В 2009 году ярославский фестиваль
«Джаз над Волгой» празднует юбилей:
впервые он был проведён 30 лет назад, в 1979 году. Правда, нынешний
фестиваль (10-15 марта) был отнюдь не 30-м: «Джаз над Волгой» проходит в
постсоветские времена каждый второй (нечётный) год, каждый раз
представляя более или менее ровный и всегда достаточно интересный баланс
местного, регионального, общероссийского и международного.
Два редактора «Джаз.Ру» на этот раз были на фестивале всего два дня (14
и 15 марта), но то, что нам удалось увидеть на сценах Ярославский
филармонии (где проходила основная концертная программа) и Ярославского
джаз-центра (где, как обычно, после основных концертов были ещё
дополнительные выступления, а затем джем-сешн «до утра»), оказалось
вполне представительным срезом всей фестивальной программы.
По словам ведущего фестиваля, старейшины джазоведческого цеха России
Владимира Фейертага, программа в этом годы вообще очень ровная: в ней
всё довольно логично вытекает одно из другого, и нет при этом
значительных перепадов музыкантского уровня, когда чьё-то выступление, в
собственных рамках недурное, трудно слушать из-за несоответствия уровня
мастерства, допустим, предыдущим выступавшим. Это и мы сами видели: всё
сыграно сильно, кое-что - очень интересно, и даже носители не очень
известных в столицах имён показывали весьма достойные программы.
Впрочем, для нас фестиваль начался с детского джазового конкурса с
характерным для российских официальных детских мероприятий карамельным
названием «Музыкальный родник - детям». Даже страшновато, между прочим,
представлять себе такой родничок. Впрочем, никакого родника на сцене не
было - были дети из разных городов (Ярославль, Москва, Санкт-Петербург,
Ульяновск...), с разной степенью понимания и умения, но в целом с
довольно схожим энтузиазмом старающиеся играть джаз. Были их
преподаватели, которые своих питомцев представляли, поддерживали, «жюрили»
и награждали. Были и интересные коллективы, и солисты, у которых - если
их не унесёт в «нормальные профессии», «бизьнес» или поп-музыку - есть
хорошие джазовые перспективы.
У конкурса совсем другие организаторы (ярославский областной
образовательный «Центр детей и юношества»), но он традиционно проводится
в рамках «Джаза над Волгой» и на его сцене.
Больше всего запомнились ярославский тромбонист Андрей Радиванюк (биг-бэнд
эстрадно-джазовой студии А&Б), его земляк саксофонист Дмитрий Лосев
(занимающийся в городском джаз-центре), московский трубач с очень
хорошими перспективами Владимир Обухов (ударение на У - юношу явно
сердило, что ведущие произносили его фамилию с ударением на первый слог)
и в целом отлично, живо и слаженно звучащий московский биг-бэнд «Митюша»
(господа гусары, молчать, это название не мы придумали!) из ДШИ им.
И.Стравинского (руководитель Борис Кузнецов) - оттуда же был забавный
дуэт трубачей Олеся и Кирилл Михневичи. В рамках единственного номера
недурно показался девичий вокальный квинтет «Преображение» (и от этого
названия не вздрагивайте: это не богохульство, у них руководитель Ольга
Преображенская!) из Ульяновского музучилища - их стоило бы послушать
больше, чем один номер, по которому мы смогли только определить
уверенный строй и хорошее понимание динамических нюансов. Недурно сыграл
регтайм совсем юный пианист Никита Кочешков из Ярославля (он же потом
лихо отыграл соло и в джеме с москвичами). В целом, даже если бы конкурс
показал всего двух перспективных солистов - тромбониста Радиванюка и
трубача Обухова (а ведь это сейчас самые дефицитные джазовые
специальности!) - он уже выполнил бы свою функцию «открытия» следующего
поколения джазовых музыкантов, а ведь перспективных солистов на конкурсе
было много, и это очень радует.
Биг-бэнд ДШИ им. И.Стравинского (Москва)
Единственное действительно отрицательное впечатление - это поведение на
сцене почти всех юных солисток-вокалисток. И мы вовсе не собираемся
кидаться камнями в конкретных участниц конкурса: просто им не повезло
быть частью широко распространённой негативной тенденции, они явно даже
не понимают, что что-то делают не так. Трудно сказать, кто именно
виноват: телевизор, школа или даже семья - но тем, кто внушает
девочкам-подросткам, что джазовая вокалистка должна непременно совершать
вульгарные движения или принимать вульгарные позы, кто-то должен
всё-таки хоть что-то противопоставить. Кто-то должен объяснять юным
вокалисткам, что между понятиями «женственность» и «вульгарность» есть
всё-таки вполне определённая разница. С другой стороны, кто?
Преподавателям и жюри, судя по всему, всё вполне нравится, а школа
нормального современного сценического движения в стране если и не
отсутствует, то, во всяком случае, не процветает.
Ну и учить английский язык, раз уж джазовые стандарты в массе своей
написаны на английском, тоже не помешает: трудно всерьёз воспринимать
«певиц», которые ни слова не понимают из того, что пытаются петь (и
такое в финале конкурса, увы, тоже звучало).
Субботний вечерний концерт в зале филармонии открыл ярославский
Overdrive Blues Band, явно набравший весьма солидные обороты за те
четыре года, что мы не видели этот коллектив «вживую». Лидер OBB Сергей
Кузнецов теперь всё больше (и весьма уверенно!) играет на
баритон-саксофоне, так что важнейшей тембровой краской в игре ансамбля
стал теперь дуэт баритона и тромбона (Александр Садков) - мощный рык
двух инструментов низкого регистра.
Изрядно украсил игру коллектива
приглашённый гитарист - маститый Виктор «Петрович» Колесов из Вологды, в блюзовых номерах показавший почти хендриксовскую экспрессию (гитару,
правда, не жёг) и истинно хендриксовскую страсть. Иногда гитар на сцене
становилось две: ансамблю удалось удачно сопоставить в общей картине
звучание «жёсткой» блюзовой гитары Петровича и «гладкой» джазовой
гитары, на которой играет постоянный участник Overdrive Blues Band
Владислав Смирнов. Сергей Кузнецов играл в ряде пьес также и на губной
гармонике, которой теперь владеет не просто на вполне профессиональном,
а на отличном уровне; в общем, имело место широкое тембровое
разнообразие, поддержанное чёткой работой самой профессиональной в
Ярославле ритм-секции (барабанщик Михаил Фадеичев и басист Андрей
Волкович) и выраженное в форме иногда весьма удачных, на грани
афористичности, хотя и несложных авторских пьес, среди которых
выделяется отвязный блюз в форме комического мажорного марша - «МуДО
Блюз», где МуДО - Муниципальный духовой оркестр. Музыканты явно
испытывают значительный личный кайф от того, что делают, и умеют этот
кайф уверенно и даже напористо передать публике.
Совершенно другое впечатление произвёл пианист из Тихвина Ленинградской
области - Игорь Володин, который не только играет на фортепиано и
духовой мелодике, но и проводит в Тихвине ежегодный джазовый фестиваль.
Он играл в ансамбле с двумя маститыми архангелогородцами -
контрабасистом Николаем Клишиным и ударником Олегом Юдановым (оба в
прошлом участвовали в легендарной джаз-группе «Архангельск» покойного
ныне Владимира Резицкого), к которым затем добавился приглашённый солист
- московский саксофонист Алексей Круглов. Алексей, который за день до
того очень успешно выступил на фестивале с собственной программой,
влился в ансамбль, как будто годами с ним играл: непростая, лиричная, но
насыщенная сдержанными и глубокими эмоциями музыка Володина получила
благодаря игре Круглова новое измерение, страстное и сосредоточенное.
Имели место и вставные номера для сугубого увеселения публики, поданные,
тем не менее, исключительно органично и не выпадавшие из общей концепции
этого сета - например, дуэтный фрагмент, где Юданов, выйдя на авансцену,
акробатически отыгрывал различные ритмические «прибамбасы» на маленьком
китайском гонге на верёвочке, а Клишин поддерживал его почти гитарным
«чёсом» на контрабасе. В целом - очень яркое выступление, отлично
принятое залом; арт-директор фестиваля (и глава Джаз-центра) Игорь
Гаврилов в очередной раз достоин звания «продюсер молодец», поскольку
рискнул поставить в прайм-тайм никому особо не известного пианиста - и
не прогадал. Кстати, Игорь только что отметил собственное 60-летие, а
теперь и его главному детищу, фестивалю «Джаз над Волгой», исполнилось
30. Так держать!
Завершал субботний концерт квартет, где лидерство очевидно делили
московский саксофонист Олег Киреев и американский пианист Кит Джаворс
(ритм-секция - контрабасист Сергей Васильев и барабанщик Артём Федотов).
Олег и Кит сейчас находятся в турне по России, которое, судя по всему,
предполагается сделать началом длительного сотрудничества. Была представлена обширная программа современного мэйнстрима, главным
образом авторского, в основном в романтических тонах, средних темпах и
довольно умеренной динамике.
Джаворс - пианист, так сказать, работящий:
за роялем он трудится, показывает очень солидную подготовку, большие
познания в гармонии и широкую джазовую образованность, но среднему
слушателю воспринимать эту программу, где так многое зависит от
внимательного следования за гармонической тканью и импровизационным
мышлением обоих солистов, оказалось трудновато, хотя те, кто с этим
трудом справился - оказались вознаграждены и сами, в свою очередь,
наградили российско-американский ансамбль горячими аплодисментами.
Ночная программа в Джаз-центре началась с выступления ансамбля, во главе
которого находился живущий в Архангельске выпускник Бакинской
консерватории Джаваншир Казымов - вокалист и мастер игры на
азербайджанских струнных инструментах саз и тар. С ним играли Владимир
Борисов из Ярославля (барабаны), Игорь Володин из Тихвина на духовой
мелодике и архангелогородец Николай Клишин на контрабасе. Звучал, так
сказать, джаз с персидским лицом (азербайджанская музыка генетически
тесно связана с персидской), причём, что интересно, соло Игоря Володина
на мелодике точно попадали в эту стилистику. Джаваншир воодушевлённо и
приятно пел различные вокальные сочинения (в силу незнания
азербайджанской традиции не берёмся утверждать, какого происхождения),
но соло на сазе с характерными мелизматическими тремоло и ритмическими
смещениями, несомненно, доминировали в этом жизнерадостном музыкальном
материале. Прозвучал и более крупный, чем саз, инструмент тар - с
мощным, сильно звенящим, резонирующим звуком. В общем, тема этно-джаза
оказалась раскрыта с лихвой, и положительное впечатление не смогли
испортить даже начинающие, совсем юные ярославские музыканты, после
Джаваншира робко-преробко отдувшие маленькую программу хрестоматийной
классики. Впрочем, будем снисходительны: молодым музыкантам надо где-то
матереть и набираться опыта, а где это сделать лучше, чем в тесном
зальчике Джаз-центра (особенно, если других джазовых мероприятий в
городе - раз-два и обчёлся, да и фестиваль всего раз в два года?).
Не вынесли мы только «русского джема, бессмысленного и беспощадного», и
вскоре ушли, чтобы в воскресенье посмотреть в Филармонии заключительную
концертную программу фестиваля.
Воскресную программу открыло фортепианное трио - несмотря на московское
происхождение, вряд ли более широко известное, чем вчерашний ансамбль
Игоря Володина. И вновь, в общем-то, открытие, причём - судя по степени
«жаркости» приёма аудитории - открытие немалого масштаба.
Пианист Евгений Гречищев, наверное, даже больше известен как педагог,
нежели как исполнитель - среди его учеников такие значимые фигуры на
молодой московской джазовой сцене, как Евгений Лебедев, Константин Горбатенко, Евгений Сивцов, Алексей Наджаров... Хотя его ансамбль Moscow
Jazz Passengers регулярно выступает на московских сценах (в частности, в
«Джаз Арт клубе») и даже выпустил пару лет назад весьма интересный
альбом («Ocean», Sploshnoff Music Group, 2006), на фестивальных сценах
пианист появляется не так часто - разве что в последнее время, с
ансамблем Олега Киреева. Новый ансамбль Гречищева, с молодым и
энергичным Аделем Сабирьяновым на ударных и выдвинувшимся в последние
годы на передовые позиции по, так сказать, кафедре контрабаса на
московской сцене Макаром Новиковым, оказался открытием и для авторов
этих строк.
Манера Гречищева - лёгкая, прозрачная. В первые моменты его хочется
назвать «пианист-ручеёк», но для ручейка он слишком глубок и
эмоционален. Музыка (сплошь авторская) - очень красивая, дающая
участникам трио много поводов к красивым, развёрнутым соло, с изрядным
привкусом «кроссовера» (смешения джазовой импровизации и образного строя
академической музыки). Надо сказать, партнёры Гречищева достойно
встречают этот вызов академизма: то Макар Новиков сыграет тему и соло
смычком, строгим академичным звуком, то свой богатый опыт в области
академической оркестровой перкуссии покажет в обширном драматичном соло
Адель Сабирьянов, и всё это в ярком, образном, насыщенном эмоциями
авторском материале лидера. Результат - заслуженная овация в финале
сета.
Сборная воскресного вечера
Со вторым и третьим ансамблями вечера возникли проблемы. Отец и сын
Винцкевичи не смогли приехать по семейным обстоятельствам, поэтому
вместо них выпустили некий сборный состав из оказавшихся под рукой
музыкантов из числа выступавших в предыдущие дни: тут были и москвичи -
пианистка Марина Макарова, контрабасист Дмитрий Толочков, и выступавший
ранее с ним и ярославским пианистом Андреем Мартыненко живущий в
Нью-Йорке саксофонист Яков Мейман, и участники квинтета Кристофера
Питермана из города-побратима Ярославля Берлингтона (штат Вермонт), и
отличная молодая тромбонистка Алевтина Полякова. Музыканты сменялись на
сцене один за одним, играя обычные джемовые стандарты, и... кроме
отдельных удачных соло, музыки, увы, получилось немного.
"Седой джаз"
В третьем составе тоже не обошлось без кадровых потерь. В проекте «Седой
джаз» с народным артистом России, гитаристом Алексеем Кузнецовым обычно
играет аккордеонист Владимир Данилин, но тут заранее было известно, что
из-за проблем со здоровьем он не приедет (кстати, «Полный джаз» искренне
желает Даниле-Мастеру скорейшего выздоровления). Подменить его должен
был пианист Борис Фрумкин, нынешний руководитель оркестра им. Олега
Лундстрема - но его за день до выезда в Ярославль сразил грипп
(надеемся, он уже позади!). Поэтому играли квартетом: Алексей Кузнецов -
гитара, Александр Гореткин - ударные, Виктор Подкорытов - тенор-саксофон
и Игорь Кантюков - контрабас. Играли стандарты, но играли хорошо и
добротно; в отличие от джемовой неразберихи предыдущего состава, музыки
было предостаточно - завершение фестивальной программы выглядело
стопроцентно убедительным, смачным и позитивным.
Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)
|