502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 3 (378) - 8 февраля 2007 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 14 февраля 2006 г.

Слово к читателям
обложка 2 выпуска журнала "Джаз.Ру" (click to enlarge)5 февраля вышел из печати второй номер нашего печатного издания - журнала "Джаз.Ру". Номер стал чуть толще (68 страниц вместо 64), ярче и насыщенней. Эксперт по творчеству Джона Маклафлина Николай Шиенок, хорошо знакомый завсегдатаям наших интерактивных служб (сообщества в ЖЖ, чата и форума) как Nick-Nick, выступил с подробным обзором дискографии мастера и новатора электрогитары, которому исполнилось 65 лет; Михаил Митропольский в новом номере журнала подробно беседует с отметившим на родине после 22 лет эмиграции свое 70-летие (и 50 лет джазовой деятельности) саксофонистом Алексеем Зубовым; наш корреспондент в Ереване Армен Манукян подробно рассказывает о джазовой сцене Армении в рубрике "Особенности национального джаза"; мы знакомимся с полной программой фестиваля "Триумф джаза"; в рубрике "Человек делает дело" мы говорим о 40-летней истории Международного джазового фестиваля имени Лайонела Хэмптона и о его директоре на протяжении 35 лет, докторе Линне Скиннере, который очень много сделал для развития российско-американских джазовых связей; валторнист Аркадий Шилклопер рекомендует в свежем номере журнала пять альбомов, которые он в настоящее время слушает, а композитор, продюсер и басист Алекс Ростоцкий в рубрике "Не только музыкант" рассказывает о своем увлечении живописью. Наконец, в рубрике "Мастер-класс" участники ансамбля A Cappella ExpreSSS делятся тайнами тонкостей ансамблевого взаимодействия. Конечно же, в номере есть и рецензии на CD, и концертная хроника, и - к сожалению - рассказы об ушедших из жизни музыкантах в рубрике In Memoriam.
В ближайшие дни номер поступает в широкую продажу; помимо розничной торговли в разных городах России (музыкальные магазины, джаз-клубы), он будет доступен всем посетителям фестиваля "Триумф джаза" (Дом Музыки, 15 февраля). Продолжается и прямая редакционная подписка на журнал!

Кирилл Мошков

Как это было
в Москве

Москва, Jazz Town - фестиваль Vocal Zone

ManSound1-2 февраля в московском клубе "Jazz Town" состоялся прецедент. Вокальный секстет ManSоund, кажется, сделал то, что раньше было не под силу ни одному украинскому музыкальному проекту: он экспортировал из Киева в Москву (а не наоборот, как это обыкновенно бывает) целый фестиваль. А еще раньше, 26-27 октября 2006 г., ManSоund, собственно, учредил и провел первый и единственный в СНГ фестиваль музыки a cappella “Vocal Zone”. Прошел тот фестиваль, посвященный памяти создателя коллектива ManSоund Владимира Михновецкого, при аншлаге: киевская публика, казалось, давно ждала такого праздника. Но Киев - не Москва. Там большие джазовые фестивали, даже крупные джазовые концерты, доступные кошельку обычных меломанов, - как ни странно, редкость. Учитывая это ключевое отличие Киева от Москвы и плотность джазовых событий в столице России, устроители "вокальной зоны" в престижном московском джазовом клубе, похоже, особо не рассчитывали на громкий успех проекта. Однако результат превзошел чаяния организаторов. Оба фестивальных дня в “Jazz Town” обслуживающий персонал клуба сбивался с ног в поисках приставных стульев, дополнительных столов и пространства, где можно было бы проторить себе дорожку. Вывод напрашивается один: любит славянский народ вокальное искусство. А особенно - джазово-многоголосное.

Камерата

ManSоund как организатор “Vocal Zone” может поставить себе в заслугу не только реализацию идеи беспрецедентного фестиваля, но и благородную функцию открывателя имен - имен музыкантов и коллективов, которые заслуживают внимания, но не обладают достаточной популярностью. Эта функция, в частности, была выполнена в отношении минского ансамбля "Камерата", открывшего фестиваль 1 февраля. "Камерата" существует уже более двадцати лет, но за последнее десятилетие почти не показывалась в Москве - несмотря на то, что гастрольный опыт за границей у ансамбля накоплен весьма солидный, да и по России и Украине минчане ездят регулярно. Правда, в Киеве до 26 октября прошлого года "Камерата" не была; зато неоднократно приглашалась на одесский "Джаз-Карнавал", а в России выступала, например, в Нижнем Новгороде два с половиной года назад. Говорит ли редкость появления минского ансамбля в Москве о чрезмерной скромности участников коллектива, о часто встречающемся среди талантливых, но не обладающих мерчендайзерскими способностями музыкантов неумении себя продать, или о недальновидности музыкальных продюсеров обеих столиц? Сейчас уже неважно. "Камерата" принадлежит к тому типу коллективов, которым стоит показать себя на концертной площадке один раз, чтобы получать приглашения выступить на ней на нее снова и снова. Как выразился один из участников фестиваля "Vocal Zone", лидер группы JukeBox Кирилл Шарафутдинов, ""Камерата" стоит особняком. Она чересчур отличается от своих коллег. У нее свой, не похожий ни на чей, стиль. Она среди а-капелльных групп, как… Джон Маклафлин среди джазовых."

Камерата

В репертуаре коллектива есть и "эвергрины", и аранжировки популярных песен, но самое сильное впечатление оставляют авторские вещи "Камераты". Именно ими она и сильна - полноценными художественными произведениями, масштабными, многообразными, в меру эклектичными полифоническими полотнами, а не перепевками популярных песен, пусть и талантливыми.
"Камерата" пользуется широчайшим спектром музыкальных средств. Состоящий из академических певцов, когда-то существовавший в виде камерного хора ансамбль отличается особенно филигранным, без погрешностей, звучанием; техника исполнения почти безупречна; чувствуется мощная вокальная школа. Но наряду с классическим звукоизвлечением вокалисты прибегают и к народному, пропевание песенного текста соседствует со звукоподражанием, а концепт "а капелла" в интерпретации "Камераты" не противоречит использованию электронных приспособлений. Григорианские распевы чередуются с балканскими ритмическими узорами, языческие песнопения - со стилизованными под эпоху барокко канонами, космические музыкальные образы - с приземленными этническими мотивами. Вся эта немыслимая смесь подавалась еще и в динамике: хореография каждого номера тщательно срежиссирована, артисты постоянно движутся по сцене, то выстраивая картину тайного лесного обряда, то напоминая о солнечных болгарских танцах…
Когда говорят о хороших биг-бэндах или просто больших составах инструменталистов, обычно используют такую формулу: "слаженный, цельный коллектив, в котором есть и сильные солисты". В "Камерате" же выделять отдельных солистов нет смысла. Не потому, что они недостаточно хороши, упаси Боже, нет: баритон Игорь Мельников, тенор Александр Довнар, бас Алексей Бурделев, альт Ольга Воробьева и Юлия Короткевич, сопрано Галина Гордынец и Татьяна Пыталева достойны друг друга, и если бы не каждый в отдельности, то как бы можно было говорить об исключительности ансамбля в целом (а именно о ней мы сейчас говорим)? Дело в другом: "Камерата" действительно существует как единый организм. Вокалистов просто невозможно воспринимать по отдельности, но они и не подают себя в отрыве друг от друга. Возможно, оттого коллектив и воспринимается так по-особому, возможно, потому все, слышавшие его, и говорят о разительном отличии "Камераты" от ее коллег.

Впрочем, минчане дали зрителям возможность опомниться от культурного шока, вызванного неземным пением и непривычными уху жителя мегаполиса белорусскими "Спотканнями" и "Снегами". 3-4 вещи в программе представляли собой джазово-эстрадные темы (как то "They Can't Take That Away From Me"); в том числе и завершающая "Just A Gigolo". Хороший финал для джазового клуба, но было в нем какое-то противоречие всему услышанному ранее.
Вечер первого фестивального дня, прошедшего под грифом интернациональности (в первый день выступала Беларусь и Украина, во второй - российские коллективы) закрывал инициатор события, ManSound. Киевские вокалисты - довольно частые гости в России, и, в частности, в Москве; здешняя публика их любит, знает; к звучанию их привыкла и, кажется, в большинстве своем не ждет от ManSound радикальных открытий и откровений. И напрасно.

ManSound

На московской "вокальной зоне" группа представила совсем новую программу, - настолько новую, что половину вещей вокалисты пели по нотам и, представляя их, шутили: "Вы этих песен еще не слышали! Да и мы тоже, в общем-то." Начали с “Mas Que Nada” Серджио Мендеса в собственной обработке. Публика заводится с пол-оборота, да и немудрено. Плотнотканый, туго сбитый саунд, который ребята выдали в первые же минуты своего выступления, говорит об одном: "ManSound" - окончательно сформировавшиеся мастера (буквально на следующий день после фестиваля автору довелось просмотреть записи "ManSound" 90-х гг. За без малого десять лет группа совершила колоссальный качественный скачок!) Голоса теноров Юрия Роменского и Владимира Трача достигли максимума гибкости. Бас Рубена Толмачева виртуозен, глубок и всепроникающ. Владимир Сухин и Вячеслав Рубель идеально воспроизводят заковыристые гармонические решения: при всей сложности аранжировок не создается впечатления, что они чересчур вычурны - потому, что каждый аккордик, каждое, совсем, казалось бы, незначительное движение голоса прочитывается отчетливо и ясно… Хорошо влился в коллектив и Сергей Харченко: а ведь, помнится, полтора года тому назад он был взят на "испытательный срок".
Рубен ТолмачевВ процессе исполнения "диптиха" еврейских песен ("Майн идише маме" и "Хава Нагила", обе исполнялись на идиш) стало окончательно ясно: ManSound достиг высшего технического мастерства и теперь наращивает "мышечную массу" творческого потенциала. Нет, он делал это и прежде, но сейчас - на абсолютно новом уровне, на новом витке развития. Я не успела спросить после концерта, чьему перу принадлежали аранжировки этих самых еврейских песен, но их многослойность, неожиданность, неоднозначность, пространство, оставленное для возможности насытить звук эмоцией, - все это говорило в пользу того, что авторство принадлежит Рубену Толмачеву, сочинившему чуть ранее совершенно шедевральную версию украинского "Щедрика". В его аранжировках есть место и модальной коллективной импровизации, и жесткой, до четвертьсекунды продуманной последовательности гармонических ходов, и мощи, которой может позавидовать иной мужской хор, и проникновенным сольным партиям.

Впрочем, и ManSound дает зрителям отдыхать от полифонического напора, смены размеров и темпов. Прозвучал хит "Песняров" "Зачарована", "Песенка шофера", ставшая притчей во языцех "Эй, Ухнем", попурри из украинских народных песен (текстам которых подпевала московская аудитория!). Публика, среди которой были и коллеги ManSound, A’Cappella ExpreSSS и JukeBox, завелась настолько, что солистка A’Cappella ExpreSSS Этери Бериашвили (грузинка, между прочим) выскочила на сцену подпевать по-украински "Гиля-гиля, сірі гуси". А вызовы на бис продолжались добрых полчаса.

Словом, ManSound нашли ту тонкую грань, которая отделяет успех у широкой публики, исполнение популярных мелодий и превращение каждого выступления в шоу от настоящего искусства, к которому можно дойти лишь по "узкой тропе". Нашли и ловко балансируют на ней. И в этом их "сермяжная правда."

Окончание в следующем выпуске "Полного джаза".
Полная версия будет опубликована в журнале "Джаз.Ру"

Татьяна Балакирская
фото: Павел Корбут

Поздравляем!
70 лет Натану Лейтесу

15 февраля исполняется 70 лет бессменному президенту санкт-петербургского джаз-клуба "Квадрат" Натану Лейтесу. 43 года Натан Лейтес руководит выпустившим "в жизнь" десятки известных музыкантов "Квадратом".
Джазовый клуб "Квадрат" - уникальное явление в культурной жизни Ленинграда-Петербурга. Он существует с 1964 года и, до сих пор не имея собственного помещения, время от времени меняя площадки, продолжает вести активную творческую жизнь. Более сорока лет сюда стекаются молодые джазовые музыканты, чтобы получить одобрение старейшин, в надежде на помощь и поддержку. Клуб "вырастил" и "вывел в люди" не одно поколение ныне известных музыкантов. За время своего существования "Квадрат" организовал множество джазовых фестивалей и конкурсов. Кроме того, на его счету - циклы лекций и выпуск специализированных изданий о джазе.
Джазовые пароходы - одна из давних традиций клуба. Первый пароход отплыл от берегов Невы еще в далеком 1967 г. Но до недавнего времени клубу удавалось организовать всего один-два парохода в сезон. Возможность послушать джаз в исполнении хороших музыкантов, одновременно наслаждаясь красотами города, была доступна лишь избранным. Теперь это удовольствие может испытать каждый. Шестой год подряд пароходы джаз-клуба "Квадрат" принимают на борт всех желающих четыре раза в неделю: по средам, четвергам, пятницам и воскресеньям. Скоро в этот список добавится суббота. В данный момент пароход - единственная собственная площадка клуба, а это значит, что именно здесь временно сосредоточена вся творческая жизнь "Квадрата", участие в которой может принять каждый. Даже если вы не относите себя к любителям джаза или вообще не знаете, что это такое, но очень хотите узнать, смело отправляйтесь за билетом - не пожалеете!
Отличительная особенность джазовых пароходов "Квадрата" - удивительно непринужденная, комфортная обстановка. Здесь все по-домашнему. Без чопорных официантов, навязчиво-услужливых барменов, свечей в золотых канделябрах. Едва шагнув на борт парохода, вы тут же почувствуете себя частью одной большой джазовой семьи под названием джаз-клуб "Квадрат", где каждый гость - в радость, где официальность предпочтительнее оставить на берегу, где стихия музыки захватывает всех без исключения. Хороший выбор напитков, приготовленный на ваших глазах шашлык, легкая закуска в виде бутербродов или сосисок по-венски поддержат бодрость духа на время двухчасового плавания. А масса новых впечатлений и воспоминания о потрясающих видах вечернего Петербурга, открывающихся с борта парохода, останутся с вами гораздо дольше.
На каждом пароходе одновременно играют два коллектива музыкантов: на верхней палубе - диксиленд, на нижней - в основном мэйнстрим. Эти джазовые направления, по общепризнанному мнению, наиболее понятны и проще воспринимаются неподготовленным слушателем. Впрочем, мэйнстрим звучит здесь далеко не всегда. Репертуар довольно разнообразен. Все зависит от предпочтений музыкантов, приглашенных клубом "Квадрат" либо непосредственно относящихся к нему. Постоянный состав насчитывает около тридцати молодых, но уже блестяще заявивших о себе музыкантов. Традиция пестовать и "выводить в жизнь" талантливую молодежь, уходящая корнями в 60-е годы, не прерывалась в клубе ни на мгновение с самого дня его основания. Здесь можно услышать как новые коллективы, еще начинающие свой творческий путь и не определившиеся пока с собственными предпочтениями в джазе, так и мастеров высочайшего уровня не только из Петербурга, но и со всего мира. Круг друзей клуба "Квадрат" давным-давно расширил свои границы до мировых масштабов. Для молодых музыкантов это уникальная возможность не только лишний раз выступить перед публикой, но и прикоснуться к подлинному искусству, научиться тому, чему невозможно научить. А для слушателей - возможность познакомиться с джазом во всем многообразии его направлений, узнать новые имена и послушать уже признанных джазменов.
В первом отделении концерта, как правило, исполняется программа, подготовленная выступающим ансамблем, а во втором отделении - то, что делает джаз Джазом - джем-сейшн. (Для непосвященных: джем - это когда собираются музыканты, подчас даже незнакомые друг с другом, и импровизируют на выбранную тему). Здесь начинается истинное творчество, в зависимости от уровня мастерства музыкантов способное обрушить на свидетеля этого действа такой заряд позитивной энергетики, что хорошее настроение будет обеспечено на неделю вперед. Впрочем, зачем черпать впечатления из вторых рук, когда можно все услышать вживую? Главное, чтобы погода продолжала и дальше радовать нас теплыми вечерами, когда так хочется поглубже вдохнуть свежий речной воздух и… послушать хороший джаз. Подробную информацию о ближайших концертах можно узнать из сводных театральных афиш и на сайте джаз-клуба "Квадрат". Билеты продаются в театральных кассах города.

Алексей Кожевников

Постсоветское пространство:
что было
Михаил Финберг1-3 февраля в Минске проходил традиционный, 18-й по счету фестиваль "Минский джаз", который проводят Минский горисполком и Национальный концертный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга.
Трехдневное мероприятие по традиции проходило в клубе им. Дзержинского в центре белорусской столицы и представляло главным образом оркестровый джаз. В первый вечер биг-бэнд Национального концертного оркестра Беларуси представил обширную программу музыки, связанной с именем Куинси Джонса - как авторских сочинений маститого продюсера, бэндлидера и аранжировщика, так и выполненных им аранжировок или сочинений его партнера по аранжировочному цеху Сэмми Нестико. Оркестр продемонстрировал дисциплинированную, динамически полнокровную игру, отличное понимание образцовых аранжировок Куинси Джонса и ряд качественных соло - прежде всего от саксофонистов Владимира Ксёнца и Романа Артемьева, тромбониста Дмитрия Бударина и гитариста Сергея Антишина.

Оркестр Михаила Финберга

Второй день фестиваля был отдан оркестру из Москвы. Оркестр имени Олега Лундстрема, пройдя через болезненный период, связанный с уходом из жизни своего основателя и последовавшие организационные пертурбации, гастролирует теперь с дирижером Владиславом Кадерским, который был вторым дирижером в оркестре и при жизни Олега Леонидовича.
Иван Волков, Владислав КадерскийПрославленный коллектив предстал перед минчанами в заметно обновленном составе; впрочем, ряд новых солистов (молодые саксофонисты Андрей Красильников, Денис Прушинский и Святослав Текучёв, совсем юный трубач Пётр Востоков) показали себя вполне достойными уровня старейшего оркестра страны (воодушевлённое соло Петра Востокова вызвало, например, очень эмоциональную реакцию переполненного зала), а ветераны оркестра - блестящие трубачи Юрий Парфёнов и Анатолий Васин, саксофонист Иван Волков, пианист Михаил Окунь и др. - играли на своём обычном превосходном уровне. Ряд интересных соло показал тромбонист Максим Пиганов, оказавшийся в составе оркестра на подмене (впрочем, он был штатным музыкантом лундстремовского оркестра еще совсем недавно). Оркестр играл программу под названием "Снова вместе", открывшуюся одновременной пьесой Олега Лундстрема (1969) и представлявшую собой своеобразный Greatest Hits лундстремовского репертуара последних 20 лет.

оркестр им. Олега Лундстрема

Михаил Финберг, Владимир ГостюхинТретий вечер фестиваля открылся церемонией присуждения первой в истории белорусского джаза, через два года приближающегося к своему 70-летию, премии "Лучший джазмен года". Одной из премий была почтена память легенды белорусского джаза - пианиста Анатолия Гилевича. Премия "будущему джаза Беларуси" была вручена юному саксофонисту Роману Говорко, а обе премии в "действующий" номинациях получили солисты оркестра Михаила Финберга - маститый гитарист Сергей Антишин, заслуженный артист Беларуси, и тромбонист Андрей Глушко, премию которому вручал актёр Владимир Гостюхин (неожиданно спевший под аккомпанемент оркестра любительский, но очень искренний и душевный скэт на "All Of Me").
С сорокаминутным отделением в третий вечер выступил валторнист Аркадий Шилклопер, в последние три года выступающий одновременно за Россию и Германию (он живёт сейчас в городе Вупперталь). Аркадий играл авторскую программу, которую подготовил с новым составом своего московского трио. С ним теперь играют молодые музыканты - барабанщик Александр Зингер и бас-гитарист Антон Давидянц, которые весьма глубоко прониклись особенностями музыки Шилклопера и вместе с лидером образовали деликатную, тонкую, динамически острую музыкальную ткань, где рядом с первоклассными авторскими "хитами" самого Аркадия ("Кобра", "Фанк-рог" и т.п.) стояли такие маленькие шедевры, как "Gods of Yoruba" Хораса Силвера или ранее не слышанная в репертуаре Шилклопера "Theresa" Джако Пасториуса (где особенно важную роль сыграл виртуозный бас-гитарист Антон Давидянц). Это было первое появление Шилклопера в Минске более чем за десятилетие, и неудивительно, что после концерта на опустевшей сцене фестиваля всемирно известный валторнист ещё более часа общался с огромным количеством окруживших его музыкантов разных возрастов, дав своего рода внеплановый мастер-класс.

Аркадий Шилклопер, Антон Давидянц

Фестиваль завершило ещё одно выступление оркестра Михаила Финберга: энергичный лидер биг-бэнда эмоционально дирижировал своим коллективом, показав минской публике небольшой сборник лучших номеров из разных программ оркестра, где много блистал свежеиспеченный "Лучший джазмен года", гитарист Сергей Антишин.

 Константин Волков
фото автора

Постсоветское пространство:
что будет
Кина в Новосибирске не будет!
Открытое письмо Сергея Беличенко


Уважаемые сударыни и судари! (до звания господ - мы не дотягиваем!)
Коллеги музыканты!
Сергей Беличенко
Искренне и сердечно я прошу прощения за то, что баламутил вас все эти последние четыре месяца, создавая миф о предстоящем Глобальном фестивале "Академ Джаз 2007" в ознаменование 50-летия Сибирского научного центра. Я и мои единомышленники так и не смогли найти искомую сумму, чтобы этот праздник Джаза, Музыки и Любви состоялся. Именно в этом году, именно в Академгородке, именно в новом роскошном большом зале Дома Ученых.
При этом я категорически отвергаю какие-либо попытки предъявлять претензии Президиуму Сибирского отделения РАН, управлению делами и администрации Советского района. Их прямая обязанность - поддержать осколки той научной мысли, которая когда-то удивляла всю страну и мир. Сейчас ни наука, ни музыка, ни джаз российскому обществу не нужны. В недавно рассованной по всем почтовым ящикам района газете "Соседи" представлена грандиозная картина социальных свершений Советского района за 2006 год. О культуре там нет ни слова…
Разумеется, обидно, что мы не смогли найти коммерческие структуры, которые разделяли бы наши мечты. Хотя впервые такие знаменитые музыканты, как Рави Колтрейн, Ди Ди Бриджоутер, Билли Кобэм, Крисчен МакБрайд, Кенни Уилер, Дэйв Кикоски, Джефф "Тэйн" Уоттс, готовы были приехать в наш легендарный городок за мизерные, не принятые для их гастролей в Европе гонорары. Не считая мастеров джаза из Сибири, Москвы, Петербург, Рима, Стокгольма, Лондона и Амстердама, которые тоже сейчас распаковывают чемоданы.
Также я считаю абсолютно неприемлемым и некорректным упоминать те фирмы, холдинги, банки и организации, включая столичные, к которым мы обращались и которые на 80% руководимы выпускниками НГУ. Общество занято более важным алгоритмом: "заработать как можно больше бабла и как можно скорее смыться". А тут несчастные балалаечники (по меткому выражению министра обороны Иванова), трубачи, певички и прочая мелкая интеллигентная рвань, вместо того, чтобы едино со страной включиться в этот Великий Порыв, бьют в барабаны, щиплют струны и поют совершенно неклассовые, чуждые песни.
Катастрофа, которая настигла нашу культуру - не следствие происков злобных сил империализма, глобализма, сионистов, масонов, моджахедов, исламистов или адептов учения чухче. Это процесс весьма закономерен, согласно институциональным особенностям развития российского социума, и был предсказуем. Правда, никто не мог предположить, что он будет таким стремительным.
Так что долой стенания! Будем считать, что джаз, как некий атавистический орган, естественно, первым отмер в отдаленном заснеженном районе нашего необъятного территориального образования. Светлая ему память!

Искренне, Сергей А. Беличенко
(доктор иллюзиоведения, директор Сибирского
института джазовых кукол).

P.S. Как известно, самый худший человеческий порок - уныние, депрессия, потеря целеустремленности и жизненности. Желание играть музыку не убить никакими способами, поэтому вполне естественно, что наш джаз переходит в андеграудный формат. Так, кстати, было всегда, когда в искусстве возникали кризисные ситуации. Реформаторы Чарли Паркера, а позднее Орнетта Колмана, Арчи Шеппа и их европейские коллеги, были вначале отторгнуты обществом и консервативными коллегами и ковали свое искусство на чердаках, в подвалах, студиях Верхнего и Нижнего Манхэттена, Гринвич-Вилледжа, Сохо, Парижа и в других центрах джаза в Америке и Европе.
Не игра в ресторанах, кабаках или рафинированных джаз-клубах, а целенаправленное музицирование в кругу друзей и сочувствующих знатоков позволяло этой музыке сохранить свою идентичность и часто рождало шедевры. Практически это были состязания музыкантов по гамбургскому счету - не в злачной атмосфере питейных мест, где джаз играют как бесплатное приложение к водке, закуске и к предвкушаемой ласке сидящей напротив барышни (и, соответственно, музыка носит "халтурный", не творческий характер).
С февраля сего года в музыкальном салоне Дом ученых СО РАН джаз-клубы Академгородка собирают музыкантов для традиционных джем-сешнов, со свободным доступом заинтересованных зрителей. Это формат традиционной музыкальной практики Jazz Workshop, где тон задают два-три лидера, а остальные музыканты, спаянные единым замыслом, помогают им развивать свои идеи.
15 февраля сцена музыкального салона будет представлена авангардному крылу новосибирских музыкантов старшего поколения: Сергей Беличенко (барабаны), Владимир Тимофеев (саксофоны), Олег Голюнов (тромбон), Роман Столяр (клавишные, рояль, гармоника), Сергей Панасенко (контрабас) и другие.
Столь необычный поворот событий не означает, что в ДУ будут играть только сторонники фри-джаза. Уже 26 февраля молодые музыканты традиционного направления представят свои программы классического джаза. Это будут молодые джазмены Новосибирска: Владимир Дружинин - контрабас, Екатерина Хрипунова - труба, Виктория Мозалевская - тенор-саксофон, Юрий Иушин - гитара, Дмитрий Швецов - барабаны; а также их старшие товарищи.
Инициаторы этой акции надеются, что именно Дом Ученых станет притягательным местом для джазовых музыкантов всех генераций и стилей, кому важна публичная декларация своих задумок.
Джаз-клуб ДУ СО РАН напоминает вам, что 14 февраля состоится демонстрация видеоматериалов о творчестве одних из столпов традиционного джаза - тромбониста Бака Клэйтона, а также тромбониста Вика Дикенсона, а 28 февраля будет показана видеозапись концерта квартета саксофониста Арчи Шеппа на джаз-фестивале в Бюргхаузене, в 2001 г.
Начало всех наших акций в 19.00.
Двери открыты для всех!

Что намечается:
столичные анонсы

15 февраля,
Дом Музыки -
 VIII фестиваль
"Триумф джаза"

Санкт-Петербург: 4 марта, Эрмитажный театр - "Классика и джаз":
оркестр Государственного Эрмитажа,
дирижер - Саулюс Сондецкис;
Ларс Даниэльссон (контрабас, Дания);
 Бугге Весселтофт (фортепиано, клавиши, Норвегия)

16 февраля в культурном центре "ДОМ" состоится концерт ансамбля "Каданс" Германа Лукьянова, посвященный прошедшему юбилею прославленного джазмена и композитора (23 августа 2006 г. Герману Константиновичу исполнилось 70).
В обновленный состав "Каданса", второй за последнее десятилетие, входят Герман Лукьянов - альтгорн, тенор-горн, цугфлейта; Алексей Круглов - альт-саксофон, бассетгорн; Роман Соколов - тенор-саксофон, флейта; Иван Фармаковский - фортепиано; Макар Новиков - контрабас; Алексей Беккер - ударные; Владимир Нестеренко - фортепиано, флейта. В концерте прозвучат произведения Германа Лукьянова, а также написанные им аранжировки джазовых стандартов.
Один из творческих лидеров советского джаза 60-80-х гг., Герман Лукьянов всегда стоял особняком в московском джазовом сообществе; музыкант, учившийся композиции в Московской консерватории у самого Арама Хачатуряна, всегда смотрел дальше большинства современников, и направление его взгляда никогда не совпадало с направлением джазовой моды или сиюминутной актуальности. Еще в 60-х он перестал играть на обычной трубе, переключившись на флюгельгорн, а в последние годы - на созданный его собственными руками экзотический альтгорн. Его составы разных лет, от "безбасовых" трио 60-х до различных инкарнаций "Каданса" 70-80-х, вошли в историю советского джаза как одни из самых своеобразных и оригинальных коллективов в стране; оставленное прежним "Кадансом" наследие в виде четырёх LP было успешно переиздано лейблом Boheme на CD в конце 90-х, найдя неожиданно широкий спрос за рубежом, а авторские композиции Лукьянова после встречи с ним играл и записывал, например, вибрафонист Гэри Бёртон. В 2005 г. Герман Константинович впервые в жизни посетил США в секстете с саксофонистом Игорем Бутманом; его выступления с успехом прошли в нью-йоркском клубе Blue Note и на крупнейшем на Северо-Западе США Международном джазовом фестивале имени Лайонела Хэмптона.

Дюк Робиллард17 февраля в Светлановском зале Московского международного Дома музыки в концертной серии "Герои блюза" играет ансамбль Дюка Робилларда (гитара, вокал) и Шугар Рэй Норсия (губная гармоника, вокал) - США.
Знаменитый американский блюзовый гитарист Дюк Робиллард организовал свою первую группу, легендарную Roomful of Blues, в 1967 г., когда ему было девятнадцать. Спустя 14 лет он начал сольную карьеру со своим именным ансамблем Duke Robillard Band, с которым и выступит в Москве. Роббилард признан блюзовым сообществом (премия W.C.Handy "Best Blues Guitarist" 2000 и 2001 гг.), о нем с восторгом отзываются коллеги и журналисты, называя "богом гитарной игры", музыкантом потрясающей силы и оригинальности. Кроме фантастического мастерства в своем основном деле, он еще пишет песни, выступает как продюсер, занимается звукозаписью, вручную делает гитары (уже продал 10 штук) и даже распространяет футболки и кружки со своим именем и фирменным знаком. В его дискографии - 16 сольных альбомов и более трех десятков - с известными блюзовыми певцами и инструменталистами.
Московский концерт в серии "Герои блюза" Дюк Робиллард проведет вместе с известнейшим вокалистом Шугар Рэем Норсией (Sugar Ray Norcia). Как и Робилард, Норсиа начинал в небольшом восточном штате Род-Айленд. Потом их пути неоднократно пересекались. В 1990-е, после ухода Робилларда из Roomful of Blues, Норсиа был фронтменом группы, участвовал в записи диска "Дюк Робиллард и друзья" (2003). Голос мягкий и ровный "как шелк", утонченность фразировки, типично блюзовый шарм и проникновенная манера пения - эти качества Норсии традиционно восхищают критиков. Поговаривают, что его исключительная музыкальность вызвана тем, что еще в утробе матери он слушал пение своего отца-музыканта. Кроме вокального искусства, Норсия преуспел в игре на губной гармонике. Совместное выступление двух корифеев американского блюза - редкая удача для тех, кто ценит классику этого стиля.
Начало в 19.00.
Справки и заказ билетов по тел.: 730-10-11
Билеты: 100 - 4 000 р.


Регина Картер9 марта в Светлановском зале Московского международного Дома музыки в концертной серии "Джазовый Олимп" - Квинтет Регины Картер (скрипка) и при участии вокалистки Карлы Кук (США): Регина Картер, скрипка; Карла Кук, вокал; Дэррил Харпер, кларнет; Ксавье Дэйвис, фортепиано; Мэттью Пэрриш, контрабас; Элвестер Гарнетт, ударные.
Самая знаменитая в мире чернокожая скрипачка Регина Картер выступит вместе со своим неподражаемым квинтетом и одной из ярчайших чернокожих певиц на современной джазовой сцене - Карлой Кук. Программа, которую они представят, не менее интересна, чем сами музыканты: это - джаз довоенного времени, музыка золотой эпохи свинга 30-х годов ХХ века.
Регина Картер первая из джазовых музыкантов удостоилась чести играть на легендарной скрипке "Пушка" мастера Гварнери - инструменте Николо Паганини, а в 2003 г. муниципалитет итальянского города Генуи, где этот инструмент находится на вечном хранении, доставил скрипку Паганини в Нью-Йорк. Там, в Линкольн-Центре, при стечении многотысячной аудитории Регина Картер вновь сыграла на этой уникальной скрипке.
Карла КукЕё коллега Карла Кук ярко заявила о себе в 1999 г. дебютным альбомом "It`s all about love", после выхода которого певица была номинирована на "Грэмми" в категории "Лучшее джазовое вокальное исполнение". Через год дебютантка была удостоена премии американской Ассоциации Независимой музыки "Лучший джазовый вокал".
Любопытно, что обе артистки были знакомы с детства, учились в одном классе, но их музыкальные судьбы сплелись совсем недавно. 30 апреля 2005 г. состоялся их первый совместный концерт, после которого джазовые издания запестрели заголовками типа "Встреча школьных подруг". Встретившись, подруги и коллеги по сцене теперь не расстаются, и вот настал момент, когда они предстанут перед московской публикой.
Начало в 19.00.
Справки и заказ билетов по тел.: 730-10-11


JFC Jazz Club представляет: XII Международный фестиваль гитарного джаза, 1-4 марта, Санкт-Петербург, клуб JFC (Шпалерная, 33).
Ежегодный фестиваль гитарного джаза на сцене JFC Jazz Club проводится уже в двенадцатый раз и стал доброй традицией. Фестиваль заявлен в городскую культурную программу и является значимым событием для Санкт-Петербурга.
Гитара в джазе - это весьма немаловажная страница в истории современной музыкальной жизни, и не случайно гитарный джаз имеет массу преданных почитателей во всем мире.
Каждую весну на сцене JFC Jazz Club, как раз наиболее подходящего для проведения подобного мероприятия, выступают не только лучшие джазовые гитаристы Петербурга и России, но и гости из стран ближнего и дальнего зарубежья. В течение нескольких дней любители гитарного мастерства могут посетить концерты, каждый из которых будет состоять из двух отделений. Так как гитара - это инструмент довольно демократичный, то на этот фестиваль приглашаются не только знатоки и ценители, но и весьма далекие от джаза слушатели, имеющие возможность открыть для себя совершенно новые и интересные стороны этого замечательного инструмента.
Фестиваль проходит при поддержке компании "Музторг" (официальный партнер фестиваля). Информационная поддержка: "Радио Рокс" - официальная радиостанция фестиваля; портал "Джаз.Ру".

Программа XII Международного фестиваля гитарного джаза
  • 1 марта 19.00 - Ансамбль Джерри Кима; Алексей Соболь (Сочи)
  • 2 марта 15.00 - мастер-класс Алексея Кузнецова (Москва) "Гитара в джазе" (наб. Канала Грибоедова., д. 54, магазин-салон компании "Музторг")
  • 2 марта 19.00 - Алексей Кузнецов (Москва) - Ильдар Казаханов (СПб), программа "Гитарный перекресток".
    Программу представляет музыкальный критик, заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг
  • 3 марта 19.00 - Swing Couture + Rhythme Futur (гитарный биг-бэнд) при участии специальных гостей: Йожеф Балог (Венгрия), Алексей Карпов (Москва), Алексей Соболь (Сочи)
    Концерт представляет ведущая программы "Swing Time" на "Радио Рокс" Мэган Виртанен
  • 4 марта 19.00 - трио Ильи Луштака (США); Алексей Дегусаров "Терминатор Трио"

Участники XII Международного фестиваля гитарного джаза

Санкт-Петербургский Гитарный Биг-Бэнд
Специально для открытия XII Фестиваля гитарного джаза воплощена идея создания гитарного биг-бэнда на основе группы "Swing Сouture". "Swing Сouture" - петербургская группа, состоящая из молодых музыкантов, но уже пользующаяся огромной популярностью как среди профессиональных любителей джаза, так и у публики неискушенной. Этот гитарно-скрипичный квартет со вкусом и душой исполняет свинговую музыку 40-х гг. в стилистике Джанго Рейнхардта и Стефана Граппелли, а также современные произведения.

Алексей Кузнецов (Москва)
Алексей КузнецовНесомненно, самый почетный и заслуженный гость гитарного фестиваля. Он уже не первый раз выступает на сцене JFC. Москвич Алексей Кузнецов по праву считается ветераном джазовой гитары у нас в стране. Он начинал свой творческий путь еще в те годы, когда джаз в СССР находился под неофициальным, правда, но запретом. Многие поклонники джазовой гитары помнят его записи 70-х годов на фирме "Мелодия", в частности, его дуэт с гитаристом Николаем Громиным, ныне проживающем в Дании. Сейчас Алексей Кузнецов по праву является одним из мэтров столичной джазовой сцены и пользуется заслуженным уважением как среди любителей старшего поколения, так и среди молодых музыкантов.

Ильдар Казаханов (Санкт-Петербург)
Ильдар Казаханов - джазовый гитарист из Санкт-Петербурга. В 1992 году окончил эстрадно-джазовое отделение Санкт-Петербургского музыкального училища им. Мусоргского по классу джазовой гитары (педагоги - Андрей Рябов и Александр Старостенко). Во время учебы был активным участником программ джаз-клуба "Квадрат". В 1993-1995 - руководитель коллектива New Band в отеле Сommodore. Одновременно с этим в 1993-1997 сотрудничает с петербургским поп-певцом Павлом Кашиным. В 1992-93 гг. играет в поп-группе "PEP-SEE". В 1997 году на радио "Петербург" ведет авторскую программу о вкусной и здоровой музыке "In The Mood". Ильдар Казаханов с авторскими музыкальными проектами участвовал в ежегодном фестивале гитарного джаза в Санкт-Петербурге в 1997, 1998, 1999 гг. В настоящее время совмещает творческие проекты с преподаванием гитары в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств.

Алексей Соболь (Сочи)
Не первый раз на гитарном фестивале в JFC будет выступать талантливый джазовый гитарист из города Сочи Алексей Соболь. Многие, кто помнят первые гитарные фестивали, которые начали проводиться более десяти лет назад, прекрасно знают этого талантливого и самобытного музыканта, помнят его преданность классической джазовой гитарной традиции и виртуозную технику. Так что на этот раз мы будем приветствовать одного из пионеров гитарного фестиваля, который вложил свой труд, талант и проявил бескорыстный подход к такому замечательному начинанию. Фестиваль живет уже который год и привлекает к себе все больше и больше внимания.

"Терминатор трио"
Алексей ДегусаровМолодая, но уже суперпопулярная джаз-роковая группа из Петербурга. Пожалуй, может претендовать на почетное звание "гвоздя программы" фестиваля. Нелишне упомянуть, что все билеты на их концерты в JFC (а выступают они там ежемесячно) раскупают заранее, а в зале практически не бывает даже стоячих мест. Безусловным лидером группы является молодой супергитарист Алексей Дегусаров, также известный по своему участию в группе Doo Bop Sound, исполняющей музыку в стиле фанк и эйсид-джаз, и многих других петербургских джазовых ансамблях. Трио исполняет современный фанк, рок и ритм-энд-блюз.

Новые альбомы.

Эрик ТрюффаВ марте выходит новый студийный альбом любимого в России французского трубача Эрика Трюффа (Eric Truffaz; в США музыканта называют Эрик Труффаз). Видимо, эта любовь взаимна - пятый в дискографии известного французского трубача альбом носит название "Архангельск" ("Archangelsk").
Настроение и музыка новой пластинки полностью соответствуют этому северному русскому городу. В 1993 г. Эрик и его музыканты выступали в Архангельске, на берегах Белого моря, всего в полутора градусах южнее Северного Полярного круга. Концерт проходил в маленьком клубе и закончился уже после 3 часов ночи. Как вспоминают сами музыканты, их состояние было похоже на галлюцинацию - то ли от количества выпитой водки, то ли от экзотики этого северного места. Даже само название города "Архангельск" очень поэтично по своей структуре, как считает Эрик Трюффа. Вот так и музыка нового альбома получилась глубокой, холодной, звучащей где-то между небом и землей, далеко за границами цивилизации.
Среди музыкантов, принявших участие в записи альбома - британский вокалист Эд Харкурт (Ed Harcourt), французский певец Кристоф (Cristophe); в записи также звучит медитативный рэп в исполнении Найи (Nya). Постоянные участники квартета Эрика Трюффаза - Патрик Мюллер, Марчелло Джулиани и Марк Эрбетта - сыграли на множестве инструментов от бас-гитары до органа Хаммонда, придав джазу авангардное электронное звучание. Но приглашенные вокалисты - это еще не все сюрпризы нового альбома: в музыке скрыто множество посвящений любимым и легендарным музыкантам, от Чета Бейкера до Джими Хендрикса.

Радио

"Домашняя музыка Дмитрия Ухова" (Радио "Культура")
выходит с октября 2004 года на частоте 91.6 FM (в Москве) по воскресеньям в 19.05-20.00
11 февраля выпуск посвящен 80-летию выдающегося джазового саксофониста Стэна Гетца (1927-1991). Кроме классических записей - от "Летней секвенции" до "Фокуса" и "Джаз-самбы"- прозвучат и коллекционные: выступление с трио Анджея Тшасковского на Варшавском фестивале "Джаз-Джембори" (1960) и с оркестром Гэри Макфарленда (1964).

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
10 февраля "Бесконечное приближение" в цикле "Персоналии" продолжает разматывать вязь творчества внестилистического канадско-британского композитора и трубача Кенни Уилера.

Подкаст "Слушать здесь":
06.02.07 - #120: Кирилл Мошков комментирует пьесы "Smooth Operator" и "Papa's Got A Brand New Bag" с альбома "Serious Fun" проекта Brass Fantasy трубача Лестера Боуи (DIW, 1989).

02.02.07 - #119: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о ранней британской джаз-рок-группе Egg и комментирует их пьесу "Symphony No.2: part 1 & 4" с альбома "Egg" (Deram, 1970)

30.01.07 - #118: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Mambotango" с альбома "Into The Light" аргентинско-русско-американского саксофониста Андреса Боярски (Reservoir, 1996).

27.01.07 - #117: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о саксофонисте из чикагского движения AACM по имени Калапаруш Морис Макинтайр и комментирует его пьесу "Antoinette" с альбома Kalaparush and The Light "The Moment" (Entropy Stereo, 2003)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Константин Волков,
Татьяна Балакирская,
Алексей Кожевников,
Сергей Беличенко,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Константин Волков,
Татьяна Балакирская,
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0