С
Вирджилом Михаю мы познакомились лет двадцать пять назад, если не
больше, но заочно! Впервые лично встретились только год назад в Вене.
Вирджил сам выучил русский язык - причем так, что даже трудно поверить,
что единственный раз он был у нас проездом тридцать лет назад. И вот
приехал в связи со съемками фильма и книгой о Михаиле Булгакове.
Наш разговор в студии радио "Культура", конечно же, был посвящен в
первую очередь румынскому джазу.
- Румынский джаз - интересное явление. В 50-60-е годы ХХ века во многих
странах формируются самостоятельные джазовые школы. Как у вас Вагиф
Мустафа-заде, в Швеции - Ян Юханссон, в Польше - Кшиштоф Комеда. У нас
такой фигурой был Рихард Ошанитцки, гениально одаренный
музыкант-композитор. Вибрафонист, пианист, руководитель биг-бэнда. Увы,
Ошанитцки в каком-то смысле жертва тоталитарного режима - от
невозможности осуществить многие свои замыслы он стал много пить, и в
1979 году умер, в общем, совсем молодым - в возрасте сорока лет. Ну вот,
например, в конце 60-х существовал очень крепкий коллектив с Ошанитцким,
фактически, в роли лидера .Он назывался Free-tet (Джонни Рэдукану -
контрабас, Дан Миндрила и Штефан Бериндей - саксофоны и отличный, тогда
совсем юный барабанщик Эуджен Гонди), но на пластинках он так и не
вышел. Хорошо, хоть остались какие-то архивные записи "Радио Бухарест".
Зато Двойной концерт для тенор-саксофона, фортепино, биг-бэнда и
симфонического оркестра Ошанитцкого исполнялся в Лейпциге в 1970 году и
вышел на пластинке. Совсем недавно я был в Лондоне и показал ее
Лео Фейгину. Он
сразу захотел ее издать (пока не выходит - нет денег). Так вот, Лео был
в полной уверенности, что это - новая работа, сделанная уже в ХХI веке,
хотя ей уже почти сорок лет. В общем, не будет большим преувеличением
назвать Рихарда Ошанитцкого создателем румынской джазовой школы.
Richard Oschtanitzky Freetet - "Neurasia":
mp3 128 kbps - 8.5 Mb (переименовано
в mp2 для проходимости фильтров)
RealAudio - 1.4 Mb
R.O. - piano, DanMandrila - ts, Stefan Berindei - ss, Johnny Raducanu
- b, Wolfgang Guttler - b, Eugen Gondi - dr, Nelu Marinescu - tp
После него, и в чем-то благодаря ему, раскрылись таланты Дана
Миндрилы, Джонни Рэдукану, которых я уже упомянул, а также пианиста
Мариуса Поппа и вокалистки Ауры Урзичяну. Они, в общем, тоже развивали
язык джаза на основе национальных традиций.
Да, Ауру у нас знали хорошо - в первую очередь, благодаря долетавшим
сведениям о том, что она выступала с оркестром Дюка Эллингтона. Ну и
пластинки были - не все, конечно.
- С Эллингтоном Аура Урзичяну и правда выступала, но Дюк уже был тяжело
болен и года через два умер. И Аура как-то растворилась в воздухе
Северной Америки - а жаль. Настоящий джазовый талант, что она доказала
своими записями стандартов. Жаль…
Aura Urziceanu + Bucuresti Jazz Quintet - "Jocul
Tambalelor"
mp3 128 kbps - 4 Mb (переименовано
в mp2 для проходимости фильтров)
RealAudio - 0.7 Mb
А потом настали трудные времена… Диктатура, как в Северной Корее.
Джаз был почти что андеграунд, фестивали в Сибиу, например, были почти
что оппозицией режиму. Чудом казалось, что что-то вообще происходит - в
начале 80-х я решился издать две пластинки на Leo Records, написал
аннотации к диску - это была та еще авантюра! Но дуэт "Креатив" (Гарри
Тавитян - фортепьяно, Корнелиу Строе - ударные) был слишком значителен
для нас, чтобы не сделать его международным достоянием . "Свободный
джаз" этого дуэта олицетворял собой свободу в абсолютно несвободной
стране. И даже широкая публика чувствовала это.
Можно ли сравнить "Креатив" с нашим трио "Ганелин-Тарасов-Чекасин"?
- Да, конечно. "Креатив", однако, много выступал и с другими
музыкантами. Ядро "Креатива", то есть Тавитян и Строе, органически
развивало все ту же национальную школу. Но в новое время началось то,
что по-английски называется brain drain, утечка мозгов. Все ринулись на
Запад, но тех, кому удается оставаться на плаву, можно пересчитать по
пальцам: Николай Симеон - в Австрии, Ион Бачу - в Швеции, Петер
Вертайхмер - в Израиле, Мариан Петреску и Мирча Стан - в Финляндии.
Скрипач Александер Баланеску -в Англии. И все! А остальные - как и Аура
Урзичяну - канули в безвестность… Вот, например, пианист Янси Кереши,
очень известный - у вас его должны помнить. Он был победителем конкурса
на Московском фестивале молодежи и студентов в 1957 году.
Да. У меня сохранились две пластинки - одна на фортепьяно, другая - с
электроорганом, правда, это, скорее, поп-музыка. Я, кстати, давно
интересовался куда же он делся? Я думал даже, что в Венгрию уехал как
представитель национального меньшинства.
- Нет, эмигрировал он в 1968 году и в Америку - но никакой информации…
Хотя, наверное, этого предмет отдельного разговора...
(окончание следует)
Беседовал
Дмитрий Ухов
фото: Кирилл Мошков
|