Название
A capell-ного и А-днодневного фестиваля 25 мая в зале
им. Чайковского вызвало необходимость в
упражнениях в английском языке, которым, в
частности, автор владеет не вполне. Не вполне
владел им, а также и тем, что происходило на сцене,
и ведущий этого уникального фестиваля Павел
Андреев, что, впрочем, ему в вину не вменяется,
поскольку он - человек приглашенный хозяевами, а
те, в свою очередь, не всегда ведают, что творят. В
качестве хозяев выступили участники московского
вокального ансамбля Cool & Jazzy, решившего
отметить свое пятилетие. За время, прошедшее со
дня возникновения, этот ансамбль, давно знакомый
автору, ни в чем особенном замечен не был:
несколько снятых аранжировок, еврейские мелодии,
вполне поддающиеся освинговыванию,
оригинальные, но вполне совковые эстрадные песни
с ансамблевым бэкграундом на случай
подворачивающихся халтур и, разумеется, уйма
невероятных трудностей в достижении того самого
"страшного" мирового уровня культуры
вокального ансамбля, который мы все
представляем, но...
Однако, последнее выступление Марка Смирнова и
Cool & Jazzy на "Богема-джазз'е" показало, что
уровень состава сильно подрос. А умелое
привлечение спонсорских сил позволило в зале,
слабо приспособленном для музыки, провести то,
что руководитель гостей из Новосибирска Павел
Шаромов назвал праздником. Собственно, состояние
праздника было обеспечено уже слухами о приезде
"Man Sound". И здесь хотелось бы уточнить всего
одно слово - "профессионализм". Одна из
попыток определить это малознакомое в нашей
стране понятие привела к выводу о том, что
профессиональное деяние, будучи весьма трудным в
исполнении, совершенно не вызывает в потребителе
мыслей об этих самых трудностях. Вся фантастика -
легко и на кончике пера. Так вот здесь сложность и
навороченность отлетали куда-то в сторону, к
сожалению, только во время выступления "Man
Sound".
Киевские ребята опять взяли зал с первого
аккорда и не отпускали до конца. Радость
узнавания фирмы из "Take 6" без единого изъяна.
Стилизованные под ту же фактуру обработки
украинских народных песен, джазовые стандарты -
все идет по высшему классу, и даже с появлением
"мурашек кожаных". Небольшие расслабления в
середине программы, может быть - усталость,
остались почти незамеченными. А великолепные
сольные эпизоды Константина Поны, потрясающие
приемы профундиста Рубена Толмачева - радость
для поклонников жанра. В России такого уровня
нет, и нет школы. При всем этом за кулисами -
простые в общении, очень доброжелательные
ребята, радостные, но сетующие на то, что у себя на
родине они никому не нужны, работы для состава
нет, и приходится размениваться на халтуры.
Отдельно нужно отметить звукорежиссера, который
входит в ансамбль в качестве полноправного
члена. Великолепное звучание, отсутствие всяких
звуковых завязок - фирменная работа. Все-таки
этот ансамбль "микрофонный" (а не только
студийный).
Киевский ансамбль выступил в середине концерта,
и это было благом для новосибирцев, которые на
поверку оказались очень милым академическим
составом с очень приличными голосами, не всегда
сочетающимися в тембровом балансе (особенно это
касается тенора). Как они заявили сами, поют они
все. Из этого всего самым чуждым для них
материалом были спиричуэл и эвергрины - явно не
хватало джазовой свободы и свинга. А наиболее
близки композиции из чисто европейского
наследия - старонемецкая "Курочка" и пьеса
Дж. Кейджа.
Что же касается юбиляров, то они сами поставили
себя в условия явно невыгодные, выступая после
киевлян. А ведь их достаточно "крутые"
аранжировки, элементы шоу, неплохие соло (молодая
Этери Бериашвили) могли бы произвести
впечатление, но не после... Вдобавок ко всему
акцент, сделанный на песнях с не очень интересным
мелодическим материалом, навевал не лучшие
ассоциации и не способствовал... Все-таки, надо
учитывать состав аудитории.
Несомненно, энтузиазм Марка Смирнова
заслуживает всяческого поощрения, и дай им Бог
идти дальше, ведь есть куда, но работы еще так
много. Во всяком случае, этот редкий жанр
вокального ансамбля стоит того. Он ведь еще и
может быть популярным и давать прибыль. Главное,
чтобы это было не только "Cool", но и "Jazzy".
Михаил Митропольский
|