502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 30-31 (315-316) - 1 сентября 2005 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 8 сентября 2005 г.

Специальный репортаж
Фестиваль "Джаз-Коктебель-2005", 15-21 августа
Коктебель, Крым

КоктебельКоктебель. Как много в этом звуке для сердца, претендующего на интеллигентность (или хотя бы на некое подобие "богемности"), слилось. Тут тебе и море с горами, тут тебе и степи с виноградниками, тут тебе и вина вкусные, и фрукты спелые, и вечера южные теплые. Помимо этого, год от года не иссякает поток радикальных приверженцев здорового образа жизни, стремящихся в эту кузницу русского нудизма и планеризма. Казалось бы, чего еще пожелать? А вот пожелалось кому-то еще богемно-интеллигентской музыки. И чтобы у моря, да в виду горы какой-нибудь. Да чтобы в непосредственной близости от легендарного дома Максимилиана Волошина, среди множественных заслуг которого, в частности, как раз выделяется опосредованное развитие идеи здорового образа жизни (в том числе и через нудизм). Понятно, что происходить мероприятие должно к тому же теплыми южными вечерами, а для полноты охвата всех преимуществ местоположения можно привлечь в спонсоры производителя коктебельских вин и коньяков.
Дом Волошина и фестивальная публикаСказано - сделано. Причем неоднократно, группой лиц и по предварительному сговору, а именно - третий год подряд агентством "Promo.Ua" был организован масштабный джазовый фестиваль с выполнением всех перечисленных выше условий, привлекший к себе внимание любителей музыки далеко за пределами Крыма. Впрочем, это все присказка, а сказка впереди…
Для авторов этих строк сказка, пожалуй, началась уже в воскресенье в аэропорту города Киева, когда у стойки регистрации на Симферополь вдруг возникла яркая толпа несомненно японского происхождения, в немыслимых нарядах и с тележками, доверху груженными кофрами знакомых очертаний. Будучи не в силах совладать с эмоциями по поводу такой встречи, корреспонденты "Полного джаза" тут же побежали свидетельствовать свое почтение достойнейшему коллективу - Shibusashirazu Orchestra - в лице его дирижера Дайскэ Фува. Услышав "we've seen you in Moscow", дирижер-сан воскликнул по-японски "Они видели нас на концерте в Москве!", указывая в нашу сторону изогнутой тростью, и лица пестрой японской компании, обернувшись к нам, расплылись во множественных улыбках.
Поздний воскресный вечер. Симферополь. В гуще толпы таксистов, запирающей выход с поля аэродрома, выделяются две фигуры - встречающий нас соратник по "Полному джазу" Юрий Льноградский и спасенный им от алчущих наживы работников педалей и "баранки" Кадзу, подменный гитарист "Сибусасирадзу Оркестра", прилетевший самостоятельно из Европы и почему-то не встреченный устроителями фестиваля. При виде своих коллег, прибывших с нами одним рейсом, и окончательном развеивании озвученной таксистами "единственной перспективы добраться до Коктебеля - на машине через Джанкой за триста долларов" гитарист заметно оживает.

Понедельник

В первый день фестиваля были заявлены выступления "Сибусасирадзу Оркестра", пианиста Леонида Пташки и трубача Лу Солоффа.

"А что, ближе к сцене не пускают?" - "Не пускают, но вас с такими штуками пустят", - отзывается из толпы слушателей молодой человек, указывая на наши аккредитационные карточки. Стремление толпы к прекрасному сдерживает группа вооруженных людей, одетых в камуфляж и обладающих бескомпромиссным набором резко отрицательных ответов абсолютно на любой вопрос.
"Сибусасирадзу Оркестра"
Оркестр "Сибусасирадзу" своевременно и в полном составе оказался на сцене. "Сыграйте же нам что-нибудь наше, японское", - выкрикивает из толпы мужчина с явственными признаками неумеренной дегустации местной виноконьячной продукции. "Мы начнем, как только появится ведущая", - пытается втолковать по-английски утомленной ожиданием публике аниматор оркестра Синити Ватабэ, облаченный в традиционную курточку японского рыбака и красную набедренную повязку-фундоси. - “Где же она… Где announce girl?" "Сне-гу-роч-ка!" - начинают скандировать отдельные острословы. Спустя некоторое время из динамиков вдруг раздается фонограмма неопределенного содержания, под которую на сцену выплывают ведущие. Оркестр за их спинами, к огромному удовольствию публики, тут же начинает изображать гротескную пантомиму встречи долгожданных ведущих.
Увы, приходится отметить, что ведение концертов в программе фестиваля оставалось на крайне низком уровне по одной простой причине - на роль ведущих были приглашены явно случайные люди, не имеющие представления ни о джазе, ни об искусстве конферанса. Отчасти ситуацию разрядил Владимир Соляник, арт-директор фестиваля, который в конце концов - к сожалению, далеко не с первого дня фестиваля - взвалил эту функцию на себя.
Не будет преувеличением сказать, что выступление "Сибусасирадзу Оркестра" повергло публику в приятный культурный шок. С первыми аккордами публика, не ожидавшая от субтильных японцев столь мощного напора, замерла, потом дружно выдохнула и пустилась в бешеную пляску, увлекаемая отвязными безбашенными ритмами и подхлестываемая хорошо знающими свое дело аниматором и танцовщицами go-go. Редкостное единение свободной формы, визуальных эффектов, музыки, иронии, порою сарказма и стеба, а порою - очень глубоких внутренних переживаний (особая роль в этом отводилась своеобразным "живым статуям" - мастерам сугубо японского авангардного искусства пластической импровизации "буто") производили фантасмагорический эффект. Первую половину выступления суперсборной японского джаза публика, судя по фотографиям, провела просто с отвалившейся челюстью.
танцор буто и "Сибусасирадзу"И это при том, что первый (из двух состоявшихся) концертов "Сибусасирадзу Оркестра" проходил, так сказать, не в полную силу всего мультимедийного шоу, которое включают выступления этого невероятного коллектива. Так, совершенно не было видно, как загнанный организаторами в дальний угол сцены художник создает сложный графический конгломерат на постепенно разматывающемся свитке материи, а видеоряд, который специальный видеохудожник на всех концертах Shibusashirazu проецирует на задник, оказался уведен на криво повешенную простыню на левой кулисе, перпендикулярно к линии взгляда большинства аудитории -то есть совершенно ей невидим - потому что, конечно же, задник сцены необходимо было отдать спонсорам и их крайне важным "растяжкам".
Танцор буто, "Сибусасирадзу"Вообще спонсоры оказались ключевыми участниками фестиваля. Ситуация до боли напомнила 1993-95 годы в России, когда большинство культурных мероприятий проводилось не для публики и уж тем более не для артистов, а исключительно для спонсоров. Спонсоры привольно сидели на комфортабельном помосте перед сценой, причем попасть в число этих избранных было совсем просто - каких-нибудь двести долларов, и вы - обладатель нагрудной карточки "Друг фестиваля", по размеру куда большей, чем аккредитация артиста или журналиста (о, это наивное стремление к выделению путем увеличения, так хорошо знакомое по баснословным временам "первоначального накопления" в России!).
Что же до "простой" публики, то она была отодвинута от сцены стальными заграждениями и внушительными спинами вооруженных мужчин в униформе, и, в принципе, могла бы и вовсе не присутствовать. Другое дело, что она присутствовала - и, хотя не видела "живьем" почти ничего, могла тем не менее наблюдать трансляцию концерта на видеоэкране справа от сцены (когда ее не заменяли шевелением условных мультипликационных афроамериканцев). Публики было довольно много, и это не может не радовать.
Дайскэ ФуваВозвращаясь к японскому супероркестру - повинуясь жестикуляции Дайскэ Фувы, беспрестанно курившего на сцене (буквально одну от одной), музыканты в первый вечер сыграли всего четыре очень протяженных композиции - каждая, как водится, минут по 20. Фува вволю давал самовыразиться солистам. Как и в Москве, впечатлила незаурядная сопрано-саксофонистка Кейко Комори, но были и другие герои - колоритный щекастый трубач Йоитиро Кита, демонический гитарист Хироюки Оцука (которого Фува выпускал в финальной части концерта, как главного боевого слона, чтобы тот обрушил на публику пару минут настоящего "тяжелого металла").
Хироюки ОцукаДа и диаметрально противоположный ему по манере второй гитарист Кадзу, подменявший другого, постоянного участника оркестра - тот самый Кадзу, которого мы обнаружили в Симферополе прилетевшим раньше всего оркестра - тоже играл небезынтересные соло, наполненные совершенно иной энергетикой и эмоциональным содержанием.
Кейко КомориМощные туттийные эпизоды, преимущественно в экстатически плясовом размере 2/4, от которого веяло клезмером и балканщиной (это при доминировании однозначно дальневосточной, неевропейской мелодики!), не давали публике соскучиться, удачно перемежая протяженные соло, иногда опустошительно насыщенные - как, например, "адский" фри-джазовый эпизод альт-саксофониста Хидэки Татибаны, - а иногда воздушно-лиричные, как, скажем, неожиданный монолог саксофониста Йосиюки Кавагути на немудреной хроматической губной гармонике.
Йосиюки КавагутиИ все это - при параллельно развертывающемся действе шоу-составляющей оркестра. Сменяли друг друга абстрактные, то забавные, то страшноватые сюжеты, изнурительно медленно разыгрывавшиеся выкрашенными в белый цвет (буквально от пяток до макушек) почти полностью обнаженными танцорами буто, чьи абсолютно бесстрастные лица находились в очевидном, временами пугающем контрасте с мучительно-ломаной пластикой их тел. Все мало-мальски ритмичные эпизоды лихо выплясывали на авансцене две танцовщицы go-go, одетые гипертрофированно по-американски, да еще и в цветных париках. Пусть видеопроекции большинству публики было и не видно, но была и видеопроекция, добавлявшая визуальному ряду шоу изрядную долю сюрреализма.
Синити ВатабэА посреди всего этого, то заводя публику пронзительными воплями, то идеально точно пропевая с оркестром основную тему пьесы, то пускаясь в сумасшедший пляс, метался одетый средневековым японским рыбаком Синити Ватабэ, составлявший контрастную пару с внешне крайне флегматичным и малоподвижным лидером оркестра, Дайскэ Фува.
Израильский пианист Леонид Пташка, которому отвели второе отделение, перед выходом на сцену, прямо сказать, переживал: выжать из публики какие-то эмоции после "Сибусасирадзу Оркестра" - задача слабовыполнимая, поскольку те в эмоциональном плане доводят публику до полного истощения (и даже бывалых авторов этих строк, которые, казалось бы, уже видели их полгода назад в Москве).
Леонид ПташкаСобственно, именно поэтому Пташка, игравший с киевско-израильско-американской ритм-секцией (басист Андрей Арнаутов и барабанщик Алексей Фантаев) - сразу набросился на публику, пока та была еще, так сказать, тепленькая. Играл он в своем обычном духе - активнейшая атака, страшный напор, неостановимый поток нот, да еще и время от времени заводно покрикивал, видимо, впечатленный примером Ватабэ, аниматора Shibusashirazu.
В тот же вечер с киевским "Валентайн-квартетом" - теми же Арнаутовым, Фантаевым и их соратниками - играл замечательный американский трубач Лу Солофф, но полностью опустошенные выступлением японского супербэнда авторы поняли, что послушают его с московским JVL биг-бэндом два дня спустя.

Вторник

ManSound
Концерт открывал киевский вокальный секстет ManSound. Начав свое отделение привычными госпел-номерами из репертуара американского секстета Take Six, киевляне постепенно стали переходить к более "прогрессивной" части своего репертуара - украинским песням в джазовой обработке и классике contemporary, то есть номерам из репертуара Джорджа Бенсона и Стиви Уондера.
Владимир ТрачМы слушали их с достаточно пристрастным интересом: прошлой осенью ManSound пережил тяжелую потерю - ушел из жизни их создатель и лидер Владимир Михновецкий, но ансамбль не согнулся, не сдался, решив не просто сохранить коллектив, но сохранить его в уникальном формате мужского секстета. И вот авторы этих строк впервые услышали MаnSound после потери, которая другой коллектив могла бы просто погубить... Новый вокалист Сергей Харченко тембрально и гармонически влился в коллектив достаточно органично. Конечно, заменить огромный опыт, вкус и талант покойного Михновецкого (которому группа со сцены посвятила одну из пьес) невозможно, но сила ManSound в том, что индивидуальный опыт и талант каждого из вокалистов в нем работает на общую мощь.
Вячеслав Рубель, Рубен ТолмачевИ мощь никуда не делась - мощь, прямо скажем, не вокальная, а оркестровая, в лучшие минуты поддержанная буквально физически ощущаемым внемузыкальным, личностным магнетизмом киевской шестерки. Харизматичный бас Рубен Толмачев - ось всего шоу MS, а на другом полюсе - яркий и обаятельный тенор Юрий Роменский с его блестящим владением тонкой афроамериканской вокальной мелизматикой.
Юрий РоменскийВпрочем, у каждого здесь свое амплуа, своя роль - и у задумчивого, романтичного тенора Владимира Трача, замечательно солирующего в украинских песнях, и у нынешнего de facto лидера, сооснователя группы - тенора Владимира Сухина, и у колоритного баритона Вячеслава Рубеля, вернувшегося в MS после довольно продолжительного отсутствия. Определится, даст Бог, роль и нового вокалиста.
Владимир СухинВ это время японцы из "Сибусасирадзу Оркестра" разминались за сценой - им предстояло отыграть свой второй концерт на Коктебельском фестивале. Постепенно музыканты из Страны восходящего солнца, привлеченные голосами киевлян, почти все подтянулись к сцене с граничащего с ней пляжа, с большим интересом слушая ManSound - особенно когда те запели "Spain" Чика Кориа в затейливой, остроумной аранжировке, а затем - мощный, грозный унисон, открывающий монументальную версию русской народной песни "Эй, ухнем".
Мицухидэ Тацуми"Сибусасирадзу" заиграли уже другую программу, в которой было больше медленных, неспешно развертывавшихся, эпических по размаху номеров все с такими же насыщенными, но совершенно иными по энергетике, нежели накануне, соло. Отличился второй трубач Мицухидэ Тацуми, да и многие из удачно солировавших накануне выступили с новыми, ничуть не менее интересными инструментальными повествованиями. Танцовщицы go-go сменили парики на зеленые (отплясывали, впрочем, все так же моторно). Экран для видеопроекции перевесили-таки на задник, да и художник с медленно разворачивающимся свитком выбрался почти на авансцену (теперь стало видно - на свитке постепенно рождалось прихотливо орнаментальное изображение некоего огнедышащего существа, возможно - божества Фудо Мёо из японского пантеона, охранителя храмов и отпугивателя сил зла).
танцор буто, "Сибусасирадзу"А вот побродить по залу с огромным надувным летучим драконом под элегичное и ясное пение перкуссионистки Мари Сэкинэ, как это происходило в Москве, не получилось - дракона вынужденно несли по пляжу, позади помоста для спонсоров, так что виден он был только части аудитории, поскольку, как ни уговаривали двухсотдолларовых "друзей фестиваля" освободить артистам проход на VIP-галерее, действия это не возымело - одних с прохода согнали, другие тут же с огромным чувством собственной правоты на этот проход уселись.
Хидэки ТатибанаИ, хотя общий градус "зажигания" японского оркестра (само его название переводится примерно как "Никогда не будь холоден"!) был музыкантами сознательно несколько снижен, второй концерт прошел практически так же триумфально, как и первый. Еще при появлении музыкантов на сцене аудитория радостно запела хором прилипчивую мелодию "Naadam", которой накануне японская суперсборная завершила свой концерт, ну а уж когда дело снова дошло до этого суперхита - "Сибусасирадзу" играют ее практически на каждом концерте - то тут уж его пела вся площадь, а не только экстатически скачущий Синити Ватабэ и наклонившиеся к инструментальным микрофонам те музыканты, кто в этот момент был свободен от игры!

Дайскэ ФуваСлушать: Shibusashirazu Orchestra - "Naadam" (с альбома "Shibuboshi", 2004, Chitei Records), mp3 128 kbps, 3 Mb, файл переименован в mp2 для проходимости фильтров.

Окончание в следующем выпуске

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)

Как это было
в Москве
19-21 августа в маленьком парке в центре Москвы, носящем гордое имя "Сад Эрмитаж", уже в восьмой раз стартовал очередной московский джазовый сезон: там прошел VIII международный джазовый фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж". Давно ставший неотъемлемой принадлежностью московского культурного пейзажа, необходимой вехой, от которой, начиная с 1998 года, отсчитывается каждый новый концертный сезон столичной джазовой сцены, фестиваль в очередной раз подтвердил свою репутацию мероприятия, которое и показывает определенный (высокий, конечно!) уровень московской джазовой жизни, и служит премьерной площадкой в столице для многих внемосковских джазовых проектов, и при всем при этом привлекает достаточно массовую и разношерстную аудиторию, явно получающую от происходящего на эрмитажной сцене-"ракушке" немалое удовольствие...>>>>
Постсоветское пространство:
что было
Джазовое краеведение

Слово "краеведение" имеет прямое отношение к джазу, по крайней мере, в старом русском городе Калуге. Уже несколько лет подряд в замкнутом дворике Калужского краеведческого музея проходят замечательные однодневные фестивали под названием "Летний джем". Замечательны они сразу несколькими обстоятельствами. Во-первых, когда мне довелось в 1998 году впервые попасть на родину Константина Циолковского с фестивалем "Джазовая провинция", там о джазе имели весьма отдаленное представление, и реакция на выступления заезжих музыкантов была, мягко говоря, недоуменная. То, что за эти годы в городе удалось создать устойчивую традицию, вызывает не только удивление, но и всяческое уважение. Во-вторых, этот однодневный фестиваль на самом деле возникает 2 - 3 раз за лето, а начинается поздней весной со специализированного гитарного форума. Таким образом, частотность налицо.
Далее, народ за это время пообвыкся, без джаза ему грустно и он разыскивает его везде, где можно. Т.е. публика сформирована и, даже, некоторым образом информирована, поэтому ее на мякине не проведешь. Наконец, проводить ее никто и не собирается, поскольку главный энтузиаст-организатор "Летнего джема" Олег Акимов старается представить соотечественникам по возможности высокий уровень того самого джаза, о котором мы так рьяно печемся.
Очередной финал "Летнего джема" в Калуге произошел 26 августа, закрыв тем самым не только летний сезон в городе, но и став последним звеном в цепочке многочисленных летних фестивалей на открытом воздухе. Организаторы "джема", который вовсе не джем, а полноценный подготовленный концерт, ухитрились, пригласив всего три состава, представить весьма широкий спектр современного джаза, выходя, впрочем, за его границы, и весьма существенно.
Таким выходом стало появление на сцене "дворика" к невероятному восторгу молодежной части аудитории модного ныне дуэта "Белый острог". Два музыканта из Иркутска, живущие теперь то в Москве, то в Нью-Йорке, с помощью скрипки, гитары и нескольких электронных "примочек" создают мощный энергетический вихрь, исходящий из авторско-фольклорных попевок, облаченных в форму world music, только без ее западной безликости и индифферентности. В сущности, это яркая танцевальная музыка, подтвержденная мастерством участников дуэта Артема Якушенко и Юрия Матвеева. И слушать ее лучше живьем, нежели на CD, хотя один из проектов записан музыкантами с участием таких знаменитостей, как Майкл Бреккер, Ричард Бона, Мино Синелу, Дон Байрон. По понятным причинам "Два сибиряка" замыкали концерт, превратившийся в неуемный дансинг.
ManSoundА начало было отдано киевскому вокальному секстету ManSound, пережившему прошлой осенью смерть своего лидера Владимира Михновецкого. Немало сил было отдано ансамблем для того, чтобы восстановить свою активность, не потерять в качестве, тем более что лучшего вокального ансамбля на территории СНГ мне наблюдать не удавалось. Сейчас это вновь "шестерка", место "высокого баритона" занял Сергей Харченко, репертуар расширяется. В концерте прозвучала "авторская" (в аранжировке всего состава) и очень необычная версия "Spain" Чика Кориа, несколько "закрученная", но резко выделяющаяся среди многочисленных вариантов пьесы, которая нынче по частотности воспроизведения на наших фестивалях потихоньку занимает место "Каравана". В Калуге "ManSound" уже бывал, его там знают и любят, поэтому ансамблю на эффект первого появления рассчитывать не приходилось, и к своему звучанию, балансу голосов и традиционной игре с публикой ребята подошли крайне ответственно.
Збигнев НамысловскийКвартет, расположившийся на сцене между этими двумя локальными максимумами, вполне претендовал на высокое звание хэдлайнера. Для старшего поколения любителей джаза имя польского саксофониста Збигнева Намысловского значит очень многое. Легендарная фигура 70-х годов, один из несомненных лидеров европейского джаза в последнее время стал чаще приезжать в Россию. В двадцатых числах августа его можно было слышать в нескольких городах России и Украины, о нем говорят и пишут, москвичи могли слышать квартет на фестивале "Джаз в саду Эрмитаж" и в "Ле Клубе". Стилистика музыки саксофониста тяготеет к мэйнстриму, хотя и наполняется сугубо индивидуальными интонациями, использует тщательную проработку формы. Это, в сущности, камерная музыка (не по характеру звучания, а по способу восприятия), и в условиях открытой площадки, разношерстной публики, обстановки расслабления с пивом, вином, шашлыками и т.д. адекватного восприятия ждать не приходится. Еще один важный фактор заключается в том, что уровень взаимодействия и слаженности ансамбля должен соответствовать авторскому подходу. В Калуге пан Намысловский играл не со своим обычным польским квартетом, а с трио Аркадия Овруцкого, которое вряд ли было в состоянии полноценно выполнить весьма непростую задачу.
Жаль, но в середине концерта наметился явный спад восприятия. Разговоры за столиками начали густеть, температура окружающего воздуха падать, и подуставшие немолодые люди, приговаривая, что эту музыку нужно слушать в иных условиях, стали понемногу расходиться. Стойко держались две многочисленные группы слушателей - молодежь и городская верхушка. С первой все ясно, а вот то, что касается представителей многочисленных спонсоров и городского начальства, то это поразительное явление. Как часто мы бываем свидетелями появления свадебных генералов при торжественном начале городского фестиваля. Их терпение обычно не распространяется даже на первое отделение... В Калуге руководство слушает музыку, обсуждает ее, обнаруживает ее знание, всячески печется об ее процветании. Подобные тенденции в городе дошли до того, что организатор и арт-директор фестиваля Олег Акимов, академический гитарист с разносторонними знаниями и огромным интересом к самым разным музыкальным направлениям, знаток джаза - был в прошлом году назначен начальником управления культуры города. В России это большая редкость, и мне известен только один прецедент в лице волгоградского саксофониста Анатолия Воронова. (На самом деле, стоит вспомнить также и томского бэндлидера Аркадия Ратнера, занимающего аналогичную должность в своем городе - ред.). Ставка Олегом Акимовым сделана на классику и джаз, и его целеустремленность дает многочисленные результаты: на концерты и фестивали народ валит валом, просит конкретные имена и требует, чтобы приезжали звезды первой величины. Похоже, что постепенно ему это удается, причем процесс идет с явным ускорением, особенно, если учесть, что мэром города не так давно стал поразительно молодой человек с той же фамилией, его зовут Максим Акимов, и как утверждают компетентные лица, они не только не родственники, но даже не однофамильцы. Тем не менее, мэр уверяет, что в музыкальных фестивалях он видит основы экономического процветания города, абсолютно доверяет вкусу своего начальника культуры и даже готов освободить его от бюрократических обязанностей, с тем, чтобы он эффективнее выполнял свою культуртрегерскую функцию. Разумеется, это впечатляет. И дело не в настроении начальства. Уже без оптических инструментов видно, насколько растет интерес калужан к нормальной музыке, насколько адекватнее они эту самую музыку принимают.
Да, в дворике Краеведческого музея собирается не вся Калуга. Может быть, человек 500-700. Это не слишком большой процент от всех жителей города. Но я в таких случаях всегда вспоминаю чью-то мысль (кажется, она принадлежит Роберту Фейнману): "У паровоза коэффициент полезного действия - пять-шесть процентов, но ведь он при этом едет".

Михаил Митропольский

Постсоветское пространство:
 что будет
Во "внестоличной" рубрике - традиционные анонсы концертов джазовой музыки в российской и украинской провинции, которые пройдут в ближайшие две недели. В сегодняшнем выпуске - информация, полученная редакцией от представителей в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Виннице...>>>>

9 и 10 сентября в Нижегородском Академическом театре драмы им. М.Горького компания "Уланов и Ко" представляет XIV международный фестиваль "Джаз - России 2005":
  • 9 сентября, 19:00
    день первый
    Ralf Shrabbe Acoustic Group (Германия): Ральф Шраббе (фортепиано), Райнер Витцель (саксофоны), Роланд Хеппнер (ударные)
    Трио Витаутаса Лабутиса (Литва): Витаутас Лабутис (саксофоны), Леонид Шинкаренко (бас), Арвидас Иоффе (ударные)
    ManSound (Украина): Владимир Сухин, Рубен Толмачев, Юрий Роменский, Вячеслав Рубель, Владимир Трач, Сергей Харченко (все - вокал)
    Яна Тюлькова (вокал, фортепиано, Нижний Новгород)
  • 10 сентября, 18:00
    день второй
    "Jazz Vocal Studio" Яны Тюльковой (Нижний Новгород): Лера Денисова, Даша Захарова, Саша Захарова, Саша Белякова, Настя Найденова, Настя Быкова
    Ольга Войченко и Юлия Рома (Украина) в сопровождении трио Аркадия Овруцкого (Москва)
    Piotr Wojtasik Group (Польша)
    Галерея Джаза (Нижний Новгород)

Билеты в кассах Театра драмы (Театральная пл., д.1)
Справки по телефону (8312) 19-51-73 (касса), 39-76-41, 33-24-59


Piotr Wojtasik Group
Петр ВойташикПетр Войташик, выдающийся польский джазовый трубач, родился в 1964 году. В 1983-1987 годах обучался в Академии музыки в городе Катовице на факультете популярной музыки. Его первая профессиональная запись была сделана во время концерта на знаменитом джазовом фестивале "Jazz Jamboree" в 1988 году с Войцехом Недзелей и, по оценкам читателей журнала Jazz Forum, стала "альбомом года". В конце 80-х Войташик работает с группой Young Power, задававшей моду на польской джазовой сцене тех лет. В 1990 он записал свой дебютный альбом на фирме грамзаписи Polonia с ведущими польскими джазовым музыкантами (Ян "Пташин" Вроблевски, Войцех Недзеля и др.). В 1994 второй альбом Войташика, "Lonely Town" (Power Bros), был вновь назван читателями журнала Jazz Forum альбомом года. Над его третьим альбомом "Quest" (Power Bros), помимо самого трубача и выдающегося молодого польского пианиста Лешека Можджера (Leszek Mozdzer), работали три музыканта из Нью-Йорка - саксофонист Билли Харпер (Billy Harper), легендарный басист Бастер Уильямс (Buster Williams) и барабанщик Бен Райли (Вen Riley). С начала 1997 Войташик возглавляет собственный квинтет, в котором играли Мацей Сикая (Maciej Sikaia) на тенор-саксофоне, Славомир Курклевич (Slawomir Kurklewicz) на басу, Кшиштоф Джеджиц (Krzysztof Dziedzic) на барабанах и знаменитый польский тенор-саксофонист Томаш Шукальски (Tomasz Szukalski). Самой известкой записью квинтета в последующие пять лет активной деятельности стала запись "Escape" (Power Bros).
Самым значимым событием конца 90-х для Войташика стал концертный тур с саксофонистом Гэри Бартцем (Gary Bartz), барабанщиком Луисом Хэйзом (Louis Hayes) и польским басистом Анджеем Цуджихом (Andrzej Cudzich). Пятый альбом Войташика под названием "Hope" (Power Bros.) был записан с пианистом Лешеком Можджером и тремя великолепными музыкантами из Нью-Йорка - басистом Клэренсом Сиэ (Clarence Seay), барабанщиком Ронни Берреджем (Ronnie Burrage) и легендарным саксофонистом Дэйвидом Либманом (David Liebman). В последнее время Войташик большое значение придает сотрудничеству с музыкантами из Австрии (гитарист Анди Манндорф, барабанщик Вольфганг Райсингер, пианист Андреас Майерхофер и саксофонист Николас Симион). На концертах в последние три года Войташика можно увидеть с собственным квартетом или с группой, лидером которой является барабанщик Яцек Кохан (Jacek Kochan), с которым он записал два последних альбома, где среди прочих можно увидеть и канадского басиста Мишеля Донато (Michel Donato).

Ralf Schrabbe Acoustic Group
Ральф ШраббеRSAG была создана в 1988 году, когда Ральф Шраббе заканчивал Дортмундскую консерваторию по классу джазового фортепиано. С тех пор группа объездила с концертами Германию, Францию, Австрию, Россию и... остров Реюньон. Побывали они и в Нижнем Новгороде - дважды, в 1994 и 1997 годах. Репертуар группы состоит из собственных композиций и аранжировок, которые написаны под воздействием классической музыки, джазового мэйнстрима и современного джаза. Композитор и аранжировщик группы Ральф Шраббе объединяет элементы классики и романтику современной европейской музыки с ощущением свинга и ритмической насыщенностью. А совершенное владение музыкантами группы различными видами импровизационной техники и музыкальное исполнение на самом высоком международном уровне удовлетворит самого взыскательного слушателя.
Участники группы:
Ralf Schrabbe (Ральф Шраббе, ф-но), Reiner Witzel (Райнер Витцель, саксофоны), Roland Hoeppner (Роланд Хёппнер, ударные)


Пятый, юбилейный Международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-Карнавал в Одессе-2005", который с 16 по 18 сентября будет проходить под патронатом генерального спонсора, торговой марки Nescafe Gold, обещает подарить своим слушателям море "кофейного джаза" и насытить программу юбилейного фестиваля приятными сюрпризами.
Первый: сразу несколько городских концертных площадок одновременно станут фестивальными сценами. Наряду с основной, сценой Одесской филармонии, будет работать уличная "мега-сцена" под открытым небом на Театральной площади у Оперного театра.
Второй: к джазу присоединится кино, и за день до открытия фестиваля в его рамках состоится показ французского полнометражного мультипликационного фильма "Трио из Бельвилля" - очень джазового по духу!
Третий сюрприз: нынешний "Джаз-Карнавал" фактически стартует 2 сентября - в 211-й день рождения Одессы. В подарок городу фестиваль преподнесет свои "фирменные блюда" - "Джазоход" (экскурсионный открытый трамвай с играющим на его борту джазовым диксилендом), Парад оркестров и джаз-карнавальное шествие по центру города.
Юрий КузнецовБессменным арт-директором фестиваля “Джаз-Карнавал в Одессе” является известный джазовый пианист и композитор, неутомимый импровизатор и пропагандист джаза Юрий Кузнецов. Еще в советские времена он начал организовывать "джаз-пароходы", джазовый фестивали (в том числе и фестиваль памяти Утесова), а в 1980 году отважился открыть в Одессе джаз-клуб, который просуществовал семь лет. С 1997 года Кузнецов - хозяин одесского "Клуба Высокой Музыки", а с 2000-го - арт-директор международного фестиваля "Джаз-Карнавал в Одессе". К составлению юбилейной программы V-го фестиваля Юрий Кузнецов и генеральный продюсер фестиваля Михаил Фрейдлин подошли просто: по сути, все три фестивальных дня станут парадом джазовых корифеев из разных стран мира -- каждая из стран-участниц делегирует на фестиваль "живую легенду" национального и европейского джаза. Что ни имя - целая глава в истории современного джаза! Самый именитый этно-джазовый проект Молдовы "Тригон"; многообещающий коллектив из Архангельска "Восток-Север"; ветераны российского джаза - аккордеонист Владимир Данилин и гитарист Алексей Кузнецов; знаковая фигура болгарской джазовой сцены, саксофонист Анатолий Вапиров; мэтр польского джаза, саксофонист Петр Барон; участник легендарного трио "ГТЧ" Владимир Тарасов - ведущий барабанщик Литвы, чье имя легко найти на страницах мировых энциклопедий джаза.
Одесситы, упорно оспаривающие у Нью-Орлеана право называть свой город исторической родиной джаза, смогут услышать на фестивале пусть не самого именитого, но самого что ни на есть американского джазового вокалиста Ли Дэвидсона. Географическую пестроту фестивальной палитре придаст участие в фестивале гитариста из Ирландии Марка О’Лири и квартета Маттиаса Данека из Германии. Джазовую честь Одессы будут отстаивать биг-бэнд Николая Голощапова, певица Татьяна Боева, пианист и композитор Юрий Кузнецов, который на время фестиваля будет выступать сразу в двух ипостасях - арт-директора и музыканта.
(От редакции. Когда номер готовился к публикации, наш одесский автор Олег Шестопалов сообщил: "Джазовый пианист Юрий Кузнецов назначен начальником управления культуры и туризма Одесской области". Наши поздравления замечательному музыканту - с пожеланиями не сворачивать в сторону с пути нелегкой, но высокой музыки).
К началу фестиваля также планируется выпустить компакт-диск с записями лучших выступлений прошлогоднего "Джаз-Карнавала". Будет предпринята еще одна попытка (прошлогодняя была не слишком удачной) соединить джаз и ди-джеев в рамках молодежной акции "DJ-Band", которая пройдет на сцене под открытым небом на Театральной площади у знаменитого Одесского оперного театра. Там же отзвучат последние аккорды фестиваля - вечером 18 сентября во время традиционного гала-концерта. Быть ведущим концертов нынешнего "Джаз-Карнавала" приглашен музыкальный критик, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, джазовый обозреватель журнала "Америка Illustrated" Владимир Каушанский.

Анастасия Костюкович
(журнал "Jazz Квадрат")

Что намечается:
 столичные анонсы
1-10 октября в Москве пройдет 2-й международный фестиваль "Длинные Руки-2", который представляют культурный центр ДОМ и Центр развития и поддержки новой музыки "Девоцио Модерна". Фестиваль будет проходить в центре ДОМ, Московском международном Доме музыки, театре "Школа драматического искусства" и Государственном центре современного искусства.
"Длинные Руки" - фестиваль-посвящение, фестиваль памяти Николая Александровича Дмитриева, подвижника, продюсера, журналиста, вдохновителя проектов, знатока и поклонника новой музыки, создателя центров ДОМ и "Девоцио Модерна", организатора бесчисленных фестивалей и гастролей, "вечного двигателя" актуальной российской культуры в последние 20 с лишним лет, масштабной личности мирового значения и просто хорошего друга авангардистов разных стран мира.
Музыкальные направления, которые будут представлены на фестивале - авангардный джаз, новая компонированная музыка, новая шумовая электронная и электроакустическая музыка, этническая и новая экспериментальная музыка, мультимедийные проекты.
На фестивале выступят музыканты из США, Японии, Франции, Швейцарии, Голландии, Австрии, Великобритании, Германии, Литвы, России и Украины. Все они связаны с именем Николая Дмитриева: одни - дружескими связями и уже состоявшимися проектами в России, другие же - планами и мечтами, не сумевшими реализоваться при жизни...>>>>

С 14 по 17 сентября в рамках юбилейной (10-ой) манифестации "Окно в Нидерланды" в Санкт-Петербурге пройдут уникальные концерты групп Deep Fried Angel Fish и Dalgoo из Нидерландов. Голландская организация Dutch Jazz Connection уже третий год подряд привозит в Петербург первоклассных музыкантов из Голландии: в северной столице России уже были такие звезды, как Коллектив Виллема Брекера, Миша Менгельберг, Трио Эрика Флуйманса, Михал Борстлап и Тряйнче Остерхауз, Гюс Янсен и Давид Квексилберг, Трио Майка дель Ферро, Трио Юри Хонинга, ВеДаКи, Dalgoo, Monsieur Dubois.
На этот раз вниманию петербуржцев предлагаются два ярких проекта: интеллектуальный музыкальный театр "Президент Земного Шара" по поэзии Хлебникова группы Dalgoo и неожиданная смесь из импровизационного джаза, клезмера, балканской и латиноамериканской музыки со свежими мелодиями домашнего изготовления группы Deep Fried Angel Fish.

  • 14 сентября - Street Life Club, 21.30 - группа Deep Fried Angel Fish
  • 15 сентября - JFC Jazz Club, 19.00 - группа Deep Fried Angel Fish
  • 16 сентября - JFC Jazz Club, 19.00 - группа Dalgoo с проектом "Президент Земного Шара"
  • 17 сентября - Street Life Club, 21.30 - группа Dalgoo с проектом "Президент Земного Шара"

Deep Fried Angel Fish
14 сентября Street Life Club, 15 сентября JFC Jazz Club
Этому концерту предшествуют выступления в Волгограде на праздновании Дня Города.
Deep Fried Angel FishГруппа Deep Fried Angel Fish - это "квартет из крупных рыб, которые сервируют наивкуснейшие музыкальные блюда изголодавшейся публике". Рецепт их фирменного блюда: наваристый суп из импровизационного джаза, клезмера, балканской и латиноамериканской музыки смешать со свежими мелодиями домашнего изготовления, натуральные ингридиенты из Amsterdam Klezmer Band, Man Bites Dog и Dalgoo поставить на гриль, острые специи добавить по вкусу. Блюдо подавать горячим.
Шеф-повара: трубач Хяйс Левелт / Gijs Levelt (Amsterdam Klezmer Band, Karnatic Lab и Hexnut), аккордеонист Тео ван Тол / Theo van Tol (Amsterdam Klezmer Band и лучший аккордеонист Голландии!), саксофонист и бас-кларнетист Тобиас Кляйн /Tobias Klein (Man Bites Dog, Bhedam and Dalgoo) и контрабасист Мейнрад Кнеер / Meinrad Kneer (Dalgoo, премия Jur Naessens-prijs 2002).
www.deepfriedangelfish.com

Dalgoo с проектом "Президент Земного Шара"
16 сентября - JFC Jazz Club, 17 сентября - Street Life Club
Далее гастроли последуют в Челябинске (Академии культуры и искусства 19 сентября ), Магнитогорске (Консерватория им. Глинки 20 сентября), Москве (культурный центр ДОМ 21 сентября), и Амстердаме (Bimhuis 25 сентября).
DalgooГруппа Dalgoo в России не впервые: в 2002 г. они играли в Екатеринбурге на Днях Культуры Нидерландов, а в 2003 г. - в Петербурге на "Окне в Нидерланды" с программой Dalgoo New Anatomy.
Музыкальный спектакль "Президент земного шара" целиком основан на поэзии российского поэта-футуриста Велимира Хлебникова (1885-1922). Велимир Хлебников - одна из самых загадочных фигур в литературе ХХ века. Он оказал огромное влияние на поэзию прошлого столетия, при этом его творчество едва ли известно публике. Для одних он - полный идиот или сумасшедший фантазер, для других -самый великий поэт столетия. Владимир Маяковский считал Хлебникова своим учителем и называл его "Колумбом нового поэтического континента".
Название "Президент земного шара" заимствовано из теории Хлебникова о том, что земным шаром должен управлять совет из 317 мудрецов, во главе которого, разумеется, должен стоять он сам, поэт Велимир Хлебников.
Стихи в "Президенте земного шара" прозвучат на русском, голландском и немецком языках в исполнении классического сопрано Элизы Руп / Elisa Roep, украинского актера Алека Копыта /Alec Kopyt, а также авторов музыкальных композиций Альберта ван Веенендааля /Albert van Veenendaal (рояль и сэмплы), Тобиаса Кляйна /Tobias Klein (кларнеты, саксофон и электроника) и Мейнрада Кнеера /Meinrad Kneer (контрабас).
Стиль: концептуально-интеллектуальный музыкальный театр, сочетание компонированной и импровизационной, мировой и электронной музыки.
"Президент земного шара" - своего рода продолжение успешного проекта ‘Dalgoo New Anatomy’, за который Мейнрад Кнеер получил в 2002 году престижную музыкальную премию Jur Naessens Muziekprijs.
www.presidentoftheglobe.nl

Выступления групп пройдут при поддержке следующих голландских организаций:
Dutch Jazz Connection, Fonds voor Amateurkunst en Podiumkunsten (FAPK), Willemina E. Jansenfonds, Посольство Королевства Нидерландов в Москве, Культурный Фонд министерств культуры и иностранных дел Нидерландов.
Адреса и билеты:
JFC Jazz Club: Шпалерная 33, телефон 272-9850, начало в 19 часов, цена билетов от 150 до 200 рублей
Street Life Club: 2-я Красноармейская 6, телефон 575-0545, начало в 21.30 часов, цена билетов от 200 до 500 рублей

Санитар леса
В своей персональной рубрике Дмитрий Ухов, глава московского отделения всемирной Ассоциации джазовых журналистов и музыкальный обозреватель радио "Культура", обычно разбирает нелепости и неумности, которые немузыкальная (а зачастую, увы, и музыкальная) пресса пишет о джазе. Увы, не переводится материал для рассмотрения и теперь: Дмитрий Петрович анализирует отклик "большой прессы" на прошедший в Москве фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж"...>>>>
А в это время
за бугром...
Майкл БреккерУже более месяца джазовое сообщество во всем мире встревожено все более грустными сообщениями о состоянии здоровья одного из самых влиятельных саксофонистов современности - Майкла Бреккера. Еще 29 июля в нашем сообществе в "Живом Журнале" появился призыв супруги музыканта, Сьюзан, к нашим читателям в США: Майклу Бреккеру срочно требовался донор (доноры) для пересадки костного мозга.
Все началось в августе 2004-го, когда во время выступления на Mount Fuji Jazz Festival в Японии Майкл Бреккер почувствовал острую боль в спине. Правда, тогда он решил, что это неизбежный в долгом турне мышечный спазм, и что справиться с проблемой может простой массаж. Однако со временем выяснилось, что это был первый сигнал об онкологическом заболевании, которое теперь угрожает жизни знаменитого музыканта. У Майкла Бреккера миелодиспластический синдром - одна из форм рака костного мозга. Врачи утверждают, что единственная надежда на этой стадии - упомянутая выше трансплантация.
Майкл только что прошел семинедельный курс химиотерапии и сейчас находится на постельном режиме дома, в Хастингс-он-Хадсон (северный пригород Нью-Йорка). Болезнь заставила 56-летнего саксофониста, 11-кратного лауреата премии "Грэмми", отменить давно запланированные выступления (одно - с коллегами Джо Ловано и Дейвом Либманом в проекте Saxophone Summit, другое - в качестве гостя группы Steps Ahead, в которой он одно время играл еще в конце 70-х) на Ньюпортском джазовом фестивале - и вообще прекратить играть. В составе Steps Ahead его заменил недавно выступавший в Москве Билл Эванс, но Ловано и Либман решили, что не могут заменить Бреккера никем, и играли вдвоем, посвятив свое выступление Майклу.
В течение Ньюпортского фестиваля, откликнувшись на призывы со сцены, свыше 300 музыкантов, сотрудников компании-организатора и слушателей сдали анализы крови, надеясь, что кровь кого-то из них может оказаться пригодной для высевания здоровых клеток костного мозга, подходящих Бреккеру по генетическим показателям (к которым этот вид трансплантации весьма чувствителен). Подобные кампании по подбору потенциальных доноров проходили и на других джазовых фестивалях, например - на Red Sea Jazz Festival в Эйлате (Израиль). Врачи утверждают, что вероятность нахождения донора выше всего среди людей из той же этнической группы, что и Бреккер - евреев из Восточной Европы. К сожалению, костный мозг родственников Бреккера, даже его детей - 16-летней Джессики и 12-летнего Сэма - оказался несовместим с его генетическими показателями.
Майкл Бреккер с семьей у себя домаСам Бреккер в телефонном интервью агентству "Ассошиэйтед Пресс" рассказал, что его угнетает необходимость отказаться (как все надеются - временно) от музыки, но что он чувствует огромную поддержку от коллег (пианист Хэрби Хэнкок и певица Дайана Кролл, например, оказали ему весьма весомую помощь) и от слушателей, которые буквально завалили его письмами с выражением сочувствия и пожеланиями выздоровления.

Билл КлинтонВ середине сентября в США поступит в продажу CD-сборник "The Bill Clinton Collection: Selections from the Clinton Music Room". В годы президентства Билла Клинтона (1992-2000) в вашингтонском Белом Доме для него была оборудована специальная "музыкальная комната", где он прослушивал свои любимые записи, прежде всего - джазовые (сам экс-президент, напомним - саксофонист-любитель). Именно джазу и посвящен сборник, который подготовил к выпуску Музей Клинтона при библиотеке им. Клинтона в родном городе президента, Литтл-Рок (Арканзас), и Президентский фонд Билла Клинтона, работавший над очисткой авторских прав для сборника. В число 11 треков, включенных в "Коллекцию Билла Клинтона", вошли записи трубача Майлса Дэйвиса, пианиста Арта Тейтума, саксофониста Зута Симса, певицы Нины Симон, госпел-вокалистки Махелии Джексон и других музыкантов, а также пьеса "Nostalgia" в исполнении квартета российского саксофониста Игоря Бутмана, которого Билл Клинтон несколько лет назад назвал "величайшим из ныне живущих саксофонистов".
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Дмитрий Ухов,
Михаил Митропольский,
Юрий Льноградский,
Анна Филипьева,
Сергей Бондарьков,
Анастасия Костюкович,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AP;
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Петр Ганнушкин,
Павел Корбут,
Алексей Аввакумов,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

    
     Rambler's Top100 Service