15
февраля в Московском международном Доме музыки в очередной раз
прошел фестиваль "Триумф джаза". С точки зрения популяризации
джазовой музыки событие это переоценить довольно сложно, и основная
заслуга в этом, конечно же, принадлежит арт-директору фестиваля -
саксофонисту
Игорю Бутману. Кто бы что ни говорил, а создать и ежегодно
проводить фестиваль такого уровня и с таким успехом - дорогого стоит,
во всех смыслах. Из года в год концерты фестиваля размещаются на
престижнейших концертных площадках Москвы и некоторых других
российских городов, и при этом неизменно проходят при полных залах.
Этот аспект успешной творческой и коммерческой деятельности Игоря
Бутмана вызывает у автора этих строк особое уважение. Способность
убедить совершенно безразличную к джазу публику в том, что это ей
действительно нужно, и при этом не понижать исполнительскую планку до
уровня неподготовленного слушателя, а напротив, умудряться
приподнимать публику до уровня играющих на "Триумфе" музыкантов - это
уникальное по российским меркам умение.
Впрочем, ближе к делу. Концерт по традиции открыл биг-бэнд Игоря
Бутмана, который исполнил написанный лидером оркестра "Вальс для
Оксаны", посвященный супруге Игоря, у которой на следующий день был
день рождения. В унисон играли засурдиненная труба и тенор-саксофон, и
веяло от этого вальса грустной романтикой, туманными городскими
пейзажами, и сквозила в нем мужская нежность и уверенность в
собственных чувствах… Прекрасное исполнение, масса эмоций.
После
того, как биг-бэнд Бутмана задал нужный тон происходящему, на сцену
поднялась первая из приглашенных "звезд" этого вечера - француженка
Анн Дюкро, которой в сопровождении оркестра было спето некоторое
количество джазовых стандартов ("Shiny Stockings", "God Bless The
Child", "Night and Day", "There Will Never Be Another You"). В
отношении качества исполнения мнения авторов этих строк разделились.
Одна из них, не будучи сильно вдохновлена выступлением Анн, тем не
менее, не услышала и ничего такого, за что ее стоило бы поругать. С её
точки зрения, Анн, ничем особенным не отличаясь от огромного
количества профессиональных джазовых певиц, честно отработала свое
выступление в меру отпущенного ей таланта, одарила любителей джазовых
певиц положительной энергией, на которую они рассчитывали, чем ее роль
и была исчерпана. Другой же автор была бы не прочь подробней
остановиться на том, что представляет собою приглашенная певица.
Итак, вся в черных кружевах, с боа на плечах, появилась французская
дива бальзаковского возраста на сцене Светлановского зала. Взгляд ее
почти постоянно направлен влево: там, то и дело поглядывая на
солистку, дирижирует оркестром Бутман, а чуть ближе расположен пюпитр
со словами и нотами. Присутствие этого пюпитра, в общем-то, и
объяснило очевидную несвободу Анн, проявлявшуюся в скованности жестов,
в заметной ее неуверенности. Репетиций, судя по всему, у Дюкро и
биг-бэнда было минимум (если вообще были), так что не скрываемые от
взглядов зрителей отсчеты квадратов и отмашки ко вступлению были во
время выступления вокалистки делом обычным.
Не осталось ощущения свободы и от пения Анн, как это ни прискорбно
и как бы авторы ни уважали выбор Игоря Бутмана. Скэт у Дюкро,
бесспорно, осмысленный, внятный и толковый. Однако кантиленные вещи,
баллады, обнаруживают весьма ограниченный набор тембральных окрасок,
частый переход на пение "на связках" и отчетливо наблюдаемое
напряженное состояние вокалистки: чем дальше, тем более зажатым и
натужным становится звук (в этом отношении показательным стало
исполнение эвергрина "My Funny Valentine"). И чем дальше, тем
становилось понятней, что Анн Дюкро не озабочена тем, чтобы
преподнести душу песни, ее смысл и эмоциональную составляющую: главной
целью было максимально точно, чисто и впечатляюще опеть все
полагающиеся по рангу европейской джазовой звезды пассажи. А живой
искры в глазах, проникновения в содержание и характер материала тем
временем не хватало… Впрочем, за это, и впрямь, чересчур осуждать
артистку не стоит: как обычно, мы вовремя вспоминаем о факторе
зрительской любви и признания коллег; вовремя же и умолкаем.
Дальше
было интереснее - на сцене оказался международный квартет
Алекса
Ростоцкого (Майкл Рабиновиц - фагот, Аркадий Фиглин - фортепиано,
Алекс Ростоцкий - бас-гитара, Виктор Джонс - ударные),
продемонстрировавший широкой общественности новейший проект Алекса
Ростоцкого - "Картинки с выставки", также известный как "Прогулки с
Мусоргским". Исполнялись пьесы "Два еврея, богатый и бедный", "Старый
замок", "Сад Тюильри" и "Балет невылупившихся птенцов".
Джазовая
интерпретация классической музыки - занятие рискованное. Чтобы
подобный проект не потерпел фиаско, музыкант должен, как минимум, сам
обладать таким количеством музыкальных идей и такими способностями их
реализовать, какими обладал автор первоисточника. Мало того, если речь
идет об исполнении такого произведения ансамблем, то успеха опять же
невозможно достичь без глубокого понимания каждым участником
коллектива замысла музыкального произведения - то есть, проникновения
не только в замысел автора первоисточника, но и в замысел
интерпретатора. Приятно констатировать, что с творческими идеями и их
реализацией у Алекса Ростоцкого всегда было и остается все в порядке.
И если в выступлении ансамбля и были какие-то шероховатости - а они
были - то это было связано, в первую очередь, с различиями в понимании
задумки автора.
Что
ни говори, но если джазовый язык, как принято считать, понятен всем,
то русская классика - это все-таки русская классика, и восприятие ее
русским человеком будет сильно отличаться от того, как она видится
иностранцу. И если индивидуализм в хорошем смысле этого слова в чисто
джазовом составе идет проекту только на пользу, то исполнение
авторской музыки, предполагающее помимо игры по нотам еще и
импровизацию (которая вообще-то должна служить раскрытию основной темы
произведения), предполагает единство исполнителей и автора. И вот
тут-то и прячется подводный камень. Впрочем, в случае с новым проектом
Алекса Ростоцкого камень этот не сильно повредил - сказалась
исключительная музыкальность всех участников состава, которые, может
быть, и по-разному понимали то, что играли, но, по крайней мере, они
это все-таки понимали. И здесь сложно переоценить роль фаготиста
Майкла Рабиновица, который, пожалуй, чувствовал исполняемый составом
музыкальный материал как никто другой.
Второе
отделение открыло трио Даниила Крамера с Олегом Бутманом на ударных и
Ричи Гудзом на басу. Что тут скажешь? Крамер играл как всегда, и если
чем и поразил авторов этих строк, так это тем, насколько сплоченно в
этот раз прозвучал состав. Сложно сказать, кто этому в большей степени
поспособствовал - сам ли Даниил Крамер, для которого игра с
малознакомыми музыкантами в ходе бесконечных гастролей превратилась в
рабочие будни и уже крепко вошла в привычку; или Олег Бутман, для
которого постоянная смена партнеров тоже не новость; а может быть,
прямолинейный и бесхитростный, как корабельная сосна, - конечно, в
творческом плане - Ричи Гудз? Сложно сказать. Скорее всего, руку
приложили все.
Даниил Крамер в этом выступлении сделал ставку на драйв и фанковый
подклад, - практически вся программа была сыграна в довольно быстром
темпе, с использованием массы художественных приемов как
коллективного, так и индивидуального характера, имеющих, казалось,
единственной целью произведение эффекта на публику, - и не ошибся.
Публика аж захлебывалась от восторга и устроила такие овации, какими
не чествовала выступивших чуть позже американских звезд. Да, Крамер -
мастер, кто спорит. Но феномен технической безукоризненности никогда
не заменит умения вслушиваться в издаваемый звук, в способность
наслаждаться малым, в смакование звуковых сочетаний. В том же виде, в
котором преподносилась музыка коллективом Даниила Крамера, на всё это
не просто не оставалось времени.
Однако, возвращаемся мы к ранее сделанному выводу - зрителям нравится.
Зрители в восхищении. Крамер уж было двинулся к стулу, чтобы исполнить
что-нибудь на бис, но вышедший на сцену Бутман-старший погрозил
народному любимцу пальцем: цейтнот!
Хэдлайнером концерта стал всемирно известный SoulBop Band. Если
само это название, возможно, и не всем нашим читателям знакомо, то
имена участников бэнда наверняка вам скажут о том, что это за
коллектив: Рэнди Бреккер (труба), Дейв Кикоски (фортепиано,
клавишные), Хайрам Буллок (гитара), Билл Эванс (саксофон), Родни Холмз
(барабаны), Том Барни (бас-гитара). При представлении каждого из
музыкантов Игорь Бутман, заблаговременно предупредив, что намерен
"рассказать историю джаза в седьмой раз, пока группа настраивается",
оперировал такими характеристиками, как "родоначальник джаз-рока" (Бреккер),
"коллега Майлса Дэйвиса" (Эванс), "одна из самых ярких фигур
современного фьюжна и фанка" (Буллок). И, в общем-то, Бутман и вправду
мог успеть рассказать каких-нибудь полторы главы из истории джаза,
поскольку SoulBop Band очень тщательно и неспешно готовился к своему
выступлению. В зале, впрочем, никто особо не возражал и не нервничал -
приготовления походили на саундчек, на нечто закулисное, недоступное
взору обычного зрителя, и было в них что-то такое умиротворяющее,
располагающее к себе. Рэнди Бреккер уже было начал баловаться и
разговаривать с залом через процессор, погрузив губы в раструб трубы,
для обработки звука которой процессор был предназначен, но ударная
установка уже прошла тюнинг, уже накрыли чехлом крышку рояля, уже
вдоволь подергал струны Хайрам Буллок, и музыка началась. Мощный,
упругий, плотнейший, крепко отдающий духом Майлса Дэйвиса
электронно-резкий саунд обрушился на головы присутствующих. Оно и
немудрено: по крайней мере, два из находившихся на сцене музыкантов
непосредственно участвовали в майлсовых проектах, да и остальных не
миновала чаша влияния великого трубача. Программа сета состояла из
произведений, изданных на последнем альбоме коллектива - их
заинтересованный читатель может и самостоятельно прослушать, а мы бы
хотели обратиться к тому, как взаимодействуют на сцене музыканты.
Очень
здорово, что во время всего фестиваля в зрительном зале вообще не
гасили свет, поэтому, кроме того, что хорошо просматривался каждый
угол сцены и прилегающих к ней территорий, между артистами и зрителями
установился визуальный контакт. Возможно, поэтому каждая сценическая
"выходка" музыкантов воспринималась с искренней благожелательностью.
Например, беспрерывные накручивания "кругов почета" по сцене в
исполнении Хайрама Буллока - ну не может он сидеть или стоять на
месте: сыграв очередное соло и выйдя на партию ритм-гитары, наш
темнокожий богатырь, одетый в традиционную черную майку с рыжим
тигром, пускался в прогулку "лунной дорожкой" вдоль кулис. А в
состоянии аффекта - во время очередной же дуэли с Дейвом Кикоски,
который визуально раза в три менее широк, чем Буллок, - и вовсе
залезал ногами на рояльный стульчик, на краю которого располагался
клавишник. Словом, уже к финалу второй вещи зал, настроение которого
менялось на протяжении фестиваля от настороженно-вдумчивого до
расслабленно-добродушного, как по команде расплылся в улыбке. Не
только по причине эксцентричности движущихся по сцене объектов,
конечно - супер-профессиональная, свежая, несмотря на полное
соответствие давно сформированным джаз-роковым стандартам, музыка
никого не оставляла в стороне. Игралась она легко, свободно, словно
рождающаяся самопроизвольно; словно не было перед Биллом, Дейвом,
Рэнди, Хайрамом, Томом и Родни зала-тысячника, сплошь усеянного
незнакомыми лицами, а стояли они друг напротив друга в репетиционном
помещении и дурачились друг перед другом что есть сил. Может быть, и
не выкладывались музыканты до конца, относясь к происходящему с долей
иронии, как к забаве, однако во время их выступления автора посещала
одна простая, но посещающая не так уж и часто мысль: музыка - это
продолжение человека, а не абстрактная самостоятельно существующая
субстанция. Вот это ощущалось на концерте Soulbop Band во всей
полноте.
И, по своему обыкновению, пел что-то шутейное о межполовых
взаимоотношениях Хайрам Буллок, и зачитывал состав группы полностью на
русском языке Билл Эванс, и давали выговориться всласть барабанам
Родни Холмса, и закончился этот, безусловно, замечательный сет группы
лаконичным фанком. Но фестиваль на нем не закончился.
По
просьбе спонсоров события американские звезды и биг-бэнд Бутмана
должны были сыграть джем. Но не просто какую-то общеизвестную тему, а
ранее не игранную оркестром и не вполне знакомую соулбоповцам
композицию. По нотам, распечатанным за полчаса до того, как она должна
была быть исполнена. По сути, этот опыт стал экзаменом для биг-бэнда и
сюрпризом для американцев. И походил он, этот опыт, на исполнение
дитятей праздничного стихотворения на табурете в канун Нового Года, -
а покажите, мол, ребята, на что вы способны.
В общем и целом, все получилось довольно забавно. Конечно, никто не
вступил так, как надо, - пьеса была довольно замысловатая, и для того,
чтобы взаимодействие нескольких десятков музыкантов в ней было в
норме, все эти синкопированные шестнадцатые надо бы было пару дней
репетировать. Конечно, Бутман жестоко переживал за свой оркестр, и,
наверное, на следующий же день устроил ему показательный разбор
произведений в режиме "читка с листа". Но было в этом не вполне
успешном, по стандартным меркам, исполнении что-то высоко
гуманистическое. Говорящее о том, что никто не совершенен, что даже
звезды могут густо краснеть; напоминающее о том, что и взрослые люди
умеют по-детски испуганно поднимать брови и в надежде смотреть на
своего наставника. Приведшее к тому, что контрабасист Виталий
Соломонов, прямо как в анекдоте - "успел!", - от радости за то, что
пьесу удалось закончить одновременно, до слез хохотал, отпуская гриф
инструмента. И была эта пронизанная духом человечности пьеса посвящена
памяти недавно ушедшего Майкла Бреккера, брата присутствовавшего на
сцене Рэнди Бреккера. Последний, к слову сказать, совершенно спокойно,
как будто так и должно быть, указал перстом куда-то вверх и небрежно
произнес: "Да, это для Майкла, он там, наверху сейчас". Символично,
по-доброму и светло закончился 7-й фестиваль "Триумф Джаза". Или,
может, не седьмой? Этого уже не помнит даже сам Игорь Бутман…
Анна
Филипьева,
Татьяна Балакирская
Фото: Анна Филипьева, Павел Корбут
|