Специальный репортаж |
Дюссельдорф, XIII Jazz Rally (24-26
июня 2005)
Часть I. 24 июня
Часть II. 25-26 июня
Напомним:
24-26 июня в Дюссельдорфе в 13-й раз проходил один из самых массовых
джазовых фестивалей в Германии, Dusseldorfer Jazz Rally. Благодаря
любезному приглашению пресс-службы фестиваля (Фридер Фельдманн, Штефан
Кошке) и действенной инициативной помощи заместителя генерального
директора компании "Мессе Дюссельдорф Москва" Михаэля Манделя и
одного из авторов "Полного джаза", живущего в Дюссельдорфе Юрия
Гранкина, известного завсегдатаям портала "Джаз.Ру" как Deutsch,
фестиваль в этом году посетили авторы этих строк.
О первом дне фестиваля мы рассказывали в
предыдущем выпуске
"Полного джаза". По его итогам стало заметно, что фестиваль, по
сравнению, скажем, с версиями 2003 и 2004 годов, слегка изменил
ориентацию. В прошлом году арт-директор Али Хауранд обещал на будущий
год, то есть сейчас, некие "поп-акты" для привлечения аудитории. Юрий
Гранкин, наш дюссельдорфский автор, тогда еще высказал сомнение - пойдут
ли "акты поп" на пользу фестивалю?
"Акты" действительно появились - у фестиваля новый спонсор, гигант
мобильной связи Vodafone, и новая политика: как можно больше популярного
свинга и диксиленда на улицах, "креативный" камерный джаз - с глаз
долой, в камерные залы (впрочем, он и так только там и звучал, что и
естественно), малоизвестных немецкому массовому слушателю американских
хэдлайнеров - отставить, даешь немецкие "поп-акты". Как результат -
джазовым хэдлайнером идет сладкогласный smooth-трубач Тилл Брённер, а
центральным событием фестиваля вообще подается выступление немецких
поп-звезд, группы Reamonn. На их концерт, естественно, никто из нас не
ходил.
Фестивальная программа субботнего вечера, впрочем, и без "актов поп"
оказалась не менее насыщенной, чем вечер накануне. В результате
творческому тандему авторов "Полного джаза" пришлось на некоторое время
разделиться, дабы объять необъятное. В результате прекрасная половина
тандема вновь отправилась в Театр марионеток во дворце Витгенштайн, а
сильная половина поспешила в исполинскую палатку на Бургплац, на главную
сцену фестиваля.
В
палатке играл квинтет британского тенор-саксофониста Алана Скидмора (Alan
Skidmore). Британский джазовый мэйнстрим известен у нас вообще
меньше, чем он этого заслуживает: первоклассные инструменталисты вечно
находятся в тени своих американских коллег, хотя практически ни в чем не
уступают им в плане игры. Скидмор, когда-то дебютировавший в среде
лондонских ритм-н-блюзовых групп (он играл у обоих провозвестников
британской блюзовой сцены - Алексиса Корнера и Джона Мэйолла), еще в
конце 1960-х стал одной из самых заметных фигур на британской джазовой
сцене и год за годом целыми десятилетиями фигурировал как "саксофонист
года" в чартах лондонского журнала Melody Maker. Но главный интерес был
даже не в Скидморе, саксофонисте даровитом и крепком, а в специальном
госте квинтета.
Это
был вокалист Джорджи Фэйм (Georgie Fame). Еще в начале 1960-х его группа
The Blue Flames была одним из самых популярных ритм-н-блюзовых составов
Лондона, а игра юного Фэйма на органе "Хаммонд" вкупе с искушенным
вокалом, в котором от джаза было ничуть не меньше, чем от блюза, делала
его тогда одним из самых ярких лондонских сценических персонажей. Он
принадлежал тогда к "конюшне" менеджера Ларри Парнса, у которого все
звезды носили значимые имена: Билли Фьюри (ярость), Марти Уайлд (дикий),
Джонни Джентл (кроткий), Винс Игер (нетерпеливый). Пришлось и юному
ланкаширцу Клайву Пауэллу назваться Джорджи Фэйм (известность).
Показательно, что первый его хит 1965 г. был джазовой темой - "Yeh Yeh",
пьеса Монго Сантамарии, слова к которой написал Джон Хендрикс из
джазового вокального трио Hendricks Lambert & Ross. Джазовая вокальная
импровизация без слов (в виде не скэта, слоговой "дроби", но вокализа)
проходила красной нитью и через все дальнейшее творчество Фэйма - и с
группой, и сольно, и - в начале 1970-х - в дуэте с экс-органистом The
Animals Аланом Прайсом, и даже тогда, когда в конце 70-х и в 80-е
полузабвение заставляло Джорджи подвизаться в кабаре и на ниве записи
рекламных роликов.
Сейчас
Джорджи Фэйму идет седьмой десяток (на следующий день после концерта в
Дюссельдорфе должно было исполниться 62), но он по-прежнему точен и
изящен в интонировании, может время от времени блеснуть ярким
темпераментом, но при этом по-британски неистребимо самоироничен и
сдержан и по-старомодному предан сценическим ухваткам прежних эпох. В
дюссельдорфской концертной палатке нет никакого "закулисья" -
пространство за сценой прекрасно просматривается из аудитории - и тем не
менее, когда квинтет Скидмора закончил вступительную пьесу, Фэйм
умудрился откуда-то из-за колонок дать ансамблю энергичный отсчет и, как
чертик из табакерки, стремительно появился в поле зрения аудитории точно
к тому моменту, когда кончились такты интродукции и он должен был
запеть. Такой прием призван вызвать при появлении артиста овацию - и он,
конечно же, вызвал овацию, под которую Фэйм легко и четко начал "Jumpin'
With Symphony Sid" Лестера Янга.
Взаимодействие вокалиста с ансамблем (Алан Скидмор плюс пианист Майк
Горман, басист Эйдан О'Доннелл и барабанщик Пэдди О'Флэхерти) было
превосходным; отличные качества опытных британцев позволили им легко
пробежаться по обширному набору стандартов - весьма небанальному набору,
надо отметить: больше всего, например, запомнилась исполненная силы и
изящества версия "On A Misty Night" Тэдда Дэмерона, когда-то
блистательно спетой Четом Бэйкером.
В это самое время в зале дворца Витгенштайн играл совместный
германо-чилийский квартет: Пабло Паредес (Pablo Paredes) - фортепиано;
Габриэль Перес (Gabriel Perez) - саксофон, кларнет; Фолькер Хайнце (Volker
Heinze) - бас и Xаральд Ингенхаг (Harald Ingenhag) - ударные.
Прослушивания всего нескольких композиций было достаточно, для того,
чтобы понять, что в этом составе "погоду делает" саксофонист. Добротный,
но не заумный джаз-рок, замешанный на латиноамериканских ритмах,
тембральная эквилибристика саксофона, более чем ненавязчивая
ритм-секция, заинтересованная публика - такое примерно впечатление
осталось у автора этих строк от выступления данного коллектива.
Однако целью визита авторов "Полного джаза", воссоединившихся в
Витгенштайне перед началом следующего сета, было выступление московского
состава Алекса Ростоцкого с проектом "Джазографика" в следующем составе:
Алекс Ростоцкий - бас-гитара, Евгений Борец - фортепиано, Александр
Машин - ударные, Фернандо Химено Перес - визуализация.
Для
отечественной публики не секрет, что в последние несколько лет
краеугольным камнем работ "Джаз-Бас Театра" Алекса Ростоцкого стал
межжанровый синтез. Эта идея получила свое развитие и в программе,
представленной в Дюссельдорфе. По замыслу автора, во время выступления
художник в режиме реального времени отображает визуальные образы,
навеянные исполняемой музыкой, и эти образы посредством видеоаппаратуры
тут же проецируются на большой экран.
Увы,
вынуждены отметить - на концерте живописные образы по выразительности
серьезно уступали образам музыкальным. Похоже, художник, не мудрствуя
лукаво, иллюстрировал названия композиций - благо, музыка в большинстве
своем была программной. В том же случае, когда название ничего ему не
говорило, на помощь приходил универсальный образ - обнаженная натура в
окружении алкогольной продукции. Впрочем, хорошую музыку испортить
сложно: визуализируй, не визуализируй ее. Если отвлечься от образов на
экране, то сам имидж колоритного длинноволосого артиста в классическом
черном берете, что-то рисующего под музыку, весьма удачно вливался в
коллективный имидж ансамбля.
Под
стать общей теме синтеза аудиального с визуальным был подобран и
репертуар - в частности, состав играл Сергея Рахманинова и несколько
произведений из "Картинок с выставки" Модеста Мусоргского, все - в
аранжировке Ростоцкого. Особенно выразительно прозвучал "Старый замок" -
лишь слегка подвергнутая переработке фортепианная тема, мрачные "ответы"
баса, приглушенные "громы и молнии" ударных. Впрочем, настоящий звездный
час барабанщика Александра Машина приключился несколько позже, при
исполнении продолжительного экспрессивного соло в композиции "Сад
Тюильри" - восторгу публики не было предела.
А
вот Евгений Борец, пожалуй, запомнится немецкой публике своим соло в
композиции "Звонили звоны в Новгороде" (с альбома Алекса Ростоцкого “Splashes”)
с цитатами из "Половецких плясок". Хотя этот музыкант, влившийся в
московское джазовое сообщество всего несколько лет назад (еще в конце
прошлого десятилетия Евгений жил и работал в Казани), мощно цементировал
звучание трио на протяжение всей программы, и каждое его соло и
напоминало о великой русской академической фортепианной традиции, и
заставляло пройти вместе с музыкантом ряд эмоциональных состояний,
которые он передает мастерски, с огромным уважением к музыкальному
материалу и к слушателю.
В
тот же вечер делегация "Полного джаза" успела побывать в конференц-зале
S-Forum финансового центра Finanzkaufhaus на Берлинер-Аллее, где шел
концерт вокалистки Сесиль Верни (Cecil Verny) и ее квартета. В этом
помещении, вообще-то не выглядящем как джазовая концертная площадка,
дюссельдорфское отделение банка Sparkasse довольно регулярно проводит
джазовые мероприятия.
Темнокожая
Сесиль поет по-английски и на своем родном языке (французском: она родом
из Кот-Д'Ивуара), хотя общается с публикой на безупречном немецком. В
последние пять лет певица выступает с немецким ансамблем: это пианист
Андреас Эрхингер (Andreas Erchinger), контрабаcист
Бернд Хайцлер (Bernd Heitzler) и барабанщик Торстен Криль (Torsten Krill).
Африканская вокалистка получила классическое европейское образование - в
результате у нее очень высокий, выразительный голос, в котором
африканская чувственность слышится нечасто - господствует европейский
"классический" тембр.
Последний, воскресный фестивальный день начался с выступления в
"палатке" на Бургплац Федерального джаз-оркестра Федеративной Республики
Германия п/у
Петера Хербольцхаймера (Peter Herbolzheimer Bundesjazzorchester,
или, сокращенно, BuJazzO - что немцы произносят как "Буяццо", для
русского уха довольно забавно). Этот оркестр, финансируемый федеральным
правительством Германии, из года в год собирает самых перспективных
молодых музыкантов, большая часть которых все еще продолжает учиться в
германских джазовых школах.
Живущий
в Кельне (всего в нескольких десятках километров от Дюссельдорфа),
70-летний Петер Хербольцхаймер родился в Румынии, и в Германии оказался
только через шесть лет после окончания Второй мировой. Он изучал игру на
гитаре в Детройте (где получил также образование чертежника), а теорию
музыки и игру на тромбоне - в Нюрнберге. В 1969 г. Хербольцхаймер
основал "Rhythm Combination & Brass", джазовый и джаз-роковый биг-бэнд
такого уровня, что с 1975 г. и на протяжении многих следующих лет
читатели журнала Jazz Forum выбирали его лучшим биг-бэндом Европы.
А
в 1987 г. к этому проекту добавился базирующийся в Бонне BuJazzO -
оркестр, где многообещающие молодые немецкие музыканты в течение двух
ежегодных двухнедельных "рабочих сессий" могут получить необходимый для
их дальнейшей карьеры оркестровый и концертный опыт. За 17 лет
существования оркестра в его послужном списке накопилось много
концертных программ, телешоу и гастролей; самая экзотическая поездка -
это, конечно, выступление на Коронационном Костре короля африканского
государства Лесото Летсие III в 1997 г.
Оркестр
BuJazzO звучит
невероятно слаженно и четко, отличаясь не только идеальным балансом
групп и сильной оркестровой дисциплиной, но и действительно сильными,
многообещающими солистами. В него принимают музыкантов до 22 лет,
которые могут оставаться в оркестре до достижения ими 24-летнего
возраста; многие из них - уже сложившиеся мастера, пусть и не с очень
большим исполнительским багажом и не слишком яркой индивидуальностью, но
зато все как один - с превосходной техникой игры и пониманием стиля.
Кстати, в оркестре есть как минимум один выходец с постсоветского
пространства - 23-летний вибрафонист из Омска Иван Иванченко, живущий в
Нюрнберге.
В это же время в камерном зале K Bar дюссельдорфского театра Kom(m)ödchen
(название представляет собой гибрид слов "комедийка" и "комодик") играло
трио, которым руководит один из лучших саксофонистов Германии, профессор
Кельнской высшей музыкальной школы Вольфганг Энгстфельд (Wolfgang
Engstfeld).
Его
постоянный партнер, барабанщик Петер Вайсс (Peter Weiss), и контрабасист
Гуннер Плюмер (Gunner Plümer) создали вместе с лидером нервную,
насыщенную музыкальную ткань, в которой ощущался и пост-монковский
гротеск, и высоколобый европейский (чтобы не сказать - чисто немецкий)
академизм, и, как это ни странно для тех, кто слышал Энгстфельда и
Вайсса два года назад в Москве (с двумя другими партнерами) - тонкая, на
полутонах эмоциональность, которая то и дело выявлялась в
минималистичном звуковом полотне трио.
Завершал
фестиваль "кубинский" концерт в "палатке". Коллектив Asere - Son De Cuba
играет, как явствует и из его названия, "сон" - меланхоличную,
чувственную музыку сельских районов Кубы, менее танцевальную, чем шумная
и быстрая городская сальса, но и более глубокую в плане эмоций и
музыкального развития. Септет Asere играет "сон" в очень современных
звучаниях, но ни на йоту не отступая от традиционных кубинских канонов
подачи музыкального материала, с их несколько преувеличенной
солнечностью и гипертрофированным позитивизмом. Впрочем, это было
превосходное завершение фестиваля для дюссельдорфской публики, которой,
по обыкновению, требовалось в воскресенье закончить развлекаться чуть
пораньше - чтобы в понедельник с утра, закатав рукава, взяться за
праведные труды.
Хороший фестиваль получился. Возможно, менее насыщенный, чем в прошлые
годы, но - экономика диктует свое. Однако, экономика там, не экономика -
на фестивале было что послушать (даже и не все успели: так, по причинам
неохватности расписания мимо нас прошли выступления Маркуса Штокхаузена,
Кёрка Лайтси и ряда других достойных музыкантов. Однако и того, что было
услышано и увидено, вполне достаточно, чтобы заявить: Jazz Rally - один
из самых ярких, массовых и интересных джазовых фестивалей в Германии.
Анна
Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст,
фото)
|
|
|
Как это было в Москве |
В "Ле Клубе" 28-30 июня играли Bill
Evans - Randy Brecker Soulbop Band, одна из сильнейших сейчас
концертных формаций из тех
музыкантов, кто в 1970-80-е составлял передовой отряд мирового
джаз-рока, играя плечом к плечу с такими гигантами, как Майлс Дэйвис,
Weather Report, Хэрби Хэнкок, Джон Маклафлин и его Mahavishnu Orchestra
и др.
Два солидера этого коллектива, совершающего уже третий гастрольный тур
за два года своего существования - это два духовика с исполинскими
послужными списками и огромным авторитетом: трубач Рэнди Бреккер и
саксофонист Билл Эванс. Их поддерживают три сильнейших джаз-роковых
инструменталиста - басист Виктор Бэйли, гитарист Хайрам Буллок и
клавишник Дейв Кикоски.
Некоторым
сюрпризом, как и при прошлом появлении ансамбля в российской столице в
августе 2003 г., оказалось для московской публики "русское присутствие"
в группе - правда, на этот раз в лице не всей ритм-секции (Бэйли два
года назад не приезжал, да и гитарист был, кстати, другой), а только
одного барабанщика, Эдуарда Зизака
(квартет и биг-бэнд Игоря Бутмана). Эдик, надо заметить, с нелегкой
задачей игры с одним из самых сильных составов мирового джаз-рока
справился весьма уверенно.
Музыканты
буквально с первой минуты настойчиво "ухватили" аудиторию - две
супермощные вступительные композиции (быстрый фанк и затем - будоражащий
среднетемповый грув в блюзовом строе) буквально обрушились на
многочисленных посетителей клуба, сразу продемонстрировав публике и
основную идею коллектива, и многообразие исполнительского арсенала его
членов. Соединение ритм-н-блюзовой ритмики и импровизационного языка
бибопа, вынесенное в название группы, помноженное на высочайшие качества
инструменталистов, позволяет группе, не открывая ничего особенно нового
по сравнению с тем, что каждым из ее именитых участников было играно и
10, и 20, а кое-кем - и 30 лет назад, создавать очень убедительное,
привлекательное для самой широкой аудитории так же, как и для многих из
самых привередливых эстетов, и при этом непротиворечивое в своих
элементах единство: хлесткие моторные ритмы, мощный, по-роковому
напористый звук, многообразные тембры - от акустических и классических
аналоговых до самых современных цифровых, богатая гармония и изощренные,
зачастую на пределе виртуозности импровизационные соло.
Soulbop
Band ни на секунду не отпускает внимание слушателей. То массивный,
слоноподобный гигант-гитарист Буллок изящно взлезает на рояльную
банкетку позади сидящего на ней же тощего, заметно поседевшего в
последнее время клавишника Кикоски, чтобы сыграть с ним яростную дуэль
гитара - синтезатор. То голос Буллока, споро переместившегося на
противоположный конец маленькой клубной сцены, поет тему вместе с
духовыми, после чего Эванс разражается продолжительным и очень
насыщенным саксофонным соло, исполненным подлинно блюзового, "земного"
духа. То вальяжный, с виду очень спокойный и солидный Бреккер играет
несколько скоростных импровизационных квадратов, демонстрируя не только
свое точное интонирование в высоких темпах, но и умение работать с
современными тембрами - трубач орудует педалями многочисленных звуковых
процессоров едва ли не чаще, чем гитарист Буллок. То ритм-секция
затихает, открывая простор Кикоски, который сначала устраивает краткую
пробежку по стилям джазового фортепиано, играя на акустическом рояле то
страйд, то джамп-блюз, то регтайм, а затем переходит на электропиано
Rhodes, показывая тонкий вкус и глубокое знание того, как на этом
инструменте в последние сорок лет играют в ритм-н-блюзе и соул.
Вокальных
номеров, несмотря на наличие в группе отличного вокалиста, в программе
было немного: особенно запомнилась пьеса "Don't Tease Me", которую
Буллок спел в своей обычной манере - со слегка преувеличенной блюзовой
эмоциональностью, но без попыток выйти за достаточно ограниченные рамки
своих вокальных данных. Буллоку-вокалисту (в отличие от
Буллока-гитариста) дано не так много, но он этим умеет пользоваться так
искренне, открыто и убедительно, что слушатель ни на секунду не
чувствует, что эти самые рамки у певца существуют: в этом Хайрам
наследует, прежде всего, мемфисской школе раннего соул, где особенно
ценилась открытая эмоциональность вокала, не приукрашенная голосовыми
фиоритурами и отточенной техникой пения (Уилсон Пиккетт и, прежде всего,
дуэт Sam & Dave, среди прочих). Пьеса, помимо вокальной партии, была
украшена двумя роскошными инструментальными эпизодами - в одном,
динамически сдержанном, негромком, Кикоски сыграл развернутое красивое
соло на акустическом рояле, а в другом Буллок солировал на гитаре
необычным "свистящим" тембром (нечто вроде эффекта турбо-хоруса), в то
время как Кикоски, развлекаясь, уснащал голос гитары прихотливыми
гармоническими надстройками на электропиано, так что моложавый Билл
Эванс в своей неизменной бандане на волосах даже заинтересованно
перегибался через заслонявший от его взора клавиатуру "Родеса"
синтезатор Yamaha Motif, чтобы взглянуть на аккорды, которые выстраивали
руки Дейва.
Хотя
ансамбль искусно варьировал динамические уровни и напряжения в течение
первых нескольких пьес, общий энергетический градус в первой половине
выступления Soulbop Band был так высок, что красивая медленная пьеса
Билла Эванса "Let's Pretend", сыгранная им на сопрано-саксофоне при
доминирующем в аккомпанементе акустическом рояле, прозвучала, невзирая
на свою фактурную насыщенность, очень прозрачно и атмосферно. Возможно,
впрочем, это был эффект контраста: пьеса шла встык с композиционным и
динамическим апогеем всего концерта, хитроумным сочинением Рэнди
Бреккера "Above & Below", впервые представленным на первом после
длительного перерыва альбоме самого известного проекта с его участием -
группы Brecker Brothers (с братом-саксофонистом Майклом), "The Return Of
The Brecker Brothers" (1992).
Сложные
нечетные ритмы, обильные динамические перепады, часто меняющиеся
метроритмические фактуры, характерные "горячие" аналоговые тембры
электрических инструментов - все это отчетливо отдает 1970-ми, временем,
когда джаз-рок был молод, его творческие горизонты казались
недосягаемыми, арсенал идей - неисчерпаемым, и каждое открытие делалось
впервые (ну, максимум во второй раз) и представлялось откровением. Что
удивительно: совсем уже немолодым музыкантам удалось не то чтобы
напомнить слушателям это волшебное состояние тридцатилетней давности -
они и сами вошли в него естественно и непринужденно, заставив забыть о
седине и солидных животах и отыграв и сложную аранжировку, и виртуозные
скоростные соло так, как, пожалуй, и в молодости им не всегда удавалось.
Особенно впечатлило пронзительно-эмоциональное соло Дейва Кикоски на
синтезаторе и - к чести нашего земляка - сольный эпизод Эдуарда Зизака
на барабанах, сыгранный поверх настойчивого остинато клавишных и
бас-гитары под одобрительным взглядом маститого Виктора Бэйли, который,
вообще говоря, крайне придирчив к своим партнерам по ритм-секции.
Джаз-рок
в последние два-три года не только переживает второе пришествие в него
музыкантов поколения нынешних 30-40-летних, как один отходящих от
джазового мэйнстрима ради ревущих тембров и будоражащих ритмов
высокоэнергетичной комбинации современного ритм-н-блюза и джазовой мысли
1970-х. Те, кто создавал эту самую мысль в 70-е и развивал в 80-е, тоже
вновь на коне. И, самое главное, их музыка снова нравится публике. Так
что нам очень везет, раз мы можем, пока эта музыка снова находится в
фокусе слушательского внимания, наслаждаться ее актуальностью в режиме,
так сказать, реального времени.
Кирилл Мошков
фото автора
|
|
|
In Memoriam |
В
ночь с 5 на 6 июля в Киеве ушел из жизни один из виднейших украинских
авангардных музыкантов - гитарист Александр Нестеров. Ему был 51
год. Рак.
"С его уходом", пишет киевский портал
NotaMag, "наверное, сменилась эпоха в
украинском авангарде, новой музыке, экспериментальной электронике.
Впрочем, даже большинство думающей аудитории потеряло Нестерова, так и
не успев его обрести..." |
|
|
Образование |
"Полный джаз" регулярно освещает
проблемы джазового образования на постсоветском пространстве, но так
получалось до сих пор, что - в основном на российским материале. Сегодня
мы говорим об одном из видных деятелей джазового образования другой
постсоветской страны - Украины...>>>> |
|
|
Что намечается:
столичные анонсы10 июля, КЗ
им. Чайковского -
Бобби Макферрин
сводная московская
афиша на июль
сводная петербургская
афиша на июль |
15-17
июля в Санкт-Петербурге пройдет III международный Петропавловский
джазовый фестиваль. Фестиваль традиционно будет проходить в течение
трех дней, с пятницы по воскресенье, в историческом центре города -
Петропавловской крепости. Фестиваль соберет ведущие джазовые силы разных
стран. Среди участников - звезды первой величины: бас-гитарист Маркус
Миллер (Marcus Miller Band), барабанщик Дэйв Уэкл (Dave Weckl Band).
Легендарный вокалист Марк Мерфи (Mark Murphy) выступит вместе с
пианистом Андреем Кондаковым, идейным вдохновителем фестиваля.
Торжественное
открытие состоится 15 июля в 19 часов. Вниманию публики будет предложен
этно-фьюжн-проект московского бас-гитариста, композитора и продюсера
Алекса Ростоцкого с участием блестящего гитариста Павла Чекмаковского.
На вечернем приеме избранных гостей порадует заводной альт-саксофонист
из Майами Джесс Джоунс (Jesse Jones).
Ожидаются сюрпризы в виде фестивальных проектов: к
литовско-российско-германскому трио Пятрас Вишняускас (саксофоны) -
Владимир Волков (контрабас) - Клаус Кугель (барабаны) присоединится
петербургский трубач Вячеслав Гайворонский. Новую программу представит
гитарист-виртуоз Энвер Измайлов (Крым), а в совместном проекте пианиста
Андрея Кондакова и нью-йоркского контрабасиста Дмитрия Колесника примут
участие нью-йоркские звезды, резиденты известного джаз-клуба Smoke -
саксофонист Эрик Александер (Eric Alexander) и трубач Джим Ротонди (Jim
Rotondi), а также московско-питерский барабанщик Александр Машин.
Бесспорным украшением проекта станет выступление очаровательной
вокалистки из Парижа, афро-гречанки Элизабет Контоману (Elisabeth
Kontomanou).
Еще одна звезда фестиваля, выдающийся гитарист из Голландии Ян Аккерман
(Jan Akkerman), выйдет на сцену вечером 16 июля.
Дневную программу составят преимущественно петербургские джазовые
музыканты: Ансамбль Дмитрия Сереброва - Вадима Лебедева "Босса-Нова
СССР", Петр Ившин (Москва) и "S-Pb-Funk-Alliance", DP Band под
управлением Даниила Прокопьева, группа Fun2mass, квинтет Александра
Беренсона, Ирина Зубарева и Юлия Бамм с проектом “Silk Stocking Jazz “.
Изюминкой "русской программы" станет несколько неожиданное в джазовом
расписании выступление 17 июля любимцев публики Spb. Ska-Jazz Review.
В качестве одной из "фишек" фестиваля, как считают организаторы, должны
запомниться специальные фестивальные деньги, или "джазики", которые
будут действовать только внутри мероприятия. Согласно практике подобных
фестивалей в Европе, на "джазики" можно будет купить еду, напитки,
фирменные футболки, разнообразную атрибутику и, разумеется, CD и DVD.
Еще одна вкусная особенность фетиваля-2005 - национальные кухни. Помимо
музыки и почетных гостей, на фестиваль приедут "кухни народов мира", от
суши до тандура.
Программа фестиваля
- Пятница, 15 июля
19.00 - 20.00 Джаз-бас театр Александра Ростоцкого (бас-гитара,
Москва): Юрий Парфенов (труба), Павел Чекмаковский (гитара), Евгений
Борец (клавишные), Сергей Остроумов (барабаны)
20.00 - 21.00 Дуэт Алексей Чижик (вибрафон) - Ларри Портер (ф-но, США)
21.00 - 22.00 Группа Fun2mass
23.00 - 01.00 Прием в честь открытия Фестиваля: Джесси Джоунс (альт-
саксофон, вокал США), Ларри Портер (ф-но), петербургские музыканты
- Суббота, 16 июля
12.00 - 13.00 Ансамбль "Босса-нова СССР"
13.00 - 14.00 Петр Ившин (Москва) и S-Pb-Funk-Alliance
14.00 - 15.00 Квинтет Александра Беренсона (труба)
15.00 - 16.00 Джем-сейшн со звездами
19.00 - 20.00 Проект Энвера Измайлова (гитара, Крым)
20.00 - 21.00 Ян Аккерман (гитара, Голландия)
21.00 - 22.00 Марк Мерфи (вокал, США) и трио пианиста Андрея Кондакова
22.00 - 23.30 Dave Weckl Band (США)
- Воскресенье, 17 июля
12.00 - 13.00 DP Band (Оркестр латиноамериканской музыки Данила
Прокопьева)
13.00 - 14.00 Silk stocking jazz - Ирина Зубарева, Юлия Бамм
14.00 - 15.00 Spb.Ska-Jazz Review
19.00 - 20.00 Фестивальный проект Андрея Кондакова (фортепиано) и
Дмитрия Колесника (контрабас, США): Эрик Александер - саксофон, США;
Джим Ротонди - труба, США; Александр Машин - барабаны, Россия
20.00 - 21.00 Специальный гость Элизабет Контоману (вокал, Франция)
21.00 - 22.00 Трио Пятрас Вишняускас (саксофоны, Литва) - Владимир
Волков (контрабас) - Клаус Кугель (барабаны, Германия), специальный
гость - Вячеслав Гайворонский (труба)
22.00 - 23.30 Marcus Miller Band (США): Маркус Миллер - электробас;
Дин Браун (Dean Brown) - гитара; Пуги Белл (Poogie Bell) - барабаны;
Бобби Спаркс (Bobby Sparks) - клавишные; Кит Андерсон (Keith Anderson)
- саксофоны; Майкл "Пэтчез" Стюарт (Michael "Patches" Stewart) -
труба; Биг Даг Эптинг (Big Doug Epting) - бас, сэмплеры.
Телефон для справок о билетах и программе фестиваля: (812)
647-4757
JazzQ-festival@mail.ru
www.JazzQ.ru |
Фестиваль благодарит своих основных
партнеров:
- Паевые фонды “КИТ” - за возможность проведения концерта Маркуса
Миллера и предоставление специальных “коллективных” билетов, дающих
возможность льготного посещения компаниям из 4-х человек,
- компанию “Петербург Транзит Телеком” - за поддержку VIP-приема,
посвященного открытию фестиваля;
- торговую марку Nescafe Gold, благодаря которой все зрители имеют
возможность попробовать знаменитый кофе и проголосовать за
понравившегося им исполнителя;
- оператора мобильной связи “МегаФон Северо-Запад”, абоненты которого
находятся на особом положении, получая возможность льготного посещения
Фестиваля и участия в призовой SMS-игре “МегаJazz”;
и генеральных информационных партнеров - телеканал ТНТ-Петербург, Радио
РОКС, журнал Афиша, газету МК в Питере, портал Яндекс за оказанную
поддержку в проведении мероприятия.
Фестиваль выражает благодарность постоянным партнерам:
- холдингу “Телекоминвест”,
- компании "Coca-Cola",
- компании “Петерстар”,
- авиакомпании "Finnair",
- компании "Рояль" - официальному дистрибьютору "Yamaha" в России,
- официальной страховой компании фестиваля - “Русский Мир”,
- официальному поставщику интернет-услуг - компании “Веб Плас”,
- отелю "Англетер",
- ресторану "Шувалов",
а также компании “Нева Лайн” - за предоставление телефонных
контент-услуг. |
|
|
Чтение |
Мы продолжаем публикацию фрагментов
книг московского композитора, аранжировщика, саксофониста и
джазового педагога Юрия Чугунова. В середине 70-х он был одним из
тех, кто положил начало преподаванию джаза в советских музыкальных
учебных заведениях; его перу принадлежит самый первый отечественный
учебник по джазовой гармонии (1976).
В ##305-308 мы опубликовали четыре фрагмента
из книги ""Семь кругов джаза" (1999), а в предыдущем выпуске - первый
фрагмент из более новой работы, "Музыкальные пути". Сегодня - второй
отрывок из этой книги...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
Pat Metheny Group, Варшава, Torwar,
21.05.05
Преамбула
Спортивная
арена на окраине Варшавы под забавным для русского уха именем Торвар
приютила Pat
Metheny Group (далее - PMG) всего на один теплый майский вечер. Но,
думаю, немногие поклонники группы, меломаны и просто пришедшие на
концерт по разным причинам забудут то, что произошло 21 мая на одной из
самых больших сцен столицы Польши.
Турне 2005 года, как и последняя запись PMG, обещало быть самым
амбициозным в истории группы по двум причинам.
Во-первых, их последняя пластинка "The Way Up", как по словам самого
Мэтини, так и по мнению многих, кто слушал ее, и есть те самые амбиции в
чистом виде. Если вспомнить историю группы: начав с оригинального
джаз-рока, пройдя по краю easy-listening, но сохранив при этом свое
неповторимое лицо, PMG в своей последней работе подошла к логической
запятой. Это многочастное в измерении "время" и многомерное в измерении
"музыка" произведение, написанное Пэтом Мэтини и Лайлом Мэйзом,
оказалось не по зубам некоторым поклонникам музыки, но те, кто воспринял
удивительным образом эволюционировавшую (как в звучании, так и
концептуально) группу, не пожалели.
Во-вторых, чтобы развернуть это полотно ВЖИВУЮ, сыграть от начала до
конца, требуется помимо таланта (есть), богатой практики выступлений
(есть), сложного оборудования (есть) еще и то, что стоит на пару
ступенек выше простого понятия "сыгранность" (как говорят американцы,
interplay). Здесь не просто необходимо плотно чувствовать всех партнеров
группы, но и уметь быстро переключаться, быть взаимозаменямыми. При этом
порой (кто слушал студийную запись - поймет) с невероятной скоростью.
Возможно, с этой точки зрения даже было бы логичнее уже говорить о Pat
Metheny Orchestra, так как нынешний состав численно - это семь человек,
а по звучанию - порой действительно оркестр. Но тем PMG и хороша, что
это - группа.
Как это было
Перед началом на скучной черной сцене техники в скучной черной одежде
(основные техники, Мэйза и Мэтини, - женщины) проводили дополнительную
проверку. Таким был первый взгляд. Но стоило приглядеться
повнимательнее, как волосы вставали дыбом от количества оборудования,
размещенного на сцене так, что оставалось несколько пятачков для
музыкантов и остров для маэстро Мэтини посередине.
Пока
завершались последние тесты, в зал с перестуком колес и шумом города
ворвался ритм - это была "Opening", увертюра, предшествующая первой
части. Сыгранная на детских музыкальных инструментах с недетской
серьезностью, эта небольшая часть была растянута примерно на пятнадцать
минут (по сравнению со студийной записью, где эта часть продолжается
около двадцати секунд). Триольный пульс города, подозрительно похожий на
всего одну ноту "си", органично перетекал из одного паттерна в другой -
словно перестраивался из правой полосы к сплошной, за которой следовала
очередная полоса, и так продолжалось бы до бесконечности… Пока
совершенно неожиданно Маэстро не вышел с баритон-гитарой и, сев на один
из усилителей поближе к аудитории, прямо поверх игрушечного ритма сыграл
несколько вариаций на основную тему "The Way Up" (в которой всего четыре
ноты). После чего вступил Санчес, и…
Все оказалось не так гладко, как того ожидали многие. Когда отыграли
увертюру и приступили к первой части, случилось то, что, судя по всему,
не случалось с PMG давно, если вообще когда-либо случалось. У Мэтини
начал пропадать звук. Вне зависимости от атаки и громкости (то, чем
музыкант, видимо, пытался справиться с проблемой) звук в некоторые
моменты просто проваливался в небытие. Техник успела заменить несколько
проводов и целиком предусилитель, но это не помогло. Причем все это
происходило в процессе выступления (!) и Пэт не упустил сознательно ни
единого движения, несмотря на то, что происходило нечто из ряда вон.
Стоит в этот нелегкий момент отдать должное и музыкантам.
Трубач-мультиинструменталист Куонг Ву под конец первой части выдал
достаточно интересное и продолжительное соло на трубе с использованием
задержек и реверберации в духе фриппертроники. Однако на этом первая
часть оборвалась, и Мэтини, вежливо, но грустно улыбаясь, объявил, что
случилась "серьезная тактическая проблема" и попросил у аудитории десять
минут на ее исправление. Согласие было безоговорочным. Стоит отметить,
что публика в Варшаве собралась просто удивительная, так как в конечном
итоге весь концерт задержался на час - и ни возгласа недовольства, ни
удаляющихся групп. Все ждали - и были вознаграждены.
Как только неполадку устранили (через 15 минут), все началось заново. То
ли благодаря тому, что за сыгранные "вхолостую" полчаса произошел
невольный разогрев, то ли из профессионального долга, но весь концерт
был сыгран на одном дыхании. И каком! Вспомните объем последнего выдоха
Господина ПэЖэ и помножьте на тысячу. Не вру.
Пересказывать подробно первую половину выступления смысла нет никакого.
Самое разумно, что можно сделать - отослать все к той же студийной
записи, так как изменено не было практически ничего (я не говорю о
сольных частях), кроме пары моментов, когда Ву повторил свое необычное
соло, и некоторые эпизоды с участием Санчеса, о котором я скажу
отдельно. Как и о второй половине концерта.
Музыканты
Обращает внимание то, что - ни единого лишнего музыканта. Ни одного
человека, управляющегося только с одним инструментом. Можно сказать, что
PMG - группа мультиинструменталистов.
Вся конкретно мультиинструментальная секция (Куонг Ву, Грегуар Марэ,
Нандо Лаурия) не раз брала в руки гитары (Марэ порой дотягивался и до
баса), компенсируя недостачу рук у Мэтини и сплетая ту сложную гитарную
подложку, которая составляет значительную часть записи. При этом Ву и
Марэ прекрасно владеют своими основными инструментами - трубой и губной
гармоникой, соответственно. Их звучание чрезвычайно свежо и органично, и
можно с уверенностью сказать, что оно составляет не меньшую часть
феномена под названием "звучание PMG".
Ву, будучи членом группы с 2002 года, несмотря на очевидную функцию его
инструмента - солировать - великолепно сочетается с остальными членами
будучи аккомпаниатором. Его же чисто сольные моменты сдержаны, довольно
близки к традиции, в них нет, что называется, всего Ву, коего мы можем
слышать на его собственных записях.
Нандо Лаурия - новый (если не сказать временный, но очень своевременный)
член группы взял на себя одиночные аккомпанирующие партии на гитаре и
перкуссию. Пожалуй, самый горячий член PMG, судя по впечатлениям его
работы на сцене.
Грегуар Марэ (знакомый московской публике по концерту Кассандры
Уилсон в мае прошлого года - ред.)… Если честно, после него остаются
только эмоции. И чувство, что это то, чего, наверное, не хватало PMG
долгие годы. Его проникновенные и несложные, но глубокие в своем
звучании мелодические линии на гармонике - словно луч, высветивший
бегущий ручей. Будто бы в знакомой палитре находятся неожиданно новые и
свежие краски.
И все трое - вокал. В отличие от предыдущих работ PMG, где вокализ
использовался достаточно часто, последняя запись может похвастаться лишь
небольшим отрезком. Это своего рода часть коды, в котором основной
составляющей выступают три голоса. Так вот, этот небольшой отрезок,
когда Ву и Марэ в буквальном смысле отрываются от своих инструментов и
поют, поют без слов… В общем, эта часть The Way Up была встречена
публикой теплее всего.
Басист Стив Родби, как всегда, точен, лаконичен, ненавязчиво
изобретателен; он - словно фундамент. Небольшой эпизод, где он играет
соло на бас-гитаре в высоком регистре, подчеркивает присущую ему
мягкость и, одновременно, основательность.
Лайл Мэйз. Второе лицо группы, лирик, оригинал (если сравнивать его
технику с другими джазовыми пианистами). Слова излишни, так как каждое
его соло похоже на невероятной глубины озеро с кристально чистой водой.
Помимо клавишных, Лайл управлял значительной частью различных сэмплов,
коих было немного, но всегда к месту.
Антонио Санчес. Об относительно новом барабанщике хочется сказать
отдельно. Многие фанаты восприняли уход Пола Вертико, предыдущего
ударника, во многом сформировавшего звучание PMG в свое время, не
слишком тепло. Легкий, воздушный райд Пола помнят, да и слушают, до сих
пор многие. Не всем нравится то, что получается на выходе из студии у
Антонио, так как из него будто бы "выкручивают" Пола. Но стоит хотя бы
один раз послушать его живое выступление, чтобы понять, насколько он
самобытен и совершенно не "выкручен" - на концерте он звучит так же
легко, как и на записи. С одной оговоркой. Вживую в нем чувствуется
невероятная мощь, потенциал. Редкий барабанщик работает с такой
выразительной динамикой. И кажется, будто он способен на гораздо
большее, хотя то, что делает - ни больше и ни меньше - есть то, что
составляет часть PMG.
И в чем-то забавный, в чем-то поразительный эпизод в конце - когда
играют финальную часть коды, у мультиинструменталистов не хватает рук. К
Антонио подбегает его техник и вручает ему… бас-гитару, на которой он и
доигрывает.
Пэт
Мэтини. Арсенал использованных им гитар не поддается описанию. Кроме его
теперь уже постоянной спутницы, именной "Ibanez PM 20", и ставшего
притчей во языцех гитарного синтезатора Roland GR-300, на "The Way Up"
он использовал, наверное, все типы гитар (кроме, опять же, пресловутого
Picasso о 42 струнах). Ко всему прочему, он впервые использовал
технологию e-bow вкупе со слайдом (электросмычок - небольшое устройство
с колесиком, придающее гитаре интересный тембр звучания, похожий на
струнные, и практически бесконечный сустейн). При этом все это не
походило на парад инструментов. Каждой гитаре была отведена своя партия
в этой сложной ткани, полной противоречий, под названием "The Way Up"
(взять хотя бы непростую внутреннюю концепцию, движение и - простоту,
минималистичность тем). Мощные, изобретательные соло, неуемная энергия,
знаменитая мэтиниевская мягкость, которая, как это ни странно, накрыла
аудиторию поразительной мощью и искренностью звучания. Его музыку можно
описать как самое сильное впечатление жизни - всепоглощающая, очевидная,
простая в о своей мелодической основе и одновременно такая сложная,
неповторимая - это любовь в чистом виде…
И потом…
Когда завершается "The Way Up", не остается слов. Только болят ладони -
оттого, что принял участие в овации. И чувство, что - все. Настолько
цельной представляется эта работа PMG, представленная на сцене от начала
и до конца. Публика пребывает в шоке, она не знает, чего ждать, и
первое, что кажется очевидным - конец. Очень логично и максимально
концептуально. Иначе и быть не может. Да, музыканты уходят, остаются
только Пэт и почему-то Антонио. Пэт, видимо, собирается сказать
прощальную благодарственную речь. Но все, что он успевает сказать:
"Первая мысль, которая приходила нам в голову после завершения The Way
Up - а что мы будем играть потом?". Ответить на этот вопрос он не
успевает. Вместе с Санчесом он без промедления кидается в атомный блюз
"(Go) Get It", исполнив его дуэтом так, что даже не возникает привычного
чувства неполноценности - а где же бас? Впрочем, бас появляется тут же,
в лице Стива Родби. Он выдает очень интересное соло поверх знаменитого
James-а, сорвав громкое одобрение публики. И снова прибавление - трио
расширяется до квартета, приходит Лайл Мэйз… Состав менялся не раз, Пэт
выступал также в дуэте с Мэйзом ("Farmers Trust" никогда не звучал столь
тепло, почти по-домашнему), с Грегуаром Марэ (неизвестная тема для
губной гармоники и баритон-гитары). Не обошлось и без дуэта Мэтини и
гитары "Пикассо". С каждым годом Пэт демонстрирует все новые грани этого
чрезвычайно странного и уникального инструмента. Известная тема "Are You
Going With Me", которая раньше начиналась с незамысловатого соло Мэйза
на синтезаторе "в духе гармоники", теперь звучит иначе - это диалог
интеллектуала Мэйза и меланхолика Марэ. Потом снова, и снова - все, что
так хорошо помнят те, кто любит PMG. "Roots of Coincidence" - самая
жесткая тема в истории группы: индустриальный бит, перегруженный
гитарный звук и… Лайл Мэйз, взявший в руки ритм-гитару (выглядит
нелепо).
И в конце, когда все снова были на сцене, "Minuano (Six Eight)". Люди
пели. Когда все закончилось, когда отзвучала последняя нота - люди пели
тему из "Minuano", всем залом. Кто не слышал, как это было, но хотел бы
- отсылаю вас к самому началу пластинки 1993 года "The Road to You",
которая была записана в Европе. На бис играли "Song For Bilbao" -
своеобразное посвящение Маккою Тайнеру.
Концерт продолжался три часа.
Неполадки в начале совершенно не испортили впечатления, а сам факт
случившегося, вероятно, даже повлиял на то, что происходило потом, в
течение концерта. То, что долго не забудут те, кто был там.
Артем Морозов
Варшава - Москва
Фото: Камила Чернявска
|
|
|