Олег Степурко - известный джазовый композитор, трубач и педагог.
Выпускник Московской консерватории. Лауреат международных джазовых
фестивалей. Заслуженный артист России, член Союза композиторов России.
Выступал с джазовой программой в Риме, Мюнхене, Праге, Варшаве,
Будапеште. Его имя широко известно в джазовом мире, он играл со всеми
звездами российского джаза (Г. Гаранян, А. Товмасян, Г. Лукьянов, В.
Клейнот, А. Шилклопер. Ю. Чугунов, Ю. Маркин, А. Герасимов, А. Сухих).
И сейчас он активно выступает на джазовых фестивалях со своей
фанк-группой «Jazz-контакт».
Олег Степурко родился 4 декабря 1946 года в Москве. Музыкой начал
заниматься в ансамбле В.С. Локтева, где в оркестре играл вместе с
Анатолием Герасимовым. Серьёзно джазом увлёкся в консерваторском
училище («Мерзляковке») и тогда же начал брать уроки у
Германа
Лукьянова. Первое же знакомство с джазом состоялось в биг-бэнде п/у Д.
Браславского. Автора первого отечественного учебника по джазовой
аранжировке. (О биг-бэнде п/у Д. Браславского см. «Джазовые
зарисовки»)
В 1963 году создал свою первую группу «Армянский переулок». Играли
коммерческий свинг в духе трубача Джона Джонса. В 1965 году поступил в биг-бэнд Москонцерта п/у В. Стоянова, в котором играли известные
московские джазмены (С. Крыжановский - саксофон, Борис Рукинглуз -
тромбон и Юрий Чугунов - саксофон). В 67 году с Боп-квартетом ДК МАИ
(руководитель и трубач) выступал с джазовыми концертами в студенческих
клубах г. Праги. С 68 по 71 год создал хард-боп квинтет (г.
Электросталь). Квинтет выступал с лекциями о джазе в московских НИИ, и
с этим составом Степурко стал дипломантом«Первого московского
областного джазового фестиваля».
В 72 году Степурко приглашают в джаз-рок группу Виталия Клейнота. Эта
группа первая в нашей стране начала играть в стиле «джаз-рок», и её
выступления вызвали в Москве настоящую сенсацию (сейчас басист Лёня
Плавинский издал записи группы В. Клейнота, которые сохранились дома у
критика Аркадия Петрова. Он успел их взять с радио, когда началась
антиджазовая компания и все джазовые записи размагничивали). С
приглашенным солистом Георгием Гараняном выступали на джаз-фестивале в
Ленинграде, записывались на радио. С триумфом выступали на
рок-фестивалях, которые проходили в советское время в Прибалтике, - в
Каунасе и Лиепае. В 72 году в составе группы Клейнота Степурко
становится лауреатом международного джазового фестиваля «Янтарная
труба 72». В этой группе Степурко играл с А. Товмасяном, который очень
повлиял на его творчество. (Об Андрее Товмасяне см. статью О.Степурко
«Андрей Товмасян»)
В 1974 Степурко становится концертмейстером Биг-бэнда «Сетунь» п/у
Юрия Чугунова. С этим коллективом Степурко выступает на московских
джазовых фестивалях и для этого оркестра он делает аранжировки
авторских пьес и записывает их на радио. В 1976 году Степурко –
приглашённый солист вокал-бэнда п/у Юрия Чугунова. (в котором пела
будущая джаз-звезда Ирина Отиева).
Биг-бэнд «Сетунь» п/у Ю. Чугунова 77 г.
В 77 г. Степурко становится дирижером Биг-бэнда электростальского муз.
училища (солисты Николай Панов - тенор-саксофон, Михаил Окунь - ф-но;
они "учились" в этом училище для получения диплома о музыкальном
образовании, который требовался при приёме на работу). Биг-бэнд с
триумфом выступил на московском фестивале «Москворечье». Для этого
выступления Олег сделал аранжировки своих пьес в стиле джаз-рок, где
партию барабанов играли сразу две установки. За одной из них сидел
известный рок-барабанщик Андрей Шатуновский.
Тогда же был создан квинтет педагогов электростальского училища «Круг»
для выступления на фестивалях. (Юрий Маркин (ф-но), Валерий Буланов
(уд), В.Чернов (бас), В.Алексеев (сакс), Геннадий Хащенко (второй
барабанщик) 78 г. (О музыкантах, работавших в Электростали, см. статью
О.Степурко «Железнодорожная
академия джаза»).
В 79 г. Степурко создаёт джаз-рок группу «Побратимы», в которой
соединяет идиомы русского фольклора с джазом и роком. Консультантом,
который показывал древнюю манеру распева, была приглашена известный
фольклорист Юлия Красовская. В этом ансамбле Степурко не только
запевал старинные песни, но и играл на владимирском рожке. За цикл
пьес «Белгородские свадебные песни» группа становится лауреатом
профессионального фестиваля «Ереван 81». Группа записала пластинку к
звуковому приложению журнала «Клуб».
В 80-е и 90-е годы Степурко приглашают солистом-исполнителем
собственных композиций в разные оркестры: биг-бэнд Театра эстрады п/у
В. Старостина, ярославский биг-бэнд п/у В. Павлушева, биг-бэнд п/у Г.
Месяна, симфо-джазовый оркестр радио п/у М. Кажлаева, секстет
Ю.Чугунова (солисты Фёдор Левенштейн - скрипка, Аркадий Шилклопер -
валторна).
С биг-бэндом Гранта Месяна, 1984 г.
В 83 г. Степурко приглашён в ведущий джазовый филармонический коллектив
СССР, - джаз-группу «Каданс» п/у Германа Лукьянова (Николай Панов -
саксофон, Станислав Коростылев - ударные, Веремьев (к-бас), Вадим
Ахметгареев - тромбон, Юренков - саксофон). С «Кадансом» Олег
участвовал в джазовых фестивалях и записях на телевидении. С ним он
объездил большое количество городов - от Севастополя до Костромы. (О
Германе Лукьянове см. статью
Олега Степурко)
С 86-го года и по сей день Степурко – участник и руководитель
фанк-группы «Jazz-контакт». Её организовал известный джазовый пианист,
ныне живущий в США – Валерий Котельников. Он решил, что поскольку
стиль фанк требует дорогой электроники, нужно играть стиль латино,
которому синтезаторы не нужны. Вот почему в «Jazz-контакт» играет
перкуссионист Б. Кузнецов. Сначала группа играла самбы Х. Сильвера и
американские стандарты, аранжированные в стиле латино, потом Степурко
стал приносить свои пьесы, и сейчас программа «Jazz-контакта» целиком
состоит из его композиций. Группа снялась в музыкальном фильме «Па»,
записала диск «Русский Funk», выступала на джазовых фестивалях в
Москве, Одессе, Львове, Ленинграде, Чебоксарах, Ярославле.
Jazz-Контакт 2004 г. (Джазовый пароход)
Рок-группа «Богаж», 1987 г.
В 1986 году КГБ узнало, что Степурко пишет музыку для православных
мистерий, которые ставились в подпольной воскресной школе прихода о.
Александра Меня. (Священник убит по дороге в храм в 1990 году). И по
звонку из КГБ его стали выпирать из училища, создавая для этого
различные комиссии. Тогда он решил создать фанк-группу «Богаж» и уйти
из училища на сцену. Эта группа, исполнявшая театрализованный фанк,
стала в 1987 году лауреатом фестиваля «Рок-альтернатива». К счастью,
скоро началась перестройка и от Степурко в училище отстали, но в это
время концертная жизнь в стране остановилась и «Богаж» распался.
После того, как пал коммунизм и гонения на веру и джаз прекратились,
три джазовые православные мистерии Степурко были поставлены на TV. В
93 году их осуществила режиссёр Т. Черняева. Тогда же ноты мистерий
были изданы в США и Англии.
Фолк-джаз трио Б.О.М.
В 91 г. Степурко создал госпел-джаз-группу «Тропарь»
(солистка Л. Ульянова), с которой
исполнял арии из своих мистерий на фестивалях «Пробуждение» (ГКЗ
«Россия»), «Альтернатива» (КДС). С группой «Тропарь» записал LP, CD.
В 92 году Олег создаёт два джаз-трио: «БОБ» (Борис Кузнецов
(перкуссия), Борис Лобанов (гитара) и Степурко) и «БОМ» (Михаил Жуков
(перкуссия), Борис Лобанов (ударные) и Степурко). В этом же году
был создан проект «ворд-мюзик» с которым Степурко успешно выступает на
фестивале в Свердловске и фестивале, посвящененом 25-летию студии
«Москворечье».
1993 год отмечен выступлением с венгерским джазовым контрабасистом
Бялашом в Будапеште. 1997 год - выступлением дуэтом с гитаристом
Григорием Шило на конгрессе в Риме, Мюнхене и Варшаве.
В 1981 году Степурко был приглашён на джазовый отдел Гнесинского
училища, в котором работает и в настоящее время. Так уже больше 10 лет
он ведет единственный в нашей стране, уникальный курс по авторской
методике «Рок-теория», а также такие предметы, по которым им написаны
авторские программы и собственные учебники: «Джаз-рок-поп композиция»,
«Основы импровизации», «История стилей», «Аранжировка», «Инструментоведение»,
«Труба».
Им написаны четыре джазовых учебника.
В 1989 году в издательстве «Советский композитор» вышел учебник
джазовой трубы, - «Трубач в джазе» (200 стр.).
в котором впервые дана методика освоения джазовых штрихов, для чего
было сочинено более 100 оригинальных упражнений и этюдов, написано
более 30 пьес с клавирами, в том числе авторские. Сделано 13
расшифровок соло мастеров джаза. (Д. Гиллеспи, К. Браун, Ли Морган, М.
Дэйвис, Ф. Хаббард)
В 1994 году в издательстве «Камертон» вышла книга «Блюз - Джаз -
Рок», в которой дана оригинальная методика освоения искусства
джазовой импровизации для всех инструментов. (150 стр.). Причем,
впервые в отечественной педагогической практике к книге прилагается
два CD с аккомпанементом «минус один», записанные мастерами
российского джаза. (книга выдержала уже три издания). Цена книги на CD
диске в формате PDF с минусами в формате mp3 - 150 руб. приобрести
можно, позвонив по телефону: +7 917 500 98 54.
В 2001 году издательство «Владес» выпустило третью книгу О. Степурко
«Джаз на трубе» в серии «Библиотека детской музыкальной школы»
(58 стр.) Оригинальные обработки джазовых стандартов и авторские
пьесы. (продается в нотном магазине «На Тверском бульваре». Цена 30
руб.)
В 2006 году в издательстве «Камертон» вышла книга «СКЭТ
ИМПРОВИЗАЦИЯ» (76 стр.) Учебник импровизации для вокалистов (Школа
Джонни Митчелл (би-боп и латино). Метод «Scat Drams» Боба Столова.
Соло на джазовые стандарты).
Ко всем упражнениям даны аудио примеры на CD в формате mp3.(260
треков) В том числе хрестоматия скэт-соло мастеров джаза (56 номеров),
минуса на джазовые стандарты. Цена книги с диском 250 руб. приобрести
можно, позвонив по телефону: +7 917 500 98 54
Кроме всего прочего, Степурко активно выступает в роли джазового
журналиста – его статьи опубликованы в музыкальных журналах
(«Музыкальная жизнь», «Jazz-квадрат», «Musik Box», «Молодёжная
эстрада» и на сайте «Jazz.ru»)
О его же творчестве в разных периодических изданиях опубликованы
статьи и критические эссе, выходили в эфир теле и радио передачи. Как
трубач, он записывался на СD с рок-группами московского андеграунда:
«Крематорий», «Ковчег» Ольги Арефьевой, с Найком Борзовым.
Сцена из спектакля «Тайна Рождественской звезды» МГОДТ им. Островского
2003г.
Степурко активно работает как композитор. Им написано 6 джазовых
мюзиклов (3 поставлены на TV), стадионное музыкальное действо, музыка
для музыкального фильма «Па» (реж. А. Канивченко), и джаз-рок опера
«Три разговора». (По мотивам повести Владимира Соловьёва).
Помимо TV мюзиклы были поставлены в профессиональных театрах Москвы,
С-Петербурга, Воронежа, Челябинска, Варшавы. Его пьесы напечатаны в
разных издательствах (в том числе США и Англии). Его композиции
записаны на радио. В 2005 году Олегу Степурко присвоено звание
«Заслуженного артиста России».
Релизы Олега Степурко:
Аудио: Музыка О. Степурко вышли в звуковом приложении журнала «Клуб»,
№ 9 за 81г.(Ансамбль «Побратимы»), на LP (в сборнике «Антология
христианского рока) в 1994г., и на CD.( Антология нетрадиционной
духовной музыки) в 1995г. В 2000 году вышел авторский диск («Песни из
христианских мюзиклов»), в 2002 году авторский диск с музыкой из
телеспектаклей («Музыка к детским спектаклям в приходе Александра
Меня»). И 2004 авторский джазовый диск «Русский Funk» (Солистом был
приглашен Анатолий Герасимов, саксофон альт и флейта)
Приобрести CD можно, позвонив по телефону: +7 917 500 98 54
Ноты джазовых мистерий Степурко
Цена нот с текстом либретто + минуса всех песен на CD - 50 руб.
приобрести можно, позвонив по телефону: +7 917 500 98 54
Ученики Степурко стали победителями всероссийских конкурсов:
Николай Посадков – дипломант всероссийского конкурса джазовых
исполнителей. (Ростов на Дону 1994 г.)
Валерий Букреев – лауреат всероссийского конкурса джазовых
исполнителей (Ростов на Дону 1998 г.)
|