502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #20
"Джаз'Ухо-98" как зеркало русской импровизации
Премию в роскошных стенах "Ностальжи" вручал, так сказать, "руководящий состав" ассоциации - ее председатель Дмитрий Ухов, ее секретарь Кирилл Мошков (редактор "Полного джаза") и член ее правления Михаил Митропольский. Кстати, в зале присутствовал и патриарх отечественной джазовой журналистики Алексей Баташев, который в Ассоциацию не входит по принципиальным соображениям и, тем не менее, нашел в этом году добрые слова для ее деятельности и продемонстрировал объединительные настроения. Это было очень приятно.
Лауреаты получали стильные коричневатые (по-модному отпечатанные на почти что оберточной бумаге) дипломы работы дизайнера Дениса Михайлова и традиционный "джазуховский" приз - маленькие прозрачные пакетики с ярлычком вроде аптекарского, подтверждающим, что это и есть "материальное воплощение премии" и что хранить его следует "в теплом, защищенном от света месте". Внутри был один старый неденоминированный рублик (0,1 коп. по нынешнему счету), как и в прошлом году - ассоциация уверена, что в соответствии с законом обменять рублик на 0,1 коп. нынешнего образца можно в любом банке РФ. Но, поскольку расходы музыкантов (взятки на телевидении и т.п.) только увеличиваются, Ассоциация в этом году пошла на 11-кратное увеличение суммы премии - вместе с рубликами в пакетики было вложено по новой блестящей никелированной копеечке.
Давайте посмотрим список лауреатов. Обратите внимание: по сравнению с прошлым годом количество номинаций увеличилось на одну (добавился "Коллектив года").
ТОЧКА ГОДА (клуб или концертная площадка, показывавшая наиболее интересные программы в 1998 году): Центр искусств "Столица" (Центральный Дом художника).
Диплом от "Столицы" получила Галина Михайловна Толмачева - теперь уже, к сожалению, бывший директор Точки года. Увы, но по этой номинации вручение невольно получилось почти "посмертным" - после затяжного конфликта с дирекцией ЦДХ (см. "Полный джаз" #13-99 ) г-жа Толмачева покинула свой пост, и количество концертов в "Столице" сразу многократно сократилось. А в следующем сезоне их, говорят, и вовсе не станет...
НАДЕЖДА ГОДА (наиболее интересное развитие молодого музыканта Эвелина Петровав 1998 году) - Эвелина Петрова (аккордеон, Санкт-Петербург) и Виталий Головнев (труба, Москва). Джазовый авангард или, вернее, новая импровизационная музыка и джазовый мэйнстрим поделили "надежду" ровно пополам: музыкальный партнер и спутница жизни трубача Вячеслава Гайворонского, питерская аккордеонистка Лина Петрова и молодой, но очень быстро прогрессирующий московский трубач Виталий Головнев эстетически совершенно противоположны, но оба - крайне интересны и действительно составляют, каждый по-своему, значительную часть надежд отечественного джаза.
МАСТЕР ГОДА (наиболее интересная творческая деятельностьВладимир Данилинмузыканта-ветерана) - Владимир Данилин (аккордеон, Москва). Без сомнения, эта премия заслужена стопроцентно. Именно в 98-м Владимир Данилин сделал стремительный рывок, продемонстрировав, что его творческий потолок еще не достигнут. А что будет по итогам года текущего, в котором Владимир выпустил свой первый за свою более чем тридцатилетнюю карьеру альбом... Во всяком случае, учитывая, что музыкантское прозвище Данилина - "Данила", редакция предлагает впредь именовать его "Данила-мастер".
АЛЬБОМ ГОДА (наиболее интересная грамзапись, опубликованнаяВладимир Волков, Андрей Кондаков и Аркадий Шилклопер(поступившая в продажу) в период с 01.01.98 по 31.12.98) - "Live in Norway", Аркадий Шилклопер, Андрей Кондаков, Владимир Волков - Boheme Music.
Второе место с минимальным отрывом - "Фрагмент", Аркадий Шилклопер и "Волковтрио" - SoLyd Records
Как и в минувшем году, "Альбом года" связан с деятельностью Аркадия Шилклопера. Впрочем, питерские коллеги Аркадия - Кондаков и Волков - внесли в победивший альбом очень весомый вклад. Альбом действительно первоклассный и очень джазовый в лучшем смысле этого слова.
ПРОЕКТ ГОДА (наиболее интересное джазовое событие (фестиваль, концертный цикл, цикл грамзаписи, радио- или телепрограмма и т.п.) за 1998 г.) - фестиваль на открытом воздухе "Джаз в саду Эрмитаж" (Москва, август 1998).
Второе место с минимальным отрывом - фестиваль "Джазовая провинция-98" (10 городов России, июнь 1998).
Оба мероприятия были отличными и остались в памяти именно как события года. Для любопытных - можно почитать репортажи и из "Эрмитажа", и с "Провинции".
КОЛЛЕКТИВ ГОДА (наиболее интересное ансамблевое (оркестровое)КОЛЛЕКТИВ ГОДАисполнение или серия исполнений (гастроли, концертный цикл и т.п.)) - Игорь Бутман (за гастрольный тур с составом: Джон Аберкромби - гитара, Энди ЛаВерн - фортепиано, Стив ЛаСпина - контрабас, Адам Нуссбаум - ударные).
В 1997 году - "Человек года", в 98-м ведущий саксофонист российского джаза тоже был очень активен (правда, в отличие от 97-го, не выпускал пластинок), провел отличный фестиваль в Москве, но Ассоциации больше всего запал в душу его ансамбль с участием Джона Аберкромби, с которым Игорь проехал по России в июне прошлого года. Что ни говори, а ансамбль, то есть Коллектив, действительно был отличным и, пожалуй что, именно лучшим на территории многострадальной Родины в минувшем году.
ЧЕЛОВЕК ГОДА (музыкант, продемонстрировавший в 1998 г. наиболее Аркадий Шилклоперинтересные и значимые для джазового процесса в России творческие усилия) - Аркадий Шилклопер (валторна, флюгельгорн, альпийский рог).
И тут все закономерно. Успешные турне по Европе, шесть изданных за год (включая переиздания) альбомов только в России ("Фрагмент" на SoLyd и пять CD на "Богеме") плюс несколько на Западе, включая великолепный "Music" Moscow Art Trio на немецком лейбле Jaro Records, отличные концертные программы - сольные, в трио с Владимиром Волковым и Сергеем Старостиным, в трио с Волковым и Андреем Кондаковым... Плюс весьма широкая для импровизирующего музыканта популярность - и на выходе, закономерно, единственная российская джазовая премия в главной номинации. Аркадий в своей лауреатской речи точно подсчитал, что путь этот занял у него тринадцать лет - с тех пор, как он впервые увидел свою фамилию на шестом месте в категории "Музыкант, заслуживающий более широкого признания" в рижской газете "Советская Молодежь" (1986)...

Помимо номинаций, Ассоциация назвала две так называемые "специальные категории", которые не влекут за собой вручения дипломов и премии. Первая из них - положительная:
МУЗЫКАНТ, ЗАСЛУЖИВАЮЩИЙ БОЛЕЕ ШИРОКОГО ПРИЗНАНИЯ:
Николай ВинцкевичНиколай Винцкевич (Курск-Москва, альт-саксофон);
Вячеслав Гайворонский (Санкт-Петербург, труба);
Алексей Николаев (Москва, тенор-саксофон);
Владимир Резицкий (Архангельск, альт-саксофон);
Юрий Парфенов (Москва, труба);
Олег Петриков (Новосибирск, бас-гитара, контрабас).

Все музыканты очень разные, но, действительно, заслуживающие того, чтобы о них говорили и писали больше. Для этого, собственно, Ассоциация и назвала их.

Вторая "специальная категория" - отрицательная.
РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА - телепрограмма "Джазофрения" (канал "Культура").
Увы, но обещавшая столь многое при своем старте в июне прошлого года программа уже к осени выродилась в набор случайных номеров, в массе своей не имеющих к джазу почти никакого отношения. Многие члены ассоциации сотрудничали с этой программой, но перевесить насаждаемые студией-производителем стереотипы не смогли. Да и сам канал "Культура" находится в весьма плачевном состоянии, ток что ждать позитивного развития от "Джазофрении", видимо, уже не приходится.

Отдельно были оглашены мнения читательского жюри журнала "Полный джаз" (опрос проводился с декабря 1998 по март 1999 г., всего поступило свыше 100 анкет):
МУЗЫКАНТ, ЗАСЛУЖИВАЮЩИЙ БОЛЕЕ ШИРОКОГО ПРИЗНАНИЯ
Андрей Разин (фортепиано, Москва); Антон Севидов (фортепиано, клавишные, Москва)
АЛЬБОМ ГОДА
"Yes!", Анатолий Герасимов - Boheme Music
ЧЕЛОВЕК ГОДА
Игорь Бутман

Вот, собственно, и все результаты. Как нам кажется, они достаточно точно отражают сложившуюся действительность. Так что - будем теперь ждать "Джаз'Ухо-99"!

На первую страницу номера