Листая
джазовые энциклопедии и просматривая биографии выдающихся джазовых
музыкантов, отмечаю огромные природные музыкальные дарования многих из
них, иногда восполняющие отсутствие систематического музыкального
образования.
Помню прочитанное много лет назад воспоминание, в котором пожилая
афроамериканская пианистка рассказывала, как во времена юности ее,
приехавшую из музыкального колледжа на каникулы к родителям молодую
студентку-пианистку, поздно вечером пригласили поиграть в джаз-банду
вместо заболевшего коллеги. Когда ее, полусонную, посадили за пианино,
она спросила: в какой тональности играть? На что руководитель, удивленно
посмотревший на нее ответил: “когда я скажу “раз, два, три, четыре” -
начинай!”
Да, играли, конечно, темнокожие музыканты отлично, но почти все
музыканты раннего джаза были “слухачами”, не знали нот. С тех пор утекло
много воды, джаз серьезно сблизился с академической музыкой, его
выразительные средства и музыкальный язык сильно усложнились, и играть
по слуху пьесы Джона Сермана, участвовать в квартете Пеппы Пайвинена -
Гийома Орти или исполнять репертуар Национального джазового оркестра
Франции, показывавших в Киеве свои весьма сложные и смелые авангардные
композиции, уже невозможно.
А теперь серьезно. Мы писали, что недавно джазовое образование Украины
отметило свой 25-летний юбилей и пятилетие Высшего факультета джаза в
киевском училище им. Глиэра. В концертах, проходивших в Мариинском парке
и посвященных памяти Владимира Симоненко, участвовали в основном
педагоги и студенты-глиэровцы. В кулуарах мне удалось поговорить с одним
из организаторов симоненковского фестиваля, известным украинским
концертирующим саксофонистом Александром Рукомойниковым.
Вы играете на всех разновидностях саксофонов, а как давно преподаете?
- В училище Глиэра работаю пятый год, а вообще педагогикой занимаюсь
давно, до этого работал в Донецком музыкальном училище.
Как вы оцениваете состояние украинской джазовой педагогики?
- Именно педагогику оцениваю высоко, в отличие от других сторон джазовой
жизни Украины. У нас работают такие педагоги, как Ефим Марков
(бас-гитара), Алексей Саранчин (фортепиано), гитарист Вадим Народицкий,
и делают свое дело очень крепко, очень хорошо, их знают по результатам,
показанным учениками. В Харькове работает участник этого фестиваля,
прекрасный пианист и педагог Сергей Давыдов.
На что опирается методика преподавания на джазовом факультете училища
Глиэра?
- Отвечу кратко: на музыку. Наши ребята обязательно занимаются
академической подготовкой, это для создания исполнительской базы
-главное. И, естественно, джазом.
Выпускник американского колледжа Беркли говорил мне, что там сразу
знакомят с джазовой гармонией, и на ее основе идет дальнейшее изучение
тонкостей джазового исполнительства.
- Не верьте, конечно нет, потому что на академической музыке учатся
музыке вообще.
(На самом деле уважаемый педагог, видимо, просто не в курсе: в
Беркли, в отличие от расположенной в том же Бостоне Консерватории Новой
Англии, действительно классической музыке уделяется минимум времени -
эта школа изначально создавалась исключительно для обучения стилям
популярной музыки. - ред.)
Педагоги, преподающие джазовые инструменты, одновременно учат
академической игре?
- Да, учат. У меня, например, консерваторское образование по
академической скрипке, я работал по окончании консерватории в группе
скрипок в симфоническом оркестре, как положено… Параллельно с детства я
осваивал духовые инструменты - благодаря отцу, профессиональному
музыканту, который стремился, чтобы я играл в музыкальных коллективах, и
когда мне было 8 лет, он отправил меня в духовой оркестр. Я пробовал
играть на трубе, саксофоне, и после окончания консерватории по скрипке у
Александра Игоревича Запольского, который уже много лет живет и работает
в Дании, еще раз ее окончил, как саксофонист.
Что вы подразумевали, говоря о недостатках нашей джазовой жизни?
- Если б была возможность джазовой "раскрутки" в Украине, были бы
джазовые концертные агентства, менеджеры, джаз развивался бы
интенсивнее, но этого ведь нет, хотя есть хорошие музыканты. Почему?
Выигрышнее "банкетик сработать", там материально выгоднее, чем фестиваль
организовывать. Или филармонический джазовый концерт. Попытки поднять
вопрос об организации в Киеве филармонического джазового абонемента к
успеху не приводят.
Возьмем опыт Даниила Крамера, российского джазового пианиста и
популяризатора этого искусства, который 20 лет назад (на самом деле - 10
лет назад. - ред.) в Москве, а затем по всей России организовал циклы
филармонических джазовых концертов. Ведь проходят они в лучших
академических российских залах: в зале Чайковского, Большом зале
Московской консерватории. Кстати, Крамер - уроженец Харькова, начало
музыкального образования получил на Украине. И в новом Московском
международном Центре музыки, которым руководит Владимир Спиваков,
известный джазовый обозреватель Михаил Митропольский организовал и
проводил абонементный цикл современного джаза. Но директор нашей
Национальной филармонии Дмитрий Остапенко и ее художественный
руководитель Ольга Фролова даже слышать о джазовом абонементе не хотят,
так как очень далеки от представлений о современном концертном процессе
в мире. Кстати, недавно я брала у Крамера интервью, и он посетовал на
отсутствие приглашений из Киева.
- И у меня есть две концертные программы,
которые, к сожалению, в Киеве, кроме как в клубах, я пока нигде
показывать не могу: НЕГДЕ! Просто это никому не нужно. Вот в Запорожье
Владимир Гитин раз в месяц проводит филармонические джазовые концерты
при полных залах и очень академичной, строгой исполнительской манере и
культуре.
В Донецке ведь тоже идут филармонические джазовые концерты,
которые ведет заведующий кафедрой Донецкой музыкальной Академии им.
Прокофьева, кандидат искусствоведения профессор Сергей Горовой.
- Да, я участвовал в донецком фестивале "ДоДж": организация шикарная,
огромный зал, хороший звук, полный аншлаг, в полутора тысячном зале люди
стояли в проходах. А еще в Филармонии Донецка в двух отделениях проходят
открытые госэкзамены джазового факультета Академии Прокофьева:
специальность и ансамбль. Я присутствовал на одном: великолепно, все
получили пятерки, полный зал народу.
Как вы относитесь к идее открытия джазового факультета в Академии
Чайковского в Киеве, ведь в большинстве европейских музыкальных вузов
джазовые отделения насчитывают около 20-25 лет?
- Хорошо, что хотя бы в училище Глиэра существует Высший факультет 3-го
уровня аккредитации. В Харьковской консерватории такой факультет есть, в
Донецке - есть, а в столице? Везде понимают его необходимость, а в Киеве
- нет. Этого не может быть, не должно, значит, это чья-то недоработка,
чье-то упущение.
Добавлю, что при проделанной мною не так давно попытке познакомиться с
программами обучения по отдельным предметам на джазовых отделениях
украинских ДМШ, я обнаружила, что в методических кабинетах Киевского
Главного городского управления культуры и министерства культуры Украины
либо нет никаких признаков методических материалов в этой сфере, либо
они имеют ряд серьезных недостатков и не учитывают возрастных
особенностей учащихся. Музыкальная школа - основание "пирамиды"
профессионального образования, закладывает его азы. Глядя на
методические проблемы и ссылки на "имеющиеся на местах авторские
концепции" нетрудно, увы! сделать вывод об условиях, а точнее их
отсутствии, при котором наши педагоги все же добиваются определенного
уровня, устойчивости и основательности нашего джазового образования,
которое, как и 25 лет назад, во многом существует за счет личностных
качеств и поисков наших педагогов- энтузиастов.
Ольга
Кизлова, музыковед,
Киев
|