Слово к
читателям |
В Европе - разгар фестивального сезона.
Вот и наши авторы разъезжаются кто куда: двое планируют посещение Jazz
Rally в Дюссельдорфе, еще один - North Sea Jazz Festival в Гааге... В
России же, да и вообще на просторах бывшего Союза, фестивальная горячка
Большого Сезона уже идет на спад, чтобы возобновиться в августе
(фестиваль в Коктебеле 15-20 августа, московский "Джаз в саду Эрмитаж"
19-21 августа)... Правда, это совсем не означает, что на всем
постсоветском пространстве, как еще каких-нибудь семь-восемь лет назад,
джазовая жизнь вовсе замрет на лето: совсем нет, и наша рубрика
"Постсоветское пространство: что будет" в сегодняшнем выпуске
представляет вполне убедительные аргументы.
Ну, а мы обсуждаем некоторые любопытные тенденции, вскрытые смотром
советско-российской джазовой эмиграции в рамках фестиваля в
Архангельском (отчет о самом фестивале см. в предыдущем выпуске),
изучаем сообщения о некоторых текущих джазовых событиях на российских
просторах, знакомимся с очередной главой автобиографической книги
композитора и педагога Юрия Чугунова - и с анонсом московских
выступлений блестящей сборной лучших сил в мировом джаз-роке...
редактор
|
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем двух участников
недавнего фестиваля в Архангельском
- екатеринбургского трубача Сергея Проня, выступавшего на
фестивале с Аркадием Шилклопером, и московского журналиста Михаила
Митропольского, который в Архангельском вел второй день на площадке
"Аристократ". Киевская журналистка Ольга Кизлова побеседовала с ними о
любопытных тенденциях, выявленных этим фестивалем, где значительное
число выступавших составляли советские (и постсоветские) джазовые
эмигранты - Валерий Пономарев, Николай Левиновский, Татевик Оганесян,
Аркадий Шилклопер...>>>> |
|
|
Постсоветское пространство:
что было |
27-29 мая в Челябинске прошел
традиционный джазовый фестиваль "Какой удивительный мир!". Джазовая
жизнь Челябинска своеобразна: формообразующим элементом в этом крупном
уральском индустриальном центре выступает... диксиленд. Что, впрочем, не
помешало этому формообразующему элементу год от года проводить в городе
вполне представительные джазовые мероприятия...>>>>
В Нижнем Новгороде тоже оформляли завершение местного джазового
сезона - джазовая вокальная студия Яны Тюльковой провела здесь
годовой отчетный концерт...>>>> |
|
|
Постсоветское
пространство:
что будет |
В нашей "внестоличной" рубрике
продолжается развитие нового проекта журнала "Полный джаз" и
всего портала "Джаз.Ру", проекта, призванного помочь региональным
российским джазовым организаторам сделать решительный шаг навстречу как
своей местной аудитории, так и включению джазовой жизни своего города в
общероссийскую, более того - общую для всего постсоветского пространства
культурную среду. Всех, кто имеет отношение к организации джазовых
мероприятий в России, Украине и других странах Восточной Европы, всех,
кто следит за ними и кто хочет знать о джазовых событиях на территории,
где читают "Полный джаз", больше, своевременнее и полнее - всех мы
призываем ознакомиться с деталями нашего нового проекта, называющегося
просто - "Анонсы от Джаз.Ру": сегодня у нас - Екатеринбург,
Новосибирск, Рязань, Ярославль (джазовый пароход по Волге!) и Киев...>>>> |
|
|
Что намечается:
столичные анонсы |
Назначенный на 18 июня концерт
французского актера Пьера Ришара, который должен был петь в Доме
музыки французскую песенную классику и джаз со своими
сыновьями-джазменами и с российскими джазовыми звездами, переносится
(ориентировочно - на август). Актер в Париже попал в больницу; его
французский менеджмент утверждает, что жизни здоровью Ришара ничто не
угрожает, но пока врачи не разрешают ему летать на самолетах.
28-30 июня, "Ле Клуб" - Randy Brecker & Bill Evans
Soulbop Band
Рэнди Бреккер (Randy Brecker) - труба, Билл Эванс (Bill Evans) -
саксофон, Дейв Кикоски (Dave Kikosky) - рояль, Виктор Бэйли (Victor
Bailey) - бас, Джоэл Розенблатт (Joel Rosenblatt) - барабаны, Хайрам
Буллок (Hiram Bullock) - гитара.
Коллектив был создан в 2003 г., когда прославленный трубач Рэнди Бреккер
и саксофонист Билл Эванс объединили свои усилия в совместном проекте.
Коллектив совершил два успешных тура по Европе - первый летом 2003 года
(23 концерта за 29 дней, включая выступление на фестивале "Джаз в саду
Эрмитаж" в Москве), а затем второй - в августе 2004 г., когда к
коллективу присоединился блестящий гитарист Хайрам Буллок. Успех этого
тура послужил поводом к записи живого альбома, который вышел весной
текущего года.
Один
из самых авторитетных джазовых трубачей в мире Рэнди Бреккер родился в
Филадельфии (Пенсильвания) 27 ноября 1945 г. В школе он изучал
академическую игру на трубе и в то же время играл в местных
ритм-н-блюзовых группах.
Рэнди Бреккер, помимо выступлений с такими титанами джаза, как Хорас
Силвер, Арт Блэйки, Джо Хендерсон и Кларк Терри, Рэнди Бреккер играл в
составе легендарной джаз-рок-группы Blood, Sweat And Tears в конце
шестидесятых годов. А в 1969 он вместе со своим братом, саксофонистом
Майклом Бреккером организовал джаз-роковый состав Dreams, который
трансформировался в популярнейшую джаз-рок-группу Brecker Brothers.
В студии труба Рэнди помогала выходу в свет альбомов Джеймса Тейлора,
Брюса Спрингстина, Джако Пасториуса и Фрэнка Заппы, он записывался с
Дженис Джоплин, Стиви Уандером и Джеймсом Брауном.
В 90-е Рэнди становится участником и первой трубой лучшего биг-бэнда США
Mingus Big Band, созданного вдовой Чарли Мингуса для исполнения
сочинений покойного титана афроамериканской музыки.
Однако визитной карточкой Рэнди Бреккера является проект Brecker
Brothers Band, который в 1990 году был возрожден. Альбом "Out of The
Loop" в 1994 году был дважды удостоен премии Grammy.
Сегодня Рэнди Бреккер относится к числу музыкантов, устанавливающих
джазовые стандарты. Его филигранная техника, пронзительные "верха" и
выразительная фразировка завораживают слушателей. Необычайная
пластичность и умение играть в разных стилях делают Рэнди неповторимым
трубачом, которого публика всегда воспринимает с искренним восторгом и
интересом. Звук его трубы легко узнаваем, в том числе и нашими
любителями джаза - в 2002 Рэнди можно было услышать в Москве на
фестивале "Триумф джаза" в Государственном центральном концертном зале
"Россия". Кроме того, Бреккер стал постоянным и желанным гостем "Ле
Клуба".
С
тех пор как Билл Эванс присоединился к группе Майлса Дэйвиса (Miles
Davis) в 1980 г. (Эвансу тогда было 22 года), он записывался и работал с
такими мировыми джазовыми звездами, как Джон Маклафлин, Хэрби Хэнкок,
Гил Эванс, Энди Саммерс и многими другими. После многочисленных туров в
качестве лидера собственной группы Push он завоевал признание на мировой
музыкальной сцене. Он показал себя публике не только как превосходный
саксофонист, но и как талантливый музыкант, играющий еще и на клавишных
инструментах, продюсер и композитор.
В 80-х и 90-х Билл стал одним из самых популярных саксофонистов
"современного джаза" - музыки на грани джазового мэйнстрима и
коммерческого фьюжн. Участниками его ансамблей были такие знаменитые
музыканты, как басисты Виктор Бэйли, Дэррил Джонс, Марк Игэн, гитарист
Хайрам Буллок, барабанщики Лени Уайт и Деннис Чемберс.
В журнале People Майлс Дэйвис сказал о саксофонисте следующее: "Билл
Эванс - один из великих музыкантов, которых я встречал. Он, и Гил Эванс
(Gil Evans). Наверное, что-то есть в этих Эвансах. Должно быть,
порода..."
В 80-х Билл помог Майлсу Дэйвису собрать мощный ансамбль, в который
вошли басист Маркус Миллер и два гитариста - Майк Стерн и Джон Скофилд.
Этот состав совершил несколько легендарных концертных туров. Знаменитые
четыре альбома, где Билл записывался вместе с Майлсом Дэйвисом - это "Decoy",
"Man With The Horn", "Star People" и удостоенный премии Grammy "We Want
Miles".
После четырехлетнего сотрудничества с Дэвисом, Билл Эванс стал выступать
с гитаристом Джоном Маклафлином, который решил воссоздать свой
Mahavishnu Orchestra и выбрал Эванса в качестве первого исполнителя на
духовом инструменте за всю историю существования группы. Эта группа
гастролировала в период 1984-86 по Европе, Дальнему Востоку и
Соединенным Штатам. В конце 1986 Эванс записал два альбома с Джоном - "Adventures
in Radio Land" и "Mahavishnu".
Помимо работы в своем собственном ансамбле, Билл участвовал в других
проектах, к которым относился очень избирательно. Одним из этих проектов
был возобновленный ансамбль Headhunters пианиста Хэрби Хэнкока (1989).
Хэнкок назвал Билла "художником, великолепно чувствующим музыку и
партнера".
Билл Эванс выступал в России в августе 2003 г. с первой версией проекта
Soulbop Band.
Дейв
Кикоски - изощренный пианист, с потрясающей техникой игры. На
сегодняшний день он является олицетворением самого современного джаза.
Он участвовал в десятках самых громких музыкальных проектов.
Дейв Кикоски родился в Миллтауне, Нью-Джерси (отдаленный южный пригород
Большого Нью-Йорка), и получил первые уроки игры на фортепиано от своего
отца, который использовал свое умение играть для пополнения семейного
бюджета, играя на разных вечеринках. По словам самого музыканта, именно
отец дал ему представление о сущности джаза, хотя в старших классах
школы в Нью-Брансвике Дейву Кикоски доводилось играть и в рок-группах,
исполнявших музыку в диапазоне от Emerson, Lake & Palmer до Sly & The
Family Stone. В начале 80-х он уехал в Бостон и поступил в колледж
Беркли, где одновременно с ним учились Брэнфорд Марсалис, Дональд
Харрисон, Гленн Мур (в будущем - Oregon) и многие другие - включая
будущую жену Дейва, аргентинскую саксофонистку Сесилию Тенсони. После
окончания Беркли в 1984 Кикоски продолжал жить в Бостоне, так как у него
была постоянная работа в нижнем помещении клуба Ryle's. В перерывах он
ходил посмотреть на звезд, игравших в верхнем помещении - Роя Хэйнза,
Пэта Мэтини и т.п. Они же, в свою очередь, ходили посмотреть на него,
когда перерыв начинался у них. Так родилось его сотрудничество с Мэтини
и Хэйнзом (в 1994 они вместе записались для очередного альбома Роя
Хэйнза на лейбле Dreyfus).
Затем Кикоски провел несколько месяцев на родине жены, в Аргентине, и
после этого почувствовал себя готовым к завоеванию Манхэттена. Впрочем,
начав наступление на нью-йоркскую клубную сцену, он предварительно
обеспечил себе крепкий финансовый тыл, став весьма приглашаемой фигурой
среди музыкантов, играющих на свадьбах, в ресторанах и на бармицвах от
Нью-Джерси до Лонг-Айленда.
Кикоски довольно быстро занял видное место в клубной обойме. Несколько
лет он работал постоянным пианистом послеконцертных джемов в клубе Blue
Note, откуда пошло его сотрудничество с чрезвычайно широким кругом
музыкантов. Из сольных его записей наиболее, пожалуй, удачная - альбом "A
Bite of the Apple" проекта Beatlejazz (1999).
Дейв Кикоски неоднократно играл в России - и сольно, и - два года назад
- с первой версией Soulbop Band.
Родом
из Филадельфии, живущий ныне в Лос-Анджелесе Виктор Бэйли начинал как
барабанщик, но, услышав легендарного изобретателя техники игры на
бас-гитаре "слэп" Лэрри Грэма, переключился на электробас. Музыкальное
образование он получил в бостонском музыкальном колледже Беркли, после
чего поселился в Нью-Йорке. Буквально на первой же своей студийной
работе он познакомился с барабанщиком Омаром Хакимом, с которым тут же
образовал устойчивый тандем - так, вместе, они работали у африканской
певицы Мириам Макеба, вместе они вошли и в один из последних составов
Weather Report - одной из главных джаз-роковых формаций 70-х, где одним
из предшественников Бэйли был сам Джако Пасториус.
В течение своей долгой карьеры Виктор Бэйли в основном славился как
отличный сессионный басист с изысканной техникой. Не достигая
творческого уровня таких гигантов электрического баса, как Пасториус, он
числился (и числится до сих пор!) среди самых лучших, самых
востребованных сессионных электрических басистов мира - о чем
свидетельствуют его бесчисленные записи с такими разными музыкантами,
как Weather Report, Steps Ahead, Садао Ватанабэ, Энди Саммерс, Майкл
Бреккер, Кевин Юбэнкс и т.д.
Сольную карьеру Виктор Бэйли начал сравнительно поздно: его первая
авторская запись появилась только в 1989 г., после чего последовал
десятилетний перерыв, в основном заполненный работой в группе Zawinul
Syndicate джаз-рокового клавишника Джо Завинула (в составе этого
коллектива Бэйли, кстати, выступал и в Москве в 1997 г.) и параллельно -
в гастрольной группе поп-певицы Мадонны. Только в 1999 г. Виктор Бэйли
выпустил второй сольный альбом, "Low Blow", выполненный в стилистике
contemporary. Эта запись знаменовала начало весьма активного периода в
сольной работе Бэйли, продолжающемся и сейчас - он много гастролирует с
ансамблем, состоящим из более молодых музыкантов, а в 2001 г. выпустил
еще один сольный альбом "That's Right!", который специалисты считают
лучшим в его дискографии. Виктор Бэйли неоднократно бывал в России, как
с собственным ансамблем, так и с группой барабанщика Билли Кобэма
Culture Mix.
Хайрам
Буллок родился в Осаке (Япония) в семье американского военнослужащего и
был перевезен в США, когда ему было два года. С шестилетнего возраста он
уже учился игре на фортепиано в музыкальной школе консерватории Пибоди в
Балтиморе, затем освоил бас-гитару и только в 16-летнем возрасте, играя
в школьной рок-группе, перешел на гитару (по его собственным словам,
чтобы знакомиться с девушками, которые предпочитали не басистов, а
гитаристов). В начале 70-х Буллок учился в одном из самых престижных и
серьезных джазовых учебных заведений США - Музыкальной школе
университета Майами, где вместе с ним обучались Пэт Мэтини и Джако
Пасториус. Затем он начал профессиональную карьеру, и работа с
вокалисткой Филлис Хайман привела его в Нью-Йорк. Его уникальные
способности помогли ему стать членом оркестров двух очень популярных
телешоу - "Шоу Дэвида Леттермэна" и "Ночная музыка" (в последнем он
работал вместе с саксофонистом Дэвидом Сэнборном и басистом Маркусом
Миллером). Он записывался с десятками музыкантов - как джазменов (Майлс
Дэвис, "Бреккер Бразерс", Ал Грей), так и рокеров (Стинг, Пит Тауншенд,
Эрик Клэптон, Ринго Старр, Steely Dan и множеством других). Есть у него
и несколько сольных альбомов, в которых он практически неизменно
предстает в разных инкарнациях своего трио (гитара-бас-барабаны). Хайрам
Буллок неоднократно выступал в России. |
|
|
Чтение |
Мы продолжаем публикацию фрагментов
книги московского композитора, аранжировщика, саксофониста и
джазового педагога Юрия Чугунова. В середине 70-х он был одним из
тех, кто положил начало преподаванию джаза в советских музыкальных
учебных заведениях; его перу принадлежит самый первый отечественный
учебник по джазовой гармонии (1976). Книга "Семь кругов джаза" вышла в
Москве в 1999 г. и повествует не только о личной истории Чугунова, но и
о том, что собой представляла московская и - шире - советская джазовая
жизнь три-четыре десятилетия назад...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
Слышал ли Ленин джаз в Финляндии…
9-12 июня, Керава, Финляндия: Kerava Jazz 2005
Свежие
впечатления от нашей поездки в Финляндию начинаются с того, что нас
сбили с толку, точнее - с подсчета наших визитов в эту страну. При
упоминании о выступлении на Kaamos Jazz Festival в 2004 г. жители чудной
страны Suomi сразу начинали объяснять, что Лапландия (а Kaamos проходит
именно там) - это еще не Финляндия, или уже не Финляндия (совершенно
другая природа, люди, обычаи и т.д.). Зато Kerava Jazz 2005 уж точно в
Финляндии, неподалеку от Хельсинки в небольшом городке Керава,
практически на берегу фантастически красивого озера с абсолютно
непроизносимым названием Туусуланъярви (Tuusulanjärvi) и повсеместным
почитанием Яна Сибелиуса.
Даже предварительное знакомство с официальным сайтом этого фестиваля и
список его участников прошлых лет, безусловно, способствовали эмиссии
адреналина в кровь! С 1991 года гостями Kerava Jazz становились: Энтони
Брэкстон, Билл Фризелл, Джои Бэрон, Джон Серман, Джон Маклафлин, Джеймс
Картер, Эван Паркер, Денис Чемберс, Vienna Art Orchestra и т.п... Более
подробную информацию о фестивале мы получили 10 июня уже в машине по
дороге в отель - от члена оргкомитета фестиваля, гостеприимного и
благорасположенного Юхо. Он рассказал, что Kerava Jazz хотя и не столь
популярный фестиваль, как, например, Pori Jazz, но, по оценкам
европейских джазовых критиков, является одним из престижных и входит в
"пятерку" лучших фестивалей Финляндии (а всего их больше сорока). Этот
фестиваль позиционирует себя как креативный, предпочитающий музыкантов с
авторскими оригинальными программами.
Фестивальные
концерты проходили с 9 по 12 июня в разных залах, первый и последний дни
были отданы местным коллективам - вокальная музыка звучала в городской
кирхе, а в Большом концертном зале в последний день фестиваля "дымились"
юные джаз- и рокмены , доказавшие, что горячие финские юноши и девушки
очень даже могут "не дать себе засохнуть" и способны "оторваться по
полной". Главный "гостевой" день пришелся на 11 июня. Каждая из групп,
участвовавших в концерте, имела солидный регламент - час с четвертью, а
список выступавших был таков:
Nicole Mitchell's Black Earth Ensemble (Usa)
Olavi-Trio & Harri Sjöström (Germany & Finland)
William Parker Quartet & Leena Conquest (USA)
Second Approach Trio (Russia)
Тогда и удалось услышать максимум музыки, и с некоторыми подробностями
этого дня попробую поделиться. Nicole Mitchell's Black Earth Ensemble из
Чикаго представил очень яркую, колоритную, стильную программу,
замешанную на постколтрейновских ладогармонических ощущениях в сочетании
с немного наивными latin-jazz’овыми фактурными и мелодическими идиомами.
Действом на сцене управляла (не так активно, как, например, Джон Зорн
всею своею Masad’ою, но…) миловидная, миниатюрная хозяйка бэнда -
замечательная флейтистка и немного певица Никол Митчелл (российские
слушатели могут помнить ее по гастролям с чикагским ансамблем The David
Boykin Expanse три года назад - ред.).
Olavi-Trio
& Harri Sjöström (Финляндия - Германия) произвели, пожалуй, наиболее
сильное впечатление! Участники Cecil Taylor Quartet “созыва” 1998 - 2001
гг. - контрабасист Теппо Олави Хаута-ахо (Teppo Olavi Hauta-aho),
тромбонист Яри Олави Хонгисто (Jari Olavi Hongisto), сопранист Харри
Сьёстрём (Harri Sjöström) и игравший впервые с этими музыкантами очень
техничный и чуткий "юный барабанщик" (в хорошем смысле слова) Олави
Лоухивуори (Olavi Louhivuori) - покорили своим новоимпровизационным
действом, можно сказать, full contact’ом четырех подсознаний, с
тончайшей нюансировкой, увлекающей за собой фактурной вязью и
изящно-ироничным отношением друг к другу и происходящему на сцене.
Поразил
"поющий" и "разговаривающий" контрабас Теппо Хаута-ахо. Владелец
инструмента напомнил мне какого-то доброго, седовласого сказочника
(может быть, Оле Лукойе?) Да, ему было, что нам рассказать. Во время
почти полуторачасового выступления квартета внимание не выключилось ни
на секунду, да и в зале царила "правильная", завороженная тишина. В
концептуальной программе совершенно естественно использовался
оригинальный инструментарий в виде пластиковых стаканчиков и огромных
деревянных трубок для создания специальных музыкальных конструктивов. К
тому же контрабасист регулярно комментировал происходящее по-фински. Все
это придало ясность программе, и только одно осталось загадкой. Почему
же все они Olavi?..
Хэдлайнером
фестиваля (по определению) стал квартет Уильяма Паркера (William Parker
Quartet) с трубачом Луисом Барнсом (Lewis Barnes), с незабываемым
супербарабанщиком Хамидом Дрейком (Hamid Drake, который отметился,
кстати, и в коллективе своей землячки из Чикаго, Николь Митчелл),
саксофонистом Робом Брауном (Rob Brown) и танцовщицей и певицей Лииной
Конкуэст (Leena Conquest). Одна из ключевых фигур нью-йоркского
даунтауна, харизматичный, напористый, нарочито-грубоватый и визуально
несколько отталкивающий лидер квартета - контрабасист Уильям Паркер -
определил и тип музицирования: многое из услышанного в программе мне уже
доводилось видеть по французскому телеканалу Mezzo. Безусловно,
личностность в импровизационных высказываниях и построении формы
композиций присутствовала, и это очень впечатлило, но…не очень тронуло.
Может быть, это связано с социальным элементом, вносимым в программу
текстами и пластикой Лиины Конкуэст, а нашего человека уже трудно увлечь
революцией.
По понятным причинам выступление российского трио мне не удалось
полноценно послушать (хотя к мониторам претензий не было). Поэтому
любопытно было услышать впечатления наших иностранных коллег, которые
слушали программу "Второго приближения" с начала и до конца. Музыканты
из Olavi-Trio увлеченно говорили о путешествии в разные музыкальные миры
и наличии интриги в программе, трубач Луис Барнс назвал наш концерт "magic
adventures", арт-директор фестиваля Мауно Кахранахо (Mauno Kahranaho)
сообщил, что нам удалось открыть нечто новое публике, которую сложно
удивить. Это вряд ли было просто комплиментом, поскольку его подтвердило
желание зала услышать "one more" после программы.
Примечательно, что концерт в этот день продолжался с 16.00 до 23.30, но
время пробежало очень не по-фински быстро, а зрители сохраняли форму до
самого финала.
Одно из приятнейших воспоминаний о фестивале - совершенно особая
доброжелательная атмосфера и радушие организаторов (не показное, так как
сымитировать такое человеческое участие, по-моему, невозможно). Kerava
Jazz - далеко не первый европейский фестиваль для нас, но в этом случае
внимание устроителей к музыкантам можно назвать просто исключительным. А
природная красота южной Финляндии и мягкая солнечная погода сделали нашу
поездку незабываемой, но это уже к туроператорам по Финляндии!
Kiitos! (спасибо - финск.; ред.)(название заметок родилось
в поезде "Лев Толстой" при возвращении на Родину)
Андрей
Разин
("Второе приближение")
|
|
|