Фестиваль пения a cappella "Vocal Zone", клуб Jazz Town,
01-02.02.07
(окончание. Начало в #3)
Помнится, как-то участник ансамбля The Mingus Dynasty,
тромбонист-вокалист Фрэнк Лэйси, который регулярно преподает на
интенсивных джазовых курсах для молодежи в Киеве, на мой вопрос "Какие
типовые проблемы приходится решать в разных группах студентов?"
ответил: "Ребята не видят разницы между джазом, соулом и r’n’b. Они
так думают: если есть мелизмы, какие-то опевания темы, малейшие
отклонения от мелодии - это уже джаз. Они же на ком учатся? На Мэрайе
Кэри, Бейонси Ноулз и Кристине Агилере. А джаз - это несколько иная
субстанция." В воспоминаниях об этом разговоре и размышлениях о жанрах
и стилях прошел для автора статьи второй день фестиваля а-капелльного
пения "Vocal Zone".
Белорусы и украинцы - "Камерата" и ManSound - ко второму дню уехали в
родные города, и сценой безраздельно владели два российских
коллектива, A’Cappella ExpreSSS и
JukeBox. Один постарше, второй помоложе. Первый - артист
мейджор-лейбла Universal Music; второй представляет собой трио
студентов из Казани. Первый состоит из профессионалов; в составе
второго есть юноши, не вполне знакомые с нотной грамотой. Но не только
это отличает два коллектива. Их отличает важнейший из критериев оценки
любого, называющего себя джазовым, коллектива: внутренняя свобода.
Причем стрелка весов явственно склоняется в сторону… второго
коллектива. Но обо всем по порядку.
Начало концерта порядком задерживают (в том и прелесть клубной
площадки, что зрители не маются в ожидании, ерзая на стульях,
расставленных рядком, а занимают себя беседами, закусками и напитками
- что не может не нравиться администрации клуба, наверное.) В качестве
знака на старт откуда-то из-за сцены раздается фирменный джингл
A’Cappella ExpreSSS, на фоне которого звучный мужской голос с пафосом
изрекает: "Ladies and gentlemen, встречайте…" - далее следовали
какие-то хвалебные слова в адрес коллектива, которые остались автором
незафиксированными. Группа выходит на подмостки со словами "Thank You
For The Music" на устах - заглавной вещью программы исполняется
попурри из песен ABBA. Собственно говоря, начало выступления и стало
квинтэссенцией всего (осмелюсь предположить) творчества группы.
Ориентированного, прежде всего, на: узнаваемость материала; уверенную
самоподачу; больший уклон в энтертейнмент (развлечение), чем
непосредственно в музыку. Несомненно, всем из вышеперечисленного
должен обладать коллектив, ориентированный, прежде всего, на успех и
коммерческую окупаемость, - мейджор-лейблам, скажем прямо, не вполне
выгодно сотрудничать с артистами, в арсенале которых такие качества и
умения отсутствуют. Но в таком случае, возможно, стоит говорить о
формате высококачественного кабаре или мюзикла, но не о джазе?.. Ведь
коллективу, поющему без инструментального сопровождения, совершенно
необязательно навешивать джазовый ярлычок.
Поет A’Cappella ExpreSSS, как правило, хиты. Поп, рэгги, фрагменты
классических произведений, соул, - но непременно то, что знакомо всем
и каждому: “Sunshine Raggae”, “Love Me Do”, “Amazing Grace”, “Go Down,
Moses”. Может быть, нижеследующие слова прозвучат несколько резко, но
все же. Уже исходя из репертуарных решений можно сделать вывод:
A’Cappella ExpreSSS, по всей видимости, не рассчитывает на то, что
среди ее публики присутствуют ценители и знатоки джаза. Зачем бы, в
обратном случае, группе нужно было бы ставить незамысловатые
театрализованные сценки на тему "Петь а капелла очень просто",
объясняя, как функционирует вокальный ансамбль? Или, представляя песню
"Don’t Worry, Be Happy", ронять фразу: "Когда Бобби МакФеррин выступал
в Москве, все от него ждали исполнения этой вещи, но он ее так и не
спел," - ведь те, кто интересуются джазом, прекрасно знают, что
МакФеррин принципиально не поет "Don’t Worry" на протяжении без малого
двадцати лет?.. Лишним доказательством служит заранее заготовленный,
тщательно вызубренный юмористический конферанс. Спору нет - большей
части публики нравятся всякие лирические отступления и интерактивы. К
примеру, во время пропевания одноаккордовой мантры Елена Назарова
произносит: "Закройте глаза. Ваши ноги теплеют. Ваши руки тяжелеют.
Когда вы откроете глаза, вы пойдете на ресепшн и купите наш диск"
(кстати, тема покупки дисков обыгрывалась на протяжении концерта раза
три). Да и автору, уж если не кривить душой, не так уж чужды хорошие
шутейные находки. Но все больше те, что походят на импровизацию:
больше на джаз, чем на мюзик-холл, короче говоря.
Добавьте ко всему вышесказанному далеко не всегда идеальное
интонирование, приводящее к трудностям восприятия вокальных "пачек" -
на лице того-самого-почитателя-джаза вместо улыбки появляется
недоумение. А, да, мы совсем забыли: шоу рассчитано не на него.
Справедливости
ради надо отметить, что "не все так шероховато в датском королевстве".
Были получены от выступления A’Cappella ExpreSSS и минуты
удовольствия: в частности, во время дуэта Екатерины Надареишвили и
Этери Бериашвили в "Фантазии на тему грузинских песен", - грузинские
мотивы редко кого оставляют равнодушным. Этери же, несомненно, -
украшение коллектива. Если уж она солирует, то соло будет
эмоциональным, изобретательным и техничным. И исполнено оно будет
густым богатым тембром, придающим любой фразе оригинальность и
убедительность.
Закрывая тему формата-неформата на фестивале (который, по совести
говоря, и не был заявлен в качестве джазового - это мы по собственной
инициативе начали тут рассуждать вслух), добавим, что организатор "Vocal
Zone", а по совместительству менеджер ManSound Дмитрий Выговский не
скрывает того, что в следующем году далеко не все из тех коллективов,
которые он намеревается пригласить, смогут быть названы джазовыми.
Возможно, среди них будут и поп-роковые, и академические.
Наконец,
закрывало фестиваль молодое трио JukeBox. Да, представьте себе:
хэдлайнером события стали неопытные юнцы, 22-х и 24-х и 19-ти лет от
роду. Кирилл Шарафутдинов, Владимир Иванов и Илья Иванов вместе поют
чуть больше двух лет, но достигли за этот период небывалых для
российской а-капелльной сцены результатов. Автору мнится, что многим
из отечественных мэтров пения а капелла и не мечталось делать в 19 лет
то, что умеет битбоксер (вокальный перкуссионист) Илья Иванов.
Несмотря на то, что его брат Володя в группе солирует, а Кирилл
художественно-руководит, именно за счет Ильи достигается тот саунд,
который приводит в неистовый восторг любую публику (даже
почитательско-джазовую). Вы, наверное, знакомы с тем, как
продуцируется в вокальных ансамблях перкуссия. В ней есть несколько
основных приемов (имитация ударов по рабочему барабану, бочке и
тарелкам; шейкер, щетки), которые разбавляются экзотическими (имитация
скрипа на диджейском виниле, куика, бонги, конги и проч.) Во-первых,
Илья владеет всеми этими техниками в совершенстве. Во-вторых, он
использует их на баснословной скорости, в невообразимых ритмических
сочетаниях и в комплексе - до того, что последовательность звуков на
вдохе и выдохе разнится. В-третьих, Илья бесподобно подражает звуку
"запирающих" мощных дискотечных динамиков - как он это делает, уму
непостижимо, - искусно изображает воспроизведение мелодии в
замедленном и убыстренном темпе (с должным изменением частоты) и,
самое главное, делает все это со вкусом, в нужном месте и в нужное
время. Как правило, публика не готова к такому шквалу звуков,
извлекаемых одним человеком, и практически любой мотив, положенный
Володей и Кириллом на грув, воспроизводимый Ильей, слушает с открытым
ртом. Кирилл и Володя - тоже парни непростые. Шарафутдинов-бас многое
черпает из опыта упомянутого ранее Бобби Макферрина: к примеру, многие
партии пропевает на излюбленные Макферрином сонорные слоги
"кума-кума", "тонг-тонг". Вова обладает неплохой фантазией и мягким,
приятным вертким тенорком, пусть и не широкого диапазона - как
известно, мал золотник, да дорог. Все вместе ребята, в отличие от
большинства своих коллег, изумительно владеют английским языком, на
котором поют 90% репертуара, и то и дело вставляют в тело песни
хулиганский рэп, изображают ссору между собой или просто сдабривают
основной текст своими вариациями. Глаз не оторвать, - так ладно и
ловко у парней все получается. Да, в их шоу тоже немало от
энтертейнмента (впрочем, в понятии "шоу" уже заложен развлекательный
характер), но получается оно куда более естественным, музыкальным,
оригинальным и ненадуманным, чем у иных коллег парней из Казани.
Выступление JukeBox началось с популярной жобимовской "Aqua de
Beber". Зал взревел после коды: первой же вещью вокалисты дали понять,
что аплодировать публике придется много и часто. "Иначе - пристрелю!"
- пошутил Вова, доставая из кармана игрушечный пистолет.
Приветствовали трио, и вправду, не жалея сил. Может быть, больше, чем
обычно, поскольку за первыми столиками разместилась "казанская
диаспора" - родители и друзья музыкантов. Но и без этой группы
поддержки зрители раскачались в момент: назло официантам, которым во
второй фестивальный день работалось не легче, чем в первый, а даже
наоборот, в проходах между рядами начались танцы. Сдержаться, не
пританцовывать, не подпевать и на самом деле было тяжело - зал
использовал любую возможность подпеть, делал это без особого
приглашения и с большим удовольствием.
В целом, программа JukeBox этого вечера тоже не изобиловала
неизвестными мелодиями. "No Woman, No Cry", "What’s The Buzz" из
рок-оперы "Jesus Christ Superstar", "Caravan", “Summertime”, “Mas Que
Nada”, “Hit The Road Jack”, масса аллюзий на Элвиса Пресли, The
Beatles и резидентов современных дискотек. Вплоть до Benni Benassi и
Uma2rман. Но какого-то намеренного заигрывания, так сказать, подкупа
публики автор в этом не увидела. А увидела здоровое хулиганство,
умение из чего угодно сделать "вкусную и здоровую" аранжировку,
неподдельный кайф от того, что получается и огромное желание пребывать
в музыке. А значит - со временем осмысленнее станут импровизации,
изощренней материал и счастливей - любители качественного
а-капелльного пения.
После концерта, который закончился, к пущей радости аудитории,
совместным джемом A’Cappella ExpreSSS и JukeBox, разгоряченные зрители
схватили мобильные телефоны и долго еще кричали в трубки: "Димон (Колян/Ирка/Анюта),
ты тут такое пропустил(а)! Мы до сих пор челюсти с пола подбираем".
Подбирали уж так подбирали, это точно: в заключение фестиваля артистов
ждали такие овации, что впору было вспомнить о том, как погиб персонаж
"Парфюмера" Жан-Батист Гренуй: "от любви-с".
(Интервью с участниками Jukebox читайте в 4-м номере журнала "Джаз.Ру")
Татьяна
Балакирская
фото: Павел Корбут
|