502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #28-29, 2005
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Вирджил Михаю о румынском джазе (2)
Окончание. Начало в #27.
Вирджил Михаю...А после падения режима Чаушеску 22 декабря 1989 года? В начале 1991 года на "Открытой музыке" в Ленинграде/Петербурге мы говорили с пианистом Гарри Тавитяном, он даже употреблял слово "революция". Какое место занимал в ней джаз?

- После революции в 1990-м году начался переходный период, скажу так - довольно хаотический. Куда было девать энергию сопротивления оруэлловскому режиму? Все хотели попробоваться на Западе. Но многие и остались - тот же Гарри Тавитян с Корнелиу Строе, пианист-универсал Мирча Тибериан, который играет все, от мэйнстрима до авангарда, и еще успевает внедрять народную музыку в джазовый контекст. Те, кто эмигрировали, иногда привозят в Румынию звезд - например, саксофонист Николас Симион играл с Арчи Шеппом и с Джейн Ли и с Мэлом Уолдроном. (В скобках: Вирджил Михаю деликатно не упоминает о собственном проекте в жанре "поэзия+джаз" Jazzographics. Он декламирует свои стихи на нескольких языках под ансамбль Тавитяна-Строе; вместе они выступали и в рамках недели румынского джаза в венском клубе "Порги & Бесс", и еще - в Англии с Аланом Томлинсоном (тромбон) и Алексндром Баланеску (скрипка). - Д.У.)

Ни Уолдрона, ни Джейн Ли уже нет.

- Это повод сказать, что с женским вокалом у нас всегда было неплохо. Есть и Теодора Энаке (Enache), ученица Джонни Рэдукану, которая поет мэйнстрим в манере Эллы Фитцджеральд. Нет, наверное, лучше сказать - в манере Дайаны Кролл. Есть Мария Рэдукану (никакого отношения к Джонни, однофамилица) - очень важно, что она поет только по-румынски. И Марта Христя (Hristea) - она работает в стиле фьюжн, с электроникой. Хорошо еще, что в этот переходный период не ушло из джаза новое поколение инструменталистов - многие выпускники джазовых отделений музыкальных академий в Клуже, Яссах и Бухаресте. Та же Марта Христя, клавишники Рауль Кусак, Христиан Соляну, Илад Попеску или Михай Йордаке- он ученик Тавитяна и эксцентрично играет на разных саксофонах. И много еще кто - ну вот Мариус Михалаке; он тоже почти что эксцентрик, играет на народном инструменте - дульцимере (в мире этот инструмент больше известен под его венгерским названием cymbalom, то есть цимбалы - Д.У.). Но лучший этно-джаз - это "Тригон" из Кишинева. Я говорю о них, потому что их лидер Анатол Штефанец - уникальный музыкант. Наверное, первый со времен Рихарда Ошаницки, который предлагает синтез всего со всем. Но Ошаницки был интеллектуалом с высшим образованием, а Анатол Штефанец всего добивается интуицией. У нас народный музыкант знает только свою местную традицию. Анатол - не только блестящий альтист, но и настоящий знаток всех региональных фольклорных стилей - Молдавии, Трансильвании, Добруджи, Марамуреша. У него сейчас новое трио, они выпустили новый диск, который записали у себя в Бессарабии, я к нему написал аннотацию.

Давай поговорим об институтах: клубы, фирмы звукозаписи, фестивали…Ты был в московском "Джаз-Тауне". Там играла группа "Маримба плюс". Ну и как?

- Совсем не так, как в Америке: там в легендарных клубах - знаменитости, а атмосфера - анемичная. Новое не интересует. А у нас - в Восточной Европе - пока еще публика воспринимает все с энтузиазмом. К нему бы еще и финансы. У нас, в Клуже, например, есть проект - две маримбы, ударные. Называется Talking Drums. Но попробуй предложи их какому-нибудь арт-директору или менеджеру. У вас какая средняя зарплата?

Ну, не знаю. Кроме всего прочего, страна - большая, большой разброс между провинцией и большими городами. Жизнь в провинции гораздо дешевле. В общем, кажется, статистики говорят о двухстах долларах.

- У нас - 100 евро при почти европейских ценах. Много дисков можно купить на такую зарплату? К тому же в масс-медиа появилась новая цензура. Называется "рейтинг".

У нас - тоже. В начале 90-х я как-то пошутил, что теперь у нас не железный занавес, а золотой. Шутку подхватили, но она уже не так актуальна.

- Для нас это тоже верно. Но мы идем к Евросоюзу. Например, город Сибиу, в котором есть старейший джаз фестиваль - 36 лет! - объявлен культурной столицей Европы 2007 года. Вот тогда, думаю, развернемся. И, надеюсь, что ваших джазменов пригласим!

А они вообще у вас бывали?

- Ну, а как же. Ты должен знать из моих статей в "Джаз-форуме". Трио Ганелин-Тарасов- Чекасин приезжало два раза, в 1981-м и в 1983-м. Я был при них, и тогда научился говорить по-русски. Тарасов об этом в своей книге пишет. Были также Левиновский с "Аллегро" - больше всего у нас запомнили контрабасиста Двоскина, оркестр "Мелодия"… Потом Пятрас Вишняускас, Чекасин с Лабутисом. Но, все-таки, настоящая бомба -это было трио ГТЧ .Наше традиционное сообщество буквально было взорвано. Сейчас в Тимишоаре, в Академии открылось новое джазовое отделение - там интересуются новыми вещами. Если помнишь, в сборнике "Russian Jazz - New Identity" я писал о том, что для меня ваш джаз - продолжение авангарда 20-х годов, например, Булгакова.

Удивительно, что для тебя Булгаков - авангард. У нас - наоборот - его противопоставляют тогдашним авангардистам: конструктивистам и футуристам. И не только за художественную, но и политическую позицию.

- Ты прав. Но много зависит от угла зрения. Например, Скотт Фитцджеральд - так сказать, маленький Булгаков, умер в безвестности. Прошло время и стало ясно, что "Великий Гэтсби" - это большая ирония. Как и его описание "Века Джаза".

Булгаков, если помнишь, на балу Сатаны тоже упоминает "обезьяний джаз".

- Вообще этот бал и эпизод грандиозного приема у Гэтсби -это и есть jazz age. И с современной Восточной Европой похожая ментальность. В чисто социальном плане. Джаз, все-таки, живет во взаимодействии с другими явлениями. Те же масс-медиа, компьютеры, электроника. Если новый инструмент - это не значит, что и музыка - новая. Меня радует, что у нас это начали понимать. Альбомом года назвали "Lumini" Мирчи Тибериана и Марты Рэдукану - только голос и фортепьяно...

Беседовал Дмитрий Ухов
фото: Кирилл Мошков

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service