Выпуск #5-6,
2006
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Бах в джазе... джаз в Бахе... |
|
Иоганн Себастьян Бах. В
джазе. Трудно представляемо, правда? Тем не менее, программа трио
Валерия
Гроховского (США), представленная 10 февраля в московском "Ле
Клубе", называется именно так - "Бах в джазе". Имя великого
композитора вполне прочно ассоциируется со словосочетанием
"классическая музыка" в сознании практически любого человека, но
далеко не у всех (кроме, пожалуй, поклонников пианиста Жака Лусье) -
со словом "джаз". Менять ассоциативное мышление у покинувших свои
дома пронзительным зимним вечером ради это самого "Баха" взялись три
человека: собственно сам пианист Валерий Гроховский, известный
джазовый барабанщик Джерри Гиббс (Gerry Gibbs) и контрабасист
Хэмилтон Прайс (Hamilton Price).Мышление в глобальном смысле, может,
и не поменяли, но неожиданное сочетание показали. Пусть ненадолго,
но слова "Бах" и "джаз" действительно были вместе. Не зря Валерию
Гроховскому ставят заслугой поразительное умение сочетать объемный
классический репертуар и искрящие джазовые импровизации. Легкое
дуновения чуть нервных клавиш, и вот строгий, академический, четкий
Бах ожидает свою девушку, опаздывающую на свидание. Ожидает джаз.
Джаз чуть томит ожиданьем, но впадать в отчаяние не заставляет -
появляется через несколько мгновений, оттеняя вечную классику ритмом
рассыпчатых ударных и вкрадчивым контрабасом. Вообще надо
сказать, что вечер был построен на контрастах: серьезный Гроховский
за роялем, поучительно отмахивающий начало некоторых песен, и
улыбчивый Хэмилтон, нежно держащий контрабас и широко улыбающийся.
Кстати, Хэмилтон получил степень бакалавра по классу "контрабас" в
том самом техасском университете, где преподает Гроховский. Пока
в левой части сцены продолжают развиваться отношения
"наставник-ученик", в правой части невероятно спокойный и почти
неподвижный Джерри Гиббс за ударными воплощает собой фигуру
"мыслящий метроном" по четкости игры. Кружевной джаз по-прежнему
продолжает обнимать серьезного Баха, да так плотно, что грань
различия медленно стирается, возникает ощущение, что слышишь цельное
произведение, а не хорошо известное и до этого, но в новой
аранжировке. Нет, великий композитор и новый для него музыкальный
стиль встретили друг друга. Бах дождался, джаз пришел. А уж
повстречавшись наконец-то, они вместе начинают трансформироваться в
единое музыкальное пространство, которое иногда динамично и игриво,
а иногда лирично и воздушно. Которое кто-то когда-то очень метко
окрестил названием "Бах в джазе". Действительно, Бах в джазе, джаз в
Бахе.
Ольга
Меркулова |
|
На
первую страницу номера |
|