17 февраля, Московский международный Дом музыки: VIII
фестиваль "Триумф джаза".
В последние годы февраль у московских любителей джаза традиционно
ассоциируется с фестивалем «Триумф джаза», который вот уже восьмой раз
устраивает Игорь Бутман при поддержке фонда «Триумф». Из года в год,
благодаря роскошному букету российских и зарубежных звёзд, принимающих
участие в этом празднике, фестиваль становится одним из наиболее ярких
культурных событий. Удивляться тут нечему - большинство музыкантов,
которых привозит Игорь, это те самые титаны, на которых держится
современное джазовое искусство. Послушать их живьём – счастье для
поклонников джаза; поиграть с ними – счастье для музыкантов. Поэтому ни
в слушателях, ни музыкантах у фестиваля недостатка обычно не бывает.
Кроме того, Игорь Бутман, чьё имя вследствие регулярной телевизионной
деятельности стало в последнее время известно чуть ли не каждому, у кого
есть телевизор, взвалил на себя ещё и просветительскую функцию.
Благодаря тому, что «народ пошёл на Бутмана», джаз начал протаптывать
себе тропинку не только к ушам знатоков, но и к сердцу незнакомого с
джазом слушателя. А это дорогого стоит.
Российскую джазовую сборную в этом году представляли квартет Давида
Голощёкина и биг-бэнд Игоря Бутмана - по традиции, с приглашёнными
музыкантами. Заморские гости были представлены трио американского
альт-саксофониста Ли Конитца и квинтетом проживающего ныне в США
кубинского пианиста Гонсало Рубалькабы.
Давид Семёнович Голощёкин, известный в музыкальной среде как беззаветный
приверженец мэйнстрима, не изменил себе в выборе репертуара, однако в
этот раз достаточно радикально выступил в плане формы. Запомнился
интригующий дуэт флюгельгорна Голощёкина с ударной установкой Виктора
Епанешникова в джазовом стандарте “Let’s Fall In Love”.
Полным сюрпризов оказалось выступление трио одного из самых известных
исполнителей кул-джаза саксофониста Ли Конитца. В его составе в Москву
неожиданно приехал замечательный контрабасист Руфус Рейд, чьей игре (в
том числе смычком, что больше характерно для европейского джаза, чем
американского) ансамбль был обязан особенной глубиной и эмоциональностью.
Сам Ли Конитц, чья музыкальная карьера началась ещё в середине прошлого
века, удивил современностью и живостью музыкального мышления и особой
свободой изложения материала джазовых стандартов. А ведь прошлой осенью
Ли стукнуло восемьдесят! Было бы несправедливо обойти вниманием и
барабанщика трио - Мэтта Уилсона. Деликатность – добродетель, присущая
далеко не каждому исполнителю на ударных инструментах. А здесь, в
полупрозрачном акустическом трио, она была как нельзя более кстати.
Руфус Рейд (контрабас), Ли Конитц (альт-саксофон)
Квинтет пианиста Гонсало Рубалькабы выступил в полном соответствии с ожиданиями.
Замешанная на хорошо законспирированных моторных латинских ритмах
непростая музыка дала пищу не только для сердец, но и для умов
слушателей.
Гонсало Рубалькаба
Особая лёгкая исполнительская техника Гонсало словно ещё
сильнее заостряла и подчёркивала неспокойную музыкальную ткань, которую
излагал его совершенно новый ансамбль (он гастролирует с ним меньше
полугода), где особенно выделялся альт-саксофонист Йосвани Терри.
Новый квинтет Гонсало Рубалькабы (фортепиано): Йосвани Терри
(альт-саксофон), Мэтт Брюер (бас), Майк Родригес (труба), Маркус Гилмор
(барабаны)
Программа биг-бэнда Игоря Бутмана в этот раз была подготовлена в расчёте
на гостей фестиваля, которыми стали вибрафонист Сергей Чернышов и
скрипачка Екатерина Асташова - солистка оркестра «Новая Россия» под
управлением Юрия Башмета. Сергей Чернышов исполнил в сопровождении
оркестра написанную им самим пьесу «Русские узоры» в аранжировке Николая
Левиновского и джазовую версию «Сонатины» Кабалевского в аранжировке
Виталия Долгова. Выступление Екатерины Асташовой продолжило тему
джазовой интерпретации академической музыки – в её исполнении прозвучал
24-й каприс Николо Паганини. Трудно сказать, были ли скрипичные партии
полностью выписаны на бумаге (во всяком случае, исполнительница смотрела
в ноты весьма внимательно), но некоторые моменты её соло были очень
похожи на джазовую импровизацию: если они и были выписаны заранее, то
это сделано поистине мастерски.
Сергей Чернышов (вибрафон) и Биг-бэнд Игоря Бутмана (тенор-саксофон)
Концерт завершился традиционным джемом. Впрочем, пожалуй, всё-таки не
совсем традиционным, так как на сей раз музыкантам было предложено
импровизировать на тему популярного романса «Очи чёрные», что российские
и зарубежные джазмены проделали с большой охотой и хорошим пониманием
музыкального материала.
Фестивальный джем: за роялем Гонсало Рубалькаба (которому уступил место
пианист Биг-Бэнда Игоря Бутмана - Антон Баронин), за спиной у него -
Игорь Бутман,
солирует н.а.РФ Давид Голощёкин
Подробный рассказ о фестивале и фоторепортаж Владимира Коробицына
смотрите в #2-2008 журнала «Джаз.Ру»
Анна
Филипьева
(первая публикация:
«Газета», 19.02.2008, №30)
Фото: Кирилл Мошков
|