В Москве за последние
дни случилось очень много чего, что закономерно
подтвердило мысль редакции о двугорбости
первого, весеннего отрезка Большого Сезона -
первый горб в конце апреля, второй - в конце мая.
Так или иначе, давайте начнем.
25 мая в арт-клубе "Ностальжи", когда-то -
весьма значимом джазовом месте, а в последний год
- просто ресторане с живым джазом, Московская
ассоциация джазовых журналистов вручала (уже во
второй раз) свою ежегодную премию
"Джаз'Ухо-98". Любопытные могут ознакомиться с
репортажем с прошлогоднего - первого - вручения
"Джаз'Ухи", ну а мы расскажем о том, как это
было на этот раз....>>>>С 20 мая в Москве активно выступает
лидер уфимского джаза - тенор-саксофонист Олег
Киреев. 20-го он играл в ЦДРИ, где с ним были на
сцене клавишник Вячеслав Горский, барабанщик
Дмитрий Власенко, басист Алекс Ростоцкий и
другие "настоящие друзья" (напомним, концерт
назывался "Олег Киреев и настоящие друзья"),
в том числе тот самый гитарист Александр
Виницкий, вместе с которым Олег попал в аварию
прошлым летом. На следующий вечер Олег играл в
клубе "Birdland" почти с тем же составом, только
на клавишных был Юрий Погиба (группа Анатолия
Герасимова). Олег Киреев, по общему мнению,
полностью восстановился после травмы (мы имеем в
виду не его физическое состояние - он все еще
хромает - а его игру). Характерный напряженный,
временами экстатически вибрирующий звук его
саксофона даже приобрел какие-то новые
измерения. Сам Олег относит это на счет своего
хорошего настроения от встречи с "настоящими
друзьями", но не надо сбрасывать со счетов и
тот факт, что за проведенные в больнице месяцы он
переслушал массу новой для него музыки, до
которой у него, по его словам, раньше просто руки
не доходили.
В конце концерта Олега к нему присоединился на
пару вещей еще один саксофонист - приехавший в
Россию на пять недель американец Майк Эллис,
памятный московской публике по прошлогодним
выступлениям с "4.33" Алексея Айги и с
квартетом Алекса Ростоцкого. Майк и Олег отлично
сыграли вместе (учитывая, что играли они пьесу
Майка Эллиса, с прошлого года оставшуюся в нотной
папке у Ростоцкого), потом пару раз встречались
просто так, поговорить о жизни и музыке, и вот
результат: когда 1 июня Эллис будет играть с
Алексом Ростоцким в "Birdland'е" сольный
концерт, Олег присоединится к нему на три или
четыре пьесы.
23 мая в Москве открылась 12-я по счету
"Альтернатива", в этом году носящая
приставку MIDI. Это по-прежнему фестиваль "новой
музыки", то есть авангарда во всех его
проявлениях - электроакустики, минимализма,
чистой электроники, фольклора и world beat и т.п. - но в
нем есть и многочисленные импровизационные
включения. Кстати, основная программа проходит в
новом клубе, открытом агентством "Длинные
Руки" и лично Николаем Дмитриевым в отличном
помещении близ "Новокузнецкой". Клуб
называется "Дом" (на вывеске написано "Дом
Творчества"). По словам Николая Дмитриева, ни
рока, ни джаза как такового в клубе не будет.
Однако, глядя на присланную нам программу клуба,
согласиться с этим нельзя: будут, просто - своей
авангардной стороной. Во всяком случае, в Москве
появилось место, которое, видимо, станет
достойной заменой умирающей "Столицы".
Что же до "Альтернативы", то из виденного
нами на сегодняшний день интереснее всего была
якутская фольклорная певица Степанида Борисова -
вулкан, самум, тайфун в одном лице! С ней играл
новоджазовый перкуссионист Михаил Жуков,
стремившийся (на наш вкус, громковато и временами
сверх необходимого) имитировать характерные
"иррегулярные" ритмы сибирских шаманов,
скрипач Алексей Айги (которого не было слышно,
так что оценить его работу сложно) и вездесущий
Майк Эллис (который сыграл с Борисовой одну вещь,
весьма адекватно и органично). После окончания
выступления Степаниды публика было разошлась, но
был устроен отличный, воодушевленный и
гипнотический джем, продержавший оставшихся в
Доме еще добрых минут сорок. Выходя после джема
из Дома, мокрый как мышь Эллис произнес: "Мы
звали духов, и дух снизошел".
25 мая в "Ле клубе" играли
санкт-петербургские "джазовые директора" -
Давид Голощекин (скрипка) и Андрей Кондаков
(фортепиано), соответственно - директора
"Джаз-филармоник холла" и JFC, двух ежедневно
работающих питерских джаз-клубов. Будучи
совершенно противоположными по
своим эстетическим устремлениям музыкантами, да
еще и возглавляя конкурирующие клубы, Голощекин
и Кондаков тем не менее образовали удивительно
гармоничный ансамбль, доукомплектованный
московской ритм-секцией - молодым контрабасистом
Сергеем Хутосом и опытным барабанщиком Эдуардом
Зизаком (экс-"МКС Биг-бэнд", ныне - квартет и
биг-бэнд Игоря Бутмана). Подчиняясь вкусам Давида
Семеновича, квартет играл музыку вполне
мэйнстримовую: свинговые стандарты, чуть-чуть
бопа, чуть-чуть - латино. И тем не менее в такой,
более чем традиционной музыке был достигнут
весьма удовлетворительный результат. Плотный
звук, мощная энергетика - только результат того,
что оба солиста относятся к тому, что делают, не
просто с энтузиазмом: они, как бы это выразиться
помягче, от исполнения музыки кайфуют
по-страшному, то есть испытывают от своей игры
немедленное и заметное невооруженным глазом
удовольствие. Зал "Ле клуба" был не то чтобы
забит, но и отнюдь не пустовал, и публика
принимала кайфующих директоров с горячим
энтузиазмом. Еще бы, трудно не кайфовать
настолько же по-страшному, насколько это делают
те, кого ты специально пришел послушать.
Закономерным образом выложенные в перерыве на
пианино скромные стопки компактов обоих
солистов оказались сметены, что называется, со
свистом.
Второе отделение было ничуть не слабее первого -
начавшись с фортепианного трио, игравшего новую
пьесу Андрея Кондакова "На исходе дня", оно
быстро набрало прежние обороты. Особенную краску
ему придало включение в ансамбль на одну
композицию умудряющегося быть в эти дни поистине
вездесущим американского саксофониста Майка
Эллиса, сыгравшего боповый стандарт с
Голощекиным и навязавшего ладовую
интерпретацию. Эту игру великий маэстро Давид
Семенович принял, несмотря на иманнентную свою
нелюбовь к нетрадиционным стилям, и все вышло,
как нельзя лучше.
25 же мая в КЗ им. Чайковского прошел однодневный
фестиваль вокальных джазовых групп "A capella",
который мы информационно поддерживали. На
фестивале побывал джазовый журналист Михаил
Митропольский ...>>>>
И, наконец, еще одно московское сообщение - на
этот раз печальное. Опять трясет отечественный
джазовый радиоэфир! Весь советский радионарод,
каковому только доступно прослушивание
муниципального московского радиоканала,
постигло довольно глубокое несчастье. Начиная с 1
июня, безвременно скончается радио-ночь Михаила
Митропольского на радио "Говорит Москва",
называвшаяся "У ночи тысяча глаз". Все ночи
на радиостанции переходят во власть голимой
совковой попсы. Акция направлена не на
уничтожение джаза, а лишь подтверждает общую
тенденцию, уже отмеченную в заметке Дмитрия
Ухова (см. "Полный
джаз"# 29). Сама часовая программа "Соло для
джаза" с 23-00 до 24-00 остается в сетке вещания, так
что смерть не полная, но неприятная. Г-н
Митропольский сообщил, что ему и семи ночных
часов не хватало, поскольку идеи, особенно
связанные с программой "Постлюдия",
возникали у него регулярней, чем сама программа.
Теперь от идей можно отдохнуть. Не исключено, что
смерть будет временной, но весьма долгосрочной.
Обо всех изменениях будет сообщаться по мере...
Кстати, о радио... |