Выпуск #13,
2007
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Ростов куёт аспирантов |
5 июня состоялся выпуск аспирантов кафедры эстрадной и джазовой музыки
Ростовской Государственной консерватории им. С.В. Рахманинова по
специализации "камерный ансамбль". В 2007 году консерватория дарит миру
двух специалистов высшей категории. Высшей в том смысле, что в нашей
стране выше аспирантуры, собственно, уже и негде учиться. Да и сама
специфика музыкального образования - в среднем 18 лет ежедневных (в
идеале, конечно) занятий - ко многому обязывает. Стоит только произнести
вслух эту сногсшибательную цифру человеку, который не имеет никакого
отношения к музыке, как у него невольно отвисает челюсть, и сказать он
может только одну фразу, полную восхищения: "А где можно тебя
послушать?". В связи с этим хотелось бы подчеркнуть: как здорово, что
все выпускные экзамены открыты для слушателей! Как интересно видеть
"итоги" обучения, и одновременно апогей учебного процесса музыканта!
Ведь предполагается (и по большей части так оно и есть), что к моменту
выпускных экзаменов студент находится в лучшей технической и творческой
форме.
Еще свежи в памяти прошедшие совсем недавно государственные экзамены
джазового отделения. Они свежи как в моей памяти, так и в памяти
большинства слушателей - истинные любители и знатоки джазовой музыки,
активные болельщики в лице родственников и друзей музыкантов редко
пропускают подобные события, и в дни таких экзаменов-концертов залы
никогда не пустуют. Поэтому невольно напрашивается некое сравнение
уровней этих музыкантов - студентов и аспирантов, о чем будет сказано
ниже.
Исполнители, совсем недавно гордо называвшие себя аспирантами,
объединились в один ансамбль, который весь вечер услаждал слух
собравшейся публики и одновременно давал пищу для размышления педагогам.
Вот состав ансамбля: аспиранты-выпускники Андрей Мулюкин
(тенор-саксофон) и Елена Лубяная (фортепиано); оканчивающий осенью
аспирантуру Павел Филиппов (контрабас), преподаватель Алексей Мудраков
(ударные). Творческий руководитель ансамбля - единственный профессор
джазовой музыки на Дону и очень уважаемый музыкант Виктор Бударин.
Состав ансамбля не менялся все два года обучения, что непременно должно
было повлиять на общую "сыгранность" музыкантов. Но именно этот,
несомненно, главнейший фактор у исполнителей в ансамбле, к сожалению,
слегка страдал в каждой композиции. Можно предположить, что в некоторой
скованности аспирантов можно винить пресловутое волнение, сопровождающее
экзамен. Но многие из исполненных песен были обыграны на публике не один
раз. И даже не два раза: шесть авторских композиций, которые ансамбль
поставил "во главу угла", до того знакомы постоянным слушателям, что
почти все могут напеть их как известные темы. Все авторские сочинения
принадлежат саксофонисту Андрею Мулюкину: объединенные любовной
тематикой и, с точностью можно сказать, программные композиции -
"Объятие" (аранжировка С. Сорокина), "Вальс разлуки" (аранжировка
Кристины Крит), "Лжелюбовь" и темы иного толка - "Время зажигать другие
звезды", "Вербное воскресенье", и - по словам автора - тема, абсолютно
противоположная известной "Девушке из Ипанемы": "Парень с Кубы". Андрей
был одновременно и ведущим вечера, что было, конечно, не совсем логично.
Это отвлекало, мешало ему и полноценно отдаваться музыке, и словесно
выражать свои мысли в перерывах между ней. Импровизация в джазе - это
основа. Но не нужно импровизировать все - получается эффект элементарной
несобранности и явной "сырости", что, конечно, не соответствует
настроению экзамена. Всего было исполнено 9 композиций: помимо авторских
прозвучали темы Э. Сева "Monsieur Toulouse", Расселла Ферранте "Летняя
песня" и "Чарующий ритм" Джорджа Гершвина в аранжировке Елены Лубяной.
В целом не наблюдалось желаемой и необходимой динамики концерта: все
произведения, за исключением лишь (и то только в некоторой степени) последнего,
отличались камерностью звучания, как будто сопровождавшей какое-то более
важное событие в этом же месте в это же время. Не было ощущения хотя бы
более-менее продуманной драматургии выступления. Ведь это же больше часа
чистой музыки! Слишком скучно и пресно слушается ансамбль, который как
бы старается "не мешать"! Так же и внутри каждого произведения - весь
концерт все внутреннее существо слушателей было нацелено на получение
эмоций, на сопереживание происходящему, на участие. Но не было ни ярких
кульминаций, ни блестящих моментов tutti, когда музыка вонзается в самое
сердце и ты чувствуешь себя непосредственным участником, когда музыкант
отдает себя без остатка инструменту и сливается с другими в едином
АНСАМБЛЕ. Не было и проникновенных сольных эпизодов. Ярко и отчетливо
прослеживалось внимание к мелочам: отточенным коротким пассажам,
отдельным фразам, прописанным импровизациям. За этой "кухней" скрывалась
форма в целом: в первых четырех композициях слушатели даже не понимали,
в каком месте после соло надо аплодировать.
Проводя параллель с совсем недавно прошедшими государственными
экзаменами отделения эстрадной и джазовой музыки Ростовской
консерватории, хочу сказать лишь одно (я уверена, многие меня поймут):
совсем не обязательно заканчивать аспирантуру с оценкой "отлично" для
того, чтобы проникать звуками в самую душу и вести слушателей за собой,
заставляя их верить в правду своей музыки. Потому что если внутри
исполнителя не горит особый музыкальный огонь - многие усилия окажутся
попросту напрасно затраченными. А внутри музыкантов, которые играли в
ансамбле Ильи Филиппова - Данила Джигкаева (выпускники-2007), есть та
самая искра, и их темперамент потрясает до глубины души.
Поразил также состав комиссии, состоящей почему-то из двух человек:
В.Г.Бударина, творческого руководителя ансамбля, и И.М.Шабуновой,
заведующей аспирантурой в РГК им. С.В. Рахманинова. Не было ни декана,
ни проректоров, ни приглашенного гостя-председателя, ни даже заведующего
отделением эстрадной и джазовой музыки П.К.Назаретова! Из всего этого
следует печальный вывод о некоей пренебрежительности к таким
фундаментальным событиям кафедры.
В заключение, дабы развеять немного грустные впечатления, хочется
пожелать удачи ансамблю, который вовсе не прекратил свое существование,
на международном конкурсе в Бильбао (Испания), куда музыканты поедут
бороться за свое место под солнцем. И пусть наконец они подтвердят
по-настоящему свои "отлично" по ансамблю, ведь джаз - это блюдо, которое
едят с перцем! |
Марина Мухаметова,
Ростов-на-Дону
|
|
На первую страницу номера |
|