Фестиваль "Джаз-Коктебель-2005",
15-21 августа
Коктебель, КрымОкончание. Начало в
#315-316
В предыдущем номере мы подробно
рассказали о первых двух днях III международного фестиваля
"Джаз-Коктебель-2005", прошедшего на набережной знаменитого "богемного"
поселка в Восточном Крыму, у дома-музея поэта Максимилиана Волошина,
15-20 августа. Сегодня - окончание рассказа.
Среда
Начало
концерта задержалось: в обозначенное время на сцене все еще играли
участники "Showcase" - программы для музыкантов-добровольцев, готовых
приехать на Коктебельский фестиваль "за свои" и выступить перед широкой
аудиторией. В данном случае это была "Студия 9" из Кривого Рога,
начавшая свое выступление безо всякого перехода от саундчека с громкого
заявления, что они не будут играть джаз, а будут играть СВОЮ музыку.
Своя музыка оказалась довольно громкой, относительно ритмичной, но
скучной и неразнообразной: на то она и не джаз, что, когда музыканты
начинают играть один пассаж, ты уже знаешь, какой будет следующий.
Было
и еще одно отделение "Showcase", представившее уже куда более живое и
яркое выступление ансамбля из Черкасс под предводительством тамошнего
джазового энтузиаста, пианиста Сергея Крашенинникова. Ансамбль отыграл
примерно получасовую программу вполне убедительного хардбопа в старой
доброй манере 1960-х.
Собственно концерт 17 августа открыло выступление московского оркестра
JVL Big Band.
Появление этого коллектива на коктебельской сцене совсем не случайно -
московский джазовый музыкант 60-х, а ныне - успешный бизнесмен Виктор
Лившиц (на снимке - слева, за электропиано),
владеющий в российской столице роскошным джаз-клубом
JVL (что прозрачно
расшифровывается как Jazz, Victor Livshits) и
содержащий при нем вышеупомянутый оркестр, имеет и в Коктебеле
значительную собственность и проводит там изрядную часть года. Не
случайно и появление в качестве специального гостя оркестра выдающегося
американского студийного трубача Лу Солоффа (Lew Soloff): Виктор Лившиц
давно хотел пригласить его выступить со своим оркестром, но в 2004 г.
оркестр сменил состав, и новому музыкальному руководителю Владимиру
Андрееву потребовалось несколько месяцев, чтобы привести новый состав в
форму, хотя бы отчасти сравнимую с тем, как играл прежний состав
(больной общей болезнью московских оркестров - тем, что состав его
минимум наполовину пересекался с составами других биг-бэндов, включая
оркестры Лундстрема и Бутмана). И вот, наконец, маститый трубач стоит на
коктебельской сцене.
Прежде
всего выяснилось, что родители мистера Солоффа - из Севастополя, и
самого его при рождении звали Лев Соловейчик, так что крымская земля ему
вовсе не чужая. Дальше начались технические чудеса: хотя Солофф
прославился как джаз-рокер, но всеми тонкостями ремесла бопового трубача
он владеет на сто процентов, так что при старательной и динамически
неослабевающей поддержке оркестра он продемонстрировал широчайший
арсенал - и головоломные пассажи, и стремительные боповые обыгрывания
ладов, и пронзительные, заатмосферные "верха", и очень убедительные
эмоциональные яркости в балладном материале (хотя его было и немного).
Затем
последовал блок с участием штатной вокалистки JVL Big Band, москвички
Ирины Томаевой. Ирина блеснула мощной и зажигательной версией суперхита
ранней джаз-роковой группы Blood Sweet & Tears "Spinning Wheel", в
составе которой 35 лет назад блистал трубач... Лу Солофф! Польщенный
американец сказал, что губы у него, конечно, уже устали, но ради такого
случая он готов тряхнуть стариной... и тряхнул, да еще как!
Вслед
за тем прозвучало несколько стандартов в исполнении Ирины и оркестра
(например, "Doxy" Сонни Роллинза); порадовало, что коктебельская
курортная публика быстро узнала босса-нову "Desafinado" и на первых же
тактах разразилась аплодисментами.
Финальная часть продолжительного сета JVL Big Band включала несколько
ударных номеров из их репертуара последних месяцев, с которыми оркестр
уже появлялся на фестивале в московском Доме композиторов - джазовая
обработка фрагментов Сороковой симфонии Моцарта, "Jazz Police" Гордона
Гудвина и т.п. На "бис" перед оркестром снова появился Лу Солофф. С
некоторым облегчением после протяженного отделения публика проводила
музыкантов вполне убедительной овацией.
Второе
отделение было отдано "хозяевам" - проекту арт-директора фестиваля,
киевского пианиста Владимира Соляника "Киев Арт Ансамбль". Это своего
рода сборная украинского джаза, открытый проект, к которому может
присоединиться любой музыкант, кого выберет Соляник - так, в первые
минуты выступления Kiev Art Ensemble с ними небольшое соло сыграл и Лу
Солофф, который затем уехал отдыхать после напряженного выступления с
оркестром.
Проекту
уже десять лет, и через него прошло множество музыкантов. На этот раз с
Соляником играли контрабасист Андрей Арнаутов, барабанщик Алексей
Фантаев, гитарист Энвер Измайлов (да-да, крымский мастер сольного
тэп-исполнения на электрогитаре, неожиданно для многих, показал в
составе этой сборной впечатляющий, почти роковый по звучанию и звуковой
насыщенности эпизод)... в общем, до полудюжины первоклассных
инструменталистов (часть которых московским авторам, не избалованным
знакомством с быстрорастущей джазовой сценой Киева, просто не была
знакома в лицо - и не была представлена со сцены).
Коллектив показал впечатляющую джемовую полистилистику: "Арт ансамблю"
привольно и в современном фьюжн, и в весьма вольном музицировании на
грани фри-джаза, и в пост-бопе (которого, впрочем, прозвучало не так уж
много). Уровень инструменталистов - очень высок. Если это и есть лицо
нынешней киевской джазовой сцены - то это вполне зрелая сцена, открытая
новому музыкальному языку и самым современным идеям.
Четверг
День
унылого синтетического европейского nu jazz, где хэдлайнер почему-то был
поставлен играть первым, не слишком привлек внимание авторов. Теряющий
популярность в Европе германский проект De-Phazz, одно время беспрерывно
звучавший по московскому "Радио Джаз", был принят коктебельской публикой
с удовольствием - что и неудивительно: это высококачественная
поп-музыка, отлично сыгранная, при этом не требующая абсолютно никаких
усилий для восприятия, буквально сама лезущая в уши. Что еще нужно
курортной публике? Естественно, что позади акаций, фонтанов,
звукотехнической вышки и прочих препятствий, отделявших "простую"
публику от вида на артистов, скопилось куда больше народу, чем накануне.
Только животной энергии и фантастическому напору японского оркестра
Shibusashirazu в первые дни фестиваля (см. предыдущий выпуск "Полного
джаза") удалось собрать столько же слушателей.
Что
до De-Phazz, то отдельные частично импровизационные соло в ходе
концерта, плюс использование отдельных инструментов из джазового
арсенала (например, баритон-саксофон) - вот формальные признаки,
позволяющие радетелям smooth и прочего contemporary отнести этот
безликий ансамбль к джазовому ведомству. Холодный, как тундра, и столь
же лишенный индивидуальности, он вполне развлекателен и очень
качественен - и, безусловно, этот синтетический джаз-попс в чем-то все
же лучше, чем "просто" поп-музыка.
Вслед за De-Phazz на сцену вышел еще менее индивидуальный московский
проект такого же направления, только более минималистичный по
использованным музыкальным средствам, более старомодный по звучанию и
при этом более холодный по эмоциональному наполнению (точнее, его
отсутствию) - VFSix.
Многие ждали также выступления отличной киевской группы "Схiд-Side", но,
поскольку они должны были выступать (и выступили) с популярными
украинскими рэперами из группы "Танок на майданi Конго", московские
авторы проявили слабость и решили не подвергать свою, пусть и закаленную
различными фестивальными сюрпризами, нервную систему такому испытанию.
Надеемся, читатель проявит понимание и не обессудит.
Пятница
Блюзовый
день. Постоянные летние резиденты Коктебеля - незаурядная
санкт-петербургская группа Big Blues Revival, а также группа 14-летнего
канадского блюзового вундеркинда-гитариста Джимми Боускилла. Не будучи
квалифицированными слушателями блюза, вся присутствовавшая на фестивале
команда портала "Джаз.Ру" (авторы этих строк, а также редактор
российских региональных анонсов Юрий Льноградский и наш представитель в
Украине Татьяна Балакирская) в этот день отправилась в автомобильное
путешествие вдоль крымского побережья.
Суббота
Последний концертный день фестиваля (номинально на следующее утро часть
артистов и двухсотдолларовые "друзья фестиваля" могли еще расслабиться
на прогулочном теплоходе) состоял из двух отделений.
В
первой его половине играл Энвер Измайлов - краса и гордость украинского
джаза, самый известный в мире музыкант из Крыма. Энвер, как известно -
уникальный мастер гитарного тэппинга, техники игры, при которой музыкант
извлекает звук пальцами обеих рук, держа их сверху грифа, как над
клавиатурой фортепиано, и быстрыми касаниями прижимая струны к грифу
гитары. Правда, он в течение своего выступления не так уж много играл
привычных, повторяющихся из концерта в концерт уже больше десяти лет
сольных тэппинговых пьес: значительную часть времени заняло его
взаимодействие с ансамблем "Минарет Бэнд", в который входят два его
давних партнера и земляка - аккордеонист Нариман Умеров и перкуссионист
Рустем Бари, а также партнер относительно новый - дочь Энвера-ага,
вокалистка Ление Измайлова. И это было ярко, самобытно и интересно - как
за счет музыкальной ткани, насыщенной фольклорными элементами (не только
крымско-татарскими: и среднеазиатскими - ведь Энвер и его соратники
выросли в условиях вынужденного переселения всего своего народа в
узбекской Фергане - но и балканско-средиземноморскими), так и за счет
незаурядного мастерства музыкантов и очевидного потенциала молодой
вокалистки.
Интересны
были и новые сольные пьесы, в которых Энвер использует сэмплерную
технику, образуя мощные, гипнотически-медитативные ансамбли с самим
собой, то есть с гитарными партиями, которые он одну за одной, в режиме
реального времени, "забивает" в сэмплер прямо на сцене.
Все было бы совсем хорошо, если б именно на этом выступлении не начал
отключаться звук - не раз-другой, а много раз, да надолго. Понятно, что
ни хорошему настроению музыкантов, ни цельному восприятию публики это не
способствовало.
Финальный
концерт фестиваля - сет германского проекта Zooming. В Коктебеле он шел
под именем барабанщика Вольфганга Хаффнера - и впрямь незаурядного
музыканта, мастера современных рваных ритмов и жесткого, быстрого
трип-хопа на живых барабанах. Однако московские авторы с удивлением и
радостью признали во втором участнике этого электронно-фьюжнового дуэта
классного штутгартского трубача и клавишника Зебастиана Штудницки,
который еще в 1999-2000 г. радовал российскую столицу своим тогдашним
эйсид-фьюжновым проектом Orbit Experience и даже выпустил
альбом на московском лейбле Boheme Music.
В
новой инкарнации музыкальная основа не очень изменилась: по-прежнему это
крепкая, очень современная барабанная игра на фоне плотной гармонической
ткани, украшенная редкими, но притягательно-медитативными соло трубы в
манере позднего Майлса Дэйвиса. Вот только нет в этом проекте, в отличие
от O.E., ни живого баса, ни живой гитары, поэтому Штудницки сменил
старомодный аналоговый Hohner Clavinet на супермодную Yamaha Motif,
откуда теперь густым потоком идет предзаписанная в секвенсор
синтетическая музыкальная ткань. Основная эмоциональная окраска, как и в
целом в европейском nu-jazz (пусть и в самом "левом", креативном его
крыле) - легкая элегичность и задумчивость, на сцене, впрочем, удачно
скрашиваемая видимым откровенным удовольствием, которое музыканты сами
получают от собственной игры.
Так прошел третий коктебельский джаз-фестиваль. Мы воздержимся от
сравнения его с другими фестивалями (даже украинскими), переступившими
тот же возрастной рубеж - понятно, что их делают разные люди, с разным
опытом, степенью представления о предмете и с разными, так сказать,
посылками. Отметим только, что организаторам Коктебельского фестиваля
стоило бы приглядеться даже не к мировому опыту (хотя организаторы новых
фестивалей часто ездят за рубеж, чтобы посмотреть, как на известных
фестивалях работают с артистами, обеспечивая им условия для полноценного
творчества, как создают условия для того, чтобы слушатель не чувствовал
себя на фестивале чужим, а, напротив, радовался бы встрече с артистами и
искренне хотел отдать фестивалю свои трудовые денежки), но к опыту своих
ближайших соседей - пусть даже только причерноморских: право же, вдоль
побережья Черного моря проводится много достойных джазовых праздников,
многие из которых (см., например,
#313-314) существуют уже не одно десятилетие. И самое главное
заблуждение, с которым предстоит расстаться организаторам - это что
самые главные на фестивале не слушатели и не артисты, а спонсоры. Без
спонсоров, конечно, нельзя. Но фестиваль проводится, в конечном счете,
не для того, чтобы удовлетворить рекламные потребности спонсоров, а для
того, чтобы публика могла встретиться с артистами, и они бы обогатили
друг друга музыкой. Право же, набережная перед легендарным Домом
Волошина, пусть она и узкая, может служить - и служит! - для этой
благородной задачи весьма удачным местом.
Анна
Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст,
фото) |