20 января в
ЦДРИ Герман Лукьянов представил первую
программу своего возрожденного "КАДАНСа".
Один известный джазовый деятель еще в гардеробе
конфиденциально спрашивал: "может, у Германа
какой-нибудь юбилей"? Ведущий Алексей Баташев
тоже все время периодически модулировал из
доверительной тональности в торжественную, а,
когда в конце вечера на сцену поднялись гг. Юрий
Саульский и Анатолий Кролл с цветами и речами,
концерт еще больше напомнил официальное
мероприятие.
Ведущий Баташев, однако же, был не в смокинге, а
слова гг. Саульского и Кролла - не столько
официально правильными, сколько - неподдельно
искренними, да и по настроению публики
(состоявшей в основном из коллег, товарищей и
старых друзей) чувствовалось, что происходит
нечто более значительное.
(Далее следует жанровое отступление, которое
вообще-то было бы на месте в дискуссии о джазовой
критике, и те, кого "теория" не интересует,
могут это отступление пропустить). * * *
С точки зрения социологии искусства феномен
Лукьянова - это типичный minor cult: у него всегда
будет небольшая, но верная группа обожателей,
которые некритично примут все, что бы их кумир не
делал. Важно другое: реально группа эта состоит
из коллег-музыкантов, которые своими
"цеховыми" профессиональными принципами,
как правило, не поступаются.
"Полный джаз" не так давно перепечатал - и
совершенно напрасно, на мой взгляд (а на наш - нет:
страна должна знать своих героев в лицо - ред.) -
десятилетней давности интервью Валерия
Пономарева, взятое у него Александром Иванским
для одной эмигрантской газеты. В интервью, как
известно, Пономарев, ничтоже сумняшеся, назвал
Лукьянова "больным человеком". Но давайте не
будем забывать, что Пономарев и Лукьянов -
представители двух разных художественных
направлений. Историки искусства прекрасно знают,
как трудно отделить "выяснение отношений"
от - простите наукообразную терминологию -
манифестации различных эстетических принципов,
каковая, собственно, и составляет полноценный
художественный процесс.
Во-вторых, имеет значение и позиция интервьюера:
Иванский (я с ним пару раз встречался) - сам в то
время немного музицировал (и в духе Тедди
Уилсона, а не, скажем, Шелли Манна), и - что не менее
важно - во время публикации явно хотел "набрать
очки" в эмигрантских кругах (в частности, на
критике всего - тогда еще "советского").
Позволю себе напомнить, что я сам в 1983 (кажется)
году сидел в Московском Доме композиторов рядом
с Чиком Кориа и Гэри Бертоном и могу
засвидетельствовать, с какой
заинтересованностью они слушали "КАДАНС",
со всей его "милитаристской" медью, вроде бы
совершенно не вписывавшийся в ЕСМ-овскую
атмосферу всей встречи. В результате, как
известно, Гэри Бертон записал на своем диске Real
Life Hits "Иванушку-дурачка". И, по-моему, именно
"Иванушка-дурачок" - единственная заметная
вещь на этом - во всех остальных отношениях -
абсолютно бесцветном альбоме.
Впрочем, народу (в том числе - и джазовому)
Лукьянов не нужен. Так же, как не нужны ему Джордж
Рассел (без Эрика Долфи), Ran Blake (без Jeannie Lee) или
Энтони Брэкстон. Конечно, культурная ситуация
может сложиться по-разному: было время, когда тот
же Брэкстон - как и Лукьянов лет на десять раньше -
был у всех на устах. Вот ведь парадокс: задолго до
перестройки Бертон играет, все ж-таки, Лукьянова,
а не какого-нибудь там Wally West'а (кстати, кто знает,
о ком идет речь?).
* * *
Итак, почему новая программа вроде бы
"маргинального" Германа Лукьянова
становится, как пока еще модно говорить,
знаковой?
Один ответ - как раз потому же, почему в последнее
время фигура Лукьянова казалась, повторим,
маргинальной. Чего стоит идея через 22 года
возродить малоподвижный "КАДАНС" (четыре
духовика!)! Именно сейчас, а не два-три года назад,
на подъеме клубного движения (когда трио того же
Лукьянова можно было услышать под адресу
"Красная площадь, дом 1") и докризисного бума
вообще? Сейчас, когда тот же Анатолий Кролл
распускает (временно?) свой "МКС-биг-бэнд",
когда сворачиваются некоммерческие проекты в
провинции и компакт-диск из товара чуть ли не
бытового спроса вновь превращается в предмет
роскоши?
Да еще новое название - не просто "КАДАНС", а
"КАДАНС-Миллениум" ! Как специально - уже
после того, как отзвенели все салюты по поводу
смены всех четырех цифр в календарях, и разные
"миллениумы" и Y2K перестают работать в
качестве торговой марки?
Что бы там ни писал о Лукьянове музыковед Арк.
Петров, а "томление духа" этого
"слесаря-одиночки с мотором" не имеет ничего
общего с "суетой сует" каждодневного спроса
и предложения. Музыка Лукьянова- это "игра в
бисер", или на языке XIX века - "искусство для
искусства". Front line "Каданса-Миллениума"
все тот же, что и раньше: квартет духовых. То же,
что в камерной музыке - духовой квинтет: не
концертный состав, а почти абстракция,
придуманная, по сути дела, только для того, чтобы
испытывать различные приемы композиции -
вспомните духовые квинтеты Пауля Хиндемита,
Арнольда Шенберга, Zeitmasse Карлхайнца Штокхаузена.
Причем с годами маэстро
Лукьянов не сделал ни одной уступки
общественному вкусу. Наоборот, новый состав стал
еще менее пригодным для массового
употребления.
"Сначала я была против рок-музыки, потому что в
ней главной была бас-гитара. Но бас-гитара - это
dancing, а dancing - это fucking, я же хочу, чтобы меня
слушали," - как-то призналась Джоан Баэз. Между
прочим, во времена Шекспира dancing, действительно,
значило fucking. А у Лукьянова опять нет не только
контрабаса, но и большого барабана, и даже
тарелка у Валерия Каплуна - всего одна (не считая
хай-хэта), и какой-то двусторонний африканский
барабан, сочетающий сразу функции малого (верх) и
большого - педального. Это, пожалуй, единственная
характерная деталь во всем имидже "Камерного
джаз-ансамбля" эпохи перехода к новому
миллениуму.
Никаких микрофонов, никакой, само собой,
сценической игры. Я уже не говорю о простой
пиджачной паре, белой рубашке с галстуком
неброского рисунка. Все тоже, небось, не случайно
- как фрак на симфоническом дирижере.
Как не случайно и то, что за весь вечер
"КАДАНС-Миллениум" не сыграл ни одного favourite
старого "Каданса", хотя давно написанные
вещи были - например, "Такая нежность на душе
весной, что хочется погладить насекомое" (это
название композиции 1978 года. Кстати, если кто не
знает, какие стихи пишет маэстро Лукьянов, так
вот - примерно такие. Лукьянова-поэта, между
прочим, цитирует наш самый авторитетный
литературоведческий журнал - "НЛО")....
Все программы Лукьянова всегда строятся по
одному принципу: одно "фантазия на темы" для
любителей популярной классики (на этот раз из
"Лебединого озера"), одна советская песня (
"Песенка военного корреспондента" Матвея
Блантера), один-два легко узнаваемых стандарта
("Cherokee" и два "гершвина" - "But Not for Me"
и "It Aint Necessarily So", "The Duke" Брубека) , пара
каких-нибудь джазовых редкостей ("Lazy Bird" и
"Mr. Sims" Колтрейна), то да се из своего
(обязателен "музыкальный портрет" одного из
джазовых кумиров - "С Новым годом, Джон"). Из
лукьяновских парадоксов: "Славянский блюз",
который "Лига блюза" вряд ли сочла бы блюзом.
И наоборот - блюзовые ноты в "Песенке"
Блантера (а что тут такого - в конце концов, в
Отечественную мы с американцами дружили!) И,
наконец, , одна развернутая композиция-манифест -
на этот раз "Tea for Two".
Да, и "Каданс" меняется. Теперь это уже не
только и не столько головоломная смена аккордов
а ля "Giant Steps", сколько полимодальность. С
непривычки слух увязает в гармонических заменах,
как в болоте, плюс еще и вязкая фактура с
парадоксальными сочетаниями, скажем, тромбона и
флейты-пикколо - почти как у Гила Эванса (я уверен,
что "The Duke" Лукьянов взял не прямо у Брубека,
а у Дэйвиса с Эвансом, из Miles Ahead).
Вообще говоря, руководитель
"КАДАНС-а Миллениума", по-моему, чуть
перебарщивает с превращением четырех своих
духовиков в мини-оркестр, его имитационной
полифонии мне в этот раз определенно не хватало.
Но это - по самому большому счету. Быть может, если
программа будет лучше отрепетирована, то и
аранжировки будут звучать разнообразнее.
Относительно музыкантов. Альт-саксофониста (с
флейтой пикколо) Юрия Юренкова маэстро ценит за
"коулмэновскую" лихость в интонировании,
хотя ту форму, какой отличался Юренков в первом
"КАДАНСе", он, по-моему, еще не набрал.
В новом - два молодых, но уже не требующих
представления музыканта: Сергей Головня
(тенор-саксофон и флейта), уже почти освоившийся с
суровым климатом "Камерного джаз-ансамбля",
и пианист Яков Окунь. 22 года назад место пианиста
Лукьянова занимал, как известно, Окунь-старший
(отец Якова, ныне - заслуженный артист РФ, пианист
оркестра Лундстрема Михаил Окунь - ред.). И отец
может гордиться: вырастил достойную смену.
Яков буквально на глазах из талантливого
"ассистента" превратился в "молодого
льва". Может быть, сказывается постоянное
общение с маэстро? Может. Но слышно и то, что Яков
начинает систематически слушать не только тот
мэйнстрим, который всю жизнь играет его отец, но и
новую музыку (как его ровесники Джеки Террасон
или Билл Кэррозерс - Bill Carrothers, мое личное открытие
прошлого года ).
(Стоит упомянуть также, что на тромбоне - еще
одна "Легенда Советского Джаза",
замечательный музыкант Вадим Ахметгареев - ред.)
Мне кажется, в джазе, как и в кино (и на театре)
тоже можно говорить о двух типах коллективного
творчества - актерском и режиссерском. В одном
случае ориентируются на солистов-звезд, во
втором - на ансамблевую выучку. "Труппа"
Игоря Бутмана, например, явно первого типа,
"кино" Лукьянова - однозначно режиссерское.
Творческой индивидуальности у него, конечно,
труднее. Но зато, как говаривал упоминавшийся уже
Арнольд Шенберг, "рамки моей системы настолько
строги, что преодолеть их сможет только
воображение, которое ничего не боится". А вдруг
- даст Бог - в следующем "миллениуме" джаз
снова будет востребован? Тогда уж точно на тройке
под названием "КАДАНС" можно будет въехать в
ХХI век.
Дмитрий Ухов
|