Как это было в Москве
|
25-26
марта в московском клубе «Союз Композиторов» играл мастер джазовой
губной гармоники Хендрик Мёркенс (Hendrik Meurkens). Родом из
Германии, этот музыкант в 1970-е закончил бостонский колледж Бёркли, а в
80-е несколько лет прожил в Рио-де-Жанейро, чтобы на месте овладеть
непростым искусством современной бразильской музыки. Сейчас Хендрик
работает на нью-йоркской сцене и в Москву приехал после интенсивного
тура по Украине (Киев, Одесса, Харьков, плюс один концерт по дороге в
Москву - в Белгороде) с ансамблем, в который входят такие же, как он,
нью-йоркские «джазовые иммигранты» со всего света - бразильцы басист
Густаву Амаранти (Gustavo Amarante), барабанщик Адриану Сантуш (Adriano
Santos) и живущий в Нью-Йорке уже более полутора десятилетий
санкт-петербургский пианист Миша Цыганов (журнал «Джаз.Ру»
писал о Мише в #4-2007).
С
первых же нот слышно, что, хотя первым вдохновителем Мёркенса в игре на
хроматической губной гармонике и был, как он утверждает, бельгийский
мастер Тутс Тилеманс (впрочем, он был первым вдохновителем подавляющего
большинства джазовых харперов!), Хендрик уже очень далеко ушёл от стиля
своего учителя. Звук гармоники Мёркенса - резкий, мощный, напористый,
импровизационный стиль - почти «саксофонный», подача по-хорошему
агрессивная и «кусачая» - в общем, лёгкую воздушную гармонику Тутса игра
Хендрика уже совершенно не напоминает. Тем более, что в Москве он с
проектом не чисто джазовым: Hendrik Meurkens Samba Jazz Quartet играет
бразильскую музыку - не только бразильский джаз и босса-нову, но и более
традиционную самбу, и такие, например, малоизвестные вне Бразилии
местные стили, как шоринью (chorinho). Причём это не только сочинения
Антониу Карлоса Жобима (которые в мире исполняются очень широко), но и
менее известный материал, и даже авторские пьесы самого Хендрика. Причём
этих авторских пьес много, и написаны они с явным глубоким знанием
бразильской стилистики и пониманием особенностей национальной мелодики,
дающимся разве что при полном погружении в бразильскую культуру - что,
впрочем, Мёркенс, как мы уже знаем, в своё время и проделал.
Начав
с хрестоматийной темы «A Felicidade», Мёркенс в течение всего концерта
удачно выдерживал баланс между напористыми темповыми пьесами в ритмах
самбы и более воздушными, плавными сочинениями. И в быстрых, и в
медленных номерах время от времени звучали чрезвычайно плотные,
искушённые соло Михаила Цыганова, где типичная афро-бразильская
аккордика то и дело обогащалась афро-кубинскими, чисто джазовыми и/или
европейскими классическими элементами и приёмами - во второй пьесе,
например, запомнились интересные ритмические смещения в левой руке,
заставлявшие вспомнить о Гонсало Рубалькабе, Данило Пересе и других
выдающихся джазовых пианистах с латиноамериканскими корнями. Казалось
бы, «откуда у парня испанская грусть», но факт есть факт - многолетняя
работа в США позволила петербургскому пианисту к мощной русской
классической фортепианной школе добавить и тонкое понимание
латиноамериканской стилистики.
С большим интересом были встречены и три разноплановых,
разнохарактерных соло бас-гитариста Густаву Амаранти, который явно
глубоко изучал творчество нынешних кумиров бразильских басистов - Лео
Нобри (Leo Nobre), Нику Ассумпшона (Nico Assumpção) и Луизона Майя (Luizão
Maia), а также - несомненно - живущего в США африканского новатора
Ришара Бона (Richard Bona).
Из авторских пьес Хендрика Мёркенса особенно запомнилась совсем новая
быстрая самба с хроматической темой, характерно движущейся вверх и вниз
- по словам Хендрика, эта пьеса (её португальское название мы на слух
разобрали как «Sono de Trem», но утверждать, что разобрали правильно, не
берёмся) иллюстрирует бесконечные переезды на поездах, которые ансамблю
пришлось совершить в ходе гастролей по Украине и России. Запомнилось
проникновенное исполнение баллады Жобима «Luiza» дуэтом гармоники и
фортепиано (по словам Миши Цыганова, Мёркенс, будучи весьма плодовитым
авторов и исполнителем - он выпускает на лейбле Zoho два-три альбома в
год, - готовит сейчас с Цыгановым целый альбом дуэтов такого состава).
Для тех, кто пришёл в «Союз Композиторов» слушать скорее джаз, нежели
бразильскую самбу, прозвучал и «In A Sentimental Mood» Дюка Эллингтона -
впрочем, опять-таки в ритмах самбы; из произведений в «корневых»
бразильских стилях особое впечатление произвело шоринью «Lingua de
Mosquito», написанное самим Мёркенсом. Ансамбль звучал удивительно
слаженно - как видно, путешествия железнодорожным транспортом по
просторам бывшего Союза не подорвали боевой дух, но зато сплотили
коллектив.
Это было уже второе появление Хендрика Мёркенса в российской столице
и, надеемся, не последнее: его музыка доступна, ясна, исполнена чувства
и просто отлично сыграна, так что мы думаем, что фестивали в России ещё
не раз обратятся к этому замечательному музыканту с предложением о
выступлениях. Что же до нашего заокеанского соотечественника Миши
Цыганова, то московская и петербургская публика вновь увидит его уже в
середине июня - он приезжает в Россию с другим знаменитым нью-йоркским
«джазовым русским», трубачом Алексом Сипягиным.
Константин Волков,
Евгения Бирюкова
фото: Владимир Коробицын
|
|
|
Пограничные жанры |
Murcof в ДОМе, 13.03.08
Анонс
выступления Фернандо Короны, более известного как Murcof, в культурном
центре «Дом» 13 марта побудил (пожалуй, не только) меня переслушать
последний альбом мексиканского музыканта, который вышел осенью 2007 года
на лейбле Leaf. Именуется эта работа «Cosmos» - и больше о ней ничего не
скажешь. Композиции названы в честь различных космических тел
по-итальянски, на манер классических пьес. Минималистичная, тихая,
гипнотическая электронная музыка с неспешным, почти торжественным
развитием. Вообще всё, что выходило под именем этого мексиканского
музыканта, подразумевает совершенно интимные отношения между слушателем
и звуком: эта музыка обволакивает и зачаровывает каждым своим
колебанием. Но каким же образом исполнять её вживую, не совсем понятно.
Корона приехал не один, а с Франческо Тристано, молодым музыкантом из
Люксембурга, уже, впрочем, успевшим громко заявить о себе как о
талантливом классическом пианисте. В том числе, кстати, и в Москве: в
один из приездов Тристано выступал на одной сцене с Михаилом Плетнёвым.
Дуэт же Корона-Тристано образовался не так давно, однако логично
вписался в ставшую популярной тенденцию совмещать инструменты с
электроникой в режиме реального времени, переигрывать хиты электронной
танцевальной музыки конца 80-х - начала 90-х в акустическом варианте.
Лондонская Симфоньетта наряду с произведениями Эдгара Вареза исполняет
сочинения Apex Twin, Boards of Canada и прочих имён idm-лейбла «Warp»,
ветеран техно-музыки Джефф Миллс играет свои треки с филармоническим
оркестром Монпелье, и всё это не кажется уже странным и нескладным. Но
всё же вышеназванные примеры - скорее, побочное явление музыкальной
деятельности Фернандо Короны, чем наоборот. Ещё до того как творческое
объединение Корона и Тристано стали выступать с концертами, Франческо
(не без помощи Фернандо) записал альбом «Not for Piano», где, в
частности, переиграл и того же Миллса, и Autechre (лейбл Warp), и
бессмертную «Strings of life» Дэррика Мэя, положившую однажды начало
жанру «техно» как таковому.
Впрочем, вряд ли с уверенностью можно было предсказать, в каком именно
амплуа предстанут музыканты в тот вечер на сцене ДОМа. Как же ощущают
себя сами Фернандо и Франческо, совмещая две диаметрально
противоположные идеи? Именно об этом я поинтересовалась у музыкантов до
выступления.
«Не думаю, что из этого получается что-то складное», смеется Франческо
Тристано, «но мы стараемся. Я играю на инструменте, Фернандо
перерабатывает звук, делает его электронным, но всё равно инструмент
можно узнать. Фортепиано всегда будет звучать как фортепиано, так ведь?
Но самое интересное - это процесс обработки. Так что думаю, мы ищем
некую гармонию между электроникой и инструментами, некое идеальное
звучание».
В поисках этого самого идеального звучания музыканты откровенно и смело
экспериментировали, отыграв пять длинных, совершенно непохожих друг на
друга композиций. То рояль Тристано вырывался вперед, то мощные
электронные биты и шумы под руководством Короны начинали заметно
доминировать, то происходило непостижимое слияние обеих «сторон» в
единый звук. Каждая композиция медленно «раскачивалась», развивалась,
«обрастая» звуками и музыкальными темами, приходя к истинной кульминации
только к двадцатой минуте. Первое исполненное же произведение, близкое к
тому что можно услышать на вышеупомянутом альбоме «Cosmos», растянулось
аж на полчаса, погрузив зал в медиативное состояние. Следующая
музыкальная штудия, напротив, быстро привела слушателей в чувства:
Фернандо Корона решительно запустил на своём лэптопе мощную прямую
«бочку», впрочем, такую же медленную и оттого ещё более грузную. Третья
же сыгранная композиция была в оппозицию предыдущей построена на ломаном
ритме, а в следующей за ней музыканты впервые позволили себе нехитрый
приём, наиболее, пожалуй, избитый в традиции исполнения музыки с
электроникой: Тристано виртуозно играл повторяющиеся музыкальные
предложения поверх записанных. Под конец Фернандо увлёкся этаким
электронным соло, нагромоздив шипение и шумы на хрупкий аккомпанемент
фортепьяно.
«Электроника даёт вам массу возможностей», объяснил мне Фернандо до
выступления, «например - воспроизводить звук в совершенно разных формах.
Но акустические инструменты тоже важны: очень многое в моей музыке
изначально сыграно на инструментах, а затем переработано».
Есть такое немного шероховатое выражение: интересный опыт. Но лучше об
услышанном и увиденном не скажешь. Сложный вопрос, одна ли это из форм
авангарда (всё-таки авангардных приёмов игры почти не было), или
следующий шаг в эволюции жанров (именно такую музыку уже окрестили
«симфонической электроникой»). Бесспорен тот факт, что гармония, о
которой говорил Франческо Тристано, в итоге ясно ощущалась и на
техническом, и на «этическом» уровне. Чуткое отношение к музыке и полная
самоотдача музыкантов - вот, похоже, главное, что отличает дуэт
Тристано-Корона от аналогичных творческих объединений. Во всяком случае,
в том что музыка эта - оригинальна, своевременна и неслучайна, убедился
каждый сидящий в зале.
Диана
Кондрашина
|
|
|
Постсоветское пространство:
что было |
14-16 марта в Уфе, столице Республики Башкортостан, прошёл
13-й по счёту джазовый фестиваль «Розовая пантера». В этом году
фестиваль впервые проводился не как клон распространившихся едва ли не
по всей европейской (и не только европейской!) части России фестивалей
музыканта и продюсера Даниила Крамера, удачно и не без коммерческого
успеха эксплуатирующего в последнее десятилетие нишу "филармонического
джаза" по всей стране, а как самостоятельное мероприятие. Что получилось
- рассказывает уфимский автор Алина Изергина...>>>> |
|
|
Постсоветское пространство:
что будет |
12-13 апреля в Красноярске
пройдёт фестиваль "Jazz Night над Енисеем", история
которого насчитывает уже... 28 лет. О том, что на этот раз запланировали
красноярские продюсеры для своих земляков (а запланированная программа
весьма отличается от стандартного набора имён, перебирающихся из города
в город по всей России: например, хэдлайнером сибирского фестиваля
станет японская new age-пианистка Кейко Мацуи,
в Америке числящаяся по ведомству "современного джаза"), рассказывает
наш постоянный автор из Красноярска Владимир Василенко...>>>> |
|
|
|
Что намечается:
столичные анонсы10 апреля, Дом
Музыки
-
Paul Winter Consort
и
Ансамбль
Дмитрия Покровского:
снова вместе через 20 лет! |
В
апреле 2008 г. московский клуб «Б1 Maximum»
начинает интенсивно "раскручивать" свою программу "Jazz Hall. Джазовые четверги с мировыми звездами".
В рамках этой программы в ближайшую же неделю в столице выступит такая
крупная величина, как саксофонист Дэвид Мюррей, и это ещё не всё,
что мы услышим в апреле...>>>>
17 апреля (18.30), Еврейский культурный центр на Никитской (Б.
Никитская ул., 47/3, (495)787-45-60, (495)787-45-67 - бронируйте билеты
заранее!) - Джаз-гостиная Михаила Митропольского «Импровизация нового
века»: квартет «Тригон» (Молдова).
Анатол Штефанец – виола, вокал; Вали Богяну – саксофон, труба, кавал,
флуер, вокал; Дорел Бурлаку – клавишные инструменты; Гари Твердохлеб –
барабаны, перкуссия, ксилофон.
Молдавский квартет
Trigon уже 15 лет является синонимом понятия «этно-джазовый
ансамбль» на юго-восточных пространствах Европы. Это современные
музыканты, ставшие прямыми наследниками румынских лэутар, в своё время
приводивших в восторг Ференца Листа. Слово «Тригон» значит
«треугольник», и первые 10 лет своего существования коллектив из
Кишинева действительно оправдывал свое название: это было трио во главе
с композитором, струнным альтистом и неугомонным фантазером Анатолом
Штефанцом, настоящим знатоком всех региональных фольклорных стилей -
Молдавии, Трансильвании, Добруджи, Марамуреша. За это время ансамбль
узнали в самых разных уголках мира, после чего молдавский коллектив,
поменяв практически весь свой состав, за исключением центрального
участника - Штефанца - превратился в квартет: Анатол Штефанец (струнный
альт), Вали Богяну (духовые инструменты, вокал), Дорел Бурлаку
(клавишные, губная гармоника) и Гари Твердохлеб (ударные, ксилофон).
История «Тригона» началась в 1993 г., когда трио, на тот момент
состоявшее из Анатола Штефанца, басиста Сергея Тестемицану и барабанщика
Олега Балтаги, после первого же концерта в Кишинёве отправилось покорять
Европу на 22-й джазовый фестиваль в Гренобле. С тех пор ареал обитания «Тригона»
медленно, но неуклонно расширялся. В истории группы имеются весьма
экзотические эпизоды - например, фестиваль этнической музыки «Табык» в
Якутии, поездка на Международный конгресс виолы (струнного альта) в
Новой Зеландии... В 1994 г. бельгийским лейблом Silex был выпущен первый
CD ансамбля - «Moldavian Wedding In Jazz» («Джазовая свадьба
по-молдавски»). В том же году трио выступало в Болгарии, Румынии и
Франции. В 1995 г. Trigon принял участие в Одесском джазовом фестивале и
в фестивале в Варне (Болгария), совершил турне по Испании, Румынии и
Франции. 1996 год принес коллективу Гран-При Французской академии «Шарль
Кро» за CD «Джазовая свадьба по-молдавски»; в том же году Trigon
совершил очередное турне по Франции, выступил в Осло (в том числе - с
мастер-классом в Норвежской музыкальной академии) и записал в Норвегии
альбом «Oglinda» («Зеркало»). Важную роль в творчестве Тригона играет
взаимодействие с пианистом Мишей Альпериным, который подсказал идею
соединения молдавского фольклора и джазовой импровизации, а позже
помогал ансамблю и в подготовке компакт-дисков и в выступлениях в
Норвегии, где он сам уже давно стал одним из самых заметных музыкантов и
педагогов. «Тригон» концертировал в Болгарии, Румынии, Норвегии, Литве,
Испании, Италии, Германии, России, Дании, Бельгии, Голландии, Польше,
Новой Зеландии, Швейцарии, Литве, Белоруссии, Англии, Якутии, Чехии,
Австрии, Японии, Югославии, Греции, Франции... У ансамбля большая
дискография. В России и в Москве квартет хорошо знают, у него множество
почитателей. А ещё в концертах «Тригона» много самоиронии, о которой
говорят даже названия некоторых пьес - например, «Марш отсюда» или
«Дойна, товарищи, в ногу». |
|
|
Кино о джазе |
«634 такта Владимира Тарасова» - Интернет-премьера фильма
Фильм о Тарасове придумал художник Юрий Соболев, знаток джаза и друг
многих советских джазменов. Соболев много работал в кино и анимации - в
частности, он был художником-постановщиком анимационных фильмов
«Стеклянная гармоника» Юло Соостера и «Бабочка» Андрея Хржановского. Он
и предложил режиссеру Святославу Чекину, у которого была в джазовых
кругах репутация «нашего человека на ТВ», написанный им сценарий.
«Слава не оставил от моего сценария ничего», - рассказывал Соболев в 1995
году. «Но всякий раз, когда я смотрю этот фильм, я
чувствую - это моё, это снято так, как я и хотел».
К моменту съемок «634 тактов» на счету у Чекина было несколько больших
джазовых кино- и телепроектов - фильмы-концерты Алексея Кузнецова «Всего 6
струн» и Леонида Чижика «Реминисценции. Матисс и джаз», фильм «Играем
джаз!» (о Тбилисском фестивале 1986 года) - но «634» стоит отдельно от
этих картин. Все перечисленные фильмы - крепкие, удачные образцы
традиционного для того телевидения и того времени музыкального
документального кино (с учетом, конечно, невероятно бережного отношения
к музыке, которую Слава знал и любил - и, безусловно, великолепного
визуального ряда), «634» - это очень серьезный шаг за пределы того, что
и по сию пору можно вообразить о музыкальном кино, о кино джазовом.
Камера
следует за Тарасовым: вот он дома, с семьей, вот в гостях у
друга-художника, вот смотрит телевизор или собирается на рыбалку; камера
пристально вглядывается в картины из тарасовской коллекции современного
искусства, камера следит за музыкантом на концерте в московском Доме
Туриста, обращает внимание на напряженные глаза слушателей в зале. Этот
видеоряд, кропотливо и искусно смонтированный, сопровождает композицию «ATTO
IV» - композицию упругую, основанную на жесткой остинатной ритмической
структуре, в которой у каждого музыкального шага в сторону есть
обоснованное, пусть временами и неожиданное развитие. И режиссер
буквально становится соавтором музыканта, сообщая его музыке - уже,
напоминаю, существовавшей отдельно от фильма - визуальный образ, который
не врывается в её ткань, не мешает ей, не заменяет её собой.
Кстати, вот и иллюстрация к этому тезису: при монтаже картины Чекин,
скованный строгими правилами того телевидения, был вынужден вырезать из
композиции четыре минуты. Когда Тарасов смотрел фильм, он не заметил
исчезновения этих четырёх минут…
Фильм, снятый на студии «Экран» в 1989 году, был несколько раз показан
по центральным каналам ТВ, затем, в 1991 году, появился в эфире
Российского Телевидения, где Чекин делал тогда первую отечественную
цикловую программу о джазе - «Джаз-Тайм». Последний раз он был в эфире
РТР в 1994 году, к трехлетию со дня смерти режиссера. И больше его не
показывали.
Семья Святослава Чекина решила исправить эту ошибку. Сегодня -
Интернет-премьера фильма «634 такта Владимира Тарасова».
или
открыть
фильм в новом окне |
|
|
Радио |
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Подкаст
"Слушать здесь":
29.03.08 - #228: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев
(группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Queenside"
с альбома "Open City" авант-роковой группы The Muffins (Cuneiform,
1985).
27.03.08 - #227: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков
комментирует пьесы "Swing Guitars" (1936)и "Monmartre" (1939) в
исполнении первой европейской джазовой звезды - гитариста Джанго
Рейнхардта (1910-1953).
21.03.08 - #226: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев
(группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Earth
Still Our Only Home" с альбома "Like Children" чешского (впоследствии
американского) композитора, клавишника и барабанщика Яна Хаммера
(совместно со скрипачом Джерри Гудманом, Wounded Bird, 1975) - к
40-летию "Пражской весны".
18.03.08 - #225: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков
комментирует заглавную пьесу альбома, который называет только в самом
конце подкаста. Дебютный альбом 21-летнего гитариста в трио с 24-летним
бас-гитаристом и 27-летним барабанщиком. Двое из этого трио станут
впоследствии самыми известными музыкантами джаз-рока и фьюжн...
|
|
|