Окончание
Часть 1
Часть 2
Следующий
за карнавалом день был действительно Пепельной средой - Нью-Орлеан начал
становиться сам собой, прибирать мусор и срывать сиренево-зелено-золотые
украшения. Хорошо, что прошел тропический ливень и смыл противный запах,
оставшийся после вчерашних возлияний. С утра в ресторане моей
приятельницы подсчитывали выручку: на большом столе лежали стопки
долларов. Хозяева несколько смутились, когда я это увидела, но я
пересказала им нашу пословицу о том, что осенью один день кормит весь
год. Конечно же, получая большие прибыли во время карнавала, жители
Нью-Орлеана постараются сохранить его репутацию и традиции, иначе просто
"пойдут по миру".
К полудню на улицах появились туристы, многие из них - в карнавальных
бусах, которые они продолжали носить, даже садясь в самолет и уезжая из
города. С карнавалом расставаться им явно не хотелось. Джазмены, пока
еще редкие, начали играть, и город стал приобретать обычный вид. Я,
конечно, срочно начала обходить достопримечательности. Нашла знаменитый
Французский рынок, который выходит на набережную Миссисипи. Это очень
экзотическое и пестрое зрелище - благодаря обилию товаров и сувениров из
Африки. Я видела много самодельных кукол с черными лицами - символику
обрядов культа вуду (их, кстати, можно встретить и в сувенирных
магазинах города), которые напомнили о масках и персонажах вчерашнего
карнавала. Много африканских музыкальных инструментов, барабанов,
различных погремушек.
Главной целью моего похода в эту часть Французского квартала был музей
джаза, находящийся недалеко от рынка на авеню Эспланада, 400. Если
говорить точно, то это три большие комнаты, находящиеся в одном из
филиалов музея Луизианы. При входе - знаменитая фотография ансамбля
Кинга Оливера с молодым Армстронгом, увеличенная до огромных размеров.
Большинство экспонатов представляют инструменты знаменитых музыкантов -
Сиднея Беше, Бикса Байдербека, Леона Рапполо и др. В центре экспозиции,
конечно, располагалось то, что связано с Армстронгом. Выставлены два его
инструмента, причем один из них - тот, на котором он начинал учиться
играть еще тринадцатилетним мальчишкой в исправительном доме. Тут же -
его фотография этого времени (с этим же инструментом). Много других
фотографий, включая его появление на карнавале 1949 года в роли короля
Зулу. Среди реликвий и его знаменитый белый платок, на котором он
оставил свой автограф "Сэчмо Армстронг", посетив этот музей в 1965 году.
На стенах музея очень много интереснейших фотографий из истории и
сегодняшних дней нью-орлеанского джаза. Не оторваться от стенда о старых
музыкантах. Например, тубист Чинк Мартин (1886-1981) начал играть в
оркестрах Нью-Орлеана еще до 1900 года и играл до последних лет жизни. А
еще говорят, что в Нью-Орлеане плохой климат. Для джаза в самый раз.
Наконец-то в музее я поняла, где находился знаменитый Сторивилл, и как
это все выглядело. Веселый "дистрикт", как его называли в городе, не
входил во Французский квартал, а примыкал к нему, начинаясь от
пересечения улиц Кэнел и Бэйзин. В музее висит очень подробная старая
карта дистрикта, которая включает не только улицы и дома, но и комнаты в
домах с именами барышень, которые там "служили". На стенах висят
картины, запечатлевшие трудовые будни Сторивилла - убийство в ресторане,
публичный дом с открытыми настежь окнами (жарко все-таки) и т.п. Очень
колоритна картина, на которой изображена большая зала с танцующими
барышнями и их клиентами, а в правом нижнем углу картины - черный
пианист за маленьким пианино, под чью музыку они и танцуют. Пианист
отгорожен от остальной публики ширмой. Кстати говоря, недавно в одном
эссе, посвященном Нью-Орлеану, я нашла предположение, что слово рэгтайм
произошло от слова тряпка: "Ни одна мадам не хотела, чтобы в ее
заведении грохотали трубы, и трубачам пришлось не только
переквалифицироваться в пианисты, но и изобрести особый стиль
приглушенной игры - будто клавиатура накрыта тряпкой. От тряпки - "рэг"
- и произошел "рэгтайм" (П.Вайль, А.Генис. Американа. О жизни и смерти в
Нью-Орлеане). Только сомнительно, чтобы мадам отличались повышенной
деликатностью в отношении звуков, да и слишком легальным весь этот
бизнес был.
Невозможно
было уехать из города, не посетив "Презервэйшн-холл", вывеска которого
на футлярах от трубы и тромбона была после карнавала возвращена на место
над входом. Помня о длинной очереди, увиденной в прошлый приезд, я
отправилась туда часа за полтора до начала концерта, заняла очередь для
себя и Розы со Стимбоутом, который в этот вечер был не занят. Я уже была
не первой, но все-таки нам удалось занять немногие места на скамейке
(остальные места были на полу). Внутри зал был такой же обшарпанный, как
и дом снаружи. Плюс к этому - устойчивый запах плесени. Пианино без
деки, струны на виду. Фотографировать во время концерта запрещалось,
пришлось запечатлеть "сцену" до него.
Часть ансамбля, который играл в этот вечер, составляли по традиции этого
зала пожилые музыканты. Руководителем был седовласый трубач и, как
водится, певец. Некоторые музыканты - помоложе. Стимбоут познакомил меня
с пианистом, который бывал в Москве и играл в "Синей птице". Самой
колоритной фигурой в ансамбле был довольно молодой тубист по прозвищу
"Туба Фэтс" - огромный негр без зубов (он записывался со Стимбоутом на
дисках, три из которых мне были подарены). Играли очень традиционный
репертуар. Я записала музыку, но почему-то не зафиксировала имен
музыкантов. Нельзя сказать, чтобы это было очень зажигательно, хотя
публика реагировала хорошо. После примерно сорока пяти минут музыки
музыканты ушли на улицу на перерыв, а в зал начала входить следующая
порция слушателей. Те, кто уже был на концерте, подходили к музыкантам,
фотографировались с ними, беседовали. Все-таки это культовое место в
истории джаза, и туристы непременно там стараются побывать.
После
концертов мои новые приятели повели меня по другим джаз-клубам.
Музыканты и ансамбли там встречались очень разные. Как собрались - так и
играют. Иногда даже неполным составом, без басиста, например. В одном из
ресторанов я встретила знакомого пианиста по имени Беч Томпсон, который
незадолго до этого в Бостоне в консерватории давал мастер-класс и
концерт соло, который я записала. Он посвятил себя старому фортепианному
джазу, прекрасно играл рэгтаймы, но в ресторане он немного "потерялся" в
ансамбле.
Незабываемым
был вечер, когда я была в "Трико-Хаус" на концерте ансамбля Стимбоута
Вилли. Он длился довольно долго, с двумя перерывами, и ни разу музыканты
не повторили композиций. Состав был традиционным для диксиленда (труба,
кларнет, тромбон, банджо, контрабас, ф-но), но не очень традиционным по
музыке. Наряду с нью-орлеанскими шлягерами Стимбоут исполнял и мелодии
его родного штата Иллинойс, и какие-то малоизвестные старые песни.
Играли весело, хорошо понимая друг друга, поскольку ансамбль работал до
этого довольно стабильно. Какие-то мелодии посвящали друзьям, и мне в
том числе. Вообще, Стимбоут меня постоянно всем представлял, и для него
наличие гостьи из Москвы было как бы дополнительной рекламой. Он,
конечно, приглашал на выступление всех по телефону и лично, и я
почувствовала, общаясь с ним дома и на улице, что жизнь местного артиста
- это постоянные хлопоты.
Как принято во многих нью-орлеанских клубах и ресторанах, публику на
улице активно зазывают внутрь, и крики зазывал перемешиваются с джазом.
У Стимбоута в этой роли был карлик с малюсенькими, как у трехлетнего
малыша, ручками и ножками. Я, кстати, видела его спустя пару лет в одном
из фильмов о городе, где он появился в полицейском участке. Более
веселого и счастливого человека я в жизни не встречала. Он шутил,
отпускал комплименты женщинам, со всеми фотографировался, обнимался и
целовался. Впечатление шоковое, но это все тот же Нью-Орлеан, с его
любовью ко всему аномальному и "этакому".
Вот
таким мне запомнился этот удивительный город. Жаль, что в нем наверняка
не все восстановится, что было до урагана. Но Нью-Орлеан не раз уже
"выздоравливал" после эпидемий, наводнений, финансовых кризисов, да и
Америка конечно захочет сохранить эту необыкновенную часть своей истории
и культурного наследия. Так что подождем, когда другой гость этого
города поделится с нами своими впечатлениями от возрожденного
Нью-Орлеана.
Зинаида
Карташева
обсудить материал |