Премию в роскошных
стенах "Ностальжи" вручал, так сказать,
"руководящий состав" ассоциации - ее
председатель Дмитрий Ухов, ее секретарь Кирилл
Мошков (редактор "Полного джаза") и член ее
правления Михаил Митропольский. Кстати, в зале
присутствовал и патриарх отечественной джазовой
журналистики Алексей Баташев, который в
Ассоциацию не входит по принципиальным
соображениям и, тем не менее, нашел в этом году
добрые слова для ее деятельности и
продемонстрировал объединительные настроения.
Это было очень приятно.
Лауреаты получали стильные коричневатые
(по-модному отпечатанные на почти что оберточной
бумаге) дипломы работы дизайнера Дениса
Михайлова и традиционный "джазуховский"
приз - маленькие прозрачные пакетики с ярлычком
вроде аптекарского, подтверждающим, что это и
есть "материальное воплощение премии" и что
хранить его следует "в теплом, защищенном от
света месте". Внутри был один старый
неденоминированный рублик (0,1 коп. по нынешнему
счету), как и в прошлом году - ассоциация уверена,
что в соответствии с законом обменять рублик на
0,1 коп. нынешнего образца можно в любом банке РФ.
Но, поскольку расходы музыкантов (взятки на
телевидении и т.п.) только увеличиваются,
Ассоциация в этом году пошла на 11-кратное
увеличение суммы премии - вместе с рубликами в
пакетики было вложено по новой блестящей
никелированной копеечке.
Давайте посмотрим список лауреатов. Обратите
внимание: по сравнению с прошлым годом
количество номинаций увеличилось на одну
(добавился "Коллектив года").
ТОЧКА ГОДА (клуб или концертная площадка,
показывавшая наиболее интересные программы в 1998
году): Центр искусств "Столица" (Центральный
Дом художника).
Диплом от "Столицы" получила Галина
Михайловна Толмачева - теперь уже, к сожалению,
бывший директор Точки года. Увы, но по этой
номинации вручение невольно получилось почти
"посмертным" - после затяжного конфликта с
дирекцией ЦДХ (см. "Полный
джаз" #13-99 ) г-жа Толмачева покинула свой пост,
и количество концертов в "Столице" сразу
многократно сократилось. А в следующем сезоне их,
говорят, и вовсе не станет...
НАДЕЖДА ГОДА (наиболее интересное развитие
молодого музыканта в 1998
году) - Эвелина Петрова (аккордеон,
Санкт-Петербург) и Виталий Головнев (труба,
Москва). Джазовый авангард или, вернее, новая
импровизационная музыка и джазовый мэйнстрим
поделили "надежду" ровно пополам:
музыкальный партнер и спутница жизни трубача
Вячеслава Гайворонского, питерская
аккордеонистка Лина Петрова и молодой, но очень
быстро прогрессирующий московский трубач
Виталий Головнев эстетически совершенно
противоположны, но оба - крайне интересны и
действительно составляют, каждый по-своему,
значительную часть надежд отечественного джаза.
МАСТЕР ГОДА (наиболее интересная творческая
деятельностьмузыканта-ветерана) -
Владимир Данилин (аккордеон, Москва). Без
сомнения, эта премия заслужена стопроцентно.
Именно в 98-м Владимир Данилин сделал
стремительный рывок, продемонстрировав, что его
творческий потолок еще не достигнут. А что будет
по итогам года текущего, в котором Владимир
выпустил свой первый за свою более чем
тридцатилетнюю карьеру альбом... Во всяком
случае, учитывая, что музыкантское прозвище
Данилина - "Данила", редакция предлагает
впредь именовать его "Данила-мастер".
АЛЬБОМ ГОДА (наиболее интересная грамзапись,
опубликованная(поступившая в продажу)
в период с 01.01.98 по 31.12.98) - "Live in Norway", Аркадий
Шилклопер, Андрей Кондаков, Владимир Волков - Boheme
Music.
Второе место с минимальным отрывом -
"Фрагмент", Аркадий Шилклопер и
"Волковтрио" - SoLyd Records
Как и в минувшем году, "Альбом года" связан с
деятельностью Аркадия Шилклопера. Впрочем,
питерские коллеги Аркадия - Кондаков и Волков -
внесли в победивший альбом очень весомый вклад.
Альбом действительно первоклассный и очень
джазовый в лучшем смысле этого слова.
ПРОЕКТ ГОДА (наиболее интересное джазовое
событие (фестиваль, концертный цикл, цикл
грамзаписи, радио- или телепрограмма и т.п.) за 1998
г.) - фестиваль на открытом воздухе "Джаз в саду
Эрмитаж" (Москва, август 1998).
Второе место с минимальным отрывом - фестиваль
"Джазовая провинция-98" (10 городов России,
июнь 1998).
Оба мероприятия были отличными и остались в
памяти именно как события года. Для любопытных -
можно почитать репортажи и из "Эрмитажа", и с "Провинции".
КОЛЛЕКТИВ ГОДА (наиболее интересное
ансамблевое (оркестровое)исполнение
или серия исполнений (гастроли, концертный цикл и
т.п.)) - Игорь Бутман (за гастрольный тур с
составом: Джон Аберкромби - гитара, Энди ЛаВерн -
фортепиано, Стив ЛаСпина - контрабас, Адам
Нуссбаум - ударные).
В 1997 году - "Человек года", в 98-м ведущий
саксофонист российского джаза тоже был очень
активен (правда, в отличие от 97-го, не выпускал
пластинок), провел отличный фестиваль в Москве,
но Ассоциации больше всего запал в душу его
ансамбль с участием Джона Аберкромби, с которым
Игорь проехал по России в июне прошлого года. Что
ни говори, а ансамбль, то есть Коллектив,
действительно был отличным и, пожалуй что, именно
лучшим на территории многострадальной Родины в
минувшем году.
ЧЕЛОВЕК ГОДА (музыкант, продемонстрировавший
в 1998 г. наиболее интересные
и значимые для джазового процесса в России
творческие усилия) - Аркадий Шилклопер (валторна,
флюгельгорн, альпийский рог).
И тут все закономерно. Успешные турне по Европе,
шесть изданных за год (включая переиздания)
альбомов только в России ("Фрагмент" на SoLyd и
пять CD на "Богеме") плюс несколько на Западе,
включая великолепный "Music" Moscow Art Trio на
немецком лейбле Jaro Records, отличные концертные
программы - сольные, в трио с Владимиром Волковым
и Сергеем Старостиным, в трио с Волковым и
Андреем Кондаковым... Плюс весьма широкая для
импровизирующего музыканта популярность - и на
выходе, закономерно, единственная российская
джазовая премия в главной номинации. Аркадий в
своей лауреатской речи точно подсчитал, что путь
этот занял у него тринадцать лет - с тех пор, как
он впервые увидел свою фамилию на шестом месте в
категории "Музыкант, заслуживающий более
широкого признания" в рижской газете
"Советская Молодежь" (1986)...Помимо
номинаций, Ассоциация назвала две так называемые
"специальные категории", которые не влекут
за собой вручения дипломов и премии. Первая из
них - положительная:
МУЗЫКАНТ, ЗАСЛУЖИВАЮЩИЙ БОЛЕЕ ШИРОКОГО
ПРИЗНАНИЯ:
Николай Винцкевич
(Курск-Москва, альт-саксофон);
Вячеслав Гайворонский (Санкт-Петербург, труба);
Алексей Николаев (Москва, тенор-саксофон);
Владимир Резицкий (Архангельск, альт-саксофон);
Юрий Парфенов (Москва, труба);
Олег Петриков (Новосибирск, бас-гитара,
контрабас).
Все музыканты очень разные, но, действительно,
заслуживающие того, чтобы о них говорили и писали
больше. Для этого, собственно, Ассоциация и
назвала их.
Вторая "специальная категория" -
отрицательная.
РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА - телепрограмма
"Джазофрения" (канал "Культура").
Увы, но обещавшая столь многое при своем старте в
июне прошлого года программа уже к осени
выродилась в набор случайных номеров, в массе
своей не имеющих к джазу почти никакого
отношения. Многие члены ассоциации сотрудничали
с этой программой, но перевесить насаждаемые
студией-производителем стереотипы не смогли. Да
и сам канал "Культура" находится в весьма
плачевном состоянии, ток что ждать позитивного
развития от "Джазофрении", видимо, уже не
приходится.
Отдельно были оглашены мнения читательского
жюри журнала "Полный джаз" (опрос проводился
с декабря 1998 по март 1999 г., всего поступило свыше
100 анкет):
МУЗЫКАНТ, ЗАСЛУЖИВАЮЩИЙ БОЛЕЕ ШИРОКОГО
ПРИЗНАНИЯ
Андрей Разин (фортепиано, Москва); Антон Севидов
(фортепиано, клавишные, Москва)
АЛЬБОМ ГОДА
"Yes!", Анатолий Герасимов - Boheme Music
ЧЕЛОВЕК ГОДА
Игорь Бутман
Вот, собственно, и все результаты. Как нам
кажется, они достаточно точно отражают
сложившуюся действительность. Так что - будем
теперь ждать "Джаз'Ухо-99"! |