Выпуск #28-29, 2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Вирджил Михаю о румынском
джазе (2) |
|
Окончание. Начало
в #27.
...А
после падения режима Чаушеску 22 декабря 1989 года? В начале 1991 года
на "Открытой музыке" в Ленинграде/Петербурге мы говорили с пианистом
Гарри Тавитяном, он даже употреблял слово "революция". Какое место
занимал в ней джаз?
- После революции в 1990-м году начался переходный период, скажу так -
довольно хаотический. Куда было девать энергию сопротивления
оруэлловскому режиму? Все хотели попробоваться на Западе. Но многие и
остались - тот же Гарри Тавитян с Корнелиу Строе, пианист-универсал
Мирча Тибериан, который играет все, от мэйнстрима до авангарда, и еще
успевает внедрять народную музыку в джазовый контекст. Те, кто
эмигрировали, иногда привозят в Румынию звезд - например, саксофонист
Николас Симион играл с Арчи Шеппом и с Джейн Ли и с Мэлом Уолдроном. (В
скобках: Вирджил Михаю деликатно не упоминает о собственном проекте в
жанре "поэзия+джаз" Jazzographics. Он декламирует свои стихи на
нескольких языках под ансамбль Тавитяна-Строе; вместе они выступали и в
рамках недели румынского джаза в венском клубе "Порги & Бесс", и еще - в
Англии с Аланом Томлинсоном (тромбон) и Алексндром Баланеску (скрипка).
- Д.У.)
Ни Уолдрона, ни Джейн Ли уже нет.
- Это повод сказать, что с женским вокалом у нас всегда было неплохо.
Есть и Теодора Энаке (Enache), ученица Джонни Рэдукану, которая поет
мэйнстрим в манере Эллы Фитцджеральд. Нет, наверное, лучше сказать - в
манере Дайаны Кролл. Есть Мария Рэдукану (никакого отношения к Джонни,
однофамилица) - очень важно, что она поет только по-румынски. И Марта
Христя (Hristea) - она работает в стиле фьюжн, с электроникой. Хорошо
еще, что в этот переходный период не ушло из джаза новое поколение
инструменталистов - многие выпускники джазовых отделений музыкальных
академий в Клуже, Яссах и Бухаресте. Та же Марта Христя, клавишники
Рауль Кусак, Христиан Соляну, Илад Попеску или Михай Йордаке- он ученик
Тавитяна и эксцентрично играет на разных саксофонах. И много еще кто -
ну вот Мариус Михалаке; он тоже почти что эксцентрик, играет на народном
инструменте - дульцимере (в мире этот инструмент больше известен под
его венгерским названием cymbalom, то есть цимбалы - Д.У.). Но
лучший этно-джаз - это "Тригон" из Кишинева. Я говорю о них, потому что
их лидер Анатол Штефанец - уникальный музыкант. Наверное, первый со
времен Рихарда Ошаницки, который предлагает синтез всего со всем. Но
Ошаницки был интеллектуалом с высшим образованием, а Анатол Штефанец
всего добивается интуицией. У нас народный музыкант знает только свою
местную традицию. Анатол - не только блестящий альтист, но и настоящий
знаток всех региональных фольклорных стилей - Молдавии, Трансильвании,
Добруджи, Марамуреша. У него сейчас новое трио, они выпустили новый
диск, который записали у себя в Бессарабии, я к нему написал аннотацию.
Давай поговорим об институтах: клубы, фирмы звукозаписи, фестивали…Ты
был в московском "Джаз-Тауне". Там играла группа "Маримба плюс". Ну и
как?
- Совсем не так, как в Америке: там в легендарных клубах - знаменитости,
а атмосфера - анемичная. Новое не интересует. А у нас - в Восточной
Европе - пока еще публика воспринимает все с энтузиазмом. К нему бы еще
и финансы. У нас, в Клуже, например, есть проект - две маримбы, ударные.
Называется Talking Drums. Но попробуй предложи их какому-нибудь
арт-директору или менеджеру. У вас какая средняя зарплата?
Ну, не знаю. Кроме всего прочего, страна - большая, большой разброс
между провинцией и большими городами. Жизнь в провинции гораздо дешевле.
В общем, кажется, статистики говорят о двухстах долларах.
- У нас - 100 евро при почти европейских ценах. Много дисков можно
купить на такую зарплату? К тому же в масс-медиа появилась новая
цензура. Называется "рейтинг".
У нас - тоже. В начале 90-х я как-то пошутил, что теперь у нас не
железный занавес, а золотой. Шутку подхватили, но она уже не так
актуальна.
- Для нас это тоже верно. Но мы идем к Евросоюзу. Например, город Сибиу,
в котором есть старейший джаз фестиваль - 36 лет! - объявлен культурной
столицей Европы 2007 года. Вот тогда, думаю, развернемся. И, надеюсь,
что ваших джазменов пригласим!
А они вообще у вас бывали?
- Ну, а как же. Ты должен знать из моих статей в "Джаз-форуме". Трио
Ганелин-Тарасов- Чекасин приезжало два раза, в 1981-м и в 1983-м. Я был
при них, и тогда научился говорить по-русски. Тарасов об этом в своей
книге пишет. Были также Левиновский с "Аллегро" - больше всего у нас
запомнили контрабасиста Двоскина, оркестр "Мелодия"… Потом Пятрас
Вишняускас, Чекасин с Лабутисом. Но, все-таки, настоящая бомба -это было
трио ГТЧ .Наше традиционное сообщество буквально было взорвано. Сейчас в
Тимишоаре, в Академии открылось новое джазовое отделение - там
интересуются новыми вещами. Если помнишь, в сборнике "Russian Jazz - New
Identity" я писал о том, что для меня ваш джаз - продолжение авангарда
20-х годов, например, Булгакова.
Удивительно, что для тебя Булгаков - авангард. У нас - наоборот - его
противопоставляют тогдашним авангардистам: конструктивистам и
футуристам. И не только за художественную, но и политическую позицию.
- Ты прав. Но много зависит от угла зрения. Например, Скотт Фитцджеральд
- так сказать, маленький Булгаков, умер в безвестности. Прошло время и
стало ясно, что "Великий Гэтсби" - это большая ирония. Как и его
описание "Века Джаза".
Булгаков, если помнишь, на балу Сатаны тоже упоминает "обезьяний джаз".
- Вообще этот бал и эпизод грандиозного приема у Гэтсби -это и есть jazz
age. И с современной Восточной Европой похожая ментальность. В чисто
социальном плане. Джаз, все-таки, живет во взаимодействии с другими
явлениями. Те же масс-медиа, компьютеры, электроника. Если новый
инструмент - это не значит, что и музыка - новая. Меня радует, что у нас
это начали понимать. Альбомом года назвали "Lumini" Мирчи Тибериана и
Марты Рэдукану - только голос и фортепьяно...
Беседовал
Дмитрий Ухов
фото: Кирилл Мошков
|
|
На
первую страницу номера |
|