3-12
марта в России пройдут гастроли нью-йоркского квартета вокалистки
Анастейши Рене. Этот "американо-сибирский" проект под названием "Из
Нью-Йорка с любовью" представляют житель Нью-Йорка Аркадий Фримэн
(когда-то известный российской аудитории как тубист группы "Три О"
Аркадий Кириченко) и житель Новосибирска Вячеслав Семушкин.
Концерты пройдут:
- 3-4 марта - Омск
- 5, 7-8 марта - Новосибирск
- 9 марта - Томск
- 10 марта - Тюмень
- 11-12 марта - Москва (клуб "Форте")
Вокалистка
Анастейша Рене (Anastasia Rene) начала петь в
шестилетнем возрасте. Она брала частные уроки по вокалу, а также
получила степень бакалавра по курсу африканской и афроамериканской
музыки на джазовом факультете Университета штата Нью-Йорк (SUNY) в
Олд-Уэстбери.
Как и у многих молодых певцов сегодня, диапазон стилей, в которых
пробовала себя Анастейша, весьма широк: это и рок, и джаз, и соул, и
фолк, и поп, и фанк, и даже world beat. Среди известных джазовых
музыкантов, с которыми она выступала - барабанщик Ральф Питерсон и
басист Эссиет Эссиет. В последнее время она много работает с собтсвенным
квартетом, а также принимает участие в концертах многочисленных
джем-бэндов в Новой Англии (The Aaron Katz Band, Assembly of Dust и
др.). Среди тех, кто повлиял на нее, Анастейша выделяет Нину Симон,
Кассандру Уилсон и Чаку Хан.
Гитарист Ник Рассо (Nick Russo) - активно работающий клубный музыкант,
постоянно играющий в нью-йоркских джазовых клубах в диапазоне от Blue
Note и Birdland до Cleopatra’s Needle и Kavehaz. Среди тех, с кем он
играл - Фрэнк Уэсс, Майлс Гриффит, Барри Алтшул, Ив Корнелиус, а на
дебютном сольном альбоме Ника, вышедшем в 2002 г., он пригласил
записаться легендарного трубача Эдди Хендерсона, басиста Эссиета Эссиета
и барабанщика Ральфа Питерсона. Ник Руссо также занимается составлением
и редактированием методической литературы для молодых гитаристов -
именно он написал двухтомник "Metallica: легендарные приемы" и составил
для лейбла GRP сборники гитарных арпеджио и упражнений для гитаристов,
выпущенные известным издательством Hal Leonard.
Барабанщик Айэн Петилло (Ian Petillo) родился в городке Глен Коув, штат
Нью-Йорк, в 1977 г. Он выдержал конкурс на стипендию в престижном
Государственном университете Северного Техаса, но в 1998 г. уехал в
Японию играть с диксилендом, так что образование потом пришлось
завершать в заочном колледже. Среди джазовых музыкантов, с которыми он
работал - певица Джейн Монхайт, трубач Лу Солофф, гитарист Рон Аффиф.
Однако самой известной его работой стало участие в оркестре телешоу
известного комика Билла Косби.
Басист Джерри Макдональд (Jerry McDonald) в равной степени владеет
акустическим контрабасом и электрической бас-гитарой и, как и три его
соратника по квартету Анастейши Рене, активно работает на нью-йоркской
клубной джазовой сцене.
Летом прошлого года "Полный джаз" подробно
писал об одном из самых необычных джазовых фестивалей в мире -
проходившем в Республике Тыва "Устуу-Хурээ". И вот неожиданное
известие: тувинское "культурное" начальство отменяет фестиваль. С
подробным анализом ситуации с джазовым фестивалями в российской глубинке
вообще и с "Устуу-Хурээ" в частности - наш редактор Юрий Льноградский...>>>>
В Уфе в начале марта пройдет фестиваль "ДжазМастер-Уфа",
который соберет в столице Башкирии лучшие силы из числа джазовых
музыкантов, вышедших на большую российскую и мировую сцену из этого
города...>>>>
В Саратове в конце марта пройдет "Открытый конкурс молодых
барабанщиков Поволжья": внимание, молодые музыканты!..>>>>
"Музыка мира" звучит в Ереване
Говорят, как встретишь новый год, так его и проведешь. Если верить
этой народной примете, ереванских любителей джаза в новом году ожидает
масса приятных сюрпризов. Кому не терпится - могут сразу прочитать конец
этого повествования, ну, а тем у кого нервы покрепче - советую читать
все подряд, в середине тоже много чего любопытного.
Итак,
я предлагаю начать с начала. Я имею ввиду начало года. Дело в том, что в
январе в Ереване недельку гостили и играли два знаменитых, популярных и
востребованных в своем жанре музыканта - Карим Зиад и Азиз Сахмауи.
Первый - уроженец Алжира, второй - Марокко. Оба исполнители на восточной
и африканской перкуссии и вокалисты. А Карим Зиад еще играет и на
экзотическом африканском струнном инструменте гумбри. Достаточно
сказать, что в настоящее время оба являются участниками ансамбля
легендарного Джо Завинула, а также часто выступают с ансамблем Чеба Мами.
На счету обоих многочисленные выступления по всему миру, записи с
мировыми звездами этно-джаза и world beat, а Карим Зиад - еще и
арт-директор престижного фестиваля подобного же направления у себя на
родине. Именно в "Syndicate" Завинула они встретились и подружились с
другим его участником - американо-армянским перкуссионистом Арто
Тунчбояджаном, по приглашению которого и приехали в Ереван.
На протяжении нескольких дней они выступали вместе Armenian Navy Band (ANB)
в клубе "АвангардФолк". Для представления сегодняшней табели о рангах в
этом жанре, и чтобы ни у кого не возникло мысли, что армянские музыканты
имели бледный вид рядом с заезжими звездами, приведу следующий более чем
убедительный факт: армянский коллектив ANB, созданный и руководимый Арто
Тунчбояджаном (кстати, он предпочитает называть стиль исполняемой им
музыки "авангард-фолк") по итогам прошлого года был назван самым
популярным в мире в этом жанре, обогнав великого Пако де Люсию и очень
популярную сейчас Бебель Жильберто. Это по версии международного
специализированного интернет-сайта -
www.worldmusiccentral.org. Ну а
если для кого-то это покажется недостаточно убедительным, могу добавить,
что третий по счету альбом ANB - "Sounds of Our Life" - занял
четырнадцатое место в мире среди номинированных в 2004 году 950
альбомов. Причем признанно это не абы кем, а Союзом европейских
радиостанций (www.worldmusicnight.com). Так что тот, кто побывал в те
дни в "АвангадФолк" клубе, на протяжении трех часов имел удовольствие
слушать замечательную музыку с ярко выраженной фольклорной основой в
исполнении первоклассного интернационального состава.
В
один из первых же дней пребывания африканских музыкантов на армянской
земле мне удалось поговорить с гостями. Выяснилось, что путь к мировой
музыке Карим Зиад и Азиз Сахмауи прошли почти одинаковый. Любовь к
музыке своей родины, попытки играть и петь в самодеятельных коллективах,
первые профессиональные шаги в ансамблях, обслуживающих свадьбы и
частные вечеринки, расширение кругозора и изменение пристрастий
благодаря широкому использованию современных аудионосителей, и как
результат - они оба оказываются в стане приверженцев и исполнителей
музыки в стиле world beat, соединяющей воедино народные (в данном случае
африканские и восточные) ритмы и гармонии с современными приемами и
инструментами. Позже оба переезжают во Францию и там продолжают свои
эксперименты в этой области. Причем, как уверяли меня оба, Париж - самое
подходящее место для самого разного рода "опытов" в области смешивания
наследия музыкальных культур мира. Ни в Германии, ни в Англии, например,
этого сделать бы не удалось.
Наш разговор длился довольно долго. Гости с удовольствием общались,
охотно отвечали на вопросы и всячески выражали свою доброжелательность.
Как вы попали в коллектив Джо Завинула?
- Очень просто. Мы выступали на одном фестивале - он со своим "Syndicate",
мы со своим составом "Maghreb & Friends". После нашего выступления он
подошел и предложил присоединиться к нему.
Так просто?
- Джо - очень хороший и простой человек. С ним очень легко иметь дело.
Он всегда прямо и четко выражает свои мысли и говорит только то, что
думает.
А вы не испытывали трудностей, так сказать совместимости в
музыкальном плане?
- Абсолютно! Ты намекаешь на то, что мы принадлежим к разным культурам?
Но разве это имеет значение? Во-первых, хотя я и жил до 20 лет в Алжире,
я все время слушал европейские радиостанции, и поэтому хорошо знал и
другую музыку. Алжир всегда был своеобразным котлом, где сплавлялись в
одно единое характерные черты разных культур. Чтобы быть востребованным,
нужно было одинаково хорошо знать и родной фольклор, и французские
песни, и музыку берберов, и современный фанк. Ну, а сейчас мир стал
гораздо меньше, мы стали ближе друг к другу - пара часов полета, и ты в
центре Европы. А во-вторых, культура вообще, и музыка в особенности, не
признает границ, языковых различий, рассовой или религиозной
принадлежности. Состав "Syndicate" многонациональный, музыканты
собрались в него с разных континентов. И что? Мы понимаем друг друга с
полуслова, нам достаточно бывает нескольких репетиций и программа
готова. Так что с этим у нас проблем нет.
А как вы оказались в Ереване?
- Пригласил Арто. Мы с ним познакомились у Завинула. Он фантастический
музыкант и замечательный человек. Мы с ним сыгрались и подружились. Он
пригласил - мы с радостью приняли приглашение и приехали. Мы очень
довольны - нас здесь прекрасно принимают. Руководство клуба "АвангардФолк"
сделало все, чтобы у нас не было организационных и бытовых проблем, а
ANB - великолепный ансамбль и в его составе приятно и легко играть. Ну а
армянская публика нас просто очаровала - внимательно слушает, активно
реагирует. Кстати, это тоже ответ на твои предыдущие вопросы. Казалось
бы, мы играем африканские ритмы, поем арабские песни на непонятном
языке, но армянам нравится. Так что дело не в национальной
принадлежности. Народная музыка чистая, искренняя, доходчивая, а если
еще и хорошо, от души исполненная, то она просто не может не
понравиться, будь ты африканцем, армянином или эскимосом. Например,
европейским слушателям нравится африканская музыка, но они не совсем
понимают, что в ней происходит. А когда комбинируешь ее с европейским
или американским звучанием, музыка эта становится мягче, понятнее,
доступнее.
А какую музыку вы все-таки играете, выступая в разноплеменном составе
австрийца Завинула или, скажем, с ANB? Западноевропейскую, армянскую
или, наоборот, ваши партнеры начинают играть африканскую?
- Мы играем хорошую музыку. Ту, что предпочитаем сами, и знаем, что
нравится публике. Красивые мелодии, энергичные ритмы - это любят все.
Настоящие музыканты не делят музыку по национальности. Мы играем музыку
мира.
А чем, собственно, объяснить, что сейчас во всем мире так популярен
этно-джаз и другие направления, связанные с фольклором?
- Людям надоело слушать синтетическую музыку, утилизированную, без
корней, не находящуюся в гармонии с окружающей природой. Вот и
потянулись люди обратно к истокам, к бабушкиным песням и танцам..
Народная музыка в современной обработке, фольклорные темы одного народа,
наложенные на ритмы другого и исполненные на современных инструментах
вперемежку с народными, - все это дает великолепный и часто неожиданный
результат. Вот на моем последнем альбоме (Карим Зиад говорит о своей
последней работе - альбом 2004 года “Shabiba”) играют известный
сейчас в мире вьетнамский гитарист Нгуен Ле, боснийский пианист Боян
Зульфикарпашич, французы Жан-Филипп Рикель и саксофонист Винсен Маскар,
африканские и арабские музыканты. Каждый привносит в музыку что-то свое,
свойственное только ему, частичку своей души, красоту и богатство
культуры своего народа, и в результате получается очень красиво,
здорово, понятно и приятно абсолютно всем.
Напоследок музыканты, еще раз напомнив мне о том, что настоящая музыка
не знает и не признает границ, пошли готовиться к очередному
выступлению. А я, соответственно, начал устраиваться поудобнее за
столиком. Выступление прошло прекрасно. Армянская публика на африканскую
музыку реагировала достаточно бурно, как и предрекали музыканты.
Через пару дней музыканты улетели в Европу, в очередное турне с "Syndicate",
но обещали вернуться и (внимание!), может быть -
даже с самим маэстро Джо Завинулом. И это будет уже второй сюрприз для ереванских джаз-фэнов. Ну
а третий, как мне сообщили почти по секрету, заключается в том, что
весной же в Ереване собираются проводить фестиваль этно-джаза. Но кто,
когда точно - это пока большой секрет. Учитывая, что февраль - последний
месяц зимы и весна не за горами, ждать осталось недолго. Потерпим!
Армен
Манукян,
собственный корреспондент
"Полного джаза" в Ереване |