собственно, и
случалось, и как это и случилось в начале 90-х,
когда т.н. "советский джаз" рассыпался
вместе с породившей его совфилармонической
системой, а джаз "новорусский" долго
раздумывал, податься ли ему вовсе в общепит или
же оставить все же некое поисковое творческое
крыло на племя.
Но потрясения конца 90-х - пресловутый кризис
августа 98-го и т.п. - не смогли сломить пусть и
непрочного, но тем не менее успевшего разрастись
и укрепиться костяка нового российского джаза.
Основные его "формообразующие моменты"
выжили: самоорганизовавшаяся система
энтузиастов, опирающихся на поддержку местных
спонсоров, плюс клубная система в крупнейших
городах (по крайней мере двух) и по-новому
воспрянувшая, звериным, обострившимся от
неслыханной и невиданной раньше борьбы за
существование чутьем уловившая интерес
значительных (и, во всяком случае, устойчивых)
социальных слоев к живой и интересной музыке
филармоническая система. Появление по крайней
мере одного специализирующегося на джазе лейбла
сразу после кризиса (при том, что лейбл
продолжает работать и полтора года спустя), новые
удачные гастроли (вплоть до мировых звезд -
вспомним по крайней мере Рэнди Бреккера),
продолжающийся интенсивный обмен идеями,
возникновение нескольких инетесных новых
проектов, удачные фестивали - кто мог ожидать
этого в 99-м, непосредственно после кризиса,
скостившего доходы среднего джазолюба минимум
втрое? Рынок отозвался удешевлением билетов,
массовым выбросом на CD-прилавок т.н.
"лицензионной" двухдолларовой продукции и
прочими инстинктивными, но действенными
движениями - как улитка втягивает рожки,
наткнувшись на препятствие.
Мы это к тому, что приближается время, когда
Московская ассоциация джазовых журналистов в
третий раз будет подводить итоги года, на этот
раз - 99-го, того самого, посткризисного. Начиная с
этой недели, на сервере открывается голосование
читательского жюри премии "Джаз'Ухо-99",
вручаемой по итогам года. Вы можете внести свою
лепту в решение этого жюри, которое, в свою
очередь, учтено будет Ассоциацией при
присуждении премий музыкантам, а кроме того -
опубликовано и отдельно. Мало того, что можете -
мы вас призываем сделать это! |
|
|
Как
это было
в Москве |
27 января в
Центре искусств ЦДХ компания "Богема
Мьюзик" представляла один из двух московских
концертов российско-украинского тура певицы из
Сан-Франциско Дениз Перье и петербургского
пианиста Андрея Кондакова. Тур, включавший 11
концертов (см. рубрику "Москва - это вам еще не
все"), едва не оказался сорван из-за простуды
миссис Перье. Она ужасалась, что российская
погода оказалась сильнее ее, судорожно принимала
все доступные антипростудные средства - и
все-таки вышла на сцену ЦДХ, где ее ждала
аккомпанирующая группа из Питера - сам Андрей
Кондаков, саксофонист Игорь Тимофеев,
контрабасист Григорий Воскобойник и барабанщик
Сергей Остроумов. Именно аккомпанирующая: хотя
все четверо, в особенности Кондаков -
первоклассные музыканты, акцент сознательно
делался на певицу, как на главную звезду тура.
Впрочем, во второй части концерта Дениз
вынуждена была на некоторое время покинуть
сцену, чтобы отдышаться, и вот тогда ансамбль
Кондакова показался во всей красе.
Хотя гостья из Сан-Франциско и недомогала,
публику она порядком завела - все-таки опыт, вкус,
мастерская подача г-жи Перье с успехом заменяют
ей богатые вокальные данные и способны вывезти
ее из любой ситуации. Не будучи особенно
известной в США, она тем не менее обладает
огромным сценическим опытом - как-никак ее
профессиональная деятельность началась еще в
конце 50-х (с благословения самого Луи Армстронга),
а гастрольные ее маршруты охватывают всю
Юго-Восточную Азию (она по несколько лет жила и
работала в Гонконге, Сингапуре, Южном Вьетнаме),
Австралию (где она тоже жила), Европу, США... Даже в
России она уже в третий раз - в 97-м выступала в
Челябинске и Москве, в 98-м - на фестивале
"Богема Джаззз". Вот этот-то опыт и вывез г-жу
Перье, неоднократно поставив зал на уши (хотя,
говоря строго, она не делает ничего
сверхъестественного). Конечно, ей и с музыкантами
повезло (что она сама неоднократно подчеркнула и
со сцены, и в интервью): ансамбль Кондакова легко
и слаженно отыгрывал непростые аранжировки
(например, "Besame Mucho" в форме заковыристого
фанк-фьюжн), а в более простых вещах просто
демонстрировал надежность и класс (более
подробно о вкладе музыкантов ансамбля - в
материалах рубрики "Москва - это вам еще не
все" с репортажами с других концертов тура -
ред.).
Массивная, внушительная Дениз весьма
артистична на сцене: сама она признается, что
актерская составляющая сценической работы
привлекает ее так же сильно, как и собственно
пение. Эту актерскую "жилку" поддержал и
Андрей Кондаков - один из лучших шоуменов в нашем
джазе, ни секунды не сидящий спокойно за
клавиатурой. В общем, публика чувствовала, что
тут уж все без обману - люди работают с огоньком,
выкладываясь в совместной работе на интересный,
яркий, привлекательный конечный продукт.
Достойный пример для подражания! Никакой иронии:
у нас слишком много серьезных музыкантов, во
время игры на сцене упорно смотрящих на свои
руки, более же никуда. |
|
|
Как это было
в Нью-Йорке |
Наш собственный корреспондент
в Нью-Йорке Иван Шокин продолжает, нам на радость,
исследовать богатую экспериментальную сцену
нью-йоркского Даунтауна (как в географическом,
так и в стилистическом плане). Очередная порция
сделанных им открытий - в сегодняшнем выпуске...>>>> |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем одного из
самых известных американских перкуссионистов,
сотрудничающих с джазменами джазового и
фьюжн-направления - Арто Тунчбояджана
(оказывается, его фамилия правильно призносится
именно так). Арто теперь регулярно приезжает со
своей группой на родину своих предков, в Армению,
где и было взято это интервью...>>>>
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
С 12 по 29 января по России и
Украине прокатился совместный тур певицы из
Сан-Франциско Дениз Перье и петербургского
пианиста Андрея Кондакова. Выступления прошли в
Петербурге (клубы "Олимпия" и JFC), Обнинске
(джаз-клуб), Мурманске (фестиваль
"Арктик-джаз"), Киеве (клуб
"Динамо-Люкс"), Новосибирске (ДКЖ),
Новокузнецке (джаз-клуб "Геликон"), Нижнем
Новгороде (ТЮЗ), Казани (джаз-клуб "Визит") и
Москве ("Ле Клуб" и ЦДХ). Ниже - впечатления
наших региональных корреспондентов. Восьмисотместный зал нижегородского
Театра юного зрителя был переполнен, люди стояли
в проходах, но это никого не стесняло, все пришли
ради одного - Джаза. А джаз на этот раз - с черной
вокальной изюминкой. Впрочем, все по порядку.
Пианист Андрей Кондаков - частый гость в Нижнем
Новгороде, как и его друзья по музыкальному цеху.
На этот раз в проекте "Звезды джаза - Россия +
США" приняла участие американская певица из
Сан-Франциско Дениз Перье. Аккомпанировали ей
Андрей Кондаков, Сергей Остроумов (барабаны),
Григорий Воскобойник (контрабас) и Игорь
Тимофеев (тенор саксофон). Проект "Звезды
джаза" существует не первый год, в свое время в
нем принимали участие Джон Аберкромби, Рэнди
Бреккер, Адам Нуссбаум и другие выдающиеся гости.
Организаторы этого проекта - Вячеслав Уланов
(генеральный директор радио "Европа плюс
Нижний Новгород", председатель оргкомитета) и
Александр Емельянычев (координатор джазовых
проектов).
Музыканты из Петербурга разогрели публику
пьесой "Маугли", правда, публика томилась в
предвкушении Дениз Перье, но это не сбило накал
ожидания, а, скорей, усилило. Андрей Кондаков в
кулуарах признался, что Денис себя очень плохо
чувствовала (сказалась разность климата), но
нашла в себе силы и отработала концерт на все
"пять". В репертуаре Дениз - классика джаза,
композиции Кола Портера, Фэтса Уоллера, Стивена
Сондхейма, Дюка Эллингтона и др. Она с легкостью
смешала в одно целое жанры баллады, самбы и блюза,
добавив свое обаяние - и результат налицо: конец
второго отделения зал простоял на ногах в знак
уважения к певице.
Открыв свое выступление пьесой "All Of Me",
Дениз наладила связь с залом сразу - попросила
светооператора включить немного ярче свет в
зале, чтобы ей лучше видеть лица людей. Сам этот
факт говорит о многом - ей нужно общение, общение
с теми, с кем она может поделиться своим
творчеством, а делиться есть чем. А зритель в
ответ делился с ней теплотой восприятия и громом
аплодисментов.
Игорь Тимофеев был весь концерт около Перье и
находился в постоянном состоянии
"вопрос-ответ", в отличие от своих друзей,
которые более прагматично относились к своим
сольным партиям. Хотя были моменты, когда все
бушевали и были неудержимы. Особенно это
проявлялось, когда переходили на "латино".
Спонтанность игры Игоря подзаряжалась от
вокалистки, и это было очевидно, а Дениз не
скупилась на благодарности для Игоря.
В руках Андрея Кондакова аккомпанемент
вокалисту приобретает приятный оттенок
аккуратности и всегда обогащается
дополнительным гармоническим развитием.
Вслушиваясь в его игру, ощущаешь, что за
фортепиано сидит не один, а несколько человек,
создающих многослойность звуков. Григорий
Воскобойник и Сергей Остроумов - давние партнеры
Андрея Кондакова и прекрасно чувствуют друг
друга, четко отслеживают ситуацию на сцене.
Особенно это ярко проявилось, когда зазвучала
вечно трогающая "Besame Mucho". Их игра
изобиловала массой находок в плане секвенций,
которые моментально приобретали статус общих, и
на этот фон тут же наносился новый гармонический
мазок Кондакова или Тимофеева, да и Дениз не
стояла в стороне. Под конец пьесы Сергей убрал
пружину на малом барабане, и создался звук
"тимбалс", соответственно и звучание
барабанов изменилось.
Динамику постепенно довели до такой кульминации,
что, наверное, у всех появилось желание танцевать
и отстукивать "clave".
Завершился концерт исполнением блюза СТОЯ (как
гимна отчизне любимой) всем залом - и зал запел в
манере Field Cry (полевых рабочих песен - ред.). Честно
говоря, тронуло.
Но, как говорится, хорошего понемножку, музыканты
спешили на поезд, на следующий день их ждала
Казань.
Сергей Баженов, Нижний Новгород
Праздником души можно назвать тот
замечательный вечер, который подарила нам
обаятельнейшая женщина из Сан-Франциско вместе с
сопровождавшими ее музыкантами - Андреем
Кондаковым (фортепиано), Олегом Петриковым
(контрабас) и Сергеем Кушилкиным (ударные).
Новокузнецк открыл для себя новое имя - имя
замечательной джазовой певицы Дениз Перье -
благодаря тесным связям с другом и частым гостем
наших джаз-фестивалей Андреем Кондаковым.
Музыканты были, как всегда, на высоте - и в
прямом, и в переносном смысле. Андрей Кондаков
большую часть концерта играл полусидя, иногда
совсем стоя. Бешеный ритм и необходимость
координировать музыкантов ритм-секции просто
отрывали Андрея от стула, и его движения
напоминали то ли игру на рояле, то ли танец с
роялем, но музыка от этого становилась только
живее и энергичнее. Музыка была по-настоящему
живая, она рождалась прямо на глазах у
восхищенной публики. Ну когда бы смог этот
интернациональный состав отточить на совместных
репетициях свое мастерство, если Дениз живет в
Штатах, Кондаков - в Питере, Петриков в
Новосибирске, а Сергей Кушилкин вообще из
Иркутска...Какая должна быть у музыкантов голова,
чтобы все это мгновенно воплощать в звук, от
которого кровь... нет, не стынет, а наоборот - еще
больше начинает бурлить! К слову сказать, одна
такая голова была явлена народу и провозглашена
"The best head" - лучшей головой клуба. А
обнаружила ее наша гостья Дениз, которая не могла
сдержать своего восторга от пышной, кудрявой
шевелюры контрабасиста Олега Петрикова...
Алексей Лузик, Новокузнецк
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
7 февраля в клубе "Форте" в
рамках "Гостиной Алексея Козлова" состоится
встреча с популярным киноартистом Львом
Прыгуновым, который также известен и как
профессиональный художник. На вечере гости
смогут ознакомиться с экспозицией его картин.
Помогать общаться с Прыгуновым будет ведущий
"Гостиной" Алексей Козлов, который затем
выступит с одним из своих проектов - "Ars Nova"
трио. Начало встречи в 21.00. 20-22 февраля в Москве
будет показан новый, международный и очень
интересный проект валторниста Аркадия
Шилклопера. Проект назван звучным латинским
словом "Инфанция" и представляет собой
квартет, в составе которого - сам Аркадий
(валторна и альпийский рог), австрийский
контрабасист Георг Брайншмидт (коллега Аркадия
по Wienna Art Orchestra, только не приглашенный, а
постоянный член этого прославленного
коллектива), бразильский вокалист и гитарист
Алегре Корриа и барабанщик из Молдовы Олег
Балтага, московскому слушателю известный по
кишиневской группе Trigon.
Обещается нечто вроде этно-классик-фьюжн- и т.п.,
но более точных очертаний проекта пока
представить невозможно, т.к. он совершенно
спонтанный. 20 февраля "Инфанция" дает
"открытую репетицию" в клубе-центре
"Дом" - там-то очертания и вырисуются. А 22
февраля музыкантов ждет Центр искусств ЦДХ, где
рекорд-лейбл Аркадия, "Богема Мьюзик", представит
полноценный концерт коллектива. По словам
Аркадия, планируется также запись альбома в
Москве. |
|
|
А в
это время
за бугром... |
27 января
ушел из жизни австрийский пианист Фридрих
Гульда, одна из самых эксцентричных фигур на
европейской сцене - причем и джазовой, и
академической (Гульда за 69 лет своей жизни
прославился исполнением и академической музыки,
и джаза - правда, это Бетховена он играл на рояле,
джаз он играл главным образом на саксофоне и
барабанах, создав в 50-е гг. коллектив под
названием Eurojazz Orchestra). Впрочем, широкой публике
Гульда известен был не столько музыкой, сколько
своим эксцентричным поведением, которое, как
считалось, "высмеивает претенциозность и
кастовость австрийского музыкального
истеблишмента". Поведение это включало не
только выступление на чопорных академических
сценах в каких-то немыслимых одеяниях, но и
смачные словесные атаки в адрес ведущих
австрийских музыкантов.
28 марта прошлого года австрийские масс-медиа уже
получали сообщение о смерти Гульды, но тогда это
оказалось одной из его милых шуток - он,
оказывается, хотел проверить, как на известие о
его смерти станут реагировать в Австрии. Через
несколько дней он публично праздновал свое
"воскрешение" в компании самой известной
австрийской группы стриптиз-танцовщиц. Но на
этот раз все серьезно - Гульда действительно умер
в своем доме в Вайсенбахе, на западе Австрии. Еще
в прошлом году он запретил публиковать некрологи
в случае его смерти, чтобы журналисты не вылили
на него "столько же грязи, сколько выливали при
жизни". Впрочем, запрет этот он распространил
только на австрийские СМИ. В США откроется еще
один Зал Славы: в дополнение к уже имеющимся
Залам Славы рок-н-ролла, блюза, джаза, латинского
джаза и джазового образования создается
Национальный Зал Славы Оркестрового Джаза (The
National Big Band & Jazz Hall of Fame). Физически он будет
располагаться в музейном здании общей площадью
16.000 кв.футов в центре города Палм Спрингс,
Калифорния. Об этом было объявлено 31 января.
Спонсор создания Зала - финансовая компания Taurus
Venture Capital Fund LLC. Здание Зала будет вмещать
выставочные помещения, боллрум
(танцевально-концертный зал), магазин сувениров,
а главное - организаторы уверены, что уж именно
этим-то новый Зал Славы будет резко отличаться от
всех остальных Залов Славы - радиостудию,
приспособленную для живых концертов в прямом
эфире. Из этой студии предполагается проведение
записей и прямых эфиров более чем для 300
радиостанций на территории США, которые включают
в свой формат оркестровый джаз. Целью создания
Зала провозглашается "продолжать развитие
американского музыкального наследия для
нынешнего и будущих поколений путем выставок,
выделения премий и спонсирования стипендий
студентам-музыкантам, проведения семинаров и
т.п." - об этом заявил Президент Зала Хорас
Хейдт-мл. Сооружение Зала начнется сразу же, как
только его план утвердит городской совет
Палм-Спрингс (города, где жил Фрэнк Синатра). А
открыть его планируется уже 2 октября текущего
года. Организаторы в лице гендиректора Зала
Уильяма Бека ожидают 100.000 посетителей в первый
год работы, а город рассчитывает на увеличение
доходов от туризма на двадцать миллионов
долларов ежегодно. Это, конечно, самое главное.
Зал уже открывает свои собственные вебсайты - www.jazzhalloffame.com и www.jazzhoo.com.
8 февраля на лейбле Warner Bros выходит
новый альбом гитариста Пэта Мэтини, записанный в
составе трио с басистом Ларри Гренадиром и
барабанщиком Биллом Стюартом. Альбом называется
"Trio '99->'00", и, судя по всему, и лейбл, и сам
Пэт возлагают на него большие надежды. Во всяком
случае, трио Мэтини-Гренадир-Стюарт отправляется
в турне по США в поддержку этого альбома. Тур
начнется 1 марта, продлится месяц и будет
включать следующие города и площадки:
- 1-2 марта: Buffalo, N.Y., The Tralf
- 3 марта: Troy, N.Y., TSB Music Hall
- 4 марта: Northampton, Mass., Calvin Theater
- 5 марта: Boston, Mass., Somerville Theater
- 6 марта: Burlington, Vt., Flynn Theater
- 8-9 марта: Washington, D.C., Blues Alley
- 10 марта: Peekskill, N.Y., Paramount Theater
- 11 марта: Philadelphia, Theater of Living Arts
- 13 марта: Princeton, N.J., McCarter Theater
- 14 марта: Englewood, N.J., John Harms Arts Center
- 15-18 марта: New York City, The Knitting Factory
- 20 марта: Harrisburg, Pa., Sunoco Theater
- 21 марта: Columbus, Ohio, Capitol Theater
- 23 марта: Royal Oak, Mich., Royal Oak Music Theater
- 24 марта: Chicago, Vic Theater
- 26 марта: Sioux Falls, S.D., Washington PAC
- 31 марта: Saratoga, Calif., Carriage House Theater
- 1 апреля: San Francisco, Masonic Auditorium
- 2 апреля: Los Angeles, Royce Hall
|
|
|
Новые
альбомы |
Новые
альбомы
(в продаже с 15 февраля) |
- "Universal Language" - Marc Antoine, GRP
- "A Bite of the Apple" - Beatlejazz, Zebra
- "Intime" - Pierre Bensusan, Zebra
- "Live at Yoshi's" - Dee Dee Bridgewater, Verve
- "Everything I Love" - Eliane Elias, Blue Note
- "Six Pieces for Quintet" - Sven Ake Johansson, hatOLOGY
- "Snijbloemen" - Theo Jorgensmann Quartet, hatOLOGY
- "Things for Now" - Jim Knapp Orchestra, A Records
- "El Venezolano" - Gerardo Rosales, A Records
- "Gravitational Systems" - Matthew Shipp Duo with Mat Maneri, hatOLOGY
- "Trumpets" - What We Live, Black Saint
|
Переиздания
(в продаже с 15 февраля) |
- "The Stars of Bethlehem Shine Again"- Various Artists, Avenue Jazz
- "Minor Move" - Tina Brooks, Blue Note
"Complete Communion" - Don Cherry, Blue Note
- "My Conception" - Sonny Clark, Blue Note
- "Songs from the Heart" - Johnny Hartman, Avenue Jazz
- "Grass Roots" - Andrew Hill, Blue Note
- "NY Capers and Quirks" - Steve Lacy Three with Ronnie Boykins and Dennis
Charles, hatOLOGY
- "Herbie Mann Quartet" - Herbie Mann, Avenue Jazz
- "Vertigo" - Jackie McLean, Blue Note
"Tenor/Fallen Angels" - Joe McPhee, hatOLOGY
- "Taru" - Lee Morgan, Blue Note
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
- "Джазовый будильник" (Радио-1), воскресенье,
6 февраля, 9.05.
Настоящий новый свинг: Dick Hyman и Scott Hamilton
- "Вся музыка мира - от фольклора до
авангарда" (Радио России), в ночь с воскресенья
на понедельник около 0.30 - 6/7 февраля.
Опосредованное отношение к джазу имеют финская
баянистка Мария Каланиеми (world music) и ученик и
последователь Вячеслава Гайворонского
Лаврентий Мганга (Воронеж)
Не имеет: Джон Кейдж - Beatiful Widow of 18 Springs - три
исполнения, в том числе панк-рокером Joey Ramone.
В ближайших выпусках программ Михаила
Митропольского:
- "Джазофон" (Маяк), суббота, 5 февраля, 23.35.
Презентация номинантов премии "Грэмми" -
C.Wilson, G.Burton, C.Corea & Origin, Dianne Reeves
- "Джазофон" (Маяк), воскресенье, 6 февраля,
23.35.
4-я программа, посвященная джазовым трубачам - Bill
Chase, Lester Bowie, Maynard Ferguson, Dizzy Gillespie, Arturo Sandoval
- "Под знаком джаза" (Радио России), среда, 9
февраля, 18.40.
Путешествие по джазу - Jimmy Rushing, Dave Brubeck, Stan Getz
- "Джаз и не только" ("АСТ Прометей" - 29
дециметровый канал, Подмосковье, города России,
СНГ - кроме Москвы), 4/5 февраля, пятница/суббота,
00.00 - Валерий Колесников, Майк Эллис - Олег Киреев
и др.
- "Джаз и не только" ("АСТ Прометей" - 29
дециметровый канал, Подмосковье, города России,
СНГ - кроме Москвы), 6 февраля, воскресенье, 08.30 -
"Смоленские бабушки" в "Доме",
вокальная молодежь в "Джаз-арт клубе",
оркестр Сан Ра.
Полный путеводитель по джазу
в российском эфире |
|
|
|
Читательское жюри премии
"Джаз'Ухо-99" (наивысшие достижения
российского джаза за 1999 г.) |
|
Если у вас есть друзья, которых
может заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
|