Санкт-Петербургская
академическая филармония имени Д.Д.Шостаковича, Малый зал - 21 июня:
юбилейный концерт "180 на троих" - Владимир Тарасов, Владимир Чекасин,
Вячеслав Гайворонский.
В программе: В. Гайворонский "Capriccios" (43 миниатюры для струнного
квинтета и трубы по офортам Франсиско де Гойи); импровизационные
композиции Владимира Чекасина, Владимира Тарасова и Вячеслава
Гайворонского.
Свой 60-летний юбилей в этом году сразу отмечают трое выдающихся
мастеров современной импровизационной музыки. Для знатоков этой музыки
имена - Владимир Чекасин, Владимир Тарасов, Вячеслав Гайворонский - уже
давно не нуждаются в комментариях. ГТЧ (Ганелин-Тарасов-Чекасин) -
легендарное трио, ошеломившее когда-то весь мир совершенно новым
мышлением; в настоящее время его бывшие участники, в том числе Тарасов и
Чекасин, находятся в разных плоскостях творческого поиска. То же самое
можно сказать и о бывших участниках прославившегося в 80-е
ленинградского дуэта Гайворонский -Волков. Однако все эти музыканты
часто и плодотворно пересекаются на сцене.
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде 19 июня 1947 г.,
закончил Ленинградскую консерваторию по классу академической трубы
(факультативно также изучал композицию). По распределению попал в
Кемерово, много лет прожил там. Джазом в Сибири занимался как любитель;
больше того, временно оставив профессиональное музицирование, закончил в
Кемерово медицинский институт и работал врачом.
В конце 70-х Гайворонский вернулся в Ленинград, где первое время тоже
работал в медицине, параллельно играя в оркестре Театра музыкальной
комедии. Включившись в джазовую жизнь города, в 1979 г. создал дуэт с
17-летним контрабасистом Владимиром Волковым, просуществовавший свыше 15
лет. Оцененный критиками как один из лучших камерных составов
российского нового джаза, дуэт выпустил два LP на ВФГ "Мелодия" ("Аванс
прошлому" и "Русские песни") и один CD на лейбле SoLyd Records
("Путешествие Янки Дудля", 1994); две записи - "Jazz Raga" (1987) и "Russian
Songs" (1989) - были выпущены лондонским лейблом Leo Records. В начале
90-х оба участника дуэта неоднократно признавались критиками лучшими в
СССР по своим инструментам.
В 1995 г. дуэт распался. Два года Гайворонский преподавал в Академии
театрального искусства Санкт-Петербурга курс "Театр музыкальных
импровизаций". В 1997 г. из квинтета, с которым Гайворонский работал в
Академии, родился новый дуэт - с аккордеонисткой Эвелиной Петровой. Этот
ансамбль был ориентирован на достаточно бескомпромиссный авангард и с
успехом играл на российских и европейских джазовых фестивалях, а также
выпускал записи как в Европе ("Chonyi Together", Leo Records, 1999), так
и в России ("Неприютные песни", SoLyd Records, 2001). В последние годы
регулярно выступает в составе ориентированного на новую импровизационную
музыку петербургского трио со своим давним партнером, контрабасистом
Владимиром Волковым, и пианистом Андреем Кондаковым. Вместе с
вильнюсским барабанщиком Владимиром Тарасовым эти музыканты в 2004 г.
выпустили на петербургском лейбле OutLine Records альбом "Ceremony".
На протяжении всей своей джазовой карьеры Вячеслав Гайворонский не
прекращал работы в области академической композиции. Среди его
произведений - фортепианный цикл "Шагал", 24 прелюдии и фуги для
фортепиано, "Детский альбом" для фортепиано (интердисциплинарная работа,
выполненная вместе с художником Сергеем Волковым), сочинения для
симфонического оркестра "Закат Европы" и "Степной волк", камерная
музыка, транскрипции произведений Баха и Моцарта, "Евангельские
речитативы" в коллективном проекте "Страсти по Матфею-2000", музыка к
драматическим, балетным спектаклям и пяти кинофильмам, среди которых -
"Последний вальс" (Гран-при кинофестиваля в швейцарском Локарно, 1992) и
"Мексиканская фантазия" (материал к нереализованному в 1930 г. фильму
Сергея Эйзенштейна "Да здравствует Мексика!", смонтированный в 1998-м
режиссером Олегом Топаловым). Среди театральных работ одна из самых
заметных - "Царь Демьян. Ужасное оперное представление в одном
действии", где Гайворонский - один из пяти авторов музыки вместе с
Леонидом Десятниковым, Ираидой Юсуповой и др. Спектакль был поставлен
Мариинским театром и стал одним из дипломантов премии "Золотая маска"
2002 г.
Перу Гайворонского принадлежат две книги: "Школа для трубы" (1996) и "У
врат храма" (2004).
Интервью с юбиляром читайте в 4 номере журнала "Джаз.Ру"!
Владимир
Тарасов (р. 29.06.1947, Архангельск) - барабанщик легендарного
вильнюсского трио ГТЧ (Ганелин-Тарасов-Чекасин), известного на Западе
как Ganelin Trio (1971-1986). Играть джаз начал еще в Архангельске, но
настоящая слава пришла к Тарасову в Вильнюсе, где он живет с 1967 г. В
дуэте с вильнюсским пианистом и клавишником Вячеславом Ганелиным он в
конце 60-х нащупывал новые интонации, новый художественный метод,
ставший в 1970-е, когда созданное с саксофонистом из Свердловска
Владимиром Чекасиным трио получило всесоюзную известность, "фирменным
знаком" советского джазового авангарда. В середине 80-х "Ганелин Трио"
было первым советским новоджазовым коллективом, совершившим обширный тур
по США, еще до этого начав покорять европейские сцены. После распада
трио в 1986 г. Тарасов занимался главным образом созданием
импровизационной и композиторской музыки для ударных, а также
соединением музыкального авангарда и современного искусства, прежде
всего "звуковыми инсталляциями", которые выставлялись по всему миру - от
Вильнюса до Нью-Йорка и от Берлина до Москвы. В 2004 г. в России вышла
изданная в Вильнюсе еще в 1998 г. книга Владимира Тарасова "Трио", в
которой он рассказывал об истории трио ГТЧ (издательство "Новое
литературное обозрение"). На рубеже веков в Русском драматическом театре
в Вильнюсе Тарасов поставил два спектакля - сценическую версию текстов
Венедикта Ерофеева и оперу Эдвина Гайста "Возвращение Диониса". В
области новой импровизационной музыки много сотрудничал с самыми
передовыми импровизаторами европейской и американской сцены - от
барабанщика Эндрю Сирила и саксофониста Энтони Брэкстона до квартета
саксофонов ROVA и саксофониста Петера Бретцманна.
Владимир
Тарасов в Интернете
Владимир
Чекасин (р. 24.02.1947, Свердловск) с шестилетнего возраста играл на
скрипке и фортепиано, с 10 - на кларнете, в 15 перешел на саксофон.
Получив в Свердловске (ныне Екатеринбург) высшее музыкальное
образование, в 1970 г. встретился на джазовом фестивале в своем городе с
приехавшим из Вильнюса авангардным дуэтом Вячеслава Ганелина и Владимира
Тарасова. Увидев в молодом свердловчанине единомышленника, Тарасов и
Ганелин в 1971 г. перетащили Чекасина в Вильнюс, и началась история
Ganelin Trio (в СССР чаще называвшегося "Трио ГТЧ"), продлившаяся
полтора десятилетия. После распада трио Чекасин продолжал преподавать в
вильнюсской Музыкальной академии, где работал с 1975 г., благодаря чему
значительное большинство джазовой сцены Литвы в настоящее время
составляют ученики Владимира Чекасина (именуемые "вильнюсской школой").
Музыкант много играет в Европе, прежде всего в Германии; в 90-е гг. в
Москве у него был ежемесячный концертный цикл в Доме Художника, к
настоящему времени сократившийся до двух-трех концертов за сезон.
В концерте, помимо юбиляров, примет участие струнный квинтет (Владислав
Песин - скрипка, Андрей Пенюгин - альт, Александра Зубова - скрипка,
Михаил Дегтярев - виолончель, Борис Маркелов - контрабас). Во втором
отделении к трио Чекасин-Тарасов-Гайворонский присоединятся контрабасист
Владимир Волков и пианист Андрей Кондаков.
Клуб
"Багет" (Москва)
и Игорь Бутман представляют: 17-19 июля - Кёрт Эллинг (Kurt
Elling, вокал) и его квартет (США).
Легендарный Кёрт Эллинг ("возможно, лучший джазовый певец
современности", по оценке британского журнала Jazz Review) в
сопровождении своего квартета представит в "Багете" свой новый альбом "Nightmoves"
(Concord/Universal).
Кёрт Эллинг - без преувеличения, один из лучших современных джазовых
вокалистов в США. Более чем убедительными доказательствами того служат
семь (!) номинаций на премию "Грэмми" за шесть альбомов, изданных на
Blue Note, три премии Jazz Journalists Association Awards за лучший
мужской джазовый вокал и Prix Billie Holiday от парижской Академии
Джаза. Помимо этого, музыкант уже семь лет подряд признается лучшим
джазовым певцом по опросам критиков престижного журнала "Down Beat". В
апреле 2007 г. Кёрт выпустил на Concord/Universal блестящий альбом "Nightmoves",
записанный со своим квартетом. Диску уже прочат номинацию на "Грэмми".
Диапазон вокалиста насчитывает ни много ни мало 4 октавы. В репертуаре
Эллинга - как песни собственного сочинения, так и современные
интерпретации джазовых стандартов, служащие благодатной почвой для
виртуозного скэта (вокальной импровизации) и "рэнтинга" (так сам Кёрт
называет свою фирменную концертную "фишку") - импровизированных
рифмованных реплик-комментариев про все, что его окружает во время
выступления.
Кёрт Эллинг также владеет искусством "vocalese" - т.е. мастерски пишет
слова на джазовые инструментальные соло. Наследник Эдди Джефферсона и
Кинга Плежера, Кёрт написал слова к известным импровизациям Уэйна
Шортера, Кита Джарретта, Декстера Гордона и Пэта Мэтини. В своих
остроумных и по-настоящему глубоких текстах он нередко пользуется
цитатами из Райнера Марии Рильке, Марселя Пруста, Пабло Неруды и даже
средневекового суфийского поэта-мистика Джалаладдина Руми.
Помимо работы с собственным квартетом, Кёрт часто сотрудничает с другими
артистами и в студии, и на концертах. Среди них - Теренс Бланшард, Дейв
Брубек, Бенни Голсон, The Clayton/Hamilton Orchestra, Чарли Хантер, Дейв
Либман, Джо Ловано, Марк Мёрфи, The Yellowjackets и др.
Кроме того, Кёрт известен еще и как продюсер множества музыкальных и
театральных проектов в Чикаго. В частности, в 2002 г. он провел в
чикагском Park West Theatre вокальный "саммит" "Four Brothers", на
котором выступили легендарные джазовые певцы Марк Мёрфи, Кевин Махогани,
Джон Хендрикс и сам Эллинг. В итоге участники саммита объединилась в
одноименную группу, где Кёрт выступал и как вокалист, и как продюсер. В
2002-2005 годах Four Brothers провели ряд успешных гастролей по США и
Европе.
В Москве Эллинг выступит с собственным квартетом. 18 июля в его концерте
примет участие саксофонист Игорь Бутман.
Начало концертов в 20.00
Телефон для справок и заказа билетов: 221-3659
Адрес клуба: ст. м. "Ленинский Проспект" или "Академическая", Проспект
60-летия Октября, д. 9, строение 2
Московский
международный Дом музыки сообщает читателям "Полного джаза"
подробности своего джазового сезона 2007/2008 гг.:
Цикл
"Джазовый Олимп. Примадонны"
21 октября 2007
Стефани Накасян (Stefanie Nakasian, США) и звезды российского и
американского джаза
18 ноября 2007
Паула Мореленбаум, вокал (Paula Morelenbaum, Бразилия)
16 декабря 2007
Роберта Гамбарини, вокал (Roberta Gambarini, Италия-США)
3 февраля 2008
Лаура Фиги, вокал (Laura Fygi, Нидерланды)
6 апреля 2008
Джейн Монхайт, вокал (Jane Monheit, США)
16 мая 2008
Нинна Фрилон, вокал (Nnenna Freelon, США)
В этом сезоне на Джазовом Олимпе Дома музыки - только примадонны. За
исключением Нинны Фрилон, темнокожей красавицы, которая поет свинг с
изысканным чувством и глубоким пониманием, все они представляют "белый
джаз", хотя в прессе то там, то здесь, мелькают сравнения с Эллой
Фицджералд, главной джазовой богиней, и великой Сарой Воэн. Черты
раннего стиля Фицджералд критики усматривают в исполнительской манере
американки Стефани Накасян - одной из мировых лидеров джазового вокала.
Видят "Эллу Фитцджеральд XXI века" и в итальянке Роберте Гамбарини,
певице с тонким вкусом и прекрасной техникой. Они, как и бразильянка
Паула Мореленбаум, сочетающая латин-джаз с рок- и поп-приемами, начинали
в 1980-е и сегодня находятся на вершине своей карьеры. Еще две певицы,
джазовая "Кармен" Лаура Фиги и юная красавица Джейн Монхайт, которая уже
завоевала немало поклонников своим гладким и "шелковистым" голосом, к
этим вершинам восходят, уверенно заявляя о своем звездном статусе.
Цикл "Герои блюз-рока": 14 октября 2007 - Джо Бонамасса,
гитара/вокал (США); 9 декабря 2007 - Роббен Форд, гитара/вокал (США); 10
февраля 2008 - Крис Дуарте, гитара/вокал (США); 30 марта 2008 - Вальтер
Траут, гитара/вокал (США)
Эта беспрецедентная серия - настоящий звездный калейдоскоп для
отечественных фэнов блюз-рока. Все исполнители - высококлассные
виртуозы-гитаристы, у каждого из них - свое "героическое" прошлое и
славное настоящее: фестивали, гастрольные туры, сотрудничество с
прославленными музыкантами, сольные альбомы и верхние позиции в чартах
популярности ведущих журналов. Роббин Форд принадлежит к элите
современного блюза в его наиболее чистом виде, кумирами в юности для
музыканта были Джон Колтрейн и Майлз Дэйвис. Ровесник Форда, Вальтер
Траут, в конце 1980-х попал в почетную топ-десятку гитаристов по версии
BBC. На его саунд сильное влияние оказал хард-рок, поэтому кое-кто из
критиков считает его рок-гитаристом с блюзовым уклоном. Криса Дуарте и
вовсе называют прямым наследником Джимми Хендрикса, лидером современного
"тяжелого" блюза. Самый молодой из звездной гитарной четверки - Джо
Бонамасса. Ему еще нет 30-ти. Среди блюзового сообщества он едва ли не
единственный вундеркинд: взял гитару в руки в 4 года, тинейджером
открывал концерт Б.Б.Кинга и уже тогда заслужил высочайшее одобрение
"Короля блюза".
Цикл "Звезды World music": 4 ноября 2007 - Юнгчен Ламо, вокал
(США); 1 декабря 2007 - Карел Краайенхоф, бандонеон (Нидерланды); Омар
Молло, вокал (Аргентина); 27 января 2008 - группа Solas (Ирландия); 1
марта 2008 - Дульче Понтеш, вокал (Португалия)
Концерты этой серии в Доме музыки всегда собирают аншлаги. Одна из
причин - бум, который переживает сегодня этно-культура. Другая причина -
приглашение исполнителей экстра-класса, чье искусство задает тон на
мировых сценах. Именно такие имена представлены в серии world music в
новом сезоне. Она составлена по принципу резкого контраста. Тибетский
фольклор, аргентинское танго, музыка кельтов, португальский жанр фаду -
что-то отечественному слушателю уже хорошо знакомо, другое
представляется явлением исключительно экзотическим. Все исполнители,
сохраняя верность национальной характерности, весьма свободно
экспериментируют с новым саундом - и Юнгчен Ламо, которую называют
"тибетской богиней песни", и голландец Карел Краайенхоф, чей бандонеон у
многих ассоциируется с самым современным звучанием танго, и аргентинец
Оскар Молло, добавляющий к танго энергию рока, и лучшая традиционная
кельтская группа "Solas", и божественная Дульче Понтеш, португальская
певица, композитор и поэт, давшая новую жизнь старинному "фаду", в
котором слиты воедино слово, музыка и движение.
Театральный зал: "Гиганты джаза"
30 сентября 2007 - "Луи Армстронг"
28 октября 2007 - "Дюк Эллингтон"
2 декабря 2007 - "Чарли Паркер"
3 февраля 2008 - "Орнетт Коулмен"
16 марта 2008 - "Джон Колтрейн" (фьюжн-группа "Транс-Атлантик")
27 апреля 2008 - "Майлс Дэйвис" (группа Doo-Bop Sound)
Алексей Козлов - живая история отечественного джаза. Вернее, ее яркая,
постоянно обновляющаяся страница. Прославленный саксофонист, композитор,
лидер легендарного "Арсенала", журналист и публицист, автор книг и
статей, он активно пропагандирует джазовое искусство во всех возможных
формах. В прошлый сезон его уникальная серия концертов-рассказов в Доме
музыке в сжатом виде представила панораму джаза и рока, расписанную по
периодам и стилям. Новый проект Козлова - классика джаза в лицах.
Музыканты, которых еще при жизни называли гениями, кумиры публики,
основатели школ и направлений, классики в полном смысле слова - Луи
Армстронг, Дюк Эллингтон, Чарли Паркер, Орнетт Коулмен, Джон Колтрейн,
Майлс Дэйвис. |