18-20
августа в Москве уже в 9-й раз прошел фестиваль "Джаз в саду
Эрмитаж". История фестиваля уместилась как раз на том же временном
отрезке, что и история нашего журнала: первый фестиваль состоялся в
достопамятные дни августовского дефолта 1998 года, ровно за два месяца
до того, как на "Джаз.Ру" появился первый выпуск
еженедельного журнала "Полный джаз".
Наверное, уже только ленивый в ежедневных газетах не отметил, что
стилистическая картинка "Эрмитажа" в этом году получилась на редкость
ровной: никакого этно-джаза, почти никакого фьюжн - один мэйнстрим в
самых разных проявлениях, от вполне шаблонных до весьма креативных.
Впервые с 2002 г. в один из дней фестивалю чуть-чуть не повезло с
погодой: во второй день пошел дождь, но вскоре прекратился, подвергнув
эрмитажную публику только небольшому испытанию на лояльность - которое
она с честью выдержала, пересидев дождь под зонтиками.
Более серьезному испытанию подверг фестиваль сам сад "Эрмитаж", устроив
полуофициальные лазейки для тех, кто не желал платить за вход 450
рублей. Сначала на боковом проходе в задней части сада, а затем и на
основном входе, буквально на глазах у сотрудников фестиваля, охрана сада
и сотрудники милиции благополучно пропускали в сад, помимо билетов,
сотни прижимистых "слухателей" по сходной цене - сначала 300, а затем и
200 рублей, которые шли, естественно, прямиком в карман "благодетелей",
а вовсе не на гонорар артистам. Трудно поверить, что столь массовое
явление могло происходить без ведома администрации сада, но тут мы, как
вы понимаете, ничего утверждать не можем. В любом случае, моральная
ответственность лежит не только на любителях наживы в погонах, но и на
тех, кто радостно отдавал им свои деньги, считая при этом, что совершил
замечательно выгодную сделку. Так что значительную часть посетителей
фестиваля стоит поздравить с крепким нервным здоровьем, позволяющим спокойненько обворовывать работающих для них артистов.
Впрочем,
мы о музыке. В пятницу фестиваль открыл ансамбль вибрафониста
Анатолия Текучева, где одну из
главных ролей играл его брат - тенор-саксофонист Святослав Текучев
(оркестр Олега Лундстрема, группа "Транс-Атлантик"). Ярко прозвучал
также пианист Евгений Лебедев -
студент бостонского колледжа Беркли, который сейчас находится в Москве
на каникулах. Анатолий Текучев и Лебедев играли вместе еще в Америке, на
стажировке в Школе Лайонела Хэмптона в 2005 г.; там же с ними играл и
контрабасист нынешнего состава Андрей Дудченко. Только Текучев-младший и
барабанщик Павел Тимофеев не ездили с ними тогда.
Ансамбль играл главным образом материал дебютного альбома Анатолия
Текучёва - "Неряшливый" (2005), который
записан именно этим составом. Крепкий современный мэйнстрим, изящная,
искушенная игра вибрафониста, тонкий романтичный звук тенора, временами
вызывающий аллюзии благостной, бесконфликтной атмосферы смут-джаза - и
удачно входящий в мягкий конфликт с насыщенным, боевитым фортепиано.
Молодым музыкантам выпала нелегкая доля служить полигоном для
окончательной отстройки звука на фестивале, так что, например, контрабас
стал отчетливо читаться только на самой последней пьесе, но свою музыку
они представили публике весьма удачно.
Иван
Волков - один из самых совершенных и многоликих духовиков в московском
джазовом мэйнстриме. В его арсенале - бас-кларнет, все саксофоны (бас,
баритон, тенор, альт и сопрано), флейта, и на всем этом он играет
превосходно. Многолетняя работа в оркестре Олега Лундстрема и в карусели
постоянных клубно-ресторанных выступлений не позволяют Волкову
появляться на креативной джазовой сцене так часто, как он этого
заслуживает, и тем более - часто появляться с развернутыми авторскими
программами. Приятное исключение - его выступление на "Эрмитаже".
Программа была заявлена как базирующаяся на мелодике русского фольклора,
что, правда, не всегда подтверждалось практикой: блюзовая форма и, что
немаловажно, блюзовое содержание то и дело затмевали те немногие
элементы, которые, вероятно, были призваны олицетворять интонации
русской музыки. Тем не менее, сыграно все было весьма лихо (коллеги по
оркестру Лундстрема - перкуссионист Александр Брыксин и барабанщик
Владимир Журкин, плюс клавишник и пианист Юрий Погиба и контрабасист
Евгений Онищенко), хотя и не без признаков вездесущей "шары", в потоке
ежевечерних клубных работ не позволяющей толком отрепетировать
программу. Эффектные переключения лидера между бас-кларнетом и
баритон-саксофоном, флейтой, сопрано-саксофоном и т.п., хорошо
выписанные ансамблевые эпизоды, разнообразие тембровых и динамических
фактур - все это изрядно развлекло публику, пусть собственно в музыке
"Деревенского танца", "На камушке", "У пруда" и т.п. обнаруживалось куда
меньше русской специфики, чем в названиях пьес.
Уже
несколько лет на "Эрмитаже" хорошо представлена одна из ведущих
региональных джазовых цен России - Ростов-на-Дону. В этом году столицу
Юга России представлял ансамбль Hi Fly контрабасиста Адама Терацуяна -
доцента джазового факультета Ростовской консерватории им. Рахманинова.
Оставим в стороне странное название коллектива (заимствованное у пьесы
Рэнди Уэстона): ростовские джазовые ансамбли вообще славятся
малопонятными "как бы английскими" наименованиями, вроде
трансцендентного Centropezn Jazz Quartet.
Ростовчанам
было что предъявить и помимо названия. Упругая ритмика (лидер плюс
барабанщик Максим Кабальскис, который, помимо джаза, известен как
участник ростовской рок-группы "Фруктовый кефир"), временами достаточно
искушенные фортепианные партии (Кристина Крит) и, главное, мощный
саксофон Андрея Мордасова составляли достаточно яркую картину. Сложнее
приходилось, когда в дело вступала вокалистка Оксана Филипчук (вокал,
перкуссия): в качестве перкуссионистки она вполне удачно разнообразила
звучание коллектива, но в плане вокала запас развития еще явно есть (и
главным образом - в плане понимания того, о чем поешь, пусть даже и на
иностранном языке).
Следующим
отделением началась череда международных проектов, которые так красной
нитью и прошли через весь фестиваль: во всей программе "Эрмитажа-06"
только австрийский ансамбль Together был полностью иностранным (с
поправкой на то, что до 1993 г. их трубач все-таки жил и работал в
Москве). Ансамбль Europlane на "Эрмитаже" - это барабанщик Александр
Машин, контрабасист Сергей Васильев, живущий в Германии венгерский
тенор-саксофонист Тони Лакатош и лидер, итальянский пианист Роберто
Магрис, работающий параллельно в полудюжине самых разных авторских
проектов. Музыка Магриса - типично европейский джаз, идущий, так
сказать, от лобных долей головного мозга, но исполненный одухотворенно и
энергично - прежде всего благодаря Тони Лакатошу, обладателю острого,
"нахального" звука и напористой импровизационной манеры, иногда
вызывающей в памяти манеру покойного Боба Берга.
Роберто
Магрис был приятно удивлен уровнем молодых российских музыкантов,
которые не только с ходу вошли в его не самый банальный музыкальный
материал, но и приложили усилия для возможно более яркого изложения
этого материала. Особенно это касается барабанщика
Александра Машина, который на
протяжении всего сета поддерживал в ансамбле сильную полиритмическую
интригу, агрессивно переключая и надстраивая ощущение времени всего
ансамбля и не давая музыкальному потоку остывать - что, возможно, с
другим барабанщиком и не было бы возможно, так как, в противовес умному,
но горячему саксофону, фортепиано (тоже вполне интеллектуальное)
постоянно стремилось к некоторому охлаждению атмосферы, а Машин с этим
охлаждением спорил, что до самого окончания сета заставляло с интересом
следить за этими формообразующими конфликтами динамических и ритмических
ощущений.
Первый
день фестиваля завершал Reunion Band - еще один международный проект,
где сошлись яркие индивидуальности. С "русским американцем" Алексом
Сипягиным мы уже хорошо знакомы: в последние годы трубач Mingus Big Band
и Mingus Dynasty, биг-бэндов Джорджа Грунтца и Дейва Холланда, с 2001 г.
выстроивший уже и впечатляющую сольную дискографию из пяти альбомов на
лейбле Criss Cross, регулярно выступает на родине с самыми разными
коллективами. Хорошо мы знакомы и с пианистом Дейвом Кикоски, который за
2000-е годы несчетное количество раз посетил Россию, в самых разных
составах - от Soulbop Рэнди Бреккера-Билла Эванса до сольной игры -
выступая по всей стране, вплоть до Новокузнецка.
Более
того, мы хорошо знакомы и с незаурядным тенор-саксофонистом Донни
Макказлином, который впервые приехал в Россию еще в 1997 г., а
впоследствии выступал и на одной из ранних версий "Джаза в саду
Эрмитаж". Этот яркий музыкант в последнее десятилетие не только набрал
профессиональный вес, после первоначального успеха с популярными Steps
Ahead работая в непростых оркестрах Джорджа Грунтца, Гила Эванса, Марии
Шнайдер и квартете пианиста Данило Переса, но и приобрел репутацию
экспериментатора, не боящегося междужанровых опытов и новых звучаний -
как в работах с новаторской группой Lan Xang, так и в собственных
сольных альбомах на лейблах Arabesque, Criss Cross и - уже в 2006-м -
Sunnyside ("Soar", где саксофонист предстает во всем блеске
непредсказуемости, изобретательности и богатой музыкальной фантазии).
Надежный
ритмический фундамент обеспечивали москвичи - контрабасист
Антон Ревнюк, учившийся одновременно
с Сипягиным в Гнесинке и не раз поддерживавший его российские
выступления (например, совсем недавно - на фестивале в Архангельском) и
барабанщик Евгений Рябой.
Непростая авторская музыка Сипягина, Кикоски и Макказлина (каждый
представил несколько своих произведений) хорошо укладывается в парадигму
современного мэйнстрима, но это мэйнстрим не консервативный, а,
напротив, креативный, насыщенный идеями и нешаблонными решениями. Все
три фронтмена ансамбля прекрасно уравновешивают друг друга: романтичный,
спокойный Сипягин, хитроумный Макказлин и суперэмоциональный,
сверхэнергичный Кикоски, на сцене так и брызжущий потоком чистого
драйва.
Финальная
джемовая штучка в бодром ритме second line (даже не имеющий музыкального
опыта слушатель может легко его вспомнить, несколько раз с оттяжечкой
пробормотав "пам, пам, пам, пам-пам") радостным и светлым мазком закрыла
первый фестивальный день.
19 августа был тот самый день с дождем - первые капли упали еще на
выступлении ансамбля "Круглый бэнд" во главе с саксофонистом
Алексеем Кругловым. Многолетняя
"надежда московской джазовой сцены" показала полноценную программу, уже
безо всяких скидок на молодость и поиск: это - своего рода сборник
лучшего из нескольких авторских программ Круглова за последние годы,
усиленный присутствием специального гостя - Олега Грымова (саксофониста
оркестра Игоря Бутмана), в последнюю пару лет выдвинувшегося в первые
ряды московского саксофонного сообщества.
Надежная
ритм-секция (Ринат Гатаулин - ф-но, Роман Бубнов - контрабас, Павел
Тимофеев - барабаны), никакого фри-джаза, протяженные умные соло обоих
саксофонистов, эффектная эквилибристика Круглова с игрой на нескольких
саксофонах одновременно и несколько мощных, заводных, хорошо
запоминающихся тем (особенно - бодрое диско в финале сета) - отличное
начало фестивального дня.
Дождь
продолжался и во время выступления еще одного "русского американца", на
этот раз совсем свежеиспеченного. Все еще хорошо помнят
Виталия Головнева яркой звездой
секции труб биг-бэнда Игоря Бутмана - а он уже скоро три года как живет
в Нью-Йорке, проходит непростую начальную стадию продвижения в
перенасыщенном растворе самой интенсивной в мире джазовой жизни. Впервые
после эмиграции он появился в России в апреле текущего года на фестивале
"Джаз-экспресс" в Твери, а теперь настала очередь московской сцены. И,
надо сказать, Виталий не ударил в грязь лицом. С собой он привез
надежного и опытного, несмотря на молодость, барабанщика Джейсона Брауна
и отличную японскую пианистку Мики Хаяма, с которой уже гастролировал в
прошлом году по Японии. На месте в ансамбль был добавлен контрабасист
Андрей Дудченко. Планировалось, что специальным гостем выступит бывший
работодатель Головнева - Игорь Бутман, однако Игорь был на гастролях до
24 августа, и вместо него на сцене появился другой тенор-саксофонист из
оркестра Бутмана - Дмитрий Мосьпан.
Удивительно,
какие мастера выросли на московской сцене за совсем недолгое время. В
год первого фестиваля в "Эрмитаже" Мосьпан, тогда еще 14-летний
вундеркинд только-что-из-Волгограда, играл свои первые московские джемы,
поражая знатоков точной имитацией Джона Колтрейна и необузданной
энергией. Прошло всего восемь полных лет - и вот перед нами сложившийся
артист, с колоссальной техникой игры, с собственным лицом, с
превосходным чувством стиля и с глубоким пониманием роли нюансов и
тонкостей, но по-прежнему с необузданной юношеской энергией. То же можно
сказать и о Головневе, только по нему теперь еще прошлась нью-йоркская
полировка, добавив ему класса и яркости.
И
совершенно неожиданное впечатление - пианистка Мики Хаяма. Мощный звук,
жесткая, совсем не женская хватка, энергичное туше, отличная
классическая подготовка и, самое главное, развитое импровизационное
мышление и стилистическое чутье. На ее насыщенной гармонической основе,
сцементированной упругим контрабасом Дудченко, оба солиста прозвучали
одновременно по-юношески ярко и по-взрослому мастеровито - и
симптоматично, что именно на их выступлении, под проливным дождем, от
сцены практически никто не ушел.
Зато вокалистке Анне
Бутурлиной повезло. Дождь кончился. Это первое появление Анны на
фестивальной московской сцене после рождения дочери - и нельзя не
заметить, что певица сильно изменилась. Голос стал звучать ниже,
темброво разнообразнее и, не побоимся этого определения - чувственнее.
Вообще Бутурлина явно выросла, вошла в форму. Это была самая "сугубая"
традиция за весь второй вечер - ни одного шага прочь от стопроцентного
мэйнстрима, добротных, хорошо знакомых публике стандартов; но подано это
было отлично, не в последнюю очередь благодаря умным и знающим
аккомпаниаторам (трио пианиста Алексея Беккера) и специальным гостям:
тут и тот же Дмитрий Мосьпан с его мощным тенор-саксофоном, и маститые
Алексей Кузнецов (гитара) и Виктор "Арзу"
Гуссейнов (труба) с их огромным опытом, вкусом и не поддающимся имитации
ощущением традиции "из первых рук", хорошо уравновешивающим тот факт,
что исполнение молодой московской вокалисткой американских стандартов
30-50-х гг. в диапазоне от "Tuxedo Junction" до "I Remember April"
просто по определению не может не быть вторичным - и по отношению к
истории музыки, и, так сказать, в культурологическом смысле.
Алексей Кузнецов, Сергей Хутас, Анна Бутурлина
Главная
американская звезда второго дня - саксофонист Гэри Томас. 45-летний
тенорист из Балтимора находится на самом пике формы и хорошо знает, чего
хочет и какими средствами этого добивается. Опыт недолгой работы в одном
из поздних ансамблей Майлса Дэйвиса - это, конечно, отличная
рекомендация, но ничуть не меньше о заслугах Томаса говорят и работы с
Грегом Осби, Джеком ДеДжоннеттом и Уоллесом Рони. На выходе - плотный,
насыщенный звук, четкое понимание принципов современного мэйнстрима и
довольно высокий энергетический уровень, "градус" игры.
Вместе
с Гэри на сцене - еще один наш именитый соотечественник из Америки,
живущий в Вашингтоне бывший контрабасист легендарного "Аллегро" Виктор
Двоскин, и два первоклассных москвича: барабанщик Дмитрий Севастьянов и
мудрый, изобретательный и напористый пианист
Лев Кушнир. Честно говоря, лиричный и
эмоциональный тандем Двоскин-Кушнир, может быть, хотелось бы послушать и
побольше, не только в партнерской роли по отношению к тянущему на себя
одеяло саксофонисту.
Финал
вечера - единственное стилистическое отступление от мэйнстрима:
бразильская танцевальная музыка в исполнении московской группы Esh с
вокалисткой Анной Клесун и специальным гостем, изрядно добавившим этому
популярному клубному коллективу аутентичности - живущим в Скандинавии
бразильским перкуссионистом Селиу де Карвалью. Запомнились его
насыщенные стрекотом мелкой перкуссии сольные эпизоды и эмоциональные
джазовые соло саксофониста Тимура Некрасова.
Третий день открыл единственный в этом году ансамбль традиционного джаза
- Jazz Dance Orchestra трубача Вадима Зайдина. Такие коллективы есть и в
Литве, и в Польше, и на многих других европейских сценах - когда молодые
инструменталисты-модернисты объединяются, чтобы играть нарочито
старомодную музыку, чистую классику жанра. Так и в октете Зайдина:
стилизованные под 1930-е авторские пьесы лидера и адаптированную
классику из репертуара Гарри Джеймса, Бенни Гудмена и других свинговых
звезд довоенной эры играют, например, такие антитрадиционалисты, как
пианист Владимир Нестеренко, саксофонист Алексей Круглов, тромбонист
Алексей Секацкий (который также весьма стильно и точно поет, хорошо
имитируя манеру эстрадного пения 30-х).
Jazz Dance Orchestra Причисляя себя в
припадке атавистического снобизма к поклонникам интеллектуального джаза,
один из авторов этих строк, честно говоря, не ожидал от выступления
этого состава чего-то выдающегося. И, естественно, ошибся, поскольку
танцевальный джаз, исполненный со знанием дела - весьма самобытное и
интересное культурное явление. Не век же, в самом деле, морщить чело в
тяжких думах об авангардных глубинах! Иногда полезно сбросить с себя
груз музыкальной грамотности на плечи музыкантов, а самой растопырить
уши и запросто насладиться хорошо продуманным и профессионально
изложенным в легкой и непринужденной манере музыкальным материалом.
Собственно, именно это и было проделано под звуки Jazz Dance Orchestra.
Временами, правда, музыковедческое сознание все же пробуждалось и
отмечало про себя, что в пьесе "Definition of Swing", например,
по-театральному звучащий во вступлении дуэт тромбона и фортепиано
настолько убедительно создает интригу всей композиции, что уже и не
обращаешь внимание на то, что в его продолжении звучит обычный блюзовый
квадрат. Да вот еще знакомые студенты-англичане, изучающие русский язык
и заброшенные по такому случаю в Москву для непосредственного припадения
к неиссякаемому источнику Живого Великорусского, вежливо
поинтересовались: действительно ли поющий с таким натуральным акцентом
вокалист, выступающий с оркестром, тоже русский? И на это им было с
хорошо скрываемой гордостью отвечено, что да, Алексей Секацкий -
русский, и что помимо пения он еще и на тромбоне сыграл очень здорово.
Назад к современному мэйнстриму аудиторию вернул израильский саксофонист
Роберт Анчиполовский. Этот верный ученик легендарного Фила Вудса,
переигравший на тесной израильской сцене буквально во всеми, включая аж
Джона Зорна в его иерусалимском проекте 1995 г., выступил в Москве с
квартетом пианиста Игоря Надеждина. Надеждин и Анчиполовский
познакомились в Израиле, где Надеждин тоже одно время работал; его
нынешний квартет - тенорист Леонид Шупик, недавно перебравшийся из
Питера в Москву контрабасист Владимир Кольцов-Крутов и еще один недавний
"мигрант" - барабанщик Давид Ткебучава из Казани - создал для
насыщенного, мощного, весьма и весьма искушенно звучащего тенора
Анчиполовского угловатую, но плотную звуковую ткань, в которой изящным
контрастом к гипер-логичным, математически точным соло израильского
гостя прозвучала труба москвича Артема Ковальчука (биг-бэнд Игоря
Бутмана).
Профессор
альт-саксофона Александр Осейчук
выступил в "Эрмитаже" со специальным проектом: это не обычная его
"Зеленая волна", а квинтет Александра Осейчука - Жанны Ильмер.
Саксофонистка Жанна Ильмер (альт, сопрано) не так давно побывала, в
качестве преподавателя, на стажировке в США (о чем рассказывается в
предыдущем и
сегодняшнем выпусках "Полного джаза") и
вообще находится на подъеме - тут и работа в JVL биг-бэнде Виктора
Лившица, и регулярные выступления с Профессором Осейчуком. Ритм-секция
(Родион Гоборов - фортепиано, Андрей Аминов - контрабас, Владимир
Кулешов - ударные) прекрасно оттеняет отточенное, технически точнейшее
звучание двух саксофонов, играющих программу из жизнерадостной музыки
одного из самых плодовитых композиторов джазовой истории - пианиста
Хораса Силвера.
Вальтер Штромайер, Александр Фишер, Петер Кольбе Уже
упоминавшийся нами квинтет Together (Австрия) оказался самым иностранным
составом на фестивале - в нем был только один "наш" участник, трубач
Александр Фишер, работающий с этим
венским коллективом уже около 10 лет (Фишер переехал из Москвы в Вену в
1993-м). Остальные участники работают Together (вместе) - или, точнее,
работают в Together - кто сколько: член-основатель, контрабасист Вальтер
Штромайер - тридцать лет; ветеран-саксофонист Петер Кольбе - на два года
меньше; пианист Хэриберт Колий - 15 лет, и только барабанщик Анди Вайсс
- новичок, он в ансамбле всего года три.
Музыка
Джулиана "Кэннонболла" Эддерли, как решили участники ансамбля, должна
оказаться идеальным вариантом для садово-паркового фестиваля. Так оно и
было: легкая, "ненапряжная" программа, сыгранная с европейским блеском и
с чисто австрийским жизнелюбием, да еще и состоящая из
жизнеутверждающих, ярких стандартов, написанных или самим великим альт-саксофонистом 50-х,
или же его братом, корнетистом Натом Эддерли, с которым "Кэннонболл"
некоторое время работал в одном ансамбле ("Jive Samba", "This Here", "Worksong" и т.п.),
прошла "на ура", хотя австрийской группе пришлось слегка затянуть
выступление: заявленный перед ними американский вокалист Майлс Гриффит
никак не мог вовремя добраться до "Эрмитажа" из аэропорта в связи с
задержкой рейса. Затягивали-затягивали, сыграли каждый на пару квадратов
больше в каждом соло - не хватило времени на планировавшийся "бис", "Mercy
Mercy Mercy" - которая имеет непосредственное отношение к Австрии, ведь
ее написал многолетний пианист ансамбля Эддерли в первой половине 60-х,
австриец Йозеф Завинуль, всему миру известный как Джо Завинул.
Но
вот на сцене примчавшийся уже из Шереметьево Майлс Гриффит - небольшой,
плотный, очень экспансивный. С ним - отличный московский ансамбль
нью-йоркского барабанщика Олега Бутмана: Олег Грымов (альт-саксофон),
Алексей Подымкин (фортепиано) и
Сергей Хутас (контрабас). Майлс - явно первоклассный развлекатель: на
его сете перед сценой, на обширной полукруглой танцплощадке, с
маниакальным упорством год за годом возобновляемой в "Эрмитаже" с 50-х
аж годов, впервые за весь фестиваль появляются пляшущие и самозабвенно
визжащие детишки. Специально для них Гриффит, который был бы
замечательным вокалистом, если бы поменьше налегал на клоунаду, поет "Meet
The Flintstones" - песенку полузабытой группы начала 80-х B-52s про
героев американского мультсериала. Видимо, он ожидал, что дети песенку
узнают, но эти дети - не американские, они и сериал вряд ли видели, и,
главное, текста не понимают. Что им - прыгают и прыгают...
Финал
фестиваля оказался едва ли не самым творчески значимым его сетом.
Выдающийся российский пианист и композитор
Леонид Винцкевич,
всю жизнь сознательно держащийся чуть в стороне от московской суеты
(живет он в Курске, и там же, прежде чем двинуться по ежегодному
маршруту через семь-десять крупных городов европейской России, стартует
его фестиваль "Джазовая провинция"), собрал самую международную сборную
из всех международных сборных этого фестиваля.
Начать с ритм-секции. Это готовое трио - датско-шведско-британская
Stekpanna, уже неоднократно гастролировавшая по России: гитарист Мадс
Олесен (Дания), барабанщик Петтер Свард (Швеция), басист Стив Кершоу
(Великобритания). Плюс сам Винцкевич, с его могучей, по-стравински
сложной и по-монковски угловатой аккордикой, за фортепиано. Плюс его сын
- незаурядный саксофонист Николай Винцкевич. И, наконец, два солиста -
партнеры в музыке и в жизни, супружеская пара из США: вокалистка Ким
Назарян (хорошо знакомая нам по вокальному квартету New York Voices) и
тромбонист, перкуссионист, продюсер Джей Эшби.
Вне
New York Voices у Ким Назарян оказался сильный, не столько джазовый,
сколько едва ли не фолк-роковый голос ангельского тембра, которым она
совершенно изумительно владеет. Для одного из авторов этих строк едва ли
не сильнейшим музыкальным переживанием фестиваля оказалось исполнение
Ким Назарян нежной баллады Боба Хиллиарда и Дэвида Мэнна "In The Wee
Small Hours Of The Morning" в неожиданной аранжировке Винцкевича.
Очень
интересен оказался и Джей Эшби в своей перкуссионной ипостаси - по
крайней мере, не менее интересен, чем в роли тромбониста. Сильные,
насыщенные соло Винцкевича-младшего послужили к изрядному украшению
сета, а плотная, совсем не мэйнстримовая игра трио Stekpanna в качестве
ритм-секции наконец-то развеяла ощущение, что "Эрмитаж" превратился в
сугубо мэйнстримовый фестиваль.
Мадс Олесен, Стив Кершоу, Ким Назарян, Леонид Винцкевич, Николай
Винцкевич, Джей Эшби, Петтер Свард Итак, старт московскому
джазовому сезону дан. Фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вступает в девятый
год своего существования. Все-таки это целая эпоха в истории российского
джаза. Очень хочется пожелать организаторам, чтобы эта эпоха продлилась
подольше.
Кирилл
Мошков (текст, фото),
Анна Филипьева (текст),
Павел Корбут (фото)
|