Выпуск #3-4,
2006
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Валерий Гроховский: между классикой и джазом |
|
Наш постоянный автор Григорий Дурново беседует с пианистом Валерием
Гроховским; сокращенный вариант этой беседы был
опубликован "Газетой".
Не могли бы вы подробнее рассказать, в чем особенность программы,
посвященной Гершвину?
-
Концерт в Доме музыки мы задумывали как плавный переход от
Гершвина-симфониста, музыканта академического плана к джазу, попытаться
представить его в двух ипостасях, понять, почему джазовые музыканты так
часто и охотно исполняют произведения Гершвина - классического
композитора. Поэтому в первом отделении концерта - симфонические
сочинения: "Голубая рапсодия" и мое оригинальное произведение, "Фантазия
на темы Гершвина для джазового трио и симфонического оркестра". А во
втором отделении песни Гершвина звучат в исполнении джазового трио.
Вы ведь тоже часто объединяете два этих музыкальных направления.
- Да, много лет я играл в одной программе классические произведения и
джазовые композиции. Потому что я люблю и то, и другое, для меня здесь
грани не настолько ощутимы. Но в таких случаях это не были сочинения
одного композитора. Правда, я записал пластинку, где Бах исполнен
сначала в классическом варианте, а потом та же самая музыка звучит в
обработке для джазового трио. А такие концерты из классического и
джазового отделения были достаточно удачными, но мне в какой-то момент
показалось, что все-таки лучше разделять, потому что на один и тот же
концерт приходит разная публика, а кроме того, люди, сами не замечая,
начинают задаваться вопросом, что было лучше. А я бы не хотел таких
сравнений.
А как возникла баховская программа?
- Мой первый баховский диск, в классической манере, был выпущен
компанией Belair, и запись имела большой резонанс. Тогда менеджер этой
компании предложил мне через Баха привлечь внимание к джазовой стороне
моего творчества, то есть записать одну и ту же программу на двух
дисках, но в разной интерпретации. Я сначала не хотел. Мне не
понравилось, как это делает Жак Лусье, у меня, честно говоря, возникло
впечатление, что он боится играть на публике чистый материал и вместо
этого делает джазовые обработки. В той же музыке Баха он бросает тему и
начинает играть что-то совсем другое, потом обратно возвращается к этой
теме. Может быть, это и находка, но я думаю, что музыка от этого может
пострадать… Я записал два концерта и партиту Баха в Москве, в
классическом варианте, а потом, сидя во Франции, взял лист бумаги, и
вдруг на меня нашло: я попробовал передать линию Баха в джазе, сохраняя
его музыку. То есть я от его форм не отошел: сколько есть тактов у Баха,
столько и в моем варианте. А свинг в этой музыке был и так, за счет
полифонии, непрерывного движения. Я сыграл в Германии эту программу, и
после концерта ко мне подходит какой-то человек и говорит: "Я двадцать
пять лет назад был на концерте Лусье, это было потрясающе…" Я думаю:
"Ну, все…" (Смеется.) Он говорит: "Но вы - гораздо лучше!" И потом пошла
серия похвал, народ заинтересовался. Я очень многим людям проигрывал
этот диск и советовался. Проигрывал и моему педагогу, Александру
Александровичу Александрову, буквально за несколько месяцев до его
смерти. Когда я учился у него и играл джаз, он всегда говорил: "Это черт
знает что! Как вы можете это играть?! Я не понимаю, что вы там делаете!"
При этом он феноменально разбирался в баховской стилистике, и со мной у
него были такие отношения, что он не церемонился никогда. И, послушав
этот мой диск, он сказал: "По-моему, вы нашли какое-то интересное
соотношение, музыка Баха приобрела интересный оттенок, меня это
совершенно не раздражает, наоборот - это забавно". И я подумал: раз он
сказал "забавно", это уже хорошо… Вот так с Бахом я разобрался и сейчас
готовлюсь писать второй баховский диск, опять же классический и джазовый
варианты. Мне обещают помочь с привлечением известных мастеров, думаю,
что буду вести переговоры по поводу контрабасиста Рона Картера и
барабанщика Билли Кобэма.
А других композиторов вы в джазе не обрабатывали?
- Я сейчас выступал с программой "Моцарт в джазе" в Америке, к
250-летию. Музыку Моцарта очень легко опошлить, можно засвинговать
практически все, а выйдет не то. Но я у Моцарта, к своему великому
удивлению, нашел в си-бемоль-мажорной сонате очень интересный свинговый
оттенок и попробовал ее сделать в джазовой обработке с той же
ритм-секцией, что и Баха. Она получилась, но мне нужно было ее чем-то
дополнить - она идет всего восемнадцать минут. Поэтому я сделал
Маленькую ночную серенаду, потом мы в свободной джазовой форме сыграли
его знаменитые Вариации до мажор. И имели в Америке успех. Думаю, я
запишу диск Моцарта, по-моему, получилось не пошло. Я не хочу
затрагивать интересы композитора, я пытаюсь сохранить все ноты, а самое
главное - настроение, пытаюсь выразить ту же самую концепцию, только
другим языком.
А как Вы вообще пришли к джазу?
- Мне было четырнадцать лет, и по "Голосу Америки" передавали передачи
пианиста Арта Тейтума. Когда я послушал соло, я обалдел. Я думал, так
невозможно сыграть на рояле. Я пытался записать это нотами (смеется),
пробовал подражать, хотя это, конечно, глупость была, ведь невозможно по
нотам воспроизвести импровизацию… Так я начал поигрывать немножко и
пришел в джаз. Но в России я джазу не учился никогда, просто слушал
музыкантов, Леонида Чижика, например, он был тогда очень популярен. И
когда я поступал в Гнесинское училище, у меня был выбор: пойти на только
что открывшееся эстрадное отделение Игоря Бриля или заниматься
классической музыкой. И мне все сказали: иди на классику, джаз ты и так
будешь играть. Уже когда я поступил в Гнесинский институт, у меня
появилась своя джазовая группа "Старый Арбат", мы тусовались в студии
"Замоскворечье", играли Анатолию Кроллу, ему очень понравилось, мы до
сих пор дружим. Потом была ресторанная работа, приобретение навыков по
части электронной музыки, аранжировок, все это было очень полезно.
Где-то в 1985 году я познакомился с замечательным пианистом Аркашей
Фиглиным, и мы с ним создали дуэт, поехали в Таллинн на фестиваль и
взяли какую-то премию, были на телевидении. Но потом как-то разошлись -
он уехал, я ушел в классику. Так получилось, что в 1984-1986 годах я
больше в джазе варился, а с 1987 прекратил, потом поступил в аспирантуру
и сразу попал на конкурс Бузони в Италии, получил там призовое место,
хотя конкурс был сумасшедший по сложности…
А после этого я получил приглашение из Америки по обмену министерства
образования, в Иллинойский университет. Я хотел понять, как там
занимаются джазом, есть ли какая-то программа. Потому что у нас джаз
преподавали замечательные, талантливые люди, но в этом не было
упорядоченности, системы. И меня на год отправили в Америку. Там
произошла забавная история, мой куратор сказал мне при первой встрече:
"Я понимаю, что вы из России, что там джаз был запрещен, но ничего
страшного, мы с вами сейчас все пройдем". А на следующий день я сыграл с
его студенческим биг-бэндом, после чего он сказал: "Так, на этом уроки
мы заканчиваем, начинаем просто работать". (Смеется.) Мне предложили
устроить сольный концерт - я сыграл сначала классическую программу, а
через неделю - джазовую. А потом мне просто дали класс, чтобы я
преподавал классическое фортепиано! У меня была куча учеников, они
приходили, я им что-то рассказывал, играл, и они играли, что могли. Но я
уже скоро начал понимать, что могут они не все - на университетском
уровне не сравнить то, что играют классические музыканты у нас и там…
Кстати, там все играют Патетическую сонату и Аппассионату. А у нас в
институте Патетическую сонату нельзя было играть! Потому что нам сразу
ставили двойку. Считалось, что это что-то неприкосновенное. Покойный
Игорь Владимирович Кузнецов говорил (рычит): "Какое вы имели право?!"
Или, например, была такая хохма на вступительных экзаменах: "Вы играете
замечательно, а особенно - Патетическую сонату. Мы вам поставили два"…
И вот я начал работать. Ко мне приехала первая жена с ребенком, меня
стали приглашать туда-сюда по Америке на фестивали и конкурсы, во
Францию. Потом я приехал как турист на конкурс в Техас, и мне говорят:
"А Вы не хотите здесь работать?" Я говорю: "А почему же нет? Хочу!"
(Смеется.) Так я начал преподавать в Сан-Антонио, стал в жюри сидеть в
Цинцинатти на конкурсе, собрал хороший класс, у меня было, наверно,
человек тридцать выпускников за десять лет, из России ученики приезжали.
Я преподавал академическое фортепиано и иногда - джазовый ансамбль.
Потом я там даже провел один курс, который придумал сам - искусство
фортепианной интерпретации. Мы слушали и обсуждали записи, сделанные
великими мастерами. Потом они все делали доклады. Потому что в Америке
нельзя заставить человека выучить, но его можно попросить приготовить
доклад (посмеивается). В результате мне даже не нужно было устраивать
финальный экзамен, потому что люди настолько разбирались в музыке,
настолько распознавали этот классический репертуар, что это была бы
просто формальность.
Я познал тамошнюю систему обучения, организовывал фестивали, выступал с
оркестрами, играл соло и проработал так десять лет. Сейчас очень многое
поменялось, с приходом республиканцев стали отменять стипендии,
почему-то люди перестали поддерживать искусство. И я понял, что бороться
с системой я не могу. Кроме того, я развелся, поэтому надо было уезжать.
И я уехал оттуда. И теперь жизнь совсем другая: у меня новая семья, и
постоянного места проживания у меня нет! Везде есть где жить, но каждые
месяц-два мы переезжаем. В России у меня очень активная концертная жизнь
почему-то сложилась в последний год ни с того ни с сего. Во Франции тоже
разные фестивали. В Америке у меня, в основном, занятия, кроме того, я
снимаю фильмы и пишу к ним музыку заодно, в общем, занимаюсь
композиторской работой. И еще одна страна, где я бываю - Коста-Рика, это
место для созерцания и работы над собой.
Джазовые композиции вы когда-нибудь сочиняли?
- Вы знаете, я стал сочинять песни. Моя жена пишет очень хорошие стихи,
у них очень красивый, изысканный английский язык. Песни эти чем-то,
может быть, похожи на песни Майкла Фрэнкса. Местами близкие к джазу,
местами к латиноамериканской музыке, где-то есть элементы, близкие к
музыке Стинга. И вот уже Таня Анциферова спела несколько моих песен,
Сережа Манукян любит иногда их петь. И вот мы с ним виделись, и он
предложил мне писать авторский альбом вместе с ним, чтобы там была и его
музыка, и моя. Мы с ним вообще много дуэтом играли, я его приглашал в
свои проекты играть на барабанах.
Что вы можете рассказать о барабанщике Джерри Гиббсе и контрабасисте
Хэмильтоне Прайсе, с которыми вы играете, как вы с ними познакомились?
- С Джерри я был знаком давно. Он сын известного вибрафониста Терри
Гиббса, который считается корифеем джаза и переиграл со всеми джазовыми
китами. А сам Джерри сотрудничал с такими титанами, как пианист Маккой
Тайнер, трубач Рэнди Бреккер, саксофонист Джошуа Редман, флейтист
Хьюберт Лоуз, гитарист Майк Стерн. Но я сначала ничего этого не знал,
просто мне понравилось, что Джерри очень изобретательный, настоящий
мыслящий музыкант, великолепный самородок - мы играли с ним на каком-то
джем-сейшне. А Прайс закончил Оксфордский университет как классический
контрабасист. Джерри его приметил и стал брать с собой на джазовые
вечера. Они оба были так воодушевлены идеей записать Баха, что мы эту
пластинку писали ночами: они каждый день приходили после работы и с часу
ночи до пяти-шести утра сидели и записывали. Джерри не раз приносил
интересные идеи, мы с Бахом так обращались, как будто он сам нам
говорил: "Ребята, вот здесь надо поменять ритм, а вот здесь брейк
сыграть". Эта ритм-секция приобрела необыкновенный драйв, они начинают
исполнять незнакомое произведение - и непонятно откуда появляется
дыхание, его нельзя объяснить физически. Это музыканты, которые умеют
слушать, что тоже очень важно. Нет такого самозабвения, когда человек
закрыл глаза и просто кайфует сам от себя. Для меня, конечно, эта
ритм-секция на сегодняшний день лучшая из тех, с которыми я играл.
О каких приятных опытах совместной работы бы вы еще могли вспомнить?
- Я играл, например, в диксиленде Happy Jazz Band Джима Калама, это один
из лучших диксилендов в Америке, потрясающе сыгранный, существует,
наверное, лет сорок пять. Как-то их пианист попросил меня его заменить.
Я такую музыку тогда не играл. Я помню, когда я им предложил сыграть
какую-то бибоповую тему, мне трубач сказал: "Эту музыку мы не играем, и
больше никогда этого не предлагай!" Интересно, что за то время, что я
ходил в их клуб в Сан-Антонио, я у них ни разу не слышал ни одной
повторяющейся или известной мне темы. Это был очень интересный опыт,
необычная ритмическая структура, при которой пианисту много играть-то не
нужно. За тобой сидит эдакая адская машина, которой ни в чем не нужно
помогать - просто играй, что хочешь. Но играется все с таким настроением
- каждый из них влюблен в эту музыку. И диксиленд их - высочайшего
класса, их приезжают слушать выдающиеся музыканты, приходишь - сидит Чик
Кориа, слушает диксиленд. У них был кларнетист Аллан Ваше, он меня
совершенно поразил, после Бенни Гудмена я такого кларнетиста не слышал
никогда в жизни, может быть, даже и Гудмен меркнет. Ваше играл с такой
свободой, что после его соло возникало ощущение, как на рок-концерте,
что сейчас в зале начнут ломать стулья. Все эти интеллигентные люди в
возрасте, которые сидели и попивали винцо или пиво с орешками,
заводились от его игры и к концу первого отделения вскакивали и начинали
орать, требуя, чтобы играл только он…
Я много с кем играл, и мне интересно вспоминать про разных
талантливейших музыкантов, которые не были пробивными людьми и в силу
обстоятельств не поехали в свое время в Нью-Йорк, Чикаго или Лос-Анжелес
и не приобрели широкой известности. Но это удивительно музыкальные люди,
безумно любящие музыку, которые остаются ей верны. А из пианистов для
меня лучшим партнером всегда был и остается Аркаша Фиглин. Если кому-то
удастся его сюда привезти с концертами, это было бы замечательно, потому
что другого такого пианиста просто нет - и по свободе мышления, и по
музыкальности, и по технике, и по драйву. Я с ним записал два диска и
мечтаю записать третий. Может быть, удастся, попробую…
Григорий
Дурново,
первая (сокращенная) публикация -
"Газета"
|
|
На
первую страницу номера |
|