1-3 августа в Калининграде проходил, уже в третий раз, один из
самых молодых и амбициозных джазовых фестивалей России — «Дон
Ченто Джаз». Крепкая команда организаторов, задействованные в
проведении фестиваля значительные, но сугубо местные силы — от
организационных до финансовых; всё это позволяет говорить о фестивале
как о сугубо местном (не "сетевом" и не
организованном из Москвы) феномене, который, по всей видимости, прочно
захватил репутацию джазового события №1 в Калининградской области, самой
западной части России, отделённой от основной территории страны
литовскими землями.
Ещё в 2006 г., перед первым фестивалем «Дон Ченто Джаз», его президент
Владимир Кацман в интервью «Полному
джазу» рассказывал, что видит задачу успешной организации фестиваля
в Калининградской области прежде всего во встраивании области в
гастрольно-фестивальный график прилегающих территорий — Литвы, Латвии,
Польши; это позволило бы избежать излишних транспортных расходов, с
одной стороны, и поставить российский анклав на балтийском побережье в
контекст культурной жизни региона — с другой. Два года спустя авторы «Джаз.Ру»,
впервые побывав на фестивале «Дон Ченто», могут уверенно констатировать:
получилось. Некоторые артисты действительно были «перехвачены» из
соседних регионов, другие — приехали из Германии и Москвы, традиционно
тесно связанных с этой многострадальной землёй.
Мы, два редактора «Джаз.Ру», присутствовали на двух (из трёх) днях
фестиваля. В программе «Дон Ченто Джаз» были, так сказать, «побочные
сцены»: в дневное время в пятницу и субботу по городу курсировал
«джазовый трамвай», а на малой открытой сцене в Фонтанном сквере играли
местные, калининградские музыканты (на основной сцене из калининградцев
появился только коллектив «Афроди» баритон-саксофониста Сергея Хлебалина,
играющий «афробит»). Мы же главным образом видели выступления на
основной сцене — так называемом «Певческом поле», открытом амфитеатре в
Центральном парке города. Помимо сидячих мест амфитеатра и партера,
зрители могли сидеть по бокам от амфитеатра прямо на траве, и многие
воспользовались этой возможностью — правда, за ограждениями (как шутили
на платных местах — «за чертой бедности»), метрах в тридцати от
амфитеатра, «дикой» публики было в разы больше, чем на траве внутри (и
её от ограждений никто не гонял). Впрочем, и амфитеатр заполнялся более
чем удовлетворительно, к финалу фестиваля забившись под завязку.
Впрочем, по порядку. Для нас фестиваль начался с его второго вечера,
когда играла немецкая фьюжн-група Mo'blow. Берлинский коллектив во главе
с саксофонистом Феликсом Ф. Фальком (сопрано, альт и баритон) играет
весёлую, не слишком заумную, но и отнюдь не глупую музыку. Можно,
наверное, порассуждать о не слишком ярком тематизме их композиций, но
это общая беда практически всех, кто играет джаз-рок и фьюжн в наше
время, через тридцать лет после того, как эта музыка была на переднем
краю развития массовых музыкальных жанров. Группа порадовала сильными
соло почти всех участников (выделялся приглашённый музыкант,
единственный не немец в ансамбле — ливерпульский гитарист Тони Ормешер),
и единственное, чего (помимо более содержательного музыкального
материала) хотелось бы ей пожелать — это чтобы барабанщик наконец уже
начал слушать при игре не только себя, но и партнёров.
Mo'blow
Зато
к следующему ансамблю никаких вопросов не возникло: французский
аккордеонист Ришар Гальяно и его Tangaria Quartet своё дело знают туго,
и, хотя коллеги маститого аккордеониста обладают меньшей степенью
известности, их мастерству и пониманию материала стоит только
позавидовать. В этом проекте Гальяно играет музыку на основе
современного «танго нуэво», правда — с отчётливым европейским привкусом
(определяемым хотя бы тем фактом, что танго он играет не на бандонеоне,
а на аккордеоне). Все четверо много и со вкусом импровизируют,
задействуя как интонационный строй танго, так и чисто джазовый арсенал,
и создают в результате очень плотное, насыщенное звуковое полотно — хотя
и довольно простыми средствами.
В
составе ничего лишнего: аккордеон (сам лидер), скрипка (венесулец
Алексис Карденас), перкуссия (ещё один представитель Венесуэлы — Рафаэль
Меихиас) и контрабас (бельгиец Филипп Эртс). Программа чётко
сбалансирована как динамически, так и тембрально: кроме чисто
ансамблевых эпизодов, в программе есть интерлюдия, в ходе которой
Гальяно сначала играет дуэтом с контрабасистом, причём сам играет не на
аккордеоне, а на аккордине (подобие духовой мелодики, только не с
«рояльной», а с кнопочной клавиатурой); затем исполняет три пьесы соло —
том числе И.С.Баха, из которого без остановки вылетает в «Libertango»
Астора Пьяццолы в очень быстром темпе; и, наконец, уходит за кулисы
отдохнуть, пока на сцене радует публику дуэт скрипача и перкуссиониста.
Алексис Карденас — скрипач очень драйвовый. Нет у него тягучести и
этакой поверхностности, вроде той, что бывает у классических скрипачей,
решивших «поиграть что-нибудь джазовое». Перкуссионист Рафаэль Меихиас —
отдельная тема: два раза в течение концерта он исполнял виртуозные соло
на... маракасах, и это не было ни однообразно, ни скучно!
Вечер
субботы завершали москвичи — Николай Арутюнов и Funky Soul. Арутюнов ещё
со времён своей «Лиги Блюза» 1980-х — начала 90-х доказал, что у него в
области «аутентичного» исполнения афроамериканского популярного наследия
(блюз, ритм-н-блюз, фанк, соул) мало равных в России: мощный красивый
голос, точное знание жанра — всё этого у него не отнимешь. Нынешний его
проект играет, как явствует из названия, фанк и соул классических времён
(1960-70-х гг.), сплошь хрестоматийные стандарты жанра, воспроизведённые
настолько точно, что иногда кажется — звучит новенькая, «непилёная»
виниловая пластинка тридцати-сорокалетней давности: то Джеймс Браун, то
Tower of Power, то Average White Band, а то и Стиви Уондер. Музыканты
Арутюнова (сплошь молодёжь, значительно младше лидера) играют эту
музейную, но до сих пор живую классику с явным удовольствием; в ансамбле
выделялась ученица Игоря Бриля — клавишница Марина Макарова, которая,
при явном чувстве стиля и знании материала, играла всё-таки «от себя»,
индивидуально и неглупо.
Yuval Ron and Residents of the Future
В
воскресенье, последний день фестиваля, концерт начала израильская группа
Yuval Ron and Residents of the Future, играющая бескомпромиссный
прог-рок. Единственный из музыкантов, в чьей фразировке и развитии соло
просматривались хоть какие-то джазовые элементы, был клавишник Офир
Шварц; что до лидера, гитариста Юваля Рона — то перед этим молодым
музыкантом явно стоят такие героические примеры, как Yes, King Crimson и
т.п., и никакого джаза в его ориентирах не просматривается. Трудно
представить, чтобы у такого коллектива был большой опыт выступлений на
джазовых фестивалях (хотя в Калининград молодые израильтяне приехали
прямо с джаз-фестиваля на латвийском курорте Саулкрасты). На «Дон Ченто»
участникам дают играть необычайно много, по полтора часа, и это
сработало против «Жителей будущего», как сработало бы против почти
любого молодого коллектива, не обладающего большим опытом построения
обширных фестивальных программ — динамически и эмоционально
однообразная, хотя и виртуозно сыгранная, музыка группы быстро утомила
аудиторию, в которой буквально после третьей (чрезвычайно
продолжительной) композиции стали раздаваться голоса «хлопай сильнее,
вдруг закончат».
Программу продолжали
Noche de Boleros — совместный кубинско-польский коллектив, который
ставит перед собой амбициозную задачу обновить и осовременить
традиционный жанр болеро так, как Gotan Project осовременили
традиционное танго. Собственно, более или менее кубинских музыкантов в
ансамбле три (из семерых), но двое из них, строго говоря, тоже польские:
перкуссионист Хосе Мануэль Альбан Хуарес родился в Щецине, хотя его отец
— настоящий кубинец, долгие годы руководивший в Польше ансамблем Son
Latino; вокалистка Магда Наваррете — тоже кубинского происхождения, хотя
родилась и выросла в Польше и до определённого момента занималась вовсе
не болеро, а испанским фламенко (что в её сценической пластике и манере
пения очень слышно). Только второй вокалист, гитарист и перкуссионист
Ренелл Вальдес Сеперо родился на Кубе, а в Польше живёт недавно и
руководит там собственным трио Son de Cuba, исполняющим традиционную
кубинскую музыку сон (более «корневой» и архаичный жанр, чем
современная танцевальная сальса). Строго говоря, именно Вальдес
Сеперо обеспечивает аромат подлинности в музыке Noche de Boleros.
Программа у них достаточно разнообразна: помимо собственно болеро,
звучит и сон, и даже румба, и множество стилизаций и фантазий на эти
темы, сыгранных не без вкуса и довольно разнообразно, но в большой массе
(всё-таки полтора часа, при том, что динамически и эмоционально вся
программа выдержана примерно в едином духе!) всё это оказалось довольно
сильным испытанием для терпения публики. Число слушателей, однако, всё
увеличивалось: ждали хэдлайнеров — бельгийскую группу Vaya Con Dios.
Vaya Con Dios
Благодаря почти джазовому инструментарию (контрабас, барабаны,
фортепиано и единственный электрический инструмент — гитара) группу
вокалистки Дани Кляйн часто можно увидеть на европейских джазовых
фестивалях, заботящихся о привлечении более широкой, нежели чисто
джазовая, аудитории — вот и этим летом, кроме выступления в
Калининграде, «Ступай себе с Богом» играли, например, на джазовых
фестивалях в Германии («Джазфест Гронау») и Тунисе («Джаз в Карфагене»),
и это уже после того, как без всякого заигрывания с джазом развлекали
широкую публику в Москве и Санкт-Петербурге в марте. Точнее всего будет
определить стилистику Vaya Con Dios как стилизацию традиционной эстрады:
смешивая мотивы традиционной европейской эстрадной песни, «цыганского
джаза», французского шансона и тому подобных ретро-стилистик, бельгийцы
создают неглупый, крепко сыгранный, стилистически разнообразный, но
обладающий определённым «идейным» единством материал, накрепко
сцементированный смачным, хрипловатым и «присадистым» голосом Дани Кляйн.
Конечно, к джазу эта музыка никакого отношения не имеет, но, с другой
стороны, это не так чтобы уж очень и попса. В любом случае, радостно
отплясывавшая в «карманах» танцевального партера калининградская публика
явно особо не задавалась вопросами жанровой чистоты, и если чего и ждала
— это будет ли исполнен мегахит 1990 года, «Nah Neh Nah». Был, конечно —
на бис. Правда, прозвучал он только намёком на оригинальную версию:
гитарист Марко Локурсио и не пытался справиться с виртуозной партией
акустической гитары, которую в оригинале играл знаменитый фламандский
студийный гитарист Эрик Мелэртс — он только очерчивал её характерными
ходами на электрогитаре, что в сочетании с искушённым фортепианным
аккомпанементом заставляло слушателей думать, что они слышат все те
ноты, которые звучали в записи 18-летней давности. В целом, публика явно
получила большое удовольствие, что и неудивительно.
В сентябрьском (7-м) номере журнала «Джаз.Ру»
мы готовим публикацию более подробного материала о поездке на «Дон Ченто
Джаз», который выйдет в рубрике «Джазовые путешествия».
Анна
Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (фото, текст)
|