Еще одна
чувствительная потеря в рядах старшего
поколения джазменов: 16 января на 67-м году жизни
умер самый знаменитый джазмен штата Айдахо,
пианист Джин Харрис. Он умер в своем доме в Бойсе,
столице Айдахо, так и не дождавшись пересадки
желудка, в очереди на которую он стоял несколько
лет. Харрис страдал тяжелейшим заболеванием, в
результате которого функция желудка у него
сохранялась в последние годы всего на два
процента. Тем не менее он активнейшим образом
гастролировал и записывался.
Джин Харрис родился в Бентон-Харборе, Мичиган, и
играл в классическом джазовом стиле - с острым
свингом и великолепным чувством блюза. С 1956 по 1970
он был участником знаменитого ансамбля Three Sounds -
вместе с басистом Энди Симпкинсом и барабанщиком
Биллом Дауди он выпустил множество записей на
лейблах Blue Note и Verve. В 70-е он
продолжал выпускать альбомы на Blue Note, уже под
собственным именем, но дела у него шил уже не так
блестяще, и в 1977 г. он переехал в Бойсе, где играл в
отеле, совсем удалившись с большой сцены. Однако
в середине 80-х его там обнаружил басист Рэй Браун.
На лейбле Concord
вышел блестящий альбом "Рэй Браун
представляет Джина Харриса" (1985), после чего
пианист вновь вернулся на широкую сцену. Он
выпустил множество довольно успешных альбомов;
один из них, "A Tribute To Count Basie" (1987), даже
номиновался на "Грэмми". Харрис также входил
в состав Philip Morris Superband, с которым уже в 90-е посещал
Россию. С 1998 г. он проводил в университете Бойсе
джазовый фестиваль своего имени - второй по
размаху джазовый фестиваль в Айдахо (после фестиваля Лайонела
Хэмптона, который проходит на триста
километров севернее - в городишке Москоу). И еще
одна фигура из истории джаза ушла из жизни - Дорис
Паркер, вдова легендарного альт-саксофониста
Чарли Паркера. Смерть последовала в Нью-Йорке на
78-м году жизни от заболевания верхних
дыхательных путей.
Дорис была третьей женой Паркера, официально они
были женаты с 1948 по 1950 г., хотя познакомились еще в
1945 г. и год спустя уже жили вместе. Высокая (183 см.)
красавица Дорис с 1944 г. работала в ночном клубе
Three Deuces на Западной 52-й улице в Нью-Йорке, где
постоянно выступал Паркер. Когда они стали жить
вместе, она была с Бердом в худшие дни его жизни -
например, когда в 1947 г. через несколько часов
после записи композиции "Lover Man" его свалил
нервный припадок, после которого он на шест
месяцев попал в психиатрическую клинику
Камарилло в Калифорнию. Дорис переехала в
Лос-Анджелес, чтобы ухаживать за ним. Поженились
они в Тихуане (Мексика), когда Паркер был на
гастролях по Западному побережью с туром Jazz at the
Philharmonic.
В конце 80-х - начале 90-х Дорис Паркер была весьма
активна в организации различных мероприятий,
связанных с памятью ее покойного мужа. Так, с 1989 г.
в Нью-Йорке проходили организованные ей
ежегодные бенефисы "Вечер с друзьями Чарли
Паркера", где такие гиганты, как барабанщик
Макс Роуч и трубач Дизззи Гиллеспи, играли без
всяких гонораров, а вся прибыль поступала в
благотворительную компанию Veritas, занимающуюся
реабилитацией наркоманов в Верхнем Вест-Сайде.
Она также участвовала в организации ежегодного
джазового фестивалоя Чарли Паркера, который
каждое лето проходит в нью-йоркском
Томпкинс-Сквер Парке (в 1999 г. он состоялся уже в
седьмой раз).
Начинается очередной
всемирный тур джаз-оркестра нью-йоркского Линкольн-Центра,
руководит которым трубач Уинтон Марсалис, одна
из наиболее противоречивых и ярких фигур
современного традиционного джаза. Маршрут тура
начинается в Восточном полушарии: уже в феврале
Lincoln Center Jazz Orchestra приедет (впервые в своей истории)
в Китай, где их выступления должны были
состояться еще летом прошлого года, но были
отложены из-за бомбардировки американской
авиацией китайского посольства в Белграде. С 15
февраля по 10 марта музыканты будут выступать в
Шанхае, Бэйцзине (у нас почему-то именуемом
Пекином, как столица Китая называется по-японски)
и Гуанчжоу. Затем музыканты впервые посетят
Новую Зеландию (Веллингтон и Окленд), Тайвань
(Тайбэй), Гавайи (Гонолулу), а также сновь выступят
в Австралии (Мельбурн, Канберра, Брисбэйн и
Сидней) и Японии (Осака и Токио).
В репертуаре тура, наряду с фрагментами
прошлогодней эллингтоновской программы - много
сочинений участников оркестра, среди которых,
помимо лидера - трубачи Сенека Блэк, Райан Кайсор,
Маркус Принтап тромбонисты Винсент Чандлер,
Андре Хэйворд и Рон Уэстрэй, саксофонисты Уэсс
Андерсон, Уолтер Блэндинг-мл., Виктор Гойнз, Тед
Нэш и Джо Темперли, пианист Фарид Баррон, басист
Родни Уитакер и барабанщик Херлин Райли.
Текущая неделя ознаменовалась крупной
презентацией британских джазовых лейблов на
проходящей сейчас в Канне (Франция) крупнейшей
ежегодной международной конференции
музыкальной индустрии - MIDEM. Объединившись для
такого случая, одиннадцать независимых
британских фирма грамзаписи устроили
презентацию Brit Jazz. Один из организаторов акции -
джазовый контрабасист Малколм Криз, создатель
лейбла Audio-b records (в его каталоге 21 альбом,
спродюсированный самим Кризом). Он говорит, что
джазовые музыканты Британии сами создают лейблы,
поскольку убедились, что никто не сделает этого
за них - еще пять лет назад на Британских островах
не было еще ни одной независимой фирмы
грамзаписи, которая специализировалась бы по
джазу. Будучи профессиональными студийными
музыкантами и зная изнутри, как работает
рекорд-бизнес, основатели новых лейблов начинают
свой бизнес, потому что, по словам г-на Криза, им
"надоело, что никто не записывает очеь даже
заслуживающие этого коллективы". "Есть
множество британских джазовых музыкантов,
которых никто не знает, хотя они - музыканты
мирового класса", - объясняет Малколм Криз. -
"И мы хотим изменить это положение вещей".
Помимо Audio-b records, в презентации принимают участие
лейблы Flat Five, Provocateur Records, Dune и другие, с диапазоном
специализации от диксиленда, традиционно весьма
популярного в Англии, до эйсид-джаза и других
суперсовременных стилистик (в том числе
специфически британской - джей-лайф,
представляющей собой сплав джаза, рэгги и
хип-хопа).
Итак, в Нью-Орлеане завершилась 27-я
ежегодная конференция Международной ассоциации
джазовых преподавателей, в которой приняло
участие несколько тысяч человек со всего света -
преподавателей, журналистов и работников
индустрии грамзаписи, производства аппаратуры и
инструментов и т.п. 13 января в рамках конференции
проводилось введение в Зал Славы Джазового
Преподавания, членами которого в
предшествовавшие годы уже были названы д-р Билли
Тэйлор, Стэн Кентон, Кларк Терри, Мариан
Макпартлэнд, Лайонел Хэмптон, Вуди Херман, Каунт
Бэйси, Луис Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни
Картер, Диззи Гиллеспи, Макс Роуч и Элла
Фицджералд. На этот раз членом Зала Славы стал
саксофонист Дэйв Либман. "Никогда не думал о
себе как о каком-то старожиле-классике", -
говорил по этому поводу сам Либман на церемонии. -
"Я - из последнего поколения, пришедшего в джаз
помимо нормального музыкального образования,
самоучкой. Вслед за нами уже шли те, кто получил
образование специально, чтобы играть джаз".
53-летний Либман, пришедший в джаз в 60-е на волне
следования Джону Колтрейну, впрочем, как раз
получил кое-какое музыкальное образование: в
своем родном Бруклине он обучался немного игре
на фортепиано, немного - на саксофоне. Но, конечно,
его главным "университетом" было участие в
ансамблях Элвина Джонса и Майлса Дэвиса и
большой опыт участия в бесчисленных
некоммерческих, авангардных проектах
нью-йоркской "чердачной" сцены, в том числе в
знаменитом музыкантском кооперативе "Free Life
Communication" (по одной из версий перевода -
"Бесплатная связь с жизнью"). "Играть с
Майлсом означало учиться быть здесь в каждый
конкретный момент - не оглядываться, не забегать
вперед, но быть совершенно готовым ко всему, что
может произойти прямо сейчас", - вспоминает
Либман. - "Это совсем не то, чему можно
научиться по книгам".
Вообще говоря, основная функция конференции, как
обычно, заключалась в образовательных семинарах
и бесчисленных новых контактах среди
представителей индустрии, но все же самой
главной частью события была музыка - столько
джаза давно не звучало в Нью-Орлеане. Музыка
звучала везде - в больших залах, таких, как Hyatt и
титаническая арена Superdome, и в маленьких клубах
.Конечно, выступала вся нью-орлеанская элита -
представители семейства Марсалисов (ансамбль
самого юного из братьев, барабанщика Джейсона,
которому 24 года, вместе с которым в качестве
специального гостя играл самый страший брат -
саксофонист Брэнфорд Марсалис). Жаркие
джем-сейшны представляли таких звезд, как Рой
Харгроув или Стив Турре. Яркая молодая звезда
традиционного джаза, трубач Николас Пэйтон,
электризовал полуторатысячную аудиторию в
"Хайятте", поразив всех своим длинным соло
без аккомпанемента, где перетекали друг в друга
простенькие ритмы негритянских колыбельных и
высокая абстракция современного джаза. В том же
зале саксофонист Джошуа Редман высмеивал
современный рок-н-ролл - и это при том, что его
собственный барабанщик Брайан Блэйд играл с
такими титанами рока, как Боб Дилан и Джони
Митчелл. В тот же вечер Редман играл в клубе House of
Blues с ансамблем Роя Харгроува. Стив Слэджл,
Дональд Харрисон, Джо Ловано, Джевон Джексон,
оркестр Вуди Хермана - вот далеко не полный
список тех, кто украсил своими выступлениями
музыкальную жизнь Нью-Орлеана в эти дни. |