Специальный репортаж UMO Jazz
Fest,
Хельсинки,
Финляндия
|
Джаз умер, или переехал в другое место?
Большой джазовый уикэнд в Хельсинки
В
начале сентября одновременно с традиционным уже фестивалем-ярмаркой
"Финский джазовый уикэнд" проходила Генеральная ассамблея European
Jazz Network (EJN - европейской ассоциации, объединяющей всех, кто
профессионально работает с джазом - от критиков до продюсеров). На
обоих мероприятиях побывал музыкальный обозреватель радио "Культура",
наш постоянный автор - Дмитрий Ухов.
Все вместе называлось еще и "УМО Джаз-фест", по названию УМО -
старейшего джаз-оркестра наших северных соседей - "одного из лучших, с
которыми мне когда-либо доводилось играть" (Диззи Гиллеспи). Несколько
лет назад оркестр догадался переоборудовать свою репетиционную базу
так, что вечерами она превращается в настоящий джаз-клуб UMO Jazz
House. При этом клуб еще и соседствует со знаменитой своими
музыкальными магазинами площадью "Пять углов", разумеется, очень
похожей на одноименную питерскую.
Не удивительно, что недавно возникший в Хельсинки ансамбль даже
именуется Five Corners Quintet ("Квинтет Пяти углов"), а его
прошлогодний дебютный диск - "В поисках утраченного джаза". Название
явно с вызовом: имеется в виду тот джаз, который считается утраченным
в Старом Свете - американский хард-боп, который сложился к началу 60-х
годов прошлого века. Тот, что выдается американским джазовым
истеблишментом за современный мэйнстрим. Напомню, что одиннадцать из
двенадцати частей показанного у нас пять лет назад сериала "Джаз"
кинодокументалиста Кена Бернса посвящены истории джаза с 1917-го до
1960-го года, и только одна, заключительная, - последующим четырем
десятилетиям!
Прошедший Финский джазовый уикэнд и генеральная ассамблея EJN с этой
избирательностью нескрываемо полемизировали: и теоретически и
практически. В сущности, "Квинтет пяти углов" был единственным, кто
представлял этот самый прямолинейно-импровизационный (straight-ahead)
мэйнстрим: Хотя на его отсутствие Финляндия не должна бы жаловаться:
даже у нас хорошо известны и ретро-классицизм кларнетиста Антти
Серпиля, и почвеннический мелодизм саксофониста Пекки Тойванена.
Из четырнадцати показанных международной аудитории проектов - один
("Молоты подземелья") - нечто среднее между духовым оркестром и
мрачной хеви-металлической группой (без единой гитары, но зато с
электровиолончелями, как знаменитая "Апокалиптика"). С другой стороны
- диджейское диско-трио Club Wahoo. Сами хозяева - оркестр УМО -
показали нечто вроде моно-оперы, составленной из песен весьма
популярного у себя на родине рок-ветерана Туомари Нурмио. Получилось
нечто вроде нашего "Аукцыона", только роль, схожая с амплуа Олега
Гаркуши, выпала отличной блюзовой бас-гитаристке Honey B., которая
вдобавок больше пела, в том числе - и в лапландской народной манере
под настоящую волынку. Впрочем, и автор-исполнитель Нурмио тоже
чувствовал себя вполне уверенно в джазовом окружении.
Да и звезде мировой музыки, электробаянисту Киммо Похьонену, как
выяснилось, импровизация (в дуэте с французским барабанщиком Эриком
Эшанпаром) удается лучше композиции (если вспомнить его неудачный опыт
с "Кронос-квартетом"). Последователь авангардиста Джона Колтрейна, Эро
Койвистойнен, звезда финского джаза 70-х, выступал с местным рэпером
по кличке Ред-Рама; затем вышли упомянутые диджеи, и это был, в
сущности, единственный вечер, когда слышалось нечто узнаваемо
афроамериканское, корневое.
Все остальное было, как это называется теперь, евроджазом. Ну разве
что Scorch Trio гражданина мира Рауля Бьоркенхайма (выросшего в США и
вновь живущего в Нью-Йорке финна шведско-русских кровей) - известно
электрогитарным драйвом на уровне Джими Хендрикса, но стилистически
это свободный авангард из богемного Даунтауна. Фактически весь Финский
джаз-уикэнд обошелся без джазовых блюзов, без характерного
ритмического пульса. Барабанщик в евроджазе - уже не пламенный мотор,
а изъясняющийся намеками комментатор, как молодой финн Терье Исунгсет,
явно идущий по стопам Владимира Тарасова из легендарного вильнюсского
трио ГТЧ.
Место бродвейской классики 30-х годов прошлого века занимают новые
хиты - Radiohead или Тома Уэйтса, который у Ilmiliekki-квартета
неотличим от Шуберта. В отдельно взятом соло ансамбль с
многозначительным названием "Делириум" ("бред" по-латински -
ред.) похож на малые составы классика джаза Чарли Мингуса. Но в целом -
абсурдистский юмор, резкие стилистические перепады и - наоборот -
плавное перетекание одной цитаты в другую (скажем, баллады "Одинокая"
вечного экспериментатора, фри-джазиста Орнетта Коулмэна - в "Эй,
ухнем") вполне оправдывают это название.
И, наконец, апофеоз - концерт квинтета пианистки-арфистки Иро Харла в
том же составе, в каком записан ее первый диск для самой престижной
европейской аудиофирмы ЕСМ. Артисты ЕСМ с норвежским саксофонистом
Яном Гарбареком во главе, собственно, и сформулировали все основные
принципы евроджаза, и неудивительно, что квинтет Харла, кроме финнов,
включает двух норвежских музыкантов из окружения самого Гарбарека
(барабанщик Йон Кристенсен и саксофонист Трюгве Сейм).
Показательно, что главным предметом обсуждения на заседании EJN стала
книга британца Стюарта Николсона, название которой вынесено в заглавие
этого репортажа. Любопытно, что именитые американцы - джазовый
архивариус Библиотеки Конгресса в Вашингтоне Лэрри Эпплбаум и
известный джазовый обозреватель (в т.ч. Down Beat'а и собственного
интернет-ресурса Point of Deparutre) Билл Шумейкер - конечно, не
соглашались с британцем. Но не могли не признать, что дилемма и в
Новом свете - та же. Не из-за выдохшейся пассионарности, а из-за
дурного влияния шоу-бизнеса, косной системы образования,
академического истеблишмента (признающего только неоконсерватора
Уинтона Марсалиса) и масс-медиа в лице упоминавшегося уже Кена Бернса.
Хоть наши джазовые масштабы с американскими, конечно, не сравнимы, не
напоминают ли эти инвективы о наших собственных проблемах? Если - да,
то тогда понятно, почему Россия не представлена ни в одной европейской
джазовой структуре.
На фото: высокое и низкое в евроджазе - дуэт циркачки Санны
Сильвенойнен и тромбониста из оркестра UMO Маркку Вейонсуо в
Хельсинкском музее изящных искусств.
Дмитрий
Ухов
фото Анне Эрм
Сокращенная публикация:
"Время новостей", 21.09.2006
|
|
|
Как это было
в Москве |
28 и 30 сентября в Светлановском зале Московского
международного Дома музыки выступал дуэт легендарных джазовых
музыкантов - пианист Чик Кориа и вибрафонист Гэри Бёртон.
Эти концерты - часть мирового турне, посвященного 35-летию выхода
первой совместной записи титанов современного джаза, альбома "Crystal
Silence" (ECM, 1971). В Восточной Европе в рамках этого тура
состоялось четыре концерта - два в Москве и по одному в Киеве и
Тбилиси.
Музыканты
такого уровня могут позволить себе одеться на концерт так, как им
удобно. Чик - по сравнению даже с предыдущим приездом в Москву (2000),
с изрядным брюшком - был облачен в свободную темную рубаху, спортивные
штаны и здоровенные теннисные тапки. Бёртон выглядел несколько более
строго - черные брюки и черная рубашка с коротким рукавом.
Но дело, конечно, вовсе не в визуальной стороне концерта (из элементов
"шоу" запомнилось только насмешившее зал раскладывание на рояле
огромной девятистраничной простыни нот, часть которой на рояле не
поместилась и свободно колыхалась в воздухе). Кориа и Бёртона нужно
прежде всего слушать.
Материал
концерта главным образом состоял из пьес, записанных на дуэтных
альбомах Кориа и Бёртона: "Native Sense", 1997 (первое отделение) и
давнего "Crystal Silence" (второе), с некоторыми добавлениями -
например, ради выступления в России Чик Кориа дуэтом с Бёртоном сыграл
два произведения своего любимого композитора Александра Скрябина из
раннего цикла Op.ll "24 прелюдии" (1888-1896): Прелюдию e-moll №4
(1888) и Прелюдию h-moll №6 (1889). На первом московском концерте,
говорят, исполнение скрябинского текста составило некоторую трудность
для дуэта - вибрафон просто не вступил вовремя, и пришлось начинать
заново. На втором концерте все было идеально - ну, правда, было очень
слышно, что классические пьесы играют именно джазовые музыканты.
Ощущалось, как джазовая фразировка с тяготением к ритмическим
смещениям и обострениям мешает, по крайней мере, Бёртону, в то время
как Чик довольно уверенно пробирался через классический текст. Тем не
менее, исполнение получилось весьма трогательным (сама фактура
мелодичной, романтичной ранней музыки Скрябина этому способствовала) и
было встречено настоящей овацией.
Овации завершили и программу концерта в целом, так что дуэт вышел
на бис аж два раза. Играя Монка, Чик некоторое время морщился от
массированного (и, как обычно в Москве, неритмичного) радостного
хлопанья в ладоши всем залом и уморительно показывал, не отрываясь от
клавиатуры, что надо не хлопать в ладоши, а щелкать пальцами. На
второй бис из-за кулис был выведен Игорь Бутман, и Чик с удовольствием
рассказал, что недавно записался с Бутманом на готовящемся альбоме с
"музыкой из русских мультфильмов" (Игорь в подтверждение сыграл пару
тактов из "Ну, погоди!"). Играть втроем, впрочем, стали не "Ну,
погоди!", а очередную классику Кориа - "Armando's Rumba". Характерно,
что Чик не дал рабочему сцены вынести Бутману микрофон, видимо,
полагая, что Игорь справится и так. Справился. Его саксофон продул
весь объем Светлановского зала, в то же время не торча над камерным,
прозрачным звуком дуэта. И еще одна овация. На этот раз после нее
никто на сцену уже не вышел.
Далее своими впечатлениями от концерта делится специально
приехавший на него в Москву наш петербургский автор Дмитрий Булычев.
Черта, которая, на мой неискушенный взгляд, сближает джаз и классику -
это наличие общеизвестного репертуара, который воспроизводится и
интерпретируется поколениями исполнителей. Джентльменский набор
каждого квалифицированного джазового музыканта включает в себя от
шестисот до двух тысяч (тут мнения экспертов расходятся) "стандартов",
многие из которых обладают каноническими (наиболее удачными или
известными) исполнениями. Наличие таких канонических интерпретаций
играет исключительно важную роль для сохранения традиции джаза,
поскольку культура письменной передачи информации в виде нотного
текста здесь развита существенно слабее.
Дуэт пианиста Чика Кориа и вибрафониста Гэри Бертона в полной мере
можно отнести к числу создателей классического джазового репертуара.
Во-первых, сам Кориа - это прежде всего автор многих признанных
стандартов (назову хотя бы "Fiesta", "Spain", "Armando's Rhumba", "Crystal
Silence", "500 Miles High", "Bud Powell", "Senor Mouse", "No Mystery").
Во-вторых, именно в дуэте с Бертоном многие из этих стандартов
получили свое каноническое воплощение. Поэтому для любителя джаза
посещение концерта классического дуэта Чик Кориа - Гэри Бертон имеет
такую же важность, как для метролога - визит в парижскую палату мер и
весов.
За
Чиком Кориа устойчиво закрепилась репутация пианиста-виртуоза. Считаю
своим долгом эту репутацию уточнить. Возможно, в ранние годы ему и
казалось, что чем чаще он будет нажимать на клавиши, тем будет
веселее. Однако истинная его сила - это владение метром и
контрапунктом, а также разнообразными фактурными приемами. Фортепиано
в дуэте с солирующим инструментом (в данном случае - вибрафоном)
львиную долю времени призвано обеспечивать гармонический и ритмический
"бэкграунд", и в том, каким именно образом Кориа поддерживал своего
партнера, в полной мере проявились особенности его стиля. В
аккомпанирующей партии фортепиано не было места однообразным басовым
линиям или стандартному "компингу". Для создания сообразной
ритмической пульсации Кориа хватало несколько точно расставленных
акцентов, которые формировали устойчивое метрическое пространство на
несколько тактов вперед. В этом только что созданном пространстве
Кориа выступал уже как полноправный солирующий партнер, добавляя
ритмического и гармонического "перца" к виртуозной, но более
равномерной импровизации Бертона.
Мне уже доводилось слышать Гэри Бертона "вживую" - с Макото Одзонэ на
легендарном фестивале "Триумф Джаза" в Москве (2002). На концертах
Кориа я тоже бывал - в 2000-м году в Москве (тогда он выступал в
составе трио) и на Фестивале Северного Моря в Гааге в 2005-м году, где
он окружил себя салатом из гитаро-бонго-конго мачос, исполнявших
поп-латинское шари-вари. То выступление мне совсем не понравилось, а
вот сравнение с предыдущим московским концертом так и просится. Тогда
концерт был построен вокруг только что вышедшего альбома "Past,
Present and Futures" (Чик Кориа - Джефф Баллард - Авишаи Коэн).
Сравнивая этот альбом с записью московского концерта, сделанной
российским телевидением, я с удивлением обнаружил превосходство
последней. Видимо, сказалось живое общение с публикой, да и раз на раз
не приходится. Концерт оказался исключительно удачным как по
репертуару, так и по эмоциональному наполнению. Правда, публика
попалась не особенно знакомая с джазовой традицией - начав выступление
с замысловатой интродукции к "Фиесте", музыканты так и не дождались
поддержки зала при первом исполнении темы.
В этот раз зрители были значительно лучше подготовлены - одна часть
аплодировала уже после объявления темы, а другая - когда узнавала ее
на слух. А вот музыка была более рафинированной, замороженной,
"музейной". Музыканты, один из которых выглядел как бухгалтер, а
другой - как учитель физкультуры в младших классах, исполняли в своей
"фирменной" манере то, что они играют уже без малого 35 лет. Надо
сказать, что Чик Кориа временами издает в виде нотного текста
авторизованные варианты своих записей (например, альбом "Chick Corea's
Electric Band" имеет полноценную аутентичную нотную запись). Поэтому
некоторые канонические интерпретации стандартов Кориа известны с
точностью до ноты, включая интродукции, связки и коды.
На концерте в Доме музыки во многих темах (например, "No Mystery" и "Armando's
Rhumba") музыканты придерживались именно этого нотного текста во всех
местах, кроме импровизаций. Что же, лучшее - враг хорошего (ведь эти
аранжировки принесли им мировую славу), но все-таки на мой
субъективный вкус меньшая предсказуемость придала бы исполнению
большую динамичность.
Наблюдения последних лет свидетельствуют, что мы медленно, но верно
двигаемся от периферии джазовой жизни к ее центру - и джазовые
знаменитости первой величины теперь уже не редкость на отечественных
подмостках, и сами концерты проходят в более неформальной обстановке,
без ведущих и переводчиков. Так что не за горами то время, когда
обычными нашими гостями будут менее известные, но более амбициозные
музыканты, чье творчество определяет лицо джаза сейчас, а не 35 лет
назад.
Кирилл Мошков,
Дмитрий Булычев
Фото: Павел Корбут
|
|
|
Говорите, вас слушают |
Сегодня мы слушаем одного из самых известных контрабасистов,
композиторов и бэндлидеров современного джаза - Дейва Холланда,
которому 1 октября исполнилось 60 лет. Наш постоянный автор
Милен Панайотов (София) взял у маститого басиста интервью во время
джазового фестиваля в Скопье (Македония)...>>>>
|
|
|
Постсоветское пространство: что
было |
22-24 сентября в Архангельске прошли очередные "Дни джаза".
В годичном цикле джазовых мероприятий на поморской земле "Дни джаза"
заняли нишу мэйнстримового, массового фестиваля, тогда как весенние
"Апрельские тезисы" продолжают новоджазовую, авангардную линию, начатую
почти тридцать лет назад деятельностью покойного ныне Владимира
Резицкого - лидера легендарной джаз-группы "Архангельск" и первого
лидера архангелогородской джазовой сцены...>>>> |
|
|
In Memoriam Борис
"Боб" Савин
1945-2006 |
Не
стало Бориса Савина, замечательного джазового музыканта,
вдохновенного барабанщика, певца. Он ушел из жизни в Челябинске ранним
утром 7 октября 2006 года. И тем тяжелее было узнать об этой утрате,
что еще несколько дней назад Борис Петрович, или, как ласково его
называли друзья, "Боб", собирался поехать со своим коллективом на
гастроли, договаривался о репетициях, стремился угнаться за всеми
джазовыми новинками, мечтал об уютном доме, где собралась бы его семья,
просто хотел жить… Борису Савину был всего 61 год. До обидного мало. Его
унесла из жизни тяжелая болезнь, которая подточила музыканта за
считанные дни, часы. Трудно поверить, что нельзя будет больше позвонить
ему, пожать руку, увидеть его улыбку. Теперь у нас многого больше не
будет. Джазмены потеряли редкого профессионала, барабанщика с
удивительным чувством свинга. Друзья - чуткого и доброго товарища,
который всегда мог помочь, подставить плечо и утереть слезы. Родные -
папу и дедушку, который их нежно любил. Публика - кумира, музыканта,
певца, который одной спетой строчкой мог задеть душевные струны.
Челябинский джаз - энтузиаста и продолжателя славных традиций. Я не
ошибусь, если скажу, что старейший участник ансамбля "Уральский
Диксиленд" Борис Савин, являлся одной из самых значимых фигур
современного челябинского джаза. Два года назад для своей радиопрограммы
я готовила материал про джазмена. Мы сидели в его уютной квартирке, пили
чай, смотрели концерт оркестра Каунта Бэйси по видео. "Что про меня
рассказывать? - удивлялся Борис Петрович. - Лучше послушай, как играют
корифеи!". О своей жизни музыкант говорил скупо, и слово "талант"
предпочитал заменять более "скромным" синонимом "способности"…
Борис
Петрович Савин родился в 1945 году в небольшом городке Курганской
области. Его отец был военным и совсем не приветствовал увлечение юного
Бори музыкой. Мальчик вместе с родителями ездил из одной воинской
части в другую и бесконечно менял школы. В Челябинск семья Савиных
приехала в 1957 году. И именно здесь Борис впервые услышал джаз. Это
были трофейные пластинки оркестра Глена Миллера. Боря со школьным
товарищем "запилили" их до дыр, разучивая партию каждого инструмента.
Собственно, так он и научился играть на барабанах, самостоятельно, в 15
лет. Первым его коллективом стал самодеятельный оркестр под руководством
трубача Михаила Иванова, который базировался при Дворце Челябинского
Завода Серго Орджоникидзе. Окончив школу, Савин поступил в Челябинский
политехнический институт. Однако дисциплины автотракторного факультета
не особенно интересовали Бориса. Он активно участвует в музыкальной
вузовской самодеятельности, а затем уходит из института, чтобы играть в
новом оркестре, который создали известные в Челябинске джазмены - Олег Тергалинский и Станислав Бережнов. В 1963 году судьба снова вернула
Савина в ЧПИ. Он участвует в аккомпанирующем ансамбле Студенческого
Театра Эстрадных Миниатюр (СТЭМ) и продолжает увлеченно играть джаз. Их
джазовый квартет стал лауреатом Всесоюзного конкурса студенческих
театров. Приз им вручал сам Аркадий Райкин. После этой победы джазовый
квартет с участием Бориса Савина отправился на гастроли в Польшу и
Югославию. Покинув СТЭМ в 1968 году, барабанщик ответил на новое
приглашение Олега Тергалинского играть в биг-бэнде Дворца культуры
железнодорожников. Как вспоминал Борис Савин, это была настоящая
джазовая работа. Целый год они ездили с концертами по стране. В 1969
году Игорь Бурко пригласил Бориса Савина в свой ансамбль "Южный Урал".
Коллектив являлся штатной единицей Челябинской государственной
филармонии, а это означало, что музыкант, работающий там, получал
официальный статус. "Так я стал "профессиональным" джазменом", - с
улыбкой говорил Борис Петрович. Именно при "Южном Урале" Бурко
организовал свой знаменитый "Уральский Диксиленд", и в 1979 году
ансамбль получил право на самостоятельную концертную и гастрольную
деятельность. "Вдоволь накатавшись" с "Диксилендом" по бескрайним
просторам СССР, Борис Савин решил вернуться в Челябинск всерьез и
надолго. Хотелось быть ближе к семье. И на несколько лет его основной
сценической площадкой стали известные в городе рестораны "Турист",
"Южный Урал" и "Уральские пельмени". Впрочем, в 80-е в ресторанах
работали практически все джазовые музыканты Челябинска. Само собой, это
влияло на их концертную программу. Каждый вечер они начинали с джаза,
любого - от диксиленда до джаз-рока. Конечно, увлеченному джазмену
Савину этого было мало. И он откликался на каждый зов Станислава
Бережнова, Георгия Анохина, Валерия Нагорного и других лидеров
тогдашнего челябинского джаза. Это было время экспериментальных малых
составов. Савина ценили, как техничного барабанщика и изобретательного
перкуссиониста. В начале 90-х работа в ресторанах просто стала опасной
для жизни - музыканты невольно превратились в участников криминальных
разборок. Распрощавшись с ресторанами, Борис Петрович с энтузиазмом
вернулся в коллектив Игоря Бурко. В 1994 году бэндлидер собирал новый
состав "Уральского Диксиленда". В том, кто будет барабанщиком, у Игоря
Владимировича сомнений не возникло. К тому моменту Бориса Савина без
сомнения можно было отнести к элите челябинского джаза, профессионалы
ценили его удивительную способность держать строгий ритм в ансамблевой
игре. Кроме того, его особенный вокал с задушевной хрипотцой как нельзя
лучше подходил для исполнения джазовых стандартов. "Уральский диксиленд
Игоря Бурко" получил новый контракт в Голландии, по которому в течение
нескольких лет, в 90-е, успешно гастролировал по Европе. На сегодня этот
коллектив является одним из ведущих джазовых составов города, одним из
лучших джаз-бэндов страны. Велика ли в этом заслуга Бориса Петровича?
Бесспорно! Я знаю точно, что многие поклонники "Диксиленда" ходили на их
концерты, именно "ради Боба". Кто еще так проникновенно мог спеть "What
A Wonderful World"? Ведь джазмен искренне верил, что этот мир
"удивительный". За это его и любили. Когда умирают джазмены, люди
плачут. Когда умирают джазмены, им поют песни. Светлая вам память, Борис
Петрович.
Наталья
Риккер,
автор программы "Джаз-тайм",
радио "Студия 1", Челябинск
|
|
|
Постсоветское пространство:
что будет |
Грядущие события ближайших двух недель освещает наша сводная
анонсовая рубрика, где показываются основные джазовые мероприятия по всей территории
России. Сегодня в этой рубрике - сводный анонс по 11 городам России до
19 октября...>>>>
Нижний
Новгород, 21-22 октября: Центр современной русской музыки "Этносфера",
Комитет по культуре Нижегородской области, "Уланов и Ко" представляют
специальную программу XV традиционного фестиваля "Джаз - России":
"Джаз - России 2006 Этносфера". Нижегородский государственный театр
юного зрителя (ул. Горького, 145).
21 октября, 19:00
Яна Тюлькова и ее "Jazz Vocal Studio" (Нижний Новгород)
Квартет пианиста Александра Шишкина (Нижний Новгород)
Фольклорный ансамбль "Свети-Цвет" под руководством Александра Харлова
(Нижний Новгород)
Группа "Ва-Та-Га" (Петрозаводск)
"Джаз
- России" - один из наиболее именитых действующих джазовых фестивалей
страны. Среди его участников прошлых лет - музыканты из нескольких
десятков стран, представляющие самые полярные стили современного джаза,
от классического мэйнстрима до электронного авангарда. Широкую
стилистическую палитру представит и фестиваль 2006 года, несмотря на его
явный "этнический уклон". Хорошо знакомая нижегородцам джазовая
вокальная студия Яны Тюльковой - это современный мэйнстрим, поиск новых
средств выражения и стремление к новым стандартам качества в исполнении
изысканной, искушенной, но тем не менее интуитивно понятной и
общедоступной музыки. А карельская "Ва-Та-Га" - это коллектив-сюрприз,
едва ли не самая яркая звезда импровизационной сцены России последних
лет: в ее музыке объединяется и свободная джазовая импровизация, и
неожиданное использование популярной среди молодежи клубной ритмики, и
самобытное прочтение национального фольклора.
22 октября, 19:00
Российская премьера программы "Новое дыхание традиций" (Москва)
участвуют:
Дуэт Сергея Старостина (вокал, этнические духовые) и Сергея Клевенского
(этнические духовые)
Дуэт Сергея Филатова (клавишные) и Виталия Кися (гитара)
Алексей Архиповский (балалайка, Москва)
Ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин"
под руководством Андрея Котова (Москва)
"Ва-Та-Га" (Петрозаводск)
Программа
"Новое дыхание традиций", чести принимать российскую премьеру которой
удостоился Нижний Новгород - один из проектов Центра современной русской
музыки "Этносфера". Это сообщество объединяет в своем кругу выдающихся
музыкантов - исполнителей, композиторов, фольклористов, творчество
которых связано с этнической культурой народов России. В рамках движения
проводится ежегодный фестиваль "Этносфера. Русские сессии", целью
которого является привлечение внимания профессиональных музыкантов и
творческой молодежи к проблеме сохранения и развития русской традиции в
новых формах современной музыки. "Пробудить интерес к истокам русской
музыкальной культуры и вдохнуть национальный мелос, ритмику и поэтику
русского фольклора в музыку нашей современности" - такова творческая
миссия всех участников движения. В разработке программы "Новое дыхание
традиций" приняли участие несколько музыкантов мирового уровня, чья
известность выходит далеко за пределы "традиционного" фольклорного поля:
среди них, например, Сергей Старостин, прекрасно известный нижегородцам
по выступлениям в новоджазовом "Moscow Art Trio", и джазовый пианист
Сергей Филатов. Стилистически "Новое дыхание традиций" - это собранная в
единое целое концертная программа, в которой русский фольклор
оказывается базой для джазовой, а временами и свободной импровизации
исполнителей. Кроме того, проект "Этносферы" не состоит из стандартного
набора самостоятельных номеров: его режиссура и аранжировка предполагают
многократные пересечения музыкантов в разноплановых составах, которые не
существуют вне этой программы.
Справки: 33-24-59; кассы: 18-31-25
Информационная поддержка
Телекомпании: НТР, MTV; Радиокомпании: "Эхо Москвы", "Серебряный дождь",
Областное Радио; Печатные издания: ИРА Биржа, "Рекламный вестник",
"Город и горожане"; Интернет-порталы: www.jazz.ru, www.nnov.ru,
www.nnovgorodout.ru
27-28 октября в Тверском областном
драматическом театре пройдет II
международный джазовый фестиваль "Джаз-экспресс в Твери", который
при содействии Тверской областной администрации и Законодательного
собрания Тверской области организовывает инициативная группа московских
музыкантов во главе с вокалисткой Александрой Орловой и пианистом
Алексеем Подымкиным.
Первый фестиваль состоялся в апреле и прошел с таким успехом, что
организаторы решили не ждать год и провести второй фестиваль спустя
всего полгода.
27 октября: Народный артист РФ Давид Голощёкин и ансамбль
"Четверо" (барабанщик Виктор Епанешников, контрабасист Сергей Васильев и
пианист Алексей Подымкин); группа Ambient Level (пианист Алексей Беккер,
гитарист Фёдор Досумов, басист Антон Давидянц и барабанщик Эдуард
Петрухин; вокалист Майлс Гриффит (США) плюс барабанщик Олег Бутман,
басист Антон Ревнюк и пианист Иван Фармаковский.
28
октября: дуэт Павел Чекмаковский (гитара) - Игорь Золотухин (гитара);
квартет народного артиста РФ, гитариста Алексея Кузнецова и
аккордеониста Владимира Данилина (при участии контрабасиста Евгения
Онищенко и барабанщика Игоря Игнатова); вокалистка Александра Орлова (в
ансамбле - гитарист Павел Чекмаковский, пианист Алексей Подымкин,
контрабасист Виталий Соломонов, барабанщик Эдуард Зизак); трубач Райан
Кайзор (США) и саксофонист Игорь Бутман (в ансамбле - пианист Алексей Подымкин, барабанщик Олег Бутман, басист Антон Ревнюк).
Начало в 19.00. Концерты ведет главный редактор портала "Джаз.Ру"
Кирилл Мошков. |
|
|
Что намечается:
столичные анонсы
12-28 октября,
галерея "ФотоСоюз":
выставка
фотографа
Павла Корбута |
20
октября, клуб-центр "ДОМ": Grencso Bio Kollektiv (Венгрия). Иштван
Гренчо (Istvan Grencso) - тенор-, сопрано-саксофон, дудук, зурна;
Роберт Бенко (Benko Robert) - контрабас; Ханс фон Флит (Hans van Vliet)
- тромбон; Дьёрдь Йесенски (Jeszenszky Gyorgy) - ударные.
Венгерский саксофонист Иштван Гренчо - не слишком редкий гость
российской столицы. Его можно встретить в составе легендарной
авант-рок группы Kampec Dolores, в компании музыкантов группы "Дети
Picasso" или же увидеть в программе Дмитрия Диброва "ProCвет". На этот
раз главный венгерский фриджазовый музыкант приезжает в Москву со
своим квартетом Grencso Bio Kollektiv. Те, кто был три года назад на
фестивале "Этнополь" в ДОМе, не забудут самый сильный концерт
фестиваля, мощный и насыщенный звук "венгерской коллективы",
педалирующую ритм-секцию Бенко-Йесенски и дрейфующий саксофон Иштвана
Гренчо. На этот раз с основным составом коллективы в Москву приедет и
голландский тромбонист Ханс фон Флит.
Визит коллективы в Москву приурочен сразу к двум событиям - 50-летнему
юбилею Иштвана Гренчо и выпуску нового альбома Grencso Bio Kollektiv "Zumzoo"
на московском лейбле Deep Music. Как известно, каждая новая работа
Гренчо кардинально отличается от предыдущих. Альбом 1999 года "Mistery"
включал фри-джазовые каверы на венгерские шлягеры 50-60-х годов,
последовавший в 2001 г. диск "7 Songs" состоял из синтеза современного
авангарда, джаза и хоровой музыки, а саундтрек к диафильму "DreamCar"
и вовсе был экспериментом над всеми видами звуковой выразительной
формы. Свежеиспеченная пластинка" Zumzoo" более традиционна по
звучанию и отдает настроениями Орнетта Коулмена и Джона Колтрейна.
Характерной чертой нового звучания группы является использование
армянских народных инструментов - дудука и зурны. Однако от этого
музыка никоим образом не превращается в фольклорную. Осваивать эти
инструменты Гренчо начал, посетив несколько раз Ереван, но дудук и
зурна у Иштвана звучат по-своему, по-венгерски.
17 октября в 19.00 в
Центральном Доме
Художника (Крымский вал, 10, тел. 238-1955, ) состоится
творческий вечер известного джазового гитариста Александра
Костарева и его друзей. Одновременно это - презентация
коллекционного сборника Kostarev Group и анонс выхода зарубежного
релиза группы, а также презентация юбилейного ХХ номера журнала "InRock".
Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>> |
|
|
Образование |
7-21 сентября в США побывала очередная, восьмая по счету группа
стажеров программы "Открытый Мир" - джазовых музыкантов из
России. С осени 2004 г. эта программа регулярно предоставляет молодым
(от 18 до 30 лет) российским джазменам возможность стажировки в
важнейших джазовых учебных заведениях США и выступления на крупных
фестивалях на родине джаза. Первая группа 2006/2007 учебного года
(всего в этом году должны отправиться в США три группы) стажировалась
в Институте Дейва Брубека в Калифорнии и выступила на фестивале в
Монтерее. О том, как это было, рассказывает сопровождающий группы -
нижегородец Борис Ярмахов...>>>> |
|
|
А в это время за
бугром... |
В
Вене объявлены результаты конкурса на Премию имени Ханса Коллера,
учрежденную AMO (Австрийским музыкальным обществом), Австрийским
правительством, городскими властями Вены и рядом спонсоров - Bank
Austria-Creditanstalt (BA-CA), Thomastik-Infeld, SKE-Fonds, журналом
Jazzzeit. Лауреат основной номинации - Европейской джазовой
премии - шведский пианист Бобо Стенсон.
Напомню, что АМО было учреждено в 2002 г. Матиасом Рюэггом,
руководителем знаменитого "Венского художественного оркестра" и
джазового клуба Porgy & Bess. Рюэгг, исключительно благодаря своему
авторитету, смог привлечь Правительства Австрии и города Вена, банк
BA-CA и фирму Thomastik-Infeld, известную, в первую очередь, гитаристам.
Кроме премий австрийским музыкантам, в составе Премии им. Ханса Коллера
есть и "Европейская джазовая премия": члены международного жюри
выдвигают по одному джазмену от своей страны, но не могут голосовать за
него вплоть до последнего этапа.
Как и в прошлом году, исход не был ясен до последнего тура, и лауреат
был выявлен в упорной борьбе. Победил шведский пианист Бобо Стенсон,
которого, наверное, нет необходимости представлять нашим читателям.
Напомню только, что премия присуждается исключительно за достижения в
течение предыдущего года - прошлые заслуги в зачет не идут. Думаю, что
решающую роль в выборе жюри сыграло участие Бобо Стенсона в четырех
альбомах Чарльза Ллойда - "Fish Out Of Water", "Notes From Big Sur", "The
Call "и "All my Relations" и концертная программа его трио (с
саксофонистом Йозефом Лауэром) на фестивале-ярмарке Jazzahead в марте
этого года в Бремене.
Стенсон получит неизменные 14 500 евро (выделенные Мэрией Вены и банком
BA-CA) 1 декабря с.г. и на следующий день даст концерт - как всегда, в
клубе Porgy & Bess.
Выступят также лауреаты австрийской премии имени Ханса Коллера.
Музыкант 2006 года - Алекс Дойч (ударные)
Новое имя: JazzWerkstatt Wien
Диск года: "Travelling Hard" квинтета Роберта Бахнера (ATS
Records)
Сайдмен года: Матиас Пихлер - контрабас
Нью-йоркская стипендия (дается, как правило, двум молодым
музыкантам на то, чтобы провести сезон в джазовой столице мира - Д.У.):
саксофонист Габор Голла (р. 1988) и ударник Бернд Райтер (р. 1982)
Талант года (присуждается музыканту-тинэйджеру): гитарист Дикну
Шнеебергер (р. 1990)
Декабрьский уикэнд в Porgy & Bess, кроме всего прочего, повод во вполне
конструктивной (в отличие от фестивальной) обстановке пообщаться с
людьми, занимающимися джазом в Европе. Наверное, уместно напомнить, что
инициатор Премии - бессменный руководитель известного у нас Венского
художественного оркестра, учредитель АМО и арт-директор клуба "Порги и
Бесс" швейцарец Матиас Рюэгг - осуществляет всю эту свою деятельность в
соседней Австрии, формально даже не являясь гражданином этого
государства.
Подробности на
сайте Австрийского музыкального общества (AMO)
Дмитрий Ухов (член жюри)
В предыдущем выпуске "Полного джаза" мы анонсировали интервью
с выдающимся нью-йоркским трубачом Валерием Пономаревым (экс-Art
Blakey Jazz Messengers). Интервью вовсе не по веселому поводу, хотя и
хороший повод, казалось бы, есть: минувшим летом на американском лейбле
Reservoir вышел новый альбом маститого трубача, "Beyond the Obvious". Но
повод, к сожалению, имеет мало отношения к музыке. С Пономаревым
случилась беда, которой боится всякий музыкант, часто и помногу летающий
по миру с музыкальным инструментом. Разговор идет о полицейском
произволе, которому российско-американская джазовая звезда
подверглась в парижском аэропорту...>>>> |
|
|
Джазовые дни рождения
на 05-13 октября |
05.10 - контрабасист
Джимми Блэнтон (Jimmy Blanton, 1918-1942); новоджазовый трубач и
пианист Билл Диксон (Bill Dixon, 1925)
06.10 - пианист буги-вуги Сэмми Прайс (Sammy Price,
1908-1992)
07.10 - барабанщик "Папа" Джо Джонс (Papa Jo Jones,
1911-1985); критик, поэт, драматург и историк джаза ЛеРой Джонс,
он же имам Амири Барака (LeRoy Jones a.k.a. Amiri Baraka, 1934);
альтист и тенорист Джордж Янг (George Young, 1937); органист
Лэрри Янг (Larry Young, 1940-1978)
08.10 - барабанщик Джей Си Херд (J.C.Heard, 1917-1988);
ритм-н-блюзовый тенор-саксофонист Хал Сингер (Hal Singer, 1919);
баритон-саксофонист Пеппер Адамс (Pepper Adams, 1930-1986)
09.10 - саксофонист и историк раннего джаза Мезз Меззроу (Mezz
Mezzrow, 1899-1972); банджоист Элмер Сноуден (Elmer Snowden,
1900-1973); вокалистка Ли Уайли (Lee Wiley, 1910 или 1915-1975);
флейтист и саксофонист Юсеф Латиф (Yusef Lateef, 1920);
южноафриканский пианист Доллар Брэнд, он же Абдулла Ибрагим
(Dollar Brand a.k.a. Abdullah Ibrahim, 1934); вибрафонист Дейв
Сэмюэлс (Dave Samuels, 1948); саксофонист Кенни Гарретт
(1960)
10.10 - трубач Гарри "Суитс" Эдисон (Harry "Sweets" Edison,
1910-1999); композитор и пианист Телониус Монк (Thelonious Monk,
1917-1982); валторнист Джулиус Уоткинс (Julius Watkins,
1921-1977); новоджазовый барабанщик Эд Блэкуэлл (Ed Blackwell,
1927 или 1929-1992); пианист Джуниор Мэнс (Junior Mance, 1928);
трубач Сесил Бриджуотер (Cecil Bridgewater, 1942)
11.10 - барабанщик и бэндлидер Арт Блэйки (Art Blakey,
1919-1990); джазовый пианист и блюзовый автор Моуз Эллисон (Mose
Allison, 1927); сопрано- и тенор-саксофонист Кёртис Эми (Curtis
Amy, 1929-2002); барабанщик Билли Хиггинс (Billy Higgins,
1936-2001); новоджазовый трубач и бэндлидер Лестер Боуи (Lester
Bowie, 1941-1999); новоджазовый контрабасист Фред Хопкинс (Fred
Hopkins, 1947)
13.10 - вибрафонист Терри Гиббс (Terry Gibbs - настоящее
имя Джулиус Губенко, 1924); контрабасист Рэй Браун (Ray Brown,
1926-2002); альт-саксофонист Ли Кониц (Lee Konitz, 1927);
новоджазовый тенор-саксофонист Фарао Сандерс (Pharoah Sanders,
1940) |
|
|
Телевидение |
Джазовые концерты
на телеканале "Культура" 6 октября. 01:20
Звезды
российского джаза. Запись выступления Государственного камерного
оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема под управлением Георгия
Гараняна, которое проходило в рамках фестиваля "Российские звезды
мирового джаза", посвященного 90-летию Олега Лундстрема.
8 октября 01:10
Джем-5.
Вибрафонист Лайонел Хэмптон. Звучат редкие записи 1940-1950-х годов. |
|
|
Радио |
"Бесконечное приближение" (Радио
России) Программа (автор и ведущий
Михаил
Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. В связи с
выходом "Радио России" в FM диапазон (частота 97,6 в Москве, с 10
апреля) изменилась сетка вещания. Программа Михаила Митропольского
"Бесконечное приближение" выходит в эфир в ночь с пятницы на
субботу в 0.10.
7 октября - программа посвящена саксофонисту Дьюи Редману в связи
с его смертью 2 сентября в возрасте 75 лет.
14 октября - программа из серии "Импровизация" плавно движется от
пианиста и аранжировщика Гила Эванса к саксофонисту Ли Конитцу,
вспоминая по ходу дела голос Стинга, Шейлы Джордан и Лори Андерсон.
Подкаст
"Слушать здесь":
#89: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Maiden Voyage" с альбома
пианиста Элдара (Эльдара Джангирова) "Eldar" (Sony Classical, 2005).
#88: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей
Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу
"Piano Phase / Phased & Confused Mix" на основе музыки композитора Стива
Райха в аранжировке группы D'Note с альбома "Reich Remixed" (Nonesuch,
1999).
|
|
|