Выпуск #18, 2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
"Клуб Движение встречает
друзей": издание третье, дополненное и улучшенное |
|
13-15
мая в самарском концертном зале "Дзержинка", своеобразном "роддоме"
местного джаза, прошел третий всероссийский фестиваль "Клуб Движение
встречает друзей". Как и подавляющее большинство проектов клуба (о
котором "Полный джаз" подробно писал еще в
198 номере), фестиваль вновь перемешал все мыслимые стили, возрасты,
уровни профессионализма - и представления о том, как должен выглядеть
современный джаз.
Идеология фестиваля именно в том, что конкретный клуб встречает
конкретных друзей: не стоит упускать из виду как направленность
"Движения" на джазовое образование первой ступени (то есть на детей и
подростков в первую очередь), так и его соответствующие стратегические
интересы по России: как правило, иногородние гости фестиваля -
представители учебных заведений самого разного уровня, и лишь очень
небольшая часть приезжих - взрослые профессиональные коллективы.
На
фестивале была довольно широко представлена местная джазовая сцена. Оба
конкурсных дня фестиваля, пятницу и субботу, открывали местные биг-бэнды
- в первый день студенческий оркестр Самарской государственной академии
культуры и искусств под управлением Анатолия Майорова, во второй -
оркестр "Ритм" Самарского государственного технического университета под
управлением Льва Бекасова. Активные участники концертной жизни города,
оба коллектива под занавес сезона дали, возможно, свои лучшие в этом
году выступления, и попенять им можно разве что за систематически
продолжающиеся попытки "наработать" новых солистов, которые концерт за
концертом не вытягивают верхние ноты (это камень в адрес оркестра
Майорова) или, остановившись посреди соло, начинают с видимым усилием
искать идеи относительно его продолжения (на сей раз "Ритм"). Зато у
оркестра академии культуры все лучше и лучше начинают звучать общие
аранжировки, выстроенные под действительно сильных солистов (гитарист
Александр Родовский и тенор-саксофонист Ильфат Садыков), а в "Ритме" все
увереннее и увереннее заявляет о себе саксофонист Ильдар Есаков.
Руководитель "Движения" Сергей Равин, представляя участников, недаром
время от времени пускался в воспоминания: молодой самарской публике вряд
ли хорошо известно, что очень и очень многие заметные фигуры сегодняшних
самарских джазовых коллективов - бывшие студенты или выпускники клуба:
это и Родовский с Садыковым, и басист "Ритма" Иван Красюков, и многие из
тех, кто выступал позже.
Сам клуб выставил на сцену сразу несколько проектов. Первым из них стал
пианист Игорь Яковенко, который должен был выступать соло; его долгое
исполнение, размахом напомнившее импровизационные концерты Кита
Джарретта, уже в первой половине заставило искать аналогий скорее со
знаменитым арт-рокером Китом Эмерсоном, его запредельным пафосом и
весьма слабой долей собственно свободной импровизации; а ближе к концу
выступления стало ясно, что и Джарретт, и Эмерсон - сравнения слишком
смелые. Подтверждением тому стали характерные звуки из задних рядов,
свидетельствующие о массовом открывании двухлитровок с пивом. Правда,
ближе к финалу бесконечную сюиту Яковенко неожиданно для организаторов
разбавили двое его товарищей по клубу - барабанщик Владимир Коннов и
саксофонист Александр Карбасов, и последний, пожалуй, действительно
сильно ее улучшил даже одним грамотным звуком своего инструмента, хотя и
играл "второй голос" - выписанные партии, призванные обрамлять основную
тему.
Коллектив
музыкальной школы, выстроенный преподавателем, пианисткой Надеждой
Кузнецовой, "вокруг" подающего большие надежды ученика школы, флейтиста
Руслана Толокнова, ничего особенного, к сожалению, не сказал,
запомнившись в первую очередь Самым Честным Вопросом Фестиваля: ближе к
концу программы, когда уже абсолютно всем стало ясно, что времени
участникам выделено неоправданно много и даже до конца первого отделения
досидят немногие, выступающая уже в роли вокалистки Кузнецова спросила у
зала, хочет ли он услышать еще одну композицию в их исполнении или уже
пора переставать. Зал потребовал продолжения.
Саратовское
трио Льва Трофимова (прогрессирующего и взявшего недавно ряд престижных
дипломов пианиста) самарскому слушателю уже знакомо по прошлому
фестивалю "Движения". За два года коллектив сменил барабанщика, и
появление совсем молодого, но крайне перспективного Леонида Никонова,
надо полагать, подняло коллектив на новую ступень. По построению же
музыки - это скорее это совместный проект Льва Трофимова, вдумчивого,
технически безупречного исполнителя современно-мэйнстримового толка, и
контрабасиста Дмитрия Толочкова, который привлекает внимание в первую
очередь очень "мелкой", быстрой, основанной на необычной технике игрой.
Складывается
впечатление, что если Трофимов при удачном стечении обстоятельств легко
может стать очень заметной фигурой среди джазовых пианистов своего
поколения, то Толочков так же легко может стать не менее заметной
фигурой, но не среди контрабасистов, а в стороне от них. В его игре есть
любопытнейшие нюансы, во многом определяющие то, что приходится делать
как барабанщику, так и пианисту. Даже во время медленных, взвешенных
соло рояля Толочков продолжает, пусть и чуть сдержаннее, вести свою
линию быстро и оригинально, позволяя себе забираться по гармонии в очень
и очень удаленные от основной канвы тупики, из которых он всегда
возвращается вовремя и к месту, но которые уже трудно прослеживать слабо
подготовленному слушателю. Словом, трио из Саратова можно бы было
назвать лучшим коллективом первого дня, если бы не одна ложка дегтя,
которую саратовцы на моей памяти добавляют в свое выступление уже в
третий раз: длина коды. В последней композиции, которая длилась около
восьми-девяти минут, кода (в виде бесконечного повторения темы и
обыгрывания ее фрагментов заранее отрепетированными ансамблевыми
"взрывами") заняла не меньше пяти. Если в таком решении и есть какой-то
концепт, то многим он, к сожалению, остался непонятен.
Впрочем,
выступление трио на гала-концерте в воскресенье этих огрехов было
лишено; выступающий с трио трубач Дмитрий Петров, в пятницу начавший
свое выступление несколько скомканно, был куда более собран, а Леонид
Никонов откровенно поразил как мышлением, так и техникой. Наверное,
многим осталось непонятным, почему барабанщик не был отмечен специальным
дипломом, особенно на фоне ряда взрослых псевдо-профессионалов, а сам
проект Трофимова вполне заслуживал как диплома лучшего коллектива
фестиваля, так и звания единственного молодого состава, который не
стыдно показать на сколь угодно большом профессиональном концерте.
Не
менее ярким коллективом оказался и самарский квинтет под управлением
Владимира Нечипоренко, да это и неудивительно: стопроцентно
профессиональный коллектив, составленный из музыкантов высшего
городского эшелона и, что особенно порадовало, вернувший Алексея
Раскопова на тенор-саксофон. Достигнув в свое время в пределах Самары
своего Олимпа как саксофонист и надежно оторвавшись от конкурентов,
Раскопов пошел довольно нестандартным путем - вместо дальнейшего
развития именно в качестве саксофониста принялся за изучение сначала
ударных, потом бас-гитары, потом клавишных (об этом речь еще впереди). В
квинтете Нечипоренко вновь с он вышел на сцену тенором - и показал тот
класс и зрелость исполнения, которого давно не хватало местным
мэйнстримовым группам.
Владимир
Нечипоренко на клавишных был даже, пожалуй, не так ярок, как Раскопов, а
барабанщик Александр Павлюк и контрабасист Николай Замоздра, как всегда,
сделали главное, что нужно в мэйнстриме - создали солистам точный и
качественный фон, в котором не было ни малейшей зацепки для критика. С
квинтетом пела Юлия Землянская, в последние месяцы все больше уделяющая
времени работе с опытными музыкантами вместо своих сверстников - и,
возможно, именно поэтому понемногу меняющая свой стиль, делающая его
более зрелым, вдумчивым, отчасти даже каким-то неторопливым.
Своего
рода "молодежным ответом" этому составу стал ансамбль контрабасиста
Леонида Кузьмина, теперь уже преподавателя "Движения". Состоящий на сто
процентов из студентов клуба (сам Кузьмин закончил обучение в прошлом
году), ансамбль играл близкий по стилю мэйнстрим и смотрелся весьма
уверенно: пожалуй, явно проигрывали составу Нечипоренко только обе
привлеченные Кузьминым вокалистки. Звучание же инструментальной части
ансамбля позволяет надеяться, что в "Движении" через некоторое время
опять будет молодежный состав, который совсем не стыдно делегировать на
взрослый фестиваль: первым таким проектом был "Ю-Джаз", сегодня, видимо,
уже окончательно распавшийся. Ансамбль Кузьмина пока отчетливо неровен,
и качество его выступлений сильно зависит от настроения участников, но в
удачной атмосфере он делается все лучше и лучше; стоит отметить,
пожалуй, пианиста Алексея Казачкова и саксофониста Александра Карбасова.
Закрывал
первый день студенческий квартет из Пензы, руководимый известным
пианистом и преподавателем Сергеем Струковым (сам Струков приехать не
смог). К сожалению, до этого выступления досидела буквально горстка
наиболее героических слушателей (концерт длился уже около пяти часов), а
отчасти перегоревшие музыканты показали себя не лучшим образом. Скидку
можно сделать разве что на то, что одна из ключевых фигур состава,
гитарист Михаил Павельев, сейчас учится и живет в Самаре, а две его
композиции, исполненные наряду со стандартами, он уже давно играет с
самарской группой "New A", аранжировки и ритмические "выломы" которой
довольно-таки нестандартны. Словом, результирующее звучание пензенского
квартета у него самого особого энтузиазма не вызвало, хотя было видно,
что технически этот коллектив мог бы претендовать на куда большее, а
контрабасист Станислав Полеха и вовсе рекомендуется московским
"скаутам".
На
второй день фестиваля, после открывшего его оркестра "Ритм", перед
самарскими слушателями впервые выступил ансамбль "Swing Up",
детско-подростковый проект из Дзержинска (Нижегородская область).
Руководимый Сергеем Баженовым, непростым и любопытным барабанщиком, этот
коллектив обыгрывает известные темы в основном путем использования сразу
целой батареи перкуссионных (ударные, конги, треугольник, стиральная
доска, ксилофон, шейкеры), из общеупотребительных инструментов привлекая
только клавишные. Однако при всей необычности результата приходится
постоянно помнить, что проект этот - детский, ученический, и дальнейшие
попытки его участников занять место за ударными в традиционном джеме
более чем убедительно показали, что только сам Сергей Баженов имеет
полное право называть себя музыкантом, а не учеником. Его манера играть
традиционный свинг, целыми минутами держа левую палку наготове и такт за
тактом избегая все-таки ударов в рабочий барабан - пожалуй, наиболее
оригинальная манера игры на барабанах на всем этом фестивале; такой
стиль порождает нарастающее, какое-то зудящее нетерпение, постоянное
ожидание того, как неопределенность наконец-то разрешится и занесенная
рука музыканта опустится, дав ожидаемый акцент; а она продолжает висеть
в воздухе, доводя басиста до исступления и быстро "разгоняя" ансамбль до
непривычной экспрессии.
Как
и в первый день, на сцене вновь был пианист соло - Михаил Цветков.
Впрочем, это уже профессионал, и назвать его выступление можно только
долгим, но не скучным. А авторские работы Цветкова, в особенности его
исполненный под конец "Песчаный мальчик" - композиции действительно
высокого уровня и большой джазовой культуры.
После Цветкова свою программу показывал "Freelance" из Уфы, ставший два
года назад одним из самых качественных составов на фестивале "Движения".
Однако состав коллектива полностью обновился - осталась лишь его
создательница и руководительница, пианистка Алина Кругликова. По ее
словам, такая участь студенческого состава естественна и ее не
расстраивает тот факт, что сегодняшний "Freelance" - уже третий состав,
причем два первых, наработав хорошие программы, ушли частью в столицу,
частью в другие уфимские коллективы.
Уфимцы
работали примерно в том же стиле, что и два года назад - с изрядной
долей грамотной академической аранжировки, которая как бы
противопоставлялась джазовой свободе. И следует признать, что для
студенческого коллектива этот ход очень и очень правилен: там, где
многие другие молодые составы в погоне за демонстрацией своей зрелости
создавали на ровном месте очевидные огрехи, уфимский секстет грамотно
полировал возможные пробелы точностью и дисциплиной.
Вряд
ли произвели по-настоящему яркое впечатление барабанщик Антон Антонов и
басист Максим Баранов, однако в очередной раз приходится напоминать, что
студенческий состав, умеющий подавить амбиции ритм-секции и заставить ее
просто сыграть хорошо - это состав с будущим. Саксофонист Вячеслав
Борисов показал себя увереннее, особенно в удачных фразовых
взаимодействиях с вокалисткой Алиной Гузаировой, а гитарист Виталий Усов
и вовсе дал понять одним из своих соло, что с оригинальностью мышления у
него все в порядке.
Забавно прозвучало объявление "трио" Алексея Раскопова, в котором
приняли участие пять человек. По словам гитариста состава Евгения
Дементьева, термин "трио" музыканты используют, считая, что
органно-гитарно-барабанное трио - это самостоятельный жанр, который
трудно переопределить, даже введя в него дополнительных саксофониста и
тромбониста. Что ж, название - дело десятое. Раскопов, едва ли не
впервые вышедший на публику теперь уже в качестве органиста, был
традиционно убедителен: не претендуя на новизну материала и его подачи,
он очень грамотно выстроил аранжировки, взаимодействие солистов,
уверенно "раскачивал" зал, в меру занимался клоунадой - словом, и правда
показывал "органное трио", от которого редко ждут чего-то еще. Любопытно
смотрелось участие в этом составе тромбониста Михаила Федотова -
фактически ставшего пионером солирующего тромбона в современной джазовой
Самаре. Сам же Раскопов по результатам мнения зала был назван в конце
концов лучшим музыкантом фестиваля.
Очень
своеобразно прозвучал состав с рабочим названием "Earth & Stars",
созданный опять-таки выпускницами "Движения" вокалисткой Юлией
Землянской и контрабасисткой Ольгой Круковской после того, как стали
очевидны проблемы с их первым и пока наиболее громким проектом, "Ю-Джаз".
Первоначально задуманный как чисто женский состав (с пианисткой Надеждой
Кузнецовой и саксофонисткой Светланой Салмановой), проект к фестивалю
"оброс" несколькими молодыми людьми; и тем не менее, даже став довольно
внушительным комбо и взяв на вооружение стандарты, коллектив не потерял
своей изюминки, так как аранжировки его оказались весьма необычными.
Местная публика привыкла трактовать основателей "Ю-Джаза" Ольгу
Круковскую, Юлию Землянскую и гитариста Александра Родовского как самых
что ни на есть мэйнстримовцев (хотя та же Круковская давно и активно
занимается эйсид-джазом и электронной музыкой). А "Earth & Stars"
неожиданно заиграли в духе современного европейского джаза, с необычно
холодной, сдержанной подачей, которая со временем как-то совершенно
естественно перетекла в горячую, искреннюю и разудалую импровизацию
более традиционного толка. Словом, коллектив выглядел куда более удачно
и оригинально, чем от него можно бы было ожидать.
Последним
же составом фестиваля стал ульяновский "Опус" Владимира Гришина, на
прошлом фестивале получивший диплом "лучшего ансамбля". К сожалению, и
автор этих строк, и многие присутствовавшие музыканты и тогда, и сейчас
не разделяли энтузиазма клуба в отношении "Опуса", считая его пусть
крепким, но никак не главным составом фестиваля. Сам руководитель,
саксофонист Владимир Гришин, убедителен и по-хорошему скуп на звуки, да
и звучание его альта достойно похвал. Аккомпаниаторы же временами
вызывают большие вопросы. Впрочем, немного зная реалии Ульяновска,
следует сказать, что "Опус" для него наверняка настоящий луч света, да и
вокал Ольги Мильченко позволяет надеяться, что не самые сильные сайдмены
состава скоро останутся в коллективе в меньшинстве.
Итак, фестиваль проведен. Раздача дипломов, судя по позиции Сергея
Равина относительно жюри, носила в основном дружеский характер по
принципу "всем сестрам по серьгам", а присылаемые зрителями записочки с
выражением "воли народа" не были особенно объективны - в частности,
после первого дня какой-то специалист сильно хвалил саксофониста Ильдара Есакова, вышедшего на сцену только на второй. Помимо очевидных
реверансов в сторону "Движения", который уже семь лет (а 15-го мая у
клуба был день рождения) стойко выдерживает свою линию, следует сказать
спасибо и культурному центру ГУВД Самарской области - именно в ведении
этой организации находится сегодня "Дзержинка". Взяв курс на возвращение
себе статуса культурного центра города, концертный зал предоставил
"Движению" уникальные, по сути, возможности по организации джазовых
концертов в зале, где играли первые самарские джазовые оркестры - и
одновременно для перехода на новый уровень деятельности. В конце концов,
недаром же клуб был назван именно "Движение".
Юрий
Льноградский,
Самара
|
|
На первую
страницу номера |
|